Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

Духовный онанизм

Духовный онанизм
Божественный секс и смысл жизни · 25 декабря 2013 г.

Давно уже вызревало желание высказаться по одному важному вопросу, но все не получалось подобрать подходящий пример, чтобы пояснить, в чем именно подвох. А теперь вот пример нашелся, причем очень жизненный — секс как иллюстрация проблемы духовного поиска.

В отношении к сексу людей можно разделить на два лагеря — тех, кому нравится «трахаться» и тех, кому нравится «заниматься любовью». Физики и лирики, прагматики и романтики. Первых, прежде всего, интересует физиологическая сторона процесса, вторых — психологическая. Это одна плоскость.

В другой плоскости люди делятся по тонкости восприятия от, грубо говоря, просто пожрать до утонченного гурманства в ощущениях — физиологических или психологических. Можно сказать, что это шкала чувствительности.

И в зависимости от расположения в этой системе координат, проявление сексуальности у людей различается от грубых примитивных форм совокупления до утонченных переживаний на грани духовных откровений.

Так вот, грубая форма сексуальности подразумевает утоление соответствующего голода любыми доступными средствами — в этом и заключается цель сексуального контакта. Индивидуальные качества партнера и душевная близость с ним второстепенны, а на крайний случай можно и вовсе обойтись своими руками без партнера.

С такой позиции легко обнаружить тот мистический пограничный момент, где заканчивается дружба и начинается секс. Все, что сексуально нейтрально — это дружба, все, что ведет к возбуждению — это флирт, а все, что ведет к оргазму — это уже секс. А цель всего этого ритуального танца — сладкое ощущение психологической победы и желанная физиологическая разрядка. Просто и примитивно.

На противоположном полюсе все выглядит иначе. Партнер здесь играет первостепенную важность и установление с ним близкого и глубокого душевного контакта является главной и самостоятельной ценностью. А физиологическая или, скорее, тактильная составляющая, естественным образом вплетается в общую канву общения и является еще одним способом почувствовать другого человека и самого себя через него.

Никакой явной границы между сексом и не-сексом здесь уже нет. Секс начинается с первого взгляда и не заканчивается до самого расставания, меняется только, уж простите, глубина взаимного проникновения. Или можно сказать, что никакого секса здесь вообще нет, а есть только всестороннее общение, узнавание себя и друг друга с самых разных сторон и без каких-либо границ. И оргазм тут не является заветной целью, а лишь сопровождает и без того драгоценное общение.

Очевидно, что все мы колеблемся между этими двумя полюсами, склоняясь время от времени то в одну сторону, то в другую. И именно это дает нам возможность прочувствовать принципиальное различие этих двух крайностей в сексе — жажды утоления чисто физиологической потребности и ощущения возбуждающей, сводящей с ума близости с другим человеком. Оргазм, в общем-то, один и тот же, но в первом случае он, как поддельные китайские елочные игрушки — не радует.

А теперь нужно провести довольно тонкую параллель между сексом и духовными поисками. Надеюсь, получится это выразить в словах.

Посмотрите на жизнь, как на отношения, — отношения с самой жизнью или, если угодно, с Богом. Интерес и влечение к другим людям — это лишь частное проявление нашего общего и самого главного интереса — интереса к жизни. Или, если взглянуть глубже, то это нескончаемый интерес к самим себе, который мы утоляем, прикасаясь к различным граням бытия.

Жизнь — это бесконечный процесс самолюбования самопознания Вселенной через саму себя. И мы — люди, с нашими маленькими индивидуальными «Я» — часть этого процесса и его воплощение в частной невротической миниатюре. Мы узнаем себя через других людей и вообще через проживание уникальной ни на кого не похожей жизни — Вселенная не нуждается в повторах.

С такой точки зрения абсолютно не важно, чем именно человек заполняет свою жизнь и на что тратит отпущенное время. Важен сам процесс бытия, каким бы он ни был. Можно играть в отношения и семью, можно в футбол, можно податься в политику, можно выпиливать лобзиком или пролежать всю жизнь на диване перед телевизором — никакой разницы. Бытие есть бытие. Час, проведенный за ковырянием в носу, ничем не отличается от часа, потраченного на поиски лекарства от рака. Жизнь — это огромная песочница с кучей игрушек, где каждый выбирает для себя что-то свое. И споры о том, что важнее, детский совочек или космическая ракета, здесь бессмысленны. Все важно и все тлен.

