В какой-то из книг — по-моему, «Сознание пишет» — Балсекар отвечает на вопрос о том, как определить, что человек близок к пробуждению. К сожалению, не могу сейчас найти этот конкретный отрывок, поэтому пересказываю своими словами.
Суть его ответа сводится к тому, что пробуждению обычно предшествует общее уравновешенное, спокойное состояние, в котором человек укореняется в результате тех или иных практик, и благодаря которому становится очень искренним и открытым в своей обычной мирской жизни.
Опыт нашего ярославского мероприятия и занятий на курсе «Поиски себя» показывает ровно то же самое. Среди участников всегда выделяются те, в ком изначально звучит эта самая простота, искренность и открытость, и именно у них работа по выходу за пределы ума вызывает меньше всего затруднений и проходит наиболее естественно.
Чаще всего это люди, которые к моменту начала занятий уже проделали большую сознательную работу по приведению себя в это самое уравновешенное состояние. Но бывают и те, кто пребывает в нем в силу общей житейской мудрости, приобретенной естественным путем, без помощи каких-либо специальных практик и техник. Объединяет же их один и тот же признак — отсутствие острой потребности психологически себя защищать. По той или иной причине у них нет непреодолимой нужды поддерживать свой идеальный образ, отстаивать свои взгляды и во что бы то ни стало защищать свои честь и достоинство. Они могут в чем-то заблуждаться и чего-то не понимать, но при этом всегда готовы взглянуть на привычные вещи по-новому, и именно поэтому выход за пределы всего привычного дается им относительно легко.
В рамках метафоры про полную чашку, не способную воспринять что-либо сверх того, чем она уже наполнена, это те самые люди, чья чашка уже достаточно давно пуста, и никакой новый ментальный мусор в ней больше надолго не задерживается. Дело редкое, но такие люди действительно есть, и если уж задаваться вопросом о том, кому до пробуждения остался один шаг, то это именно они.
Ирония в том, что именно эти люди в наименьшей степени зачарованы идеей пробуждения. Часто они даже не подозревают о возможности какого-то особого озарения, к которому они так близки по своему состоянию, и за которым многие отчаянно и безуспешно гоняются всю свою жизнь. В силу достигнутого душевного покоя их жизнь и так вполне комфортна и сбалансирована, чтобы искать какого-то еще большего успокоения. И даже если они сталкиваются с какими-то житейскими и психологическими проблемами, то переживают их гораздо естественнее и легче, чем люди, погрязшие в своих внутренних конфликтах и противоречиях.
Возможно ли пробуждение до того, как будет достигнут такой уровень внутреннего покоя? Вероятно, да. Жизнь полна исключений и случиться может всякое. Но на практике люди без устойчивого душевного фундамента, если и подходят к самой границе пробуждения, редко оказываются способны ее перейти, и все, что им случается пережить — это тот самый опыт мистического единства, который вроде бы и имеет определенную ценность, но сам по себе пробуждением не является и не особенно ему способствует. В сущности, это просто пограничное переживание, когда человек ловит лишь отблеск иной картины мира, но оказывается неспособным полноценно ее воспринять и ассимилировать. Сознание переживает потрясение, но крайне редко (или даже никогда) его оказывается достаточно, чтобы произошел выход за пределы всех иллюзий.
Другой важный момент — также не лишенный иронии — состоит в том, что техники, нацеленные на штурм границ сознания, никоим образом не решают проблему достижения общего внутреннего баланса и покоя. Поэтому надежда на то, что можно ускользнуть от всех своих внутренних дрязг и болячек через потайной ход в лабиринтах сознания, никогда не оправдывается. Высокая напряженность внутренних конфликтов либо вообще не дает проскользнуть в «игольное ушко», либо приводит к краху сознания и сумасшествию, если вовремя не остановиться. Как описывал эту опасность Кастанеда: не имея достаточно личной силы, человек может не выдержать встречи с непознаваемым.
Поэтому нет большого смысла в том, чтобы исследовать пределы сознания, не исследовав прежде пределов своей личности и не вычистив от грязи самые темные закутки своей человеческой души. Делать ли это с помощью психологии, медитации или путем проб и ошибок через проживание обычной мирской жизни — не столь важно. Но до тех пор, пока на душе не наступит покой, пока человек не сдастся в своих попытках победить самого себя, пока не наступит примирение с собой и своей жизнью, о пробуждении можно и не мечтать.
Речь, однако, не о каком-то идеально умиротворенном состоянии. Идеальное душевное здоровье и идеальная жизненная ситуация — это фикция. Вполне достаточным можно считать искреннее (!) признание человеком того факта, что с ним и с его жизнью все в порядке. Это не эйфорическая констатация наступившего счастья, а спокойное осознание собственной нормальности, которое опирается на глубокое понимание того, что любые системы координат, по которым человек судит о собственном статусе и состоянии, условны и относительны.
Внутренний раскол, отнимающий у человека силы и заставляющий его вечно занимать оборонительную позицию, возникает только когда человек верит абсолютность своих жизненных установок и принципов. Только находясь в гипнотическом трансе, порожденном верой в ту или иную систему координат, человек получает психологическую пробоину и теряет внутреннее равновесие.
Проблема неуверенности в себе — это ни что иное, как взгляд на себя через призму условных оценок и ориентиров, которые кажутся человеку объективно верными. Требования, предъявляемые к самому себе, и фактическая неспособность им соответствовать подрывают веру человека в себя и в свою нормальность. И выход из этой западни не в том, чтобы любыми правдами и неправдами «смочь» соответствовать этим надуманным требованиям, а в том, чтобы очнуться от наведенного воспитанием транса и обнаружить условность и относительность любых общепринятых ориентиров.
Нет в жизни ничего объективно правильного или неправильного — все зависит исключительно от выбранной точки зрения. И пока человек не осознает этой простой истины всей своей шкурой, он обречен на непрекращающиеся внутренние конфликты и непроходящую неудовлетворенность собственной жизнью.
Уверенность в себе — священный грааль популярной психологии — это не способность вписаться в общепринятую систему координат при помощи сильной воли, строгой дисциплины и работы над собой, а осознание абсурдности любых попыток уложить себя в прокрустово ложе социальных оценок и ориентиров. Уверенный в себе человек — не тот, кто знает, что соответствует общепринятым нормам, а тот кто осознает, что любые нормы высосаны из пальца, и нет никакой особой чести в том, чтобы им соответствовать, как нет ничего постыдного и в том, чтобы в них не вписываться. Никакой нормы нет — только ясное понимание этого факта приводит человека к примирению с самим собой.
И вот, когда человек достигает такого уровня психологической зрелости и примиряется с самим собой, тогда можно сказать, что он готов для последнего шага — для выхода за пределы самого себя. Пробуждение — это не способ решить одним махом все свои психологические и житейские проблемы — это то удивительное осознание, которое может случиться только при условии, что все прочие проблемы уже решены… а точнее, при достижении такого уровня ясности сознания, когда человек отчетливо видит, что никаких проблем у него никогда и не было.
Поэтому не стоит питать ложных надежд, что пробуждение решит все проблемы и приведет к примирению с собой. Может быть, оно и так, в каком-то окончательном и абсолютном смысле, но прежде чем это произойдет, человек должен разобраться со своей жизнью и ответить на все свои вопросы и сомнения, не прибегая к духовным практикам. Уклониться от внутренних столкновений не получится. Попытка выйти на новый уровень сознания вопреки всем своим конфликтам и неврозам ведет не к пробуждению, а к еще большему помутнению, когда в погоне за мистическими переживаниями человек теряет всякую связь с реальностью и погружается в еще более глубокий сон внутри сна обычной человеческой жизни.
Таким образом, ответ на вопрос о готовности к пробуждению сводится к тому, раскусили вы уже загадку об относительности любых оценок или нет и, если да, то получилось ли у вас пересмотреть свои взгляды на жизнь настолько, чтобы наконец-то высвободиться из-под гнета социального давления и своих собственных внутренних противоречий. Если раскусили и получилось, если в вашей жизни и взгляде на самих себя появилась легкость и искренняя самоирония, если вам больше не нужно защищать свои убеждения и верования, если вам больше не нужно гоняться за чужим одобрением, если вы знаете, что ничего не знаете, и перспектива полной неопределенности вас радует, а не пугает, вот тогда — да, вы готовы!
Если же в вашей жизни еще полно проблем и драм, если ваше отношение к себе пропитано вечным недовольством, если вам критически важно, что о вас думают другие люди, если вы верите, что существуют объективные критерии правильного и неправильного… никакое пробуждение в ближайшей перспективе вам не светит. И никакие попытки сломать себе мозг специальными веществами или техниками тоже не помогут. Разберитесь сначала со своей жизнью обычными средствами: во-первых, так оно будет гораздо проще, во-вторых, когда разберетесь, с большой вероятностью обнаружите, что пробуждение вам теперь не очень-то и нужно…
А вы готовы?