В реализации любой масштабной задачи с множеством переменных есть две основных трудности: одна физическая, другая психологическая. Первая — это тот объем усилий, энергии, времени и прочих ресурсов, которые приходится затратить на достижение поставленной цели. Вторая — это психологическое напряжение, с которым приходится столкнуться в условиях, когда нет точного плана действий, и отсутствуют какие-либо гарантии успеха.
С физическими или материальными трудностями справиться проще: если ресурсов достаточно, можно просто приступать к делу, если нет — надо их добыть, накопить, занять и… просто приступать к делу. А если уж совсем никак, то нет ничего такого страшного и предосудительного в том, чтобы вздохнуть и от дела отказаться. Все ведь прекрасно понимают, что чудес не бывает, и любые достижения ограничены имеющимися возможностями. А вот с психологическими трудностями все гораздо сложнее, и именно на них срезается большинство человеческих начинаний.
Основная масса провалов случается не потому, что не хватило сил, денег, времени, умений или еще каких-то осязаемых ресурсов, а потому что не удалось справиться со страхами, сомнениями, неуверенностью в себе и нежеланием ставить под угрозу свой идеальный образ.
Человеческая психика устроена таким образом, что проще всего нам даются задачи, в отношении которых мы имеем твердое понимание, какие именно усилия, в каком порядке и направлении требуется приложить для достижения цели. Легко вкалывать по полной программе, когда знаешь, что каждая минута времени, каждый ватт энергии и каждая копейка идут в зачет, а не пропадают даром. Но стоит нам оказаться в ситуации неопределенности, когда нет полной ясности в том, какие усилия принесут результат, а какие пойдут прахом, что-то у нас внутри быстро ломается, и казавшаяся очень интересной задача внезапно утрачивает для нас всякую ценность.
Страх впустую потраченных усилий, страх перед ошибкой, страх перед провалом создают такую мощную мотивацию ничего не делать, что она в два счета перебарывает мотивацию к тому, чтобы делать хоть что-нибудь.
Справляются с этой проблемой лишь те, у кого мотивация к действию оказывается сильнее мотива к психологической безопасности, и происходит это только в двух случаях: либо задача для человека настолько важна, что ему становится плевать на все психологические риски, либо он достиг той стадии зрелости, когда психологические страхи не имеют над ним большой власти и не являются существенным тормозом в практической деятельности.
Это касается любой сложной задачи: будь то открытие своего бизнеса, написание книги, духовные поиски и все, что угодно, иное. Везде мы сталкиваемся с этой дилеммой: либо рисковать психологически, но иметь хоть какой-то шанс на достижение цели, либо остаться в безопасности, но лишиться всякого шанса на какие-либо серьезные достижения.
И если говорить конкретно о поисках Истины, Бога или пробуждения, то все усложняется многократно. Проблема здесь в том, что не существует четкой проторенной дорожки к этой цели, а мотив к подобным поискам очень редко бывает действительно сильным. Можно сказать, что, в той или иной степени, он есть у каждого, но в том-то и беда, что обычно он очень уж слаб — буквально на грани восприятия. И даже те, у кого он относительно силен, чаще всего обнаруживают, что не готовы подчинить ему всю свою жизнь и сразиться на этом поле боя с самыми острыми своими психологическими страхами. А по остаточному принципу, работая вполсилы, эту задачу решить невозможно — все неизбежно скатится к поверхностной имитации духовного поиска, которую мы повсеместно и наблюдаем.
Как и во всех прочих серьезных начинаниях, провал на этом пути случается не потому, что человеку не хватает мозгов, умений или времени, а потому что его мотивация недостаточно велика, чтобы перебороть возникающие на этом пути контр-мотивы из тревог, страхов и сомнений.
Из своего собственного опыта тоже могу подтвердить, что труднее всего было справиться с душевным напряжением по поводу того, в правильном ли направлении прилагаются усилия. И расход энергии на сами эти усилия не сравнится с огромным ее перерасходом на преодоление сомнений в себе и своих возможностях.
И в итоге, когда задачка решилась, главной сложностью оказалась не процедурная ее часть — не та фактическая работа, которую пришлось проделать, чтобы “вскрыть себе мозги” — а то терпение, которое потребовалось, чтобы не бросить затею ко всем чертям. Возвращаться снова и снова к поставленной задаче, не имея ни малейшего понятия, с какой еще стороны к ней подступиться, — это требует огромной внутренней стойкости.