Но есть среди всех игр одна, претендующая на особое положение, — игра в «духовность». Суть ее в обещании того, что выполнение специальных процедур — «духовных практик» — позволит человеку восстановить утраченный контакт с Богом и зажить припеваючи. Но для этого требуется много и целеустремленно практиковать — молиться, медитировать, поститься, читать священные книги, открывать энергетические меридианы, заниматься осознанными сновидениями, разгадывать коаны, уходить в ритриты, подавать бедным, не есть мясо, любить ближнего своего и много всего прочего делать или не делать, в зависимости от выбранной конфессии.

Строгая праведная жизнь ради достижения высшего духовного рубежа, после которого наконец-то можно будет жить, как захочется. А прямо сейчас жить, как захочется, нельзя — надо сначала избавиться от своих детских социальных страхов просветлеть. Ну, а поскольку просветление светит лишь избранным, то игра в духовность обрекает человека на жизнь в безнадежной тоске по тому, что, вероятно, никогда не произойдет. Но расслабляться нельзя — надо продолжать практиковать, потому что нет в жизни ничего важнее духовного поиска! Духовный поиск — единственное настоящее занятие, все остальное — детские игры и происки дьявола.

Таким образом, духовная практика представляется методом достижения некоего духовного оргазма, который по слухам должен освободить человека от фундаментального внутреннего конфликта и дать ему возможность прожить остаток лет в свое удовольствие. Звучит разумно, но именно тут начинает прослеживаться параллель с темой секса. Не является ли духовная практика чем-то вроде хитрой техники самоудовлетворения ради достижения того самого оргазма, который «не радует»?

Само по себе пиковое переживание, которое коренным образом трансформирует человека, никто не отрицает — что-то такое действительно с людьми происходит. Но все они потом в один голос говорят, что любое личное усилие ведет в противоположном направлении, а это значит, что не может быть никакого «метода».

Сама постановка вопроса о методе и, тем более, назначение «духовности» таковым методом — это коварная ловушка ума. Нет никакого способа попасть «туда», но стоит приглядеться и оказывается, что каждый чих, каждый мельчайший порыв души — это и есть способ. Проживание жизни безо всякой идеи и надежды получить что-то кроме самой прожитой жизни — вот это способ или, точнее, это и есть искомое «То». Все, что может принести с собой пробуждение, и так лежит у нас под самым носом. Нет и не будет ничего другого, чем та жизнь, которую мы проживаем сегодня. И никакая духовная практика не поможет начать жить, потому что жизнь и так уже идет полным ходом, и прямо сейчас мы находимся в самом разгаре ее сюжета.

Нет никакой ошибки в том, чтобы жить праведной жизнью и заниматься духовными практиками, ошибка в том, чтобы считать, что это занятие находится на каком-то особом счету среди всех прочих занятий, доступных человеку. Представление о том, что игра в праведника ведет к Богу, а все прочие игры уводят от него — это огромное заблуждение, равно как и представление о том, что поиски Бога, «духовность» — это что-то настоящее, а все остальное — ложное и бессмысленное.

К Богу человека ведет не какая-то конкретная особенная игра, а увлеченность игрой — участие, проживание и переживание жизни во всем ее многообразии. И если есть желание попасть куда-то «туда», то ни в коем случае нельзя противопоставлять игру в духовность всем остальным играм. Как только духовной практике придается особый смысл, так сразу же она превращается в «метод», и на этом крест — путь «туда» заказан.

Пробуждение или спасение души — это не оргазм, которого нужно достичь любой ценой, любой техникой с любым партнером, это побочный эффект глубокого проживания жизни. И духовные практики, даже если они приводят к некой духовной разрядке, — это не более чем онанизм, пусть и одухотворенный. Как близкий контакт с человеком подразумевает наступление оргазма в какой-то момент общения, так и близкий интимный контакт с жизнью, рано или поздно приводит к естественному осознанию своего тождества с процессом бытия. А если не приводит, то не в этом и счастье — точно так же, как в общении с другим человеком счастье далеко не в оргазме.

