Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

От психологии к мистике — часть 3

От психологии к мистике — часть 3
Природа духвного заблуждения · 2 декабря 2009 г.

В этой статье я планировал рассказать о том, что из себя представляет духовный поиск, разумеется, в моем собственном понимании. Но тема эта настолько многомерна, что вряд ли получится ее раскрыть в отдельной статье… и даже в цикле статей.

Поэтому попробуем зайти с другой стороны и разобраться в более узком вопросе — что такое «духовное заблуждение» и откуда оно берется? А через это, быть может, прояснится и то, каким образом случается выход из этого заблуждения.

И снова обращаю внимание, что весь этот разговор касается таких сфер, о которых говорить очень сложно, особенно, когда опыт личного понимания невелик. Это я имею в виду себя, а не читателей. Поэтому прошу не забывать, что все здесь сказанное есть мое личное мнение или даже правильнее сказать — «рабочая гипотеза», которой я сам придерживаюсь. И как всякая гипотеза, она применима только в определенных рамках и подразумевает множество всяких оговорок. Ну и вообще, не позволяйте словам себя запутать — зрите в корень.

Итак, Бог создал свет… а потом пришли люди и все испортили. Библейская история о том, как откушенное яблоко с дерева познания низвергло наших прародителей из Рая на грешную землю, содержит в себе всю соль проблемы, о которой мы собираемся говорить.

Всемогущий Бог создает Рай, селит там мужчину и женщину и сажает дерево с прекрасными соблазнительными плодами. Он же наделяет людей любопытством и, в должной мере, непослушанием — ровно на столько, чтобы яблоко, несмотря на все запреты, все-таки было сорвано и съедено. А весь Божий гнев по этому поводу — это только спектакль, потому как гневаться не на что — все так и было задумано, люди просто выполнили заложенную в них Богом программу.

Замечательная история, из которой нужно вынести главное: падение человека — это часть божественного замысла. То, что мы все так много «знаем» о жизни, но все же находимся в глухом «неведении» — это не ирония судьбы, не ошибка человека-неразумного и не вина человека-грешного — это такой божий промысел, и при всем желании мы ничего не можем ему противопоставить. В нашей воле только следовать заложенной программе, какой бы она ни была, и верить в то, что если не путаться у Бога под ногами со своими эгоистичными претензиями, то спасение души произойдет точно так же само собой, как само собой произошло и изначальное грехопадение.

Христианство содержит в себе прекрасную метафору, наполненную, к тому же, универсальными для всего человечества символами, и это одна из основных причин, почему из него вышла такая мощная мировая религия — христианские предания находят отклик в любой душе, потому что касаются каждой души самым непосредственным образом. История о грехопадении человека касается каждого на очень глубоком личном уровне, независимо от культуры. Исключением можно считать только каких-нибудь «папуасов», которые по странному стечению обстоятельств яблоко грызть отказались.

Что все это значит на более понятом нам языке? Как перейти от религиозной метафоры к материям более знакомым и осязаемым? Давайте разберем все по порядку. Начнем с цитаты.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Бытие 1:16−17

Надо сказать, что «Дерево Познания Добра и Зла» христиане не придумали, а позаимствовали, как и многое другое в своей символике. Этот образ существовал еще задолго до возникновения христианства — в античных мистериях — и символизировал отсутствие равновесия, двойственность, причину человеческой смертности. Также Дереву Познания противопоставлялось «Дерево Жизни», которое символизировало единство и равновесие, секрет бессмертия.

Плоды с Дерева Познания, как легко догадаться, ведут к нарушению равновесия и познанию разницы между Добром и Злом. Таким образом возникает всякая двойственность, а не только та, что подразумевается под хорошим и плохим в этическом смысле. После того, как яблоко откушено, черное начинает отличаться от белого, мужчина от женщины, человек от Бога, а своя воля от Божьей — в этом и состоит разрушительная природа познания. Так возникает всякая «индивидуальность» и в этом же заключается сущность христианского первородного греха, который и есть то самое «духовное заблуждение», с которого мы начали.

Интересен и такой момент, что всякий грех в христианстве — смертельный или не очень — возникает только тогда, когда, во-первых, присутствуют некие представления о добре и зле, а во-вторых, когда эти самые представления указывают на какой-то четкий критерий, по которому добро можно отличить от зла, а зло от добра. То есть, грех возникает только тогда, когда установлен какой-то закон, а если закона нет, то нет и греха. А если принять во внимание тот факт, что все законы придуманы людьми и потому носят исключительно условный характер, то и всякий грех точно так же условен.

