В давние советские времена, какими я их помню, в детях воспитывали идею о том, что нужно быть “Человеком с большой буквы”. И это не ощущалось каким-то насилием над беззащитной детской психикой, наоборот, в этом виделось что-то глубокое и манящее, призыв к подвигу, который в своей жизни должен совершить каждый: преодолеть себя, переступить через свои слабости, сделать правильный выбор, прожить свою жизнь в полную силу.
В этом была своя красота и романтика. Стать великим путешественником, геологом на полярной станции, большим художником или композитором, космонавтом в межзвездном пространстве, совершить научный прорыв, покорить высочайшие вершины, исследовать глубины океана и наравне со всем этим… стать Настоящим Человеком. Вот, о чем мы мечтали в детстве: прожить эту жизнь осмысленно и с честью, совершить подвиг, а не просто жить ярко, богато и весело.
Возможно, мне повезло оказаться в семье и кругу таких вот романтиков, а все остальные жили в мире совсем иных приоритетов и ценностей. Сейчас это не важно, ведь речь не о ностальгии по былым временам, а о той начальной установке в жизни, которую человек получает и которой затем придерживается. И если в семье ребенку не был задан вектор и начальное ускорение к тому, чтобы стать Человеком, то он практически обречен быть подхваченным волной ценностей и приоритетов гораздо более простых и приземленных, тех, что сулят больше удовольствия на единицу вложенных усилий.
Идея о том, чтобы прожить свою жизнь достойно и красиво все больше вытесняется идеей о «красивой жизни»: истинный вызов и подвиг человеческого бытия низводится до примитивных радостей жизни легкой, веселой и полной ярких впечатлений. Настоящее искусство подменяется пестрыми, красочными картинками, которые хоть и цепляют взгляд, но к настоящему искусству не имеют никакого отношения. Ведь подлинная сила искусства не в том, чтобы человека «улыбнуть» или «расплакать», а в том, чтобы заставить его содрогнуться от осознания глубин, которые до этого были ему неведомы.
Глубочайшее удовольствие и удовлетворение человек получает в жизни не от простых и доступных радостей, а от того, что дается ему с большим трудом и заставляет продираться через суровые непролазные тернии. Это всегда сложно и это всегда рискованно, потому что до вершины можно и не добраться. Но красота жизни именно в этом, в процессе движения к вершине, вопреки всем страхам, опасностям и сомнениям. И награда здесь не в том, чтобы эту вершину покорить, а в редкой чести посвятить свою жизнь восхождению.
Но гораздо чаще жизнь разменивается на те простые радости, которые можно встретить у самого подножия, без особого риска и “за недорого”. Гораздо проще ходить проторенными тропами и нажимать на проверенные кнопки: семья, успех, признание, деньги, власть. Кому нужны холодные и опасные вершины, если здесь внизу так хорошо, тепло и сухо? Миллионы мух и argumentum ad populum во всей красе. Жизнь — предприятие для идеалистов… но это, конечно же, мнение идеалиста.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
С этим вызовом — прожить жизнь не зря — сталкивается каждый человек. Не каждый, однако добровольно и осознанно принимает на себя ответственность вынести свой вердикт по этому поводу. Как распорядиться своей жизнью? На что ее потратить? На что сделать главную и единственную ставку всей своей жизни? На что поставить саму эту жизнь?
И вот здесь у людей дороги расходятся: есть те, кто ответ этот ищет и находит, и те, кто делает вид, что этот вопрос их не касается. Первые проживают жизнь полную поисков, рефлексии и сомнений, вторые не сомневаются ни в чем, потому что уверены, что и так все делают правильно. Кому из них повезло больше? Вопрос спорный, потому что все поиски первых ведут к тому же самому ответу, в который изначально верят вторые. Отличие только в одном единственном нюансе: в разнице между тем, чтобы знать, и тем, чтобы верить.
Мудрец не так уж отличается от глупца: и тот, и другой воспринимают жизнь такой, какая она есть, но глупец делает это в силу своей бессознательности, а мудрец — в силу своей осознанности. В этом и заключается различие между зрелостью и инфантильностью. Зрелость знает, что она ничего не знает, а инфантильность ничего не знает, но об этом даже не догадывается.
Устремляясь за успехом и признанием, человек ставит себя в очень неудобное и опасное положение, когда его будут оценивать общим мерилом. А ведь хорошие показатели по шкале общепринятых ценностей случаются у очень редких экземпляров. Большинству же приходится себя основательно переделывать, чтобы выйти хотя бы на уверенный средний уровень. Погоня за успехом — это гарантированный отказ от себя и бесконечное соперничество с теми, кто от рождения лучше приспособлен к этой игре. И хотя в других сферах старание зачастую важнее таланта, здесь тот самый случай, когда талант всегда и с легкостью выигрывает.