Есть люди, которым достаточно самых грубых форм секса, есть люди которым нужен глубокий человеческий контакт, а есть те, кому просто нравится секс. Для первых секс — это метод достижения оргазма. Для вторых — еще одна грань общения, неотделимая ото всего остального. Для третьих — просто игра, интересная и увлекательная сама по себе.

С духовностью все точно так же. Есть те, кто понимает духовность в самом примитивном смысле и видит в ней надежду на избавление от страданий. Есть те, для кого сама повседневная жизнь, бытие — это и есть высшее проявление духовности. А есть те, кому просто нравятся духовные практики, точно так же, как кому-то нравится заниматься фитнесом, водить машину или руководить собственной фирмой.

Ирония в том, что только последняя категория граждан знакома с понятием просветления или спасения души и именно они делают из этого переживания свою торговую марку. И тогда возникает общая иллюзия, что именно «практикам» принадлежат эксклюзивные права на духовный оргазм. И чтобы получить хотя бы малейший шанс на спасение души, нужно тоже стать «практиком».

Да, человек, всей душой любящий секс, вероятно, знает о его тонкостях больше, чем те, для кого секс — это чисто механическая процедура. Можно предположить, что он испытывал самые различные переживания в самых различных позах, и ему есть, что рассказать об этом простым смертным. Но ведь срывающий крышу оргазм — это не результат изощренной техники, а разрядка глубокого всепоглощающего возбуждения. И никакая хитрая техника здесь не поможет — возбуждение приходит из какого-то совсем другого места. А когда оно есть, никакая техника уже и не нужна — и одного взгляда достаточно, чтобы взорваться.

Вот и с духовной практикой все примерно так же. Любители этой игры знают множество техник и поз для достижения различного рода тонких переживаний. И время от времени у них действительно случаются «оргазмы», о которых они тут же начинают трубить во все стороны. Но у них нет никакой секретной техники духовного возбуждения и именно в этом смысле они находятся в равных условиях с людьми, далекими от всякой духовности. И к тем, и к другим возбуждение или вдохновение приходит каким-то иным таинственным способом, и именно от его глубины и интенсивности зависит наступление разрядки. А знание секретных тибетских техник медитации тут не значит ровным счетом ничего, как в сексе абсолютно ничего не значит отточенная техника 64 поз Камасутры.

Дело не в технике достижения оргазма — дело в возбуждении. И если уж говорить о каких-то сознательных усилиях, то направлены они должны быть не на скорейшее достижение предельного переживания, а на обнаружение того, что именно нас возбуждает в этой жизни, что именно срывает нам крышу, что именно вырывает нас из болезненной фиксации на собственной личности и заставляет сфокусироваться на процессе бытия.

Отношения, музыка, разведение кроликов или духовные практики — совершенно не важно! Главное, чтобы это сводило с ума, будоражило, возбуждало до дрожи в теле. В сексе самое сильное возбуждение возникает из самого секса. В жизни — из самой жизни. Обнаружить себя в гуще событий, главным героем своего собственного сюжета — что может быть более возбуждающим?


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
House
Гость
House
13.01.2014 20:42

Описание личных духовных откровений, как и обсуждение оных — не в этой теме.

Galya
Гость
Galya
13.01.2014 18:43

Все понятно, Вдадимир.
Ни вопросов к вам, ни комментариев больше нет.

zrzh
Гость
zrzh
13.01.2014 18:38

Можете ли вы представить себе «ИМХО», скажем, под законом Всемирного тяготения?

Я — запросто. 

Will
Гость
Will
13.01.2014 18:35

Галя, в точку!)) Спасибо! Специально для вас

Во-первых, зачем мне убеждать кого-либо? Только лишь потому, что этот текст разместили и лайкнули в ФБ пару моих хороших знакомых. Мне чертовски досадно, когда люди некритично воспринимают подобного рода информацию и действительно складывают свое впечатление о чем-либо со слов дилетантов.