Фактически, грех случается всякий раз, когда, совершив какой-то поступок, человек испытывает чувство вины и угрызения совести — это и есть главный и единственный критерий совершенного греха. Можно сказать даже больше: чувство вины — это и есть сам грех. А психологическим языком можно сказать, что грех возникает тогда, когда возникает всякий внутренний конфликт. Нет внутреннего конфликта — нет греха. Так что, даже в Библии не всякий грех — это грех, и не всякая праведность безгрешна. Дальнейшие выводы делайте сами.

Итак, съев яблоко с Древа Познания, человек обретает индивидуальность, становится как бы сам по себе, в отличие от предыдущего своего состояния, когда он был един с Богом. Понимать это следует самым конкретным образом — каждый из нас это яблоко съел и был изгнан из райского сада, каждый из нас в раннем детстве отделился от божественного единства и обрел самостоятельную индивидуальность. И происходит это не по чьей-то вине, а потому что именно таков божественный замысел.

Когда ребенок только рождается, у него еще нет самостоятельного «Я». Поначалу он пребывает в промежуточном состоянии, когда его осознание еще не окрепло и не сформировалось окончательно, его восприятие фрагментарно и отрывочно, как неясное сновидение. А где-то на рубеже двух-трех лет, когда осознание уже обретает достаточную крепость и целостность, происходит квантовый скачок сознания из райского небытия в мучительную земную повседневность.

Так ребенок обретает свое собственное эгоистичное «Я», становится отдельной личностью и начинает свой грешный путь — в смутной надежде вернуться когда-нибудь в свое изначальное состояние. Но постепенно — по мере того, как Эго укрепляет свои позиции — акценты и приоритеты его смещаются — теперь он уже ищет не единения с Богом, а обычного земного удовлетворения. Стремление к истинному счастью подменяется стремлением к счастью эгоистичному.

Такое низвержение с небес на землю происходит в результате родительского давления — именно родители втягивают неокрепшее сознание в свою «Матрицу». Но говорить, что родители здесь в чем-то виноваты нельзя, потому что это именно то, что и должно было произойти. Само существование этого универсального мифа о яблоке и Древе Познания говорит о том, что в природе все так и задумано. По какой-то причине человек должен проходить именно такой путь — через падение, утрату связи со своей природой, боль и страдания обратно к спасению души.

Здесь мы приходим к известному утверждению, что высшее состояние человека по своей сути очень близко к состоянию ребенка до его полноценного вступления в социум, то есть пока он еще находится в состоянии райского неведения. Близко, но не тождественно — и это различие явно имеет большое значение, но не вполне ясно какое. А понимание того, в чем заключается эта принципиальная разница и будет самым точным ответом на вопрос о том, в чем вообще смысл всей этой круговерти под названием «Жизнь».

Христианство предлагает свой путь решения этой проблемы — праведный образ жизни, который сам по себе вернет человека в руки Божьи и позволит свершиться очередной трансформации, когда всякое разделение вновь исчезнет и душа обретет единство с Богом — то есть, будет спасена. Но из-за привычки понимать все слишком буквально, христианская праведность из пути спасения очень быстро превратилась в путь усугубления, потому что насильственное насаждение всякой нравственности, только множит «законы», а значит множит и грехи.

Чем сложнее система моральных запретов, тем больше внутренних конфликтов она порождает, и тем сложнее сознанию вернуться в уравновешенное состояние и хотя бы даже вспомнить об истинном спасении души. А в конечном счете, если человек слепо верит в навязанную ему мораль и изо всех сил старается ее блюсти, то он добивается ровно противоположного результата — вместо уменьшения всякого разделения, только увеличивает его все больше и больше, и его Эго полностью захватывает власть там, где должен был бы править Бог.

Помимо христианского, есть множество других путей спасения. Но, как и в случае с христианской праведностью, всякий путь можно пройти только понимая саму сущность решаемой проблемы. Нет смысла выбирать между христианством, дзэн или психологией, если нет ясного понимания в том, что и зачем вообще делается. Можно всю жизнь прожить праведно, можно всю задницу просидеть в дзадзэн, размышляя над коанами, или переловить всех своих тараканов и при этом не сдвинуться с места… а можно каждое мгновение жизни превратить в непрерывный поиск, и тогда не нужны будут никакие нравственные установки, никакие медитации и никакие психологи.

Возвращаемся к первоначальному вопросу — что такое духовное развитие или духовный поиск. Сами эти названия довольно ущербны, поскольку всякая духовность давным давно опошлена профанами. Не зря во все времена мистические знания старались скрывать от толпы, поскольку вместо понимания эти знания приносят им только смятение и новый виток иллюзий. Но поскольку других подходящих слов не придумано, пусть все-такие будет «духовный поиск».

Выше речь была о том, что Дереву Познания противостоит Дерево Жизни. Первое ведет к разделению и смерти, второе — к единению и бессмертию. Так вот, истинный духовный поиск — это и есть то самое Дерево Жизни, поиск пути домой, изыскание любой возможности вернуться к первоначальному единству с Богом и устранение всякого препятствия на этом пути.