Другая и еще более коварная опасность состоит в том, что погоня за признанием и успехом не имеет конца — нет такого предела, после которого человек говорит, что ему достаточно. Всего и всегда оказывается мало, всегда хочется чего-то большего, потому что никакой достигнутый успех не заполняет ту пустоту, от которой человек хочет убежать. В этом беда всех проторенных троп: они подходят только тому, кто их протоптал, а не тому, кто идет следом.
Погоня за успехом настолько же бесконечна, насколько и бесплодна, и здесь очень легко оказаться в ситуации, когда осознание совершенной ошибки наступает слишком поздно, чтобы успеть что-то исправить. С другой стороны, есть хороший шанс так и не успеть обо всем этом задуматься до самой смерти, а значит, номинально прожить вполне счастливую жизнь. Но с точки зрения того, кто все-таки вопросами задается, такая жизнь всегда будет выглядеть не вполне полноценной: родился, жил, ничего не понял, умер.
С психологической точки зрения, такая бессознательная жизнь тоже выглядит несколько ущербно, поскольку приносит неоправданно много страданий и не приводит человека в ту точку, где он на всю глубину и громкость осознает себя живым. Это жизнь прожитая в вечном страхе разоблачения, в убегании от себя, в метаниях на качелях гордости и ничтожества, поверхностная, пустая и лишенная покоя. Комфортной и счастливой она может казаться только по недоразумению, если не пробовал и не представляешь ничего другого.
Замеряя себя чужой линейкой, невозможно быть в ладу с самим собой. И даже если удается достичь значительного успеха по заведомо неподходящей шкале, вместе с этим растет и душевное напряжение — страх скатиться назад или не продвинуться дальше. Усилия потраченные на достижение внутреннего покоя через успех и признание обесцениваются законом равного противодействия: чем больше получаешь, тем менее уверенно себя чувствуешь… потому что в глубине души прекрасно знаешь, что это все самообман, а чем больше наврал, тем страшнее и больнее разоблачение.
Сказать, что такая жизнь неправильна, нельзя, но ей определенно не хватает чего-то существенно важного… как птенцу, навсегда оставшемуся в гнезде, не хватает неба и полета. Он может прожить долгую сытую жизнь, но он так и не становится птицей, а человек так и не становится Человеком.
Строго говоря, прожить жизнь неправильно невозможно, потому что никаких правил нет. Но есть существенная психологическая разница в том, чтобы действительно это знать, верить в это или вообще об этом не задумываться. Когда человек просто верит, он всегда напряжен, потому что вера подразумевает сомнения и страх ошибиться. Когда человек не задумывается, он тоже всегда напряжен, потому что, как и в уголовном кодексе, незнание здесь не избавляет от ответственности: вопрос внутри все равно есть, и он изнутри все равно точит. И только достоверное знание, извлеченное из собственного опыта, приносит настоящее успокоение.
Это и есть зрелость — осознание того, что ты всегда был и будешь один на один со своей жизнью, что единственная точка отсчета, от которой ты можешь оттолкнуться — это ты сам, что есть только одна линейка, которая тебе подходит — твоя собственная. Условный, но все-таки знаменательный рубеж, когда человек утрачивает большую часть своих иллюзий относительно того, как устроена жизнь, другие люди и, конечно же, он сам. И процесс достижения этой самой зрелости — становление, трансформация ребенка во взрослого — не может быть безболезненным. Крушение детских надежд и иллюзий — это драма, которой всякий человек стремится избежать любыми средствами. И только очень редкие люди находят в этом процессе интересный для себя вызов и подвиг.
В идеальных условиях человек мог бы повзрослеть и достичь зрелости естественным путем, никак об этом вообще не задумываясь, но просто проживая свою жизнь и сталкиваясь с задачами, которые она перед ним ставит. Однако даже в древние времена, когда жизнь была куда более суровой и естественный отбор шел куда более жестко, ребенка заставляли проходить тот или иной обряд инициации — ключевое испытание, в ходе которого проверялось, сможет ли он отбросить все детское, взять ответственность на себя и выжить без чужой поддержки, а главное — нужен ли такой человек в племени, будет ли он помощником или обузой.
Современная жизнь куда более комфортна, безопасна и терпима к слабости. Инфантильный человек, едва способный заботиться о самом себе, легко выживает и даже не особенно привлекает к себе внимание, потому что таких как он очень много, если ни большинство. Жизнь больше не требует от человека силы и зрелости, и это, наверное, не так уж и плохо, поскольку очень многие блага и радости этой жизни, к которым мы привыкли, есть результат праздности — возможности потратить свое время и силы не на то, чтобы выживать, а на то, чтобы привнести в эту жизнь красоту, комфорт и удовольствие.