Во-вторых. Можете ли вы представить себе «ИМХО», скажем, под законом Всемирного тяготения? Нет-нет, я не претендую на Истину в последней инстанции, я не Наполеон и даже не Эйнштейн, не беспокойтесь) Но как вы думаете, что, если не Истина лежит в самом центре любой из основных мировых традиций? Я говорю сейчас не о церквях, синагогах и мечетях, не о ритуалах и службах, и даже не об энергетических меридианах) Я говорю о главной, центральной идее которая лежит в основе мистических течений всех тысячелетних традиций. Я не возьмусь сейчас даже кратко излагать эту центральную часть, слова не самые подходящие посредники здесь, да и я не… Далее »»»

*Vera*
Гость
*Vera*
13.01.2014 14:38

а просвещать вас насколько вы далеки от понимания традиций

А вы?))
Насколько вы продвинулись в понимании этих традиций, если убежденность в правильности своих взглядов ( что по сути одно из проявлений собственной важности) побуждает вас так настойчиво отстаивать их в бессмысленной дискуссии о том, о чем в принципе спорить нет смысла. В этой песне каждый поёт своим голосом. «Каждый дышит, как он слышит»
А вы пытаетесь убедить кого-то, что ваш подход совершеннее и продуманнее. Не для того ли что бы

упиться чувством собственного

превосходства, продвинутости, «неповерхностности»…
Словом, «немножко умнее других» ))
Так старушка в церкви строго шикает на тех, кто не по ранжиру свечки ставит) Глубоко убежденная, что знает о Воле Божией больше «вон той проститутки в джинсах, гляди-ка на неё — размалеванная в храм приперлась»))
 
Так в чем же вы так продвинулись, в своих духовных практиках, если даже с простым самонаблюдением у вас пока так себе?))

Galya
Гость
Galya
13.01.2014 14:27

а просвещать вас насколько вы далеки от понимания традиций, у меня что-то нет энтузиазма

Однако доказывать, что статья чрезвычайно поверхностна — есть? wink
Почему бы вам просто не добавить ко всему вышесказанному — ИМХО? Зачем вам убеждать всех здесь — в очевидности очевидного для ВАС?
Оставьте остальным их «заблуждения», зачем вам горячиться по этому поводу?

Will
Гость
Will
13.01.2014 13:57

ksana, я уже понял, что совершенно зря горячусьsmile Никому тут нет дела до духовных практик на самом деле, раз сравнение их с «духовным онанизмом» не вызывает ни у кого рвотного эффекта)
Повторюсь, статья черезвычайно поверхностна, что говорит о том, что ни у автора, ни у вас, раз вы его защищаете, к сожалению, нет понимания ни о практиках, ни о духовных традициях, которые они представляют. Вы сталкивались, возможно, в своей жизни где-то с чем-то, проранжировали для себя, положили на полочку и все.
Так вот, говорить о практиках в отрыве от традиций, как изложено в статье, вообще не имеет никакого смысла, а просвещать вас насколько вы далеки от понимания традиций, у меня что-то нет энтузиазмаsmile

Оксана
Гость
Оксана
13.01.2014 13:16

гусарский подход прекрасен для завоевания сердец прекрасных дам, но для обсуждения столь глубоких тем как духовные практики совершенно не подходит.

Гусарским ты его назвал )
Владимир, духовные практики тема глубокая — заезжанные красивые просто слова.
Ты какие практики пробовал? Как долго? Или глубоко?
 
И почему завоевывать сердце дамы, желательно на много-много лет можно по-гусарски,
а обсуждать тему практик — нельзя? )

Will
Гость
Will
13.01.2014 12:19

Ольга, гусарский подход прекрасен для завоевания сердец прекрасных дам, но для обсуждения столь глубоких тем как духовные практики совершенно не подходит. Неужели вам это не очевидно?smile

big_mama
Гость
big_mama
13.01.2014 10:09

Не думаю, что прямохождение человека обусловлено «светлыми идеалами» и «мудростью веков» и кстати если говорить про эту самую мудрость, то может ковыряние в носу — не самое плохое занятие) мне например очень нравиться этот гусарский подход, на сайте же все в таком стиле выдерженно, в этом фишка.