Главным подспорьем, с другой стороны, было общее уравновешенное психологическое состояние, когда вся горькая правда про себя уже известна, все страхи исследованы вдоль и поперек, и больше нет уже риска столкнуться с чем-то новым, пугающим и непреодолимым. Не приносящая видимого результата работа из этого состояния выполняется гораздо проще и смиренней, и именно такое спокойное и терпеливое отношение к делу в конце концов приносит результат.
Таким образом, если мы хотим повысить свои шансы на успех в любом сложном начинании, у нас для этого есть только две точки приложения усилий. На мотивацию повлиять мы не можем — сколько ее есть, столько есть — поэтому остается только: 1) улучшать свое общее психологического состояние, чтобы мотив к действию не заглушался мотивом к безопасности, и 2) как можно лучше разобраться в сути поставленной задачи, чтобы максимально точно направлять свои усилия.
Первая задача отлично решается с помощью психологии (ваш Кэп). Вторая решается либо внимательным штудированием доступной по данной теме информации, либо обращением за помощью к эксперту в соответствующей области.
Именно поэтому индивидуальная работа с тренером в спортзале идет гораздо лучше и проще, чем если бы прийти туда первый раз и попытаться самому во всем разобраться. Тренер выступает и в роли эксперта, точно знающего, что именно и как именно нужно делать, и в роли психолога, помогающего преодолеть сомнения и поверить в свои силы, и даже в роли надзирателя, способного пусть и временно, но все-таки добавить мотивации своему подопечному.
Но, если мы говорим о такой сложной и непонятной сфере, как духовные поиски, где очень мало толковых тренеров-экспертов, самым лучшим капитальным вложением оказываются усилия, направленные на достижение психологической устойчивости, равновесия и зрелости. Эти вложения окупятся всегда, независимо от того, будет ли достигнута данная конкретная цель, или нет. Если не эта, так какая-нибудь другая, которая тоже обязательно потребует терпения, бесстрашия и смирения перед лицом возможного провала.
И это не говоря уже о том, что на пороге пробуждения вас будут поджидать все личностные страхи, от которых вам до этого удавалось улизнуть. И если их окажется слишком много, не видать вам пробуждения, как своего «Я». Поэтому… в любой непонятной ситуации копите личную силу — ту самую эфемерную штуку, которая позволяет преодолевать любые внутренние преграды.
Ну и, конечно же, было бы неплохо взять на себя труд разобраться в сути решаемой задачи. Даже в сфере духовных поисков, где все так мутно и неопределенно, информации на сегодняшний день более чем достаточно: ее только нужно собрать и внимательно проанализировать, чтобы отделить содержательную часть от декоративной. Это не так-то просто, но если не хочется полагаться на всяких гуру-экспертов, то вполне можно во всем разобраться самостоятельно. А уж во всех прочих сферах человеческой жизнедеятельности разобраться можно тем более.
Не имея внутреннего равновесия, вы лишаетесь шансов на какие-либо серьезные достижения в этой жизни, потому что мотив к психологической безопасности всегда окажется сильнее мотива к любым значимым целям. Страх провала и болезненного удара по самолюбию остановит вас еще до начала реальной работы или при столкновении с первыми же трудностями, а ведь всякая серьезная задача обязательно подразумевает очень серьезные трудности.
Не понимая сути поставленной задачи, не разобравшись в том, как именно она решается, вы обрекаете себя на то, чтобы “тыкать пальцем в небо”, и ваши шансы на успех тогда стремятся к нулю. Одного упорства и внутренней стойкости недостаточно, важно еще хотя бы приблизительно понимать направление, в котором следует двигаться, и все время его корректировать в соответствии с получаемыми результатами. Без этого все усилия — это просто нагревание воздуха, имитация активности.
Не обманывайте себя — наивная детская надежда проскользнуть мимо этих двух преград ведет к неизбежному провалу и разочарованию. Даже при работе с тренером, который все знает за вас, нужно еще правильно понять его инструкции и справиться со своим эго, чтобы оно не путалось под ногами и не сбивало с пути. И как бы ни был хорош этот тренер, основную работу все равно придется проделать именно вам, а это опять вопрос вашей способности держать удар и продолжать прилагать усилия под давлением психологических угроз.
Любая взрослая жизненная задача требует к себе взрослого отношения. И в случае духовных поисков взрослость, зрелость и внутреннее равновесие — это не результат пробуждения к истине, а необходимый фундамент для того, чтобы иметь хотя бы малейший шанс до этой самой истины дотянуться.
Так что, как нас и учили в детстве…
Терпение и труд все перетрут!