Но вместе с этой легкостью бытия приходит и скрытое зло — отсутствие обстоятельств, принуждающих человека взрослеть. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали. Если вопрос физического выживания больше не стоит так уж остро, если жизнь оставляет слишком много места для праздности, то человек нуждается в каком-то ином факторе, который подстегнет его развитие и заставит его повзрослеть. И это тот самый подвиг, о котором говорилось выше. Если в жизни больше нет естественного вызова, им становится вызов идейный — некий трудно достижимый идеал, стремясь к которому, человек вынужден будет преодолеть себя и выйти на новый уровень сознания. Именно здесь происходит инициация во взрослую жизнь для современного человека… точнее, могла бы происходить.
И пусть говорят, да, пусть говорят,
Но нет, никто не гибнет зря,
Так лучше, чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд,
Пройдут тобой не пройденный маршрут.
Но, оглянувшись по сторонам, мы видим, что людей, в чьей жизни есть хоть какая-то идея очень и очень мало, большинство же живет абсолютно праздно, бессмысленно и безидейно. Современным идеалом, который рекламируется со всех экранов, стал социальный успех — общественное признание, много денег, море удовольствия и ярких впечатлений. Жизнь нужно прожить как хорошее кино, когда так увлечен сюжетом, что не замечаешь, как время пролетело, или как с классной ледяной горки — у-у-у-ух, и ты уже на смертном ложе и ни о чем не жалеешь… потому что ни о чем не успел задуматься. А если жизнь получается какая-то неяркая и тухлая, то ты, очевидно, лох и не умеешь прожить ее правильно.
В какой-то мере здесь выручает психология. Душа ,застрявшая в развитии, неизбежно подает сигнал бедствия в виде чувства неудовлетворенности, страхов и других болезненных эмоций — в виде невроза. С этим человек и обращается за помощью к психологу, абсолютно не понимая, почему ему так плохо, если он все делает правильно, как все. И если с психологом ему повезет, то у него будет шанс не просто снять симптомы и пережить под чужим крылом очередной кризис, а осознать истинную суть всех своих проблем — опасную остановку в развитии.
Если раньше жизнь испытывала человека, проверяя его способность выжить физически, то сегодня это испытание стало психологическим: сможет ли человек сохранить свой рассудок, сможет ли он сохранить самого себя, сможет ли он не сойти с ума, в тех условиях, когда физическое выживание гарантировано, а психологическое находится в серьезной опасности. Ведь именно так дело и обстоит: в современном мире крайне сложно не утратить себя, и именно это становится главным инициирующим испытанием — выдержит ли человек социальное давление, останется ли он собой, сохранит ли свою индивидуальность или растворится в безликой толпе и проживет свою жизнь как зомби.
Итак, у нас есть пять вариантов:
Повзрослеть под давлением обстоятельств. Мало кто сегодня живет в такой ситуации, где этот вопрос стоит ребром: повзрослеть или умереть. Более того, даже находясь в подобной ситуации человек волен выбирать — использовать ее как точку опоры в преодолении собственных слабостей, или же скатиться в жалость к себе и использовать тяжелые жизненные обстоятельства для оправдания собственных неудач. С другой стороны, даже не самые жесткие обстоятельства можно сознательно использовать во благо собственному взрослению, но это требует серьезной внутренней решимости и осознанности.
Повзрослеть под давлением идеи. Хочешь стать чемпионом мира — придется преодолеть свои слабости и повзрослеть. Хочешь стать лучшим в своем деле — придется повзрослеть. Хочешь совершить подвиг — придется повзрослеть. Взросление и зрелость здесь прилагаются в нагрузку: об этом не придется даже думать. Но для этого надо не просто мечтать о подвиге, надо действительно поставить свой идеал во главу угла и подчинить ему всю свою жизнь. И на деле здесь не так уж много романтики:суровых будней, рутины и неудач, через которые придется пройти, не утратив боевого духа, здесь гораздо больше.
Повзрослеть под давлением невроза. По сути, это очень похоже на первый вариант, только обстоятельства здесь приходят изнутри, а не извне. И давление внутренних обстоятельств ничуть не меньше, ведь и здесь тоже, если слишком все запустить, под угрозой оказывается не только душевное равновесие, но и физическое здоровье. Однако, как и обычная медицина, психология предлагает кучу анальгетиков на любой вкус, поэтому невроз не ведет автоматически к утрате иллюзий и взрослению, для этого тоже нужна добрая воля и внутренняя решимость.
