В разговорах о психологии часто можно услышать расхожую формулировку, что, дескать, человек — животное социальное, а потому от природы нуждается в общении с себе подобными. Звучит по-философски красиво, но так ли это на самом деле? Что, если никакого социального инстинкта не существует?
В древнейшие времена, когда люди жили маленькими племенами, по какой причине они объединялись? Была ли там какая-то потребность в социальных контактах или это была только стратегия совместного выживания? А что нас держит вместе сейчас? Действительно ли мы нуждаемся в общении или это лишь симптом всеобщего социального невроза?
В этой статье разговор пойдет о той клейкой основе, которая формирует и удерживает всякие социальные связи. Некоторые моменты могут показаться неприглядными и не вполне очевидными, но горькая именно правда такова: социальность — это скорее болезнь, чем генетическая природа человека.
Чтобы как-то подобраться к этой сложной теме, можно начать с Фрейда и его идеи о двух основных психологических комплексах. Фрейд считал, что психика ребенка формируется под влиянием двух фигур — материнской и отцовской. Обычно, это живые мать и отец, но не обязательно так, поскольку «мать» и «отец» в психоаналитической концепции — это скорее определенный тип отношений, а не конкретные живые люди.
Материнский тип отношений могут закладывать семеро нянек, а отцовский — поп из ближайшего прихода на пару с соседским дворником. Не важно, кто именно выступает в роли психологических матери и отца, главное — специфические взаимоотношения, которые формируются между ними и ребенком.
Роль «матери» — оказание ребенку психологической поддержки. В естественной своей форме, в ней нет ничего предосудительного. Ребенку действительно нужно чувствовать поддержку со стороны, кого-то более взрослого и опытного. И если бы психика матери была достаточно сбалансированной, то не было бы и речи о материнском комплексе, как о психологической проблеме. Но поскольку в реальном мире, материнская психика, обычно, далека от равновесия, оказываемая поддержка окрашивается инфантильными эмоциями и превращается в жалость.
Мать с искаженной психикой не может по-настоящему любить своего ребенка. Фактически, она подменяет любовь жалостью, а, когда ребенок ведет себя неподобающим образом, использует свою «любовь», как средство манипулирования: «Будешь хорошим — буду любить, будешь плохим — не буду любить».
((Гордость или ничтожество — что выбираете?))
[[Тщеславие и чувство неполноценности — основа социума]]
Таким образом, ребенок, вскормленный на жалостливом суррогате материнской любви, оказывается в сложном психологическом состоянии. Он не умеет любить ни себя, ни кого-либо еще — ему просто не показали соответствующего примера. По этой причине, с первых же лет сознательной жизни внутри у него формируется внутренний конфликт — чувство, что с ним что-то не так, ощущение своей неполноценности. Мать не может снять этот конфликт, и ребенок остается наедине со своей бедой — теперь он обречен искать любовь и принятие в отношениях с другими людьми.
Говоря простыми словами, эта ситуация называется — «недолюбили».
Так закладывается первый полюс внутреннего психологического напряжения — ничтожество. Это неизбывная жалость к себе и постоянный поиск любви. Но следует понимать, что такой человек еще не знает, что такое любовь, ведь ему знакома только жалость. А значит, от других людей он будет требовать именно жалости, и, встретив любовь, скорее всего, ее даже не узнает.
Когда говорят, что всякий человек нуждается в любви, речь идет как раз об этой самой проблеме — о материнском комплексе, о поиске одобрения, о жалости к себе. Никакой любви тут не подразумевается. Подобные рассуждения — это лишь форма оправдания всеобщего чувства собственной неполноценности, не более того. Человек в любви не нуждается.
Если мать учит ребенка взаимодействовать со своим внутренним миром, то роль отца — подготовка ребенка к выживанию в мире внешнем. Но, как и в случае с матерями, отцы, обычно, занимаются вовсе не тем, чем следовало бы. Вместо того, чтобы быть наставниками, они отыгрывают на ребенке свои собственные душевные проблемы и превращаются в надсмотрщиков с плетью, в виде чувства вины.