Разбор технологий духовного поиска оставим на потом…


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
Калина
Читатель
Калина
27.02.2013 03:25

Яблоко было вкусным! Такие яблоки хочется есть всегда,
пребывая в состоянии блаженства, а если более конструктивно, в состоянии интереса к жизни.

Все это задумано для того, что бы соединить чистое восприятие ребенка с тем багажом знаний и опыта не только о хорошем, но и о плохом, который в этом мире может иметь только взрослый человек. В итоге это нужно для того, чтобы максимально реализовать заложенные потенции. К этому есть два пути: изначально на чистое восприятие накладывать знания и опыт, так, что бы негативные моменты не касались психики; или путь который видится для большинства — когда умирая ребенком (под влиянием негатива и жесткости жизни) и становясь умным взрослым, надо опять родиться/стать ребенком.

Олег, спасибо!

Ася
Гость
Ася
05.06.2011 23:26

Близко, но не тождественно — и это различие явно имеет большое значение, но не вполне ясно какое. А понимание того, в чем заключается эта принципиальная разница и будет самым точным ответом на вопрос о том, в чем вообще смысл всей этой круговерти под названием «Жизнь».

Видела где-то в христианстве такую аналогия: гусеница, куколка, бабочка – — жизнь души в теле, — жизнь без тела, познание «как все устроено» и дальнейшее развитие души рядом с Богом, — возвращение тела душе + Бог вместо солнца. ( дерево жизни, дерево познаний, рай, где можно есть все ). Вроде как: человек живя на земле созидает себе то направление души, которое будет другими способами познания развиваться далее после смерти тела. Наверное, в связи с этим и у каждого свой Путь… Возможно, нужно улавливать направление повелений души, постигать суть своего Пути что ли (примерно, как в статье «кто я, где я, какой я» было советовано узнавать… Далее »»»

Гость
zz
19.05.2011 14:43

@Мишель
«…Каким было яблоко на вкус? Мне достался яблочный спас…»

А мне макинтош ))
На самом деле в первоисточнике нет никаких указаний на то, что это был за фрукт. Не знаю, что все так к яблоку прицепились))

sabir
Гость
sabir
19.05.2011 09:48

Проявляю свою заинтересованность в продолжении(разбор технологии д/п)…
А за статью спасибо!

Мишель
Гость
Мишель
18.05.2011 12:33

Каким было яблоко на вкус? Мне достался яблочный спас,вкусы разные !

Гость
zz
12.05.2011 15:14

@Аноним
«… Рекомендую почитать Библию всем!…»

А что Вы порекомендуете, тем, кто её уже читал? Бхагават гиту? Мифы Древней Греции? Книгу мёртвых?

Аноним
Гость
Аноним
12.05.2011 08:49

Здравстуйте!
Мне кажется, что это очень хорошо когда люди ищут ответы на вопросы. Это очень интересная и многогранная тема, и респект автору за признание, что это лишь его мысли и видение жизни. Рекомендую почитать Библию всем!Это Вечное Слово о Спасении душ человеческих,которое действенно и поныне!!!

Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
(Мк 12:24)
)

Надо сказать, что «Дерево Познания Добра и Зла» христиане не придумали, а позаимствовали, как и многое другое в своей символике. Этот образ существовал еще задолго до возникновения христианства — в античных мистериях — и символизировал отсутствие равновесия, двойственность, причину человеческой смертности. Также Дереву Познания противопоставлялось «Дерево Жизни», которое символизировало единство и равновесие, секрет бессмертия.

Уважаемый,книга «Бытие» была написана задолго до христианства

Ася
Гость
Ася
11.05.2011 09:42

Три отличных вопроса на каждый день в жизни.
Стой! Ты кто? Куда ты идешь? Зачем?
Я — человек. Иду домой в рай. Чтобы быть там вместе с Богом.

vorona2407
Гость
vorona2407
29.12.2010 07:03

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. интерпретация с позиции христиаства. но, если читать между строк без раболепского отношения к слову БОГ- рай и есть СИМВОЛ возвращения к себе ( богу в себе) и изначально человек с искрой бога сделал выбор и взял яблоко что бы отправиться в увлекательное путешествие-жизнь.
А для чего нужна такая “закалка”, думаю, может осознать только достигший просветления или приближающийся к нему… Уж явно не для того, чтобы двигаться назад в “рай”) Наверное, чтобы выпасть из сансары и стать тем, кем являешься – Богом, -рай- ощущение гармонии, бог-это и есть дух (душа)только ограниченная телом. «вернувшись»-когда наше сознание сольется с сознанием абсолюта, или, если хотите, когда осознание будет поглощено Орлом, уже нельзя стать еще больше богом. мне так кажется.