Повзрослеть добровольно. Редкий случай, но бывает. Это путь тех странных людей, которые ищут развития и взросления под давлением какой-то неумолимой внутренней тяги. Все прочие игры кажутся им неинтересными и неважными. Свой идеал и свой подвиг они видят в покорении вершин, которые находятся внутри, а не снаружи. Реализация самой сути человеческого потенциала — вот их духовный Эверест, и ради этой своей цели они готовы принести в жертву все остальное. Подвиг есть подвиг: все или ничего.
Отказаться взрослеть. Самая популярная опция — постараться прожить жизнь так, чтобы за отведенное время получить максимум удовольствия и ярких впечатлений. Успешность этого пути определяется тем, насколько хорошо у человека получается ни о чем не задумываться и большую часть времени пребывать в полубессознательном состоянии. Обычно для этого надо иметь либо много денег и неиссякающий поток впечатлений, либо такой же бездонный источник дел, проблем и забот, либо надо быть натуральным дураком, человеком с пониженным IQ — главное, чтобы в сознание не успевал или технически не мог просочиться тот самый сакраментальный вопрос: «А зачем я вообще живу?»
А что выбираете вы?
Мы рубим ступени, ни шагу назад,
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина ещё впереди.
P. S.
Заставить человека повзрослеть невозможно… но тот, кто хочет повзрослеть, найдет для этого возможности и инструменты в любой ситуации.
Отличная статья! “В этом беда всех проторенных троп — они подходят только тому, кто их протоптал, а не тому, кто идет следом” – просто блеск! Беру на вооружение.
На самом деле их не так мало, просто Вы Олег ориентированы на людей у которых все более менее безопасно.
Так же как в ваших статьях часто упоминается о союзах где женщина главарь, а мужчина размазня. Но ведь в реальности ровно столько же союзов где мужчина узурпатор, а женщина размазня. Это говорит о том что вы видите и притягиваете то на что настроено ваше сознание.
интересная статья, как и многие. лет 5-7 чувствую что надо взрослеть, но стрёмно. жизнь сама конечно пинает аккуратненько, но решающий шаг всё равно за мной.
Я еще слышала что есть некая карма, конкретно что несколько поколений могут прожить во вранье, а по-моему 4-е просто не выживает, если не начинает выздоравливать (взрослеть). И если уже у этих выздоравливающих людей кто-то рождается, то это поколение или следующее не помню может захотеть интересоваться выздоравлением из интереса.
Интересная статья. Нарисовано притягательно. Не понял, впрочем, почему в выводе эти варианты взросления и почему это именно такой вывод, когда до этого было и многое другое (значение взросления, история этого вопроса и пр.). Потом эти пять вариантов странные. Думаю, они сводяться к степени осознания того вопроса: его будто нет (давление обстоятельств или невроза), вопрос есть (это та тяга) и вопрос сформулирован (выраженная идея). Ну и вопрос отвергнут. Да, статья рисует картинку и зовёт к вершине, но, как мне кажется, дальше сложнее. Хотя бы даже взять то, что следовать своей какой-то тяге, страсти, тяге может быть неверным (https://80000hours.org/articles/dont-follow-your-passion/ ).
“…выдержит ли человек социальное давление, останется ли он собой, сохранит ли свою индивидуальность или растворится в безликой толпе…”
Наша ценная индивидуальность и наше бесполезное эго.. в чем между ними разница?
А что такое польза? Получение выгоды, так ведь? Как вообще эго может быть бесполезным, если при его отсутствии само понятие пользы теряет всякий смысл. Другими словами, любая польза есть потребность эго. Ну если не так, то как?
Ценная индивидуальность, как я понял, подразумевает собой никого не слушать и жить своим умом. Растворение в толпе – принятие стереотипов всего подряд и дальнейшее плавание по течению.
Как поймешь, что повзрослел ?
Когда поймешь, что “взрослых” не существует.
Разве навязанная идея подвига не равна навязанной идее успеха? И не является ли мерилом взрослости внутренний комфорт?
Или речь о том, что люди, воспитанные с, скажем так, вечными ценностями, могут «сдаться» из-за давления идей о «красивой жизни», сдав позиции героя, в котором они и являются по настоящему взрослыми?
В любом случае, не понятен посыл по поводу связи – продолжать бороться за свою идею или увидеть, что разницы нет.
Меня часто посещают вопросы о том как я по-настоящему бы поступил в какой-нибудь сложной ситуации. Начиная от относительно реальных ситуаций – что-то случилось с близкими, например. Или грабители взяли в заложники. Или попал на войну. И заканчивая совсем вымышленными – оказался на северном полюсе, вокруг снег, холод. Короче говоря, мне все время тянет проверить как я в реально сложных условиях буду себя вести. Так как жизнь течет спокойно размеренно.