Задача отца — научить ребенка тому, как устроен окружающий мир и по каким законам он живет. Точно так же, как опытный охотник учит молодого. В такой подготовке нет места нравоучениям, но, будучи таким же «недолюбленным», отец, обычно, все воспитание сводит именно к отделению добра от зла, правильного от неправильного, хорошего от плохого. И с позиции своего старшинства и власти над своим ребенком, он берет на себя право его судить. Он становится тем, кто решает, виноват ребенок или нет.
В этой ситуации, ребенок, вместо того, чтобы учиться выживать в реальном мире, вынужден учиться выживать в выдуманном мире отцовских законов и правил. Стремясь избежать чувства вины и наказания, ребенок учится врать, увиливать или, при другом душевном устройстве, конфликтовать и бороться за власть со своим отцом. А потом, когда у него появляются уже свои собственные дети, он вываливает на них все свои накопленные обиды, и цикл продолжается.
Таким образом, отцовский комплекс — это каша из чувства вины и попыток с ним справиться. Один путь — обмануть отца, избежать ответственности и ускользнуть от наказания, другой — победить отца, захватить его власть и, тем самым, лишить его права выносить обвинительный приговор.
Так формируется второй полюс психологического напряжения — гордость. Это потребность человека в том, чтобы доказать всем вокруг свою ценность и правоту. Тем самым человек пытается утвердить свою самостоятельность и избавиться от чувства вины за себя и свой образ жизни. Здесь важно то, что человек не способен сам себя «простить», а потому он вынужден искать прощения извне.
Как и в случае с недостатком настоящей материнской любви, когда ребенок не способен сам себя полюбить, в случае с отцовским комплексом, ребенок не способен утвердить в жизни свои собственные законы, а потому изо всех сил старается соответствовать или воевать с законами чужими. Для этого ему приходится находить среди людей авторитеты, и либо следовать их указке и получать их одобрение, либо свергать их и разрушать их «закон».
На этом принципе основана всякая социальная состязательность и борьба за власть. Каждая очередная победа создает сладостное чувство успокоения — победителей не судят, а значит, победитель прав. Таким образом на какое-то время снимается внутренний конфликт. Но эффект от внешней победы всегда проходит. Заложенное с детства чувство вины требует себе новых жертв.
Я уже делал эту оговорку, но на всякий случай повторюсь. Сейчас речь шла не о конкретных живых матери и отце, а о тех людях, которые брали на себя ту или иную роль. Так, например, мать-одиночка может разрываться между двумя ролями. Или, при живых родителях, отцовскую роль может выполнять, например, дед. Поэтому, примеряя сказанное к себе, учитывайте свою собственную ситуацию.
Таким образом, именно потребность в отыгрывании гордости и ничтожества требует установления социальных контактов. Другие люди нам нужны не потому, что они так уж нам нравятся и не потому, что такая потребность заложена в нас от природы, а потому, что они дают нам возможность хотя бы на время снять внутренний конфликт — примириться с собой и избавиться от чувства вины. Давайте рассмотрим это подробнее.
Гордость или тщеславие
Самое очевидное проявление проблемы гордости — это борьба за власть. Сюда входит все, от детских споров о том, чей папа круче, до президентских выборов. Любая власть, реальная или номинальная, позволяет утихомирить чувство сомнения в собственной правоте. Всем знаком такой тип руководителей, для которых чувство власти куда важнее того, ради чего им эта власть дана.
К проблеме гордости относятся и все возможные соревнования — житейские, спортивные и политические. Победа над соперником, пусть даже и в игровых условиях, точно так же тешит тщеславие, как и обладание властью над людьми. И тут же находятся все формы сопереживания соревнующимся. Люди вступают в партии и болеют за любимые команды только для того, чтобы присоседиться к чужой победе и ощутить ее вкус опосредованно.
То же можно сказать и о любой идее и форме социального успеха — бизнес, наука, творчество. Везде, где есть сравнение одного человека с другим, можно говорить о тщеславии. Не будь у людей проблем с гордыней, они бы довольствовались тем, что им минимально необходимо. А как бы это сказалось на современном государстве, которое только тем и живет, что провоцирует своих граждан стремиться к новым горизонтам и достигать новых вершин успеха?…
В отношениях с людьми гордыня проявляется, например, как склонность давать оценки. В самой грубой форме, это примитивная критика и унижение, которые так легко пронаблюдать на любом форуме или в комментариях любого блога. Более тонкая форма — это, наоборот, похвала. Может показаться, что похвала — это возвышение собеседника, но в действительности подтекст совершенно иной. Ведь, чтобы хвалить, нужно иметь право дать оценку, а чтобы дать оценку, нужно ставить себя выше оцениваемого. Поэтому, не важно, что делает Моська — лает или облизывает — в обоих случая она отыгрывает свою гордыню.
В отношениях мужчины и женщины, гордыня также разворачивается на полную. Женщины завоевывают и подчиняют себе мужчин — формируют свою свиту, утопая в эйфорическом чувстве собственной неотразимости. А мужчины отыгрывают роль героя-любовника, чья главная задача затащить в постель как можно больше женщин и, тем самым, доказать свою состоятельность. Эта тема уже затрагивалась в статье «Мужья и любовники — два типа мужчин» и продолжена в статье о женском душевном устройстве — «Чего хотят женщины?»
Можно привести еще массу примеров, но, надеюсь, основную колею вы уже уловили и сможете продолжить список сами, исходя из собственного опыта.
Ничтожество или чувство неполноценности
Самое известное проявление полюса ничтожества — это игра в неудачника. Признав себя неудачником, человек отказывается от достижения успеха и находит для себя замечательный способ вечно бултыхаться в чувстве жалости к себе. Таким образом, внутренний конфликт находит себе выход и утрачивает свое напряжение, особенно, если удается найти благодарного слушателя и поплакаться ему в жилетку.
Чувствительность, склонность к сомнениям, стремление нравиться всем, угодничество, подчиненность — все это находится на полюсе ничтожества. За всем этим стоит желание быть любимым, желание получить извне подтверждение тому, что я — хороший, что я достоин любви, что я имею право жить на этом свете.
Здесь же, на стороне людского чувства неполноценности, находятся многие религии, защищающие сирых и убогих от жизни в реальном мире. Самый яркий пример — современное христианство, которое со всей страстью защищает униженных и оскорбленных, давая им утешение в своем лоне и блокируя всякое их душевное и духовное развитие.
В отношениях мужчины и женщины, чувство ничтожества напрямую отыгрывается через взаимное эмоциональное утешение. Женщина играет для мужчины роль «любящей» мамы, которая погладит, поцелует, подует на ранку и спрячет от всех бед. И мужчина делает для нее то же самое — жалеет, успокаивает, утирает слезы. Кроме того, рыцарская стратегия, описанная в статье о мужьях и любовниках — это тоже мужской способ добиться недополученной «любви». А женская сторона вопроса рассмотрена в статье о противоречивости женского характера.
В социальной жизни, чувство неполноценности диктует крайне пугливую модель поведения — мнительность, чрезмерная осторожность, страх перед конфликтами, уступчивость. Все, лишь бы заслужить чужую любовь, или хотя бы избежать чужой не-любви. Поэтому такой человек все время ищет понимания, оправдывается, объясняет свои поступки. В то же время очень терпим к чужому поведению, прощая другим то, чего не мог бы позволить себе ни при каких условиях.
Маятник гордости и ничтожества
На маятнике гордости и ничтожества раскачиваются все. Разница между людьми только в амплитуде и том, какой полюс становится опорой в сознательной жизни, а какой действует преимущественно бессознательно.
Речь идет о маятнике потому что между полюсами всегда присутствует энергетический баланс. Если человек чрезмерно выпячивает свою гордыню, то со всей уверенностью можно сказать, что в глубине души он с такой же интенсивностью страдает от чувства собственной ничтожности. И наоборот, если человек старательно разыгрывает роль неудачника, нуждающегося в любви и понимании, можно утверждать, что другая сторона его души рвется на части от стремления утвердить свою гордыню.
Определенное различие можно проследить между интровертами и экстравертами. Экстраверты, поскольку они обращены во внешний мир, обычно, сосредоточены на отыгрывании своей гордыни. Им важнее добиться признания от других людей, достичь социального успеха, победить всех врагов и друзей. А интроверты, будучи сосредоточенными на своем внутреннем мире, больше фокусируются на удовлетворении своего чувства неполноценности. Им не столь интересен социальный успех, гораздо важнее для них установить такие отношения с людьми, чтобы все его любили (читай, жалели и утешали).
