Объяснить, в чем суть пробуждения, довольно проблематично. То есть, когда ты там уже побывал, все просто — рыбак рыбака поймут друг друга с полуслова. Но когда пытаешься донести это до остальных, упираешься в преграду — как трехмерное объяснить двухмерными понятиями? Остается только строить проекции на плоскость.
Так вот, придумалась одна такая проекция… в смысле, метафора, которая очень хорошо иллюстрирует самую суть выхода за пределы ума и всяких ментальных конструкций. От самой метафоры вряд ли просветлеешь, но иногда это становится ключиком или даже последней каплей, чтобы в сознании запустился процесс трансформации. И если к хорошей метафоре подойти с позиции медитации, а не интеллектуального анализа, есть шанс схватить отблеск пробуждения или даже вывалиться из привычной картины мира.
Итак. Здесь нам понадобится навык, который у большинства уже есть. В свое время по миру прокатилась мода на трехмерные картинки, визуально закодированные в пестром, казалось бы, бессмысленном узоре.
Если посмотреть на нее определенным образом, сквозь всю эту пестроту проступает трехмерное изображение. Это не глюк сознания, это чисто зрительный феномен, возникающий из-за особенностей восприятия ритмичных узоров. Впрочем, механика возникновения этого эффекта не важна — важно, что на плоской бессмысленной картинке действительно можно разглядеть заложенный в ней объем.
Вот вам пример:
Если уже умеете это делать, попробуйте разглядеть, что там скрыто. Если еще не умеете, придется чуток помучаться. Но не читайте дальше, пока у вас это не получится. Сложного здесь ничего нет, абсолютно каждый человек может увидеть скрытый объем. Для этого надо буквально чуть-чуть скосить глаза, чтобы картинка начала двоиться и два отдельных изображения наложились друг на друга с небольшим смещением. Тогда и начнет проявляться объем.
На маленьком экране разглядеть объем гораздо сложнее — поищите монитор или планшет. На телефоне может не получиться! А если и на большом экране не выходит, можно погуглить на тему «как смотреть стереокартинки» — есть много хороших объяснялок, как это делается. Помучайтесь, оно того стоит — очень занятный эффект! И не пытайтесь себя обмануть — когда объем виден, он виден абсолютно отчетливо.
Всё, дальше текст для тех, кто объем на прицепленной картинке уже разглядел!
Обратите теперь внимание, что когда объем проступил и глаза привыкли находиться в смещенном положении, никаких усилий больше не требуется — объемная картинка воспринимается безо всякого напряжения. Усилия нужны были только на этапе перехода от плоской картинки к объемной. Проверьте!
И еще один важный момент. Посмотрите, как зрительный фокус цепляется за мнимый объем и взгляд стабилизируется в новом положении. Возвращать его к плоскому восприятию не так-то просто! Проверьте и попробуйте попереключаться с плоскости в объем и обратно, не отводя взгляд от картинки. Посмотрите, какие усилия для этого требуются.
И теперь, если эксперимент удался, можно попробовать заново объяснить, что такое пробуждение, поскольку фокус со стереокартинкой дает нам очень интересный опорный опыт:
ВО-ПЕРВЫХ, плоская картинка может содержать в себе скрытое объемное изображение. Но формально его на картинке нет. Этот объем мнимый — оптическая иллюзия, мираж, возникающий из-за особенностей функционирования нашего зрения. И при этом иллюзия может быть абсолютно устойчивой.
ВО-ВТОРЫХ, на исходной картинке нет никакого самостоятельно содержания — это абсолютно абстрактный, бессмысленный узор. Что-то осмысленное проявляется только в мнимом объеме, который на ней проступает. То есть смысла нет и смысл есть одновременно. Бессмысленное может «осмысляться», а «осмысленное» в своем исходном виде может смысла не иметь. В плоском можно увидеть объем, а за объемом на самом деле стоит плоскость.
В-ТРЕТЬИХ, увидеть объем трудно, но и развидеть его тоже трудно! Поддержание миража не требует от нас усилий. Более того, требуются усилия, чтобы этот мираж с себя стряхнуть. Как только иллюзия стабилизируется, наш воспринимающий аппарат становится ее пленником.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, поначалу довольно трудно объяснить и понять, какое именно усилие требуется, чтобы увидеть объем. Но верно и обратное: когда иллюзия становится стабильной, оказывается трудно объяснить, что нужно сделать, чтобы из этой иллюзии выйти.
И вот теперь уже должна прослеживаться аналогия с пробуждением. Надо только не перепутать позиции внимания в этой метафоре. Пробуждение — это не обнаружение скрытого на плоскости объема! Наоборот, это переход из объемного восприятия обратно к плоскому абстрактному узору!
Пробуждение — это избавление от «иллюзии объема» и возврат к первичному восприятию, которое еще не провалилось в узор и еще пока не захвачено скрытыми в нем миражами и призраками.
Наша привычная картина материального мира объектов и субъектов — это и есть тот самый мнимый объем, который мерещится нашему восприятию. И возникающий мираж настолько устойчив, что вырвать из него сознание и увидеть первичный узор становится очень сложно.
Однако, имея море терпения и каплю везения, можно из привычного нам «объема» выскользнуть обратно и обнаружить, как мир устроен на уровне ДО всяких смыслов и интерпретаций. Именно смыслы и порождают мнимый объем нашей реальности.
Сначала мы видим сплошной непрерывный абстрактный узор — чистое восприятие. Потом на отдельные участки и аспекты этого узора навешиваются первые ярлыки и интерпретации. А потом каждый ярлык разворачивается для сознания в «объемную» осмысленную картину.
Субъект, личность, «Я» — это и есть один из таких миражей. Устойчивое, глубокое и несомненное ощущение себя зрителем и деятелем своей жизни. Абсолютно осязаемое и непоколебимое ощущение себя собой, от которого практически невозможно избавиться. Но в своей сути это такой же мираж, как и мнимый объем в заведомо плоском абстрактном узоре.
Ткань бытия, из которой соткана иллюзия нашего привычного мира, подобна бесконечному узорному полотну, которое не нуждается в зрителе. Наблюдатель, персонаж, вы и я, появляемся в нем только на уровне смысловых миражей.
А теперь попробуйте сдвинуть свой мысленный взор и обратить внимание, что восприятие неразрывно связано с процессом осмысления. И именно этим осмыслением мы очарованы и зачарованы, именно оно создает «объем» и плотность привычной реальности. Так вот, если проследить эту захваченность смыслами достаточно глубоко, происходит выскальзывание из смыслового объема на бессмысленную плоскость чистого восприятия — это и есть пробуждение.
Дао, недвойственность, Истина, Бог — это всё про видение мира таким, какой он есть до погружения в привычные нам миражи. И как в нашей узорной картинке, там нет объектов и субъектов, нет границ, нет внутри и нет снаружи, нет причин и нет следствий, нет времени и нет смысла — есть только одно сплошное, монолитное и неподвижное Одно!