Рустам
Гость
Рустам
19.12.2010 15:07

по-поводу вышеозначенной метафоры относительно молота, кузнеца, наковальни и клинка: может прозвучит «по-дзенски», но мне кажется, что одного прекращения верчения под ударами молота для возврата к себе (читай, достижения высшей цели в духовном поиске) мало, тут важно осознать (почувствовать), что никакого молота нет и никогда не было. тогда и все остальные аттрибуты метафоры исчезнут сами собой. я сам периодически это понимаю, но превратить это понимание в постоянное осознание, которое переродится в соответствующее чувство не получается. что мешает — не понятно…

любопытность
Гость
любопытность
15.12.2010 05:53

супер.
4 часть ждать не буду…путь это и есть жизнь. у каждого свой.
разве что из любопытства загляну…узнать как дела)

Nikolko
Гость
Nikolko
30.08.2010 18:55

// Чаша терпения была глубокая, но теперь она переполнена. Пойдите, пожалуйста, развлекаться в какое-нибудь другое место. Вам здесь не рады. [moderator]

Ольга
Гость
Ольга
16.08.2010 15:04

@Олег Сатов
«…Кстати, а какими словами об этом говорит Библия?…»

“вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего”.

Denim
Гость
Denim
16.08.2010 13:17

какими словами об этом говорит Библия?

Библия это источник, который любят цитировать — что является, по-моему, заблуждением. Т.к. это сборник настолько разнородных текстов, что на любую цитату при желании (и, естественно, при хорошем знакомстве с этим источником) можно найти антицитату. Поэтому предпочитаю не цитировать, а пытаться проникнуть в суть того, о чем хотел поведать автор того или иного отрывка. На мой взгляд, иносказательная суть сцены грехопадения (мы же ее обсуждаем?) такова — Адам это младенец, он обладает сознанием младенца (ну или животного — надеюсь, не задену ничьих религиозных чувств таким сравнением, ведь это наши младшие братья)) — кроме удовлетворения своих естественных потребностей его ничто не волнует, он счастлив, благоденствует, смотрит на то, как прекрасен мир, широко открытыми детскими глазами и т.д.и т.п. Но этого почему-то оказывается недостаточно, и вот почему — благоденствующее сознание не только не развивается, но и деградирует (картина маслом — от римских патрициев до российских олигархов). Так… Далее »»»

Denim
Гость
Denim
15.08.2010 22:41

Олег Сатов
особенно чтение Кастанеды к такому пониманию подталкивает

А по-моему, к этому подталкивает чтение любой толковой литературы о смысле жизни — от Библии и Бхагавад-гиты до Кастанеды и Шри Ауробиндо

«Когда мудрецы … говорили, это всегда были одни и те же слова, а когда они писали, то всегда получалась одна и та же книга. Они всегда передавали нам один и тот же сигнал, повторяемый на разных языках, с использованием метафор времени и исторической эпохи, в которую они жили. Но сигнал был один: «Отключите сознание. Выйдите из собственного эго и посмотрите на него со стороны … Загляните в себя. Ищите мир в себе». Т.Лири, «Семь языков Бога»

Просто Кастанеда говорит наиболее понятным лично мне языком

Анна Симакова
Гость
Анна Симакова
14.08.2010 23:14

Хорошая статья… Еще раз перечитала…Существуют ли ответы на эти вопросы? То есть способен ли их дать человек? будет ли часть4? smile Кастанедовский ответ — это мужской вариант; немного познакомилась с женским (прочла 2 книги из серии Звенящие кедры России). Есть очень схожие моменты, но форма и цели отличаются, хотя…буду читать дальше и ждать Олега smile

Denim
Гость
Denim
14.08.2010 21:22

Олег Сатов Статья действительно выделяется на общем фоне, она волнует, заставляет задуматься, а главное — в ней четко сформулирован вопрос, который, в общем-то, близок к главному «вопросу жизни, Вселенной и вообще»)) А правильная формулировка вопроса, как известно, уже содержит в себе ответ — вот и думалось, что Вы как автор подталкиваете читателя к определенным выводам, и хотелось проверить — соответствует ли Ваша рабочая гипотеза моей) Ок, раз по каким-то причинам Вы не хотите/не готовы изложить свою, то моя такая:

Конечно же, состояние человека, достигшего просветления, никоим образом не соответствует младенческому (последнему скорее соответствует состояние старческого маразма)). Разница между ними очевидна, но суть почему-то ускользает, да? Дело в том, что психология со времен Фрейда и Юнга рисует нам Эго как злобного тюремщика, играющего с нами в жестокие игры. Во многом это справедливо — но увлекшись, как обычно, с водой выплеснули и ребенка. Сознание вообще стали воспринимать как некую обузу, мешающую развернуть… Далее »»»

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием