Хотите очередную порцию лютой ереси? Пожалуй, это выйдет даже похлеще плоской Земли. Объяснить это будет непросто, поэтому, как обычно, прибегнем к метафоре и в очередной раз используем в качестве таковой нашу любимую, затертую до дыр Матрицу.
Итак, Нео вырвался из оков виртуальной реальности и теперь пытается «спасти» тех, кто еще пока спит. Но давайте представим, что психоделические красные таблетки у него отняли неподкупные агенты, и никакого другого оружия массового пробуждения в его распоряжении тоже нет.
Тогда ему приходится вытаскивать людей через прямое осознание реальности. Он проводит эти… как их… сатсанги, где рассказывает людям об истиной и весьма прискорбной природе бытия, указывает на глюки и нестыковки виртуального мира и хитрыми манипуляциями заставляет сознание своих слушателей пробудиться. И если кому-то это удается, он обнаруживает себя в мрачном реальном мире, где его первым же делом спускают в канализацию. Очень метафорично, между прочим!
Но большинство слушателей уходит ни с чем: мозгов не хватает, внимание слишком расхлябанное, чересчур много эмоциональных связей с виртуальным миром, ну и всякие прочие технические и психологические преграды. Тяжелая это работа — из сонного болота тащить сопротивляющегося бегемота. Пробуждаются только единицы, большинство же крутит пальцем у виска и переворачивается на другой бок. Но есть особая категория слушателей, которые и вырваться из Матрицы не могут, и в обычную свою жизнь возвращаться не хотят: уж больно сладкая сказка про этот самый реальный мир, в котором нет никаких проблем мира виртуального.
Из этой особой категории людей получаются фанатки-последователи, которые, с одной стороны, реального мира не видели, с другой — помнят наизусть все сутры, лекции и презентации по этой теме… и, помимо всего прочего, имеют особую склонность к насильственному просвещению окружающих. Этакие воинствующие пророки реального мира, с огнем в глазах рассказывающие всем вокруг о том, что грядет великое пробуждение, страшный суд и все такое прочее.
И хотя они пытаются дословно воспроизвести то, что слышали от Нео, не имея собственного опыта выхода из Матрицы, они все выворачивают наизнанку, и их рассказ о реальном мире получается, мягко говоря, искаженным. Важные, но непонятные детали, заменяются понятными, красивыми и драматичными, отчего повествование становится упрощенным и схематичным, но более захватывающим. “Война и мир” — только в комиксах.
А еще больший вес их проповедям придает [произносить с придыханием!] ПРАКТИКА — упражнения, которые Нео предлагал выполнять, чтобы ускорить и облегчить процесс выхода из Матрицы. Но поскольку наши пророки и здесь тоже ничего не поняли, оригинальные упражнения превращаются у них в ритуальную магию: покупаешь самый дорогой компьютер, садишься перед ним в позу лотоса, вдыхаешь через одну ноздрю, выдыхаешь через другую и, зажав на клавиатуре CTRL+ALT+DEL, медитируешь на реальный мир. Главное, уделять практике больше времени, и однажды ЭТО случится!
Со временем у пророков появляются свои почитатели. Сильная харизма, горящие глаза и дар красноречия — великое дело! Игра “в сломанный телефон” продолжается, и постепенно внутри Матрицы формируется новая религия — Церковь Истинного Бытия — в которой люди считают привычный мир иллюзорным и верят в существование какой-то иной запредельной реальности. Но смысловая связь с тем, о чем на самом деле рассказывал Нео, и с тем, как он вытаскивал людей в реальный мир, давно утрачена. Внутри церкви нет никого, кто бы на своем опыте пережил выход в реальный мир. Остаются одни только догмы, мифы и пророчества, воспринимаемые паствой абсолютно буквально.