В то же время, каждый экстраверт, время от времени, нуждается в передышке — в том, чтобы кто-то их успокоил и утешил, после того, как утверждение собственной гордыни по какой-то причине дало сбой. Тогда, экстраверт вынужден зализывать раны и для этого, обычно, находит себе поддержку в другом лагере — среди интровертов, отлично умеющих жалеть себя и других.
И то же самое происходит с интровертами. Одной жалости к себе им не бывает достаточно и, хотя бы изредка, они нуждаются в инъекциях похвалы и общественного признания. Для этого они обращаются за помощью к заядлым гордецам — экстравертам.
Вот вам и основа всякой социальности. Внутреннее противостояние гордости и ничтожества находит свою энергетическую разрядку в отношениях с другими людьми. Друзья, любовники, родственники нужны нам потому, что мы не можем своими силами сбалансировать свой внутренний мир, а потому мечемся из стороны в сторону — утверждаемся и утешаемся в объятьях друг друга.
Весь социум опирается на внутреннюю неустроенность людей. Деньги, поп-культура, наука, войны, религии, отношения — куда не глянь, везде мы найдем противостояние полюсов гордости и ничтожества. Убери из уравнения внутренний разлад, и, лишившись цементирующего состава, храм социальности рухнет от первого же дуновения ветра. Но, поскольку в создании и укреплении описанной игры участвуют все поголовно, здание социальности так крепко, что может выдержать любой ураган.
Выход из ситуации
Мудрецы говорят: «Не пытайся изменить мир — измени себя». Нет смысла сражаться с ветряными мельницами, в попытке что-либо изменить в окружающем мире. Все что можно сделать — это перестать раскачивать свой собственный маятник, и, когда он будет близок к остановке, просто спрыгнуть с него.
Практическая сторона вопроса слишком индивидуальна, чтобы подробно ее расписывать. Важно понять главный принцип — попытка утвердиться на любом из полюсов не решает внутреннее уравнение, а только увеличивает психологический дисбаланс.
Может казаться, что с достижением какого-то рубежа в социальном успехе, наступит расслабление, и борьба прекратится сама собой. Но это не так. С каждой ступенькой на пути укрепления гордыни, полюс ничтожества и чувства собственной неполноценности становится только сильнее, а потому с каждым шагом будут требоваться все новые и более масшатбные победы. Поэтому погоня за достижениями и успехом никогда не прекратится — она может лишь набирать скорость, как течение реки перед водопадом.
То же самое с жалостью к себе — ее никогда не бывает достаточно. Утешение, каким бы полным оно ни было, оставляет внутренний конфликт незатронутым — вторая половина души, так и будет рваться к социальным вершинам, раскалывая психику напополам.
Из этой игры нет другого выхода, кроме как перестать в нее играть. Но представьте, насколько это сложно, ведь в попытках остановиться в игру включаются все те же демонические силы. Жалость к себе будет требовать продолжения банкета, а гордыня будет отстаивать право на самоутверждение. И даже когда человек понимает, что игра ведет в тупик и на полном серьезе пытается сойти с этого поезда, он опять оказывается в ловушке — гордыня теперь отыгрывается через чувство своей избранности и особенности, а чувство ничтожества будет подыгрывать в том, чтобы уберечь этот самообман от разоблачения.
Сменить декорации легко, но очень сложно сойти со сцены…
Если бы нас не одолевала гордыня, мы не жаловались бы на гордыню других.
Франсуа Ларошфуко.
Неясно зачем уходить от ничтожества, ведь человек ничтожен.
Даже, если вы не верите в то, что человек ведом в этой жизни (вы интернал),то хотя бы подумайте, насколько вы слабы. Вы болеете, боитесь, вас могут обидеть, ограбить, а один крепкий удар в область сердца (как пример) убить.
Попробуйте, наберитесь смелости и признайтесь себе в
своем ничтожестве. В христианстве это называется смирением.Что касается гордости,…известно – самый тяжелый бой – бой с самим собой, нужно знать законы нравственности и стараться их соблюдать, этот путь труден, но он верен. Я соласен с мнением христианства – поступай с ближним, как хотел бы, что бы поступали с тобой. В этом контексте все становится проще. И еще, уважаемый Олег Сатов, считает, религию “опиумом для народа”, исходя из его статей. В то же время, религия предоставляет методы борьбы с той же гордостью, а что предоставляет современная психология??, прочитав эту статью, очевидно, ничего кроме символических рассуждений.
Церковь призывает славить за свои заслуги не себя, опять же, это психология верующего человека.
Советую всем прочесть для общего развития – http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smysle_zhizni/1g9.shtml
Обо всем, и не о чем. Если идти на поводу у своего ума,то весь этот сгусток “психознаний” накроет и раздавит ,причем направленным ударом \одного\ \конкретно и навсегда\.Это при том что психология- “забава молодая”.И ЧТО МЫ ИМЕЕМ?????? На сегодняшний день, конца и края не видать “плодам человеческого разума”.Но достаточно будет не киношной, а реальной угрозы существованию рода людского, в виде природной глобальной катастрофы или ошибки с “ядерным ядром” и уже наверно сложно и неохота/некогда будет рассматривать через психологическую призму отдельно каждого и всех вместе на предмет самоиндификации, своего места под солнцем и всего такого “бла-бла”.Как Вы думаете ,УВАЖАЕМЫЕ , когда /абстрактно/хищник бежит по неважно какой местности за своей жертвой,думают ли они о своих “маятниках” каждый.О том что, как им должно быть важно или нет МНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ на предмет их “ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ”!!!!!!!!!!! Я вот понятия не имею, и не пытался “кубатурить” на этот счет.Рискну предположить, довольны могут быть наверняка, но все зависит от практики и опыта общения “тварей божьих”.Если одному повезет ,будет сыт .Если другому подфартит, останется жить,что тоже неплохо для него. Жить ,просто жить….Здесь и сейчас в данную секунду, и принимать этот мир такой как он есть.ПРИНИМАТЬ ВСЕ КАК УСТРОЕНО ,БЕЗОГОВОРОЧНО И НА 100%.Финал мы все знаем- все здесь гости, и без вариантов. А значит ничего не важно в этом мире, настолько чтобы относиться к этому серьезно. В курсе, что немного не по той “дорожке” мое мнение наверно, здесь ИГРЫ РАЗУМА И ПОИСК ЯКОБЫ СЕБЯ. А я просто о себе.Опять же легко наверно впишится “мой образ” в концепцию маятника! Вот я и говорю, обо всем и не очем!
Можно вопрос? Всё очень здорово написано, только не понятно, что же автор считает нормальным. Про мужчин и женщин Вы всё же намекнули, что могут быть нормальные честные отношения, без ролей (или сознательное отыгрывание разных ролей). А тут даже не попытались. То есть, чего НЕ делает человек, сошедший со сцены – легко сказать исходя из данного текста. А что Вы называете – выйти из игры-то?
Есть такая шутка – что в психологии есть куча описаний отклонений, а описания нормы нет. И почему-то мне какажется, что это хорошо.
Петров
Стать отшельником тоже не выход. Поскольку само по себе желание уйти от гордыни и ничтожества – есть способ удовлетворения своих гордыни и ничтожества. (Если пользоваться терминами, которые применяет автор.) Любое действие и даже мысль – есть очередное движение от одного к другому.
(Но все это верно опять же, если следовать данному кичу).
Спрыгнуть с маятника не получится. Для начала придется лишится всех эмоций, затем физических ощущений. Но даже если это удастся – накроет лавиной воспоминаний.
“Наилучшее для вас вполне недостижимо: не родиться, не быть вовсе, быть НИЧЕМ. А второе по достоинству – скоро умереть” – древнегреческая мудрость. (Миф про Мидаса и Силена).
Но все эти выводы следуют из рассуждений, написавшего данный текст. Они похожи на основы буддизма. Можете следовать им, если считаете для себя приемлемым кич автора.
Все проще. Основа социума это оценочная зависимость, которая есть у каждого человека. Мы все живя в обществе зависимы от оценок (мнений) других людей, и делаем все чтобы получить максимальное число положительных оценок в свой адрес.
Автор фрейдообразно разделяет эти действия как отыгрывание гордости и чувства неполноценности. Ну что ж, можно и так. ))
“Слезть с маятника” или выйти из игры нельзя.
Исключение – стать отшельником одиночкой или уехать жить в лес, т.е. уйти из общества.
“человек не может жить в обществе и не быть зависимым от этого общества” (с)
“Практическая сторона вопроса слишком индивидуальна, чтобы подробно ее расписывать.”
))) Люди которые не додумались до того что я написал выше, могут заплатить автору денег.
зы
Много умов уже давно написали про оценочную зависимоть.
Кто то даже считает ее социальной надстройкой* над базовыми потребностями в пирамиде Маслоу. *Которая “обобщает” все высшие потребности.
@Mixail
Мне кажется нет.
Мания величия – когда человек думает “я самый-самый”, а гордыня – “я хороший, потому что…” Хотя бы причина есть.
Гордыня это то же самое что мания величия?
Я понял что отыгрываю свою гордыню, а потом что? Например: если я одеваю красивую, модную одежду, люди говорят что я хорошо выгляжу и т.д., я чувствую что я “крутой” – начинаю гордиться. В этом случае нужно одеваться по скромней, так чтобы людям не нравилось и чтобы не испытывать это чувство гордости?
Диана, если я правильно поняла, Вы предлагаете описывать событие таким образом, чтобы конкретный человек выдал конкретную реакцию. А что делать, если у вас два собеседника, и вы точно знаете, что они по-разному отреагируют, т.е. если бы вы говорили с ними по очереди, то преподнесли бы событие по-разному, чтобы добиться одной и той же реакции. Как быть в этом случае?
Но это не главный вопрос. Я подумала вот о чём: не будет ли человек в глубине души чувствовать, что обманывает сам себя?
Олег,
а Вам уже удалось спрыгнуть?
@zz
))
Спрыгнете – узнаете ))
Какие мотиваторы у человека останутся?
Anna
Прошу прощения, что может мое мнение вам совсем не интересно. Но Олег по правде очень редко кого балует своим вниманием.
Мне знакома ваша ситуация.
Я поняла то,что чужое мнение, одобрение, четко основано на том, как преподнести то или иное событие. А если так, то и манипулируйте этим мнением в свое удовольствие. Особенно, если это важно для вас.
Вот вы, описав своих родителей и ситуацию в целом, сформировали у меня мнение. ОДОБРЯЮ ВАС!
ВАЖНО уметь сформировать такое мнение, какое хочется.
Как вам мое…?
И не вижу в этом ничего плохого!!!!!
И проблемы, как не бывало.
Олег спасибо за статью.
Ничтожество или чувство неполноценности – это то что преследует меня всю жизнь, начиная с 6-го класса школы. после статьи Я поняла почему, упрекала маму в том, что она не правелььно меня воспитала и что мне в гостях мне больше нравилось, чем дома…
Сейчас я живу отдельно от родателей, намного легче, нет прессенга с их стороны.
Но проблема,важность чьего-то одобрения и чужого мнения, осталась…Может, что подскажите?
Спасибо,что выслушали
Если вы это делаете “для пользы”, то это та же гордыня. Если вы это делаете, потому что вам это нравится (не можете не делать), тогда все ОК (потому что гордиться в этом случае нечем).
Олег, а вот такой немного провокационный вопрос возник на основе чтения ваших статей: вы говорите, что саморазвитие – гордыня в рафинированном виде, и что это ПРОБЛЕМА всех людей. Но разве чтение и стремление понять ваши статьи, психологию в целом – не саморазвитие? Или таким саморазвитием мы занимаемся только тогда, когда отклонились от равновесия и хотим вернуться к нему? А когда и не отклонялся, в саморазвитии необходимость отпадает.
Сильная статья, мне очень понравилось. Некоторые места заставили на несколько минут задуматься и отвлечься от прочтения, анализировать свои жизненные ситуации.
Но, есть одно но – дабы не чувствовать себя униженным, либо слишком гордым, либо недолюбленным,нужно практически полностью отгородиться от общества, которое и диктует каждому его социальную роль, или сменить свое окружение на 100%, начать писать историю своей жизни заново.
Кстати из моих наблюдений:
Я пробовала сменить линию своего поведения, у окружающих это вызвало недоумение.Отношение их ко мне ограничивалось теми рамками, которые существовали прежде, люди никак не могли переключиться на другую манеру общения, они буквально терялись.
Когда сделаю, расскажу. Я в процессе ))