Есть такой особый косяк, на котором спотыкаются очень многие, когда, где-то уже на подступах к вершине, у человека впервые или даже не совсем впервые случается специфическое переживание «единства» — легкий проблеск или целая ядерная вспышка, высвечивающая привычный мир под неожиданным новым углом.
Характерная черта этого переживания состоит в том, что весь мир обнаруживается как непознаваемое единое целое, функционирующее по неведомым законам. Это открытие резко контрастирует с привычной человеческой картиной мира, в которой все вокруг поделено на отдельные объекты и сущности, и очень напоминает иную картину, знакомую по метафоричным и иносказательным описаниям из всевозможных духовных трактатов.
И здесь возникает очень большой соблазн повесить себе на грудь медальку за покорение соответствующей вершины, что многие и делают, и — что самое плохое — прекращают на этом дальнейший поиск, считая, что все уже найдено. Но если, вслед за МакКенной, описывать это как происки коварной Майи, то спонтанное переживание мистического единства — это ее последняя и очень мощная линия обороны.
Внезапное переживание единства, судя по всему, действительно может быть очень впечатляющим опытом. Приходилось наблюдать, как человек находится в полной прострации несколько дней после него. И есть ряд примеров, где люди годами не могут до конца оправиться от пережитого, застряв где-то между двух миров — привычным и мистически неделимым. Есть и хорошие примеры того, когда случившееся переживание стало толчком для еще более серьезного исследования, которое в свою очередь привело к окончательной разгадке всей головоломки разом.
То есть переживание это может быть действительно сильным, и, в зависимости от индивидуальных особенностей, крайне разрушительным или же, наоборот, очень вдохновляющим и хорошо помогающим в дальнейшем поиске. Но, как бы оно ни аукнулось, само по себе переживание единства — это еще не ответ на вопрос и еще не пробуждение. Скорее, это что-то вроде трейлера к фильму, который еще пока не вышел на экраны.
Но пробуждение — это, собственно говоря, не сам фильм и не его удивительный сюжет. Узнать его содержание очень интересно, но суть не в этом, потому что сколько ни переживай это самое единство, на субъективном уровне остается совершенно очевидное ощущение себя собой, с которым никак не понятно, что делать. Вроде бы и все едино, но почему-то наблюдатель или «Я» оказывается вынесенным за скобки относительно этого единства. Но ведь если все едино, то не может быть никакого отдельного наблюдателя или отдельного «Я», так ведь?
И вот этот вопрос можно использовать в качестве контрольного. Он немного провокационный, но когда картинка прояснится окончательно, вы отчетливо поймете и суть вопроса, и ответ на него тоже станет очевиден. Разобраться нужно именно с этим: как при том, что мир в своей сущности един и неделим, оказывается, что мы совершенно убеждены в своей отдельности и автономии.
Дойти до понимания того, что это не так, что мы неразрывно связаны со всем остальным, и даже пережить это на собственном опыте — это очень здорово, но одного этого открытия недостаточно, чтобы вместе с этим разрешился и парадокс отдельного «Я».
Обратите внимание, что переживание недвойственности в этом случае происходит с двойственной позиции. Вроде бы все одно, но в то же время как бы и нет. Голова уже хочет ухватиться за новую игрушку — всеобщее единство — но ощущение себя отдельным от этого самого единства субъектом никуда не девается. Что это за напасть такая?
Соответственно, главная задача состоит не в том, чтобы получить переживание мистического единства, а в том, чтобы разгадать загадку собственной субъектности. Именно это нужно исследовать и именно здесь нужно дойти до самого дна. Если после всех фантастических переживаний, которые случились в результате исследования, медитации или под психоделиками вы не можете четко на пальцах объяснить, как устроено и каким образом создается ощущения себя субъектом своей жизни, то… надо продолжать копать.
И здесь не будет достаточным сказать, что субъект — это иллюзия. К такому выводу легко прийти, отталкиваясь от идеи единства. Если все едино, значит никакого субъекта быть не может, а если кажется, что он есть — это просто иллюзия. Вроде бы все правильно, но это пустая логика, которая ничего не меняет: ощущение собственной субъектности никуда не девается. В лучшем случае, возникает устойчивый повод для сомнения, и хорошо, если хотя бы так. Но в конечном счете, результатом исследования должно стать ясное видение того, каким образом и из чего именно возникает это самое ощущение себя субъектом. Пока не ясно ЭТО, не ясно ничего. И никакое даже самое яркое переживание единства здесь ничего не дает и ничего в сущности не меняет — субъект все время остается незатронутым.
Пробуждение — это не мимолетный опыт недвойственности, а обнаружение, распознание и выход за пределы того механизма, с помощью которого возникает и поддерживается всякая двойственность. Дойти до понимания того, что в своей сущности мир не делим, — это совсем не то же самое, чтобы распознать, каким образом он оказался поделен на части. И вот, когда это станет ясно как божий день, когда вы своими глазами увидите, из чего состоит и каким образом поддерживается «Я» и всякая прочая отдельность, вот тогда, наконец, все вопросы будут сняты раз и навсегда.
Образно говоря, недостаточно знать или верить, что где-то впереди нас ждет царствие небесное, нужно разобраться, распознать, разгадать совсем другую загадку: как так оказывается, что будучи в этом самом царствии небесном прямо сейчас, мы в то же время абсолютно убеждены, что находимся в аду? И переживание единства на этот вопрос никак не отвечает — оно только поддерживает веру и надежду в потенциальную жизнь на небесах. Но это еще далеко не ответ!
В общем, если что-то такое вам приглючилось привиделось, если вы уловили отблеск единого, а потом вернулись в обычное свое состояние и вам хочется вернуться обратно к тому же самому переживанию, значит самую суть вы упустили и ищете ответа не под тем кустом :дело ведь вообще не в том, чтобы обнаружить это самое единое! Оставьте в покое единство и недвойственность, разберитесь с тем, как устроена двойственность, — каким образом происходит деление на субъект и объект, и откуда возникает устойчивая картина мира вещей.
Не думайте об этом! Ум — это территория двойственности и никакого ответа там не найти. Постарайтесь это увидеть — заметить, пронаблюдать, обнаружить — откуда возникает ощущение себя субъектом своей жизни? Откуда возникает привычная двойственная картина мира? Что за колдовство удерживает нас в двойственном восприятии? Если все это для вас не очевидно (оче-видно!), значит, переживания единства оказалось недостаточно, и надо двигаться дальше.
В лоб на эти вопросы ответить очень сложно… если вообще возможно. И именно поэтому с практической стороны удобнее работать с каким-то узко направленным вопросом, для ответа на который неизбежно придется выйти за пределы всякой двойственности. Именно для этого и используются дзенские коаны, которые при серьезной концентрации на поиске ответа ведут к остановке ума, и для этого же используется вопрос «Кто я?» или «Что такое я?» — потому что дать на него вразумительный ответ можно только вырвавшись из оков ума: УВИДЕВ ответ, обнаружив его, как очки на собственном носу, а не вычислив его интеллектуально.
Пока остаются какие-то вопросы, ответ не найден и надо продолжать копать, потому что, когда он будет найден, никаких вопросов больше не останется — привычный мир вопросов будет снят с повестки дня раз и навсегда.