На этом этапе деградация первоначальной идеи так велика, что духовная практика утрачивает всякий смысл. Реальный фактический выход из Матрицы теперь рассматривается как аллегория, а не практическая задача, с которой все и началось. Никто уже больше не верит, что это возможно. И все упражнения на развитие осознанности вытесняется идеями о праведной жизни и о том, что добропорядочному человеку выход в Реальный мир будет дарован… где-нибудь после смерти. Мораль и служение церковным идеалам подменяют собой всякую практику, и теперь достаточным считается несколько раз в год наведываться в датацентр храм, выслушивать очередную проповедь главного сисадмина и отправлять электронку с исповедью на адрес [email protected].
Ну вот, с религиозными деятелями все понятно, теперь переходим к главному. Помимо верующих, есть в Матрице и нормальные люди, а среди них есть ученые — умные люди, которые верят только своим глазам, логическим доводам и результатам экспериментов. И история про какой-то потусторонний реальный мир, где человека используют в качестве батарейки, представляется им… лютой антинаучной ересью. Они изучают мир Матрицы, втыкают в него иголки, направляют на него свои микроскопы и раз за разом получают подтверждение — вот он, абсолютно реальный и осязаемый мир, единственная объективная реальность, данная в ощущениях.
Между верующими и учеными время от времени случаются диспуты в попытке найти общий язык, но ничего хорошего из этого не выходит. Представители веры оперируют одними только слухами и цитатами священных писаний, не понимая и даже не задумываясь об их происхождении и изначальном значении, ученые же напирают на неопровержимые факты кажущегося им объективным бытия. Верующие считают ученых темными людьми, лишенными духовного начала, а ученые считают верующих мракобесами, застрявшими в своих инфантильных фантазиях.
Но мы-то понимаем — в рамках нашей метафоры, разумеется — что реальный мир действительно существует, а мир Матрицы — это сон, мнимая реальность, смоделированная в огромном компьютере. Верующие внутри этого виртуального мира верят в существование иного плана реальности, но сами не понимают, что это значит, и не пытаются туда попасть: им достаточно самой веры, как смыслообразующего фактора их, в остальном, бессмысленного бытия. Ученые же не верят в религиозные сказки про более реальный мир, чем тот, что у них под носом, и ответ на все свои сомнения находятся в ложном чувстве контроля, возникающем из убежденности, что им известны законы природы и устройство объективной реальности. И кто же из них неправ: верующие или ученые?
А теперь давайте занырнем еще глубже и поупражняемся в странном. Здесь нужно обратить внимание на ограниченность нашей метафоры, в которой реальный мир машин, породивший Матрицу, — это та же самая Земля, тот же самый по своему устройству мир, только из далекого мрачного будущего. Но ведь можно было придумать и рассказать совсем другую историю, где Матрицу создали инопланетяне, и человека они вылепили не по своему образу и подобию, а шутки ради одушевляя образы своих любимых домашних зверушек, как это делает Дисней в своих мультфильмах.
А еще можно представить, что исходная Вселенная устроена совсем иначе и существует по совершенно другим законам. Быть может, там тоже есть своя Земля, но она плоская и стоит на трех слонах, быть может, с ее края действительно можно упасть в тартарары… Не может такого быть? А почему? Потому, что наш привычный мир устроен совсем не так, и по-другому не может быть, потому что не может быть? Так ведь это самая обычная психологическая проекция, когда чему-то заведомо неизвестному автоматически и бессознательно приписываются известные черты. Бородатый мудрый дядька на облаке — из той же серии.
А может, там вообще нет никакой Земли, и людей тоже нет, и нет инопланетян, а есть только чистый бездушный информационный эфир, в котором спонтанно зародилась Матрица со всеми ее обитателями? Привет “Солярису”! Быть может, в реальном мире нет никаких людей, спящих в своих капсулах, и просыпаться из Матрицы некуда? Что, если исходная реальность — это тотальное ничто, в котором на мгновение, как в калейдоскопе, собрался весь этот матричный мирок, чтобы в следующее мгновение рассыпаться, освобождая место для нового и еще более удивительного узора бытия?
И если исходить из такой картины, то наш спаситель Нео — это не человек, который выбрался в реальную реальность, а затем вернулся, чтобы разбудить всех остальных. Он всего лишь еще один завиток снящегося мира, говорящий пес мультяшный персонаж, осознавший, что он всего лишь мультяшный персонаж, возникший из пустоты. И теперь он рассказывает об информационном эфире и глобальном ничто другим таким же снящимся мультяшным персонажам… И у некоторых из его слушателей что-то меняется в сознании — как на картине, где один мазок краски касается другого и передает ему свой оттенок, — и они вдруг тоже осознают свою «диснеевскую» природу и истинное устройство бытия.
И вот в этом виртуальном сонном царстве существуют наши персонажи — мультяшные верующие и мультяшные ученые. Первые слепо держатся за свою веру в какой-то там более реальный мир, абсолютно не понимая и не пытаясь уже понять, что это значит. Вторые высмеивают всякую веру и противопоставляют ей верифицируемое научное знание, которое, однако, в своей основе тоже опирается на веру — в то, что исследуемый ими мир абсолютно и однозначно реален. По сути же, и те, и другие — верующие, не понимающие, что отличаются друг от друга лишь содержанием своих верований.
Смотрите, в чем здесь фокус. Виртуальный мир, принимаемый учеными за реальность, действительно устроен очень определенным образом, и исследуя его, они приходят ко вполне понятным и правильным выводам: Земля круглая, вода мокрая и все такое прочее. И любой обитатель Матрицы, который станет утверждать что Земля плоская, будет категорически не прав и потому справедливо осмеян — ведь виртуальная Земля, черт ее побери, именно круглая!
Ирония, однако, в том, что истинный реальный мир, в котором так или иначе возникла Матрица может быть совершенно другим, и Земля там может быть плоской, квадратной или треугольной, или ее вообще может там не быть. И вот тут товарищи ученые, доценты с кандидатами садятся в лужу, поскольку не допускают и малейшей возможности того, что исследуемый ими мир имеет виртуальную природу. Вернее, допускают, но только, как занятную гипотезу, которая, уж конечно же, ошибочна — ведь не могут же они сами быть мультяшками. И все их научные заслуги, в таком случае, сводятся к тому, что они неплохо разобрались в том, как устроен данный конкретный виртуальный мир.
Ну, и напоследок… Речь, естественно, не о том, что мы живем внутри компьютерной модели. Хотя, почему бы и нет? Речь о том, что научное познание не будет поистине объективным до тех пор, пока не сделает предметом своего исследования механизм восприятия, поставляющий в ощущениях сведения об окружающей действительности.
Можно ли доверять картинке в микроскопе, не зная устройства и свойств данного прибора? Вдруг он вносит какие-то существенные искажения? И в науке это, конечно же, известная проблема: вносимая измерительным прибором погрешность всегда учитывается в эксперименте. А в некоторых случаях учитываются и ограничения человеческого глаза, неспособного различать ту или иную длину световой волны. Но никогда в научном эксперименте не учитываются свойства сознания — того самого, которое проводит этот эксперимент и интерпретирует его результаты. Самый главный «микроскоп» — тот, через который воспринимается окружающий мир, никогда не становится предметом исследования… кроме тех случаев, когда человек осознает это затруднение и начинает искать пятый угол в квадратной камере своего сознания.
Если же провести это исследование со всей научной строгостью и серьезностью, происходит прорыв за пределы привычной концептуальной картины мира, которая сохраняла свою стабильность и устойчивость только потому, что никто не подвергал ее сомнению. И тогда взору открывается совершенно иная картина мира и становится понятным все то, что косноязычными аллегориями пытается выразить религия. Вера и наука наконец-то сходятся в одной точке. Бог, рай, ад, спасение души — все это жутко корявые образы, обросшие толстым слоем извращенной мифологии, но даже сейчас можно проследить, что они означали в устах того, кто впервые их использовал, чтобы хоть как-то выразить природу своего открытия.
Наука и религия — две стороны одной медали. И если их представители перестанут быть упертыми ослами и объединят усилия в том, чтобы разобраться в природе реальности, этот мир очень сильно изменится…
P. S.
Ах, да, обещанные плоскоземельщики!
Они, конечно же, ошибаются — на самом деле Земли просто нет.