Will
Гость
Will
13.01.2014 06:04

Оксана, про недовольство статьей написал выше. Жизнь оставьте мне.
И как можно «конкретно» написать о том чего не понял?))

Оксана
Гость
Оксана
12.01.2014 22:57

там написано smile 

твоё недовольство и раздражение

зацепило упрощенный и такой залихватски-гусарский подход

Свалить все в кучу

 
Владимир, что ты конкретно в статье не понял? 
Или чем в своей жизни недоволен?

Поживите руководствуясь основными посылами статьи, что все есть опыт переживания Вселенной, опыт Бога, или как угодно и все опыты равнозначны. Поживите так хотя бы с месяц.

Вот это ты о чём?

Will
Гость
Will
12.01.2014 22:29

Оксана, прочитайте дальше первой строчки, там написаноsmile

Оксана
Гость
Оксана
12.01.2014 17:36

Честно говоря так и не понял о чем статья

Зачем тогда писал комментарий? 

Праздно Шатающийся
Гость
Праздно Шатающийся
12.01.2014 17:05

Хотел минусануть, но осквернил сие сообщение плюсом… чёртов телефон.

Will
Гость
Will
12.01.2014 16:50

Дорогой Kurt!
Честно говоря так и не понял о чем статья, и что автор придумал себе под духовным онанизмом. Меня зацепило упрощенный и такой залихватски-гусарский подход ко всем практикам. Свалить все в кучу, обозвать онанизмом и упиться чувством собственного достоинства!)) и насрать на тысячелетние духовные традиции, на мудрость веков, на светлейшие идеалы, благодаря которым человечество и живо то еще до сих пор, не опустилось снова на 4 конечности и не превратило ковыряние в носу в свой основной смысл жизниsmile
Что до субъективности, так это вы не о чем. Субъективно все субъективное, а законы по которым живет этот относительный мир, вполне себе объективны. Поживите руководствуясь основными посылами статьи, что все есть опыт переживания Вселенной, опыт Бога, или как угодно и все опыты равнозначны. Поживите так хотя бы с месяц. Потом поговорим про субъективностьsmile)

Activia Otdanon
Гость
Activia Otdanon
12.01.2014 13:29

А это разве проблема?

 
Когда исчерпан внутренний потенциал и ничто уже не возбуждает? Проблема. Вы, видимо, этого просто не испытывали)))

Kurt
Гость
Kurt
10.01.2014 21:56

Очень упрошенный и оттого совершенно неверный взгляд на духовные практики. 

Имхо, в статье говориться не о взгляде на духовные практики, а о собственном отношении практикующего к своим практикам. Понятие «что такое хорошо и что такое плохо» — у каждого человека свое. И  критерий оценки Пути одно человека не подходит для критерия оценки Пути другого.  А заострять внимание на делании так, чтобы соседям по песочнице было тоже комфортно на твой субъективный взгляд (их взгляд на это может отличаться от твоего личного) нужно для повышения самооценки в «собственных глазах»

Will
Гость
Will
10.01.2014 10:36

Очень упрошенный и оттого совершенно неверный взгляд на духовные практики. Да, жить полной жизнью, стремиться к тому, что сердцу мило, находить свою полную реализацию в том что делаешь здесь и сейчас — это тоже путь. Никто здесь не спорит, и среди людей и слыхом не слыхавших о духовных практиках, но достигших высокого уровня реализации в своем деле, встречаются такие, которые рассказывают о себе, о своем способе бытия почти слово в слово тоже самое, что говорят духовные мастера о просветлении. Да, это тоже путь, но говорить, что совершенно все, включая валяние перед телевизором является путем, совершенно неверно. Этак можно договориться до того, что полная самоотдача алкоголю — это путь, или самоотверженные наркоманы — истинные практики)) Без того самого различения, что хорошо и что плохо, с которого начал автор, и которое постарался представить как данность, (типа ковырять в носу хорошо, а духовный онанизм плохо)) без этой различающей мудрости никуда. А что говорит… Далее »»»

Diana
Гость
Diana
09.01.2014 19:03

что делать с данной проблемой,

А это разве проблема?

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием