…мне хочется, чтобы меня пожалели или утешили. Без дружеской поддержки моя жизнь становится просто ужасной…
Ребенок с рождения при малейшем неудовольствии требует к себе внимания. Родители его, конечно же, жалеют и утешают. И ребенок быстро схватывает — «Если мне плохо, можно позвать родителей и они меня пожалеют — и мне станет хорошо». Сначала ребенок зовет родителей, когда ему действительно плохо, но потом смекает, что родителями можно таким образом манипулировать. А, чтобы игра выглядела натурально, ему приходится изображать из себя «жертву» — жалкое личико, сопли из носа, слезы из глаз. Сначала это ребенком проделывается достаточно трезво. Можно даже эксперимент провести — если в момент такой сцены ребенка чем-то отвлечь, то он забудет, что только себя жалел и, что ему вроде как было «плохо».
Со временем эта детская игра настолько оттачивается, что ребенок приравнивает свои капризы к тем ситуациям, когда ему действительно больно. Теперь, ему одинаково плохо и, когда действительно что-то болит, и когда всего лишь не реализуется какое-то его желание.
Теперь ребенок, чуть что, начинает жалеть себя изо всех сил, даже сам не понимая, что его страдание не столь велико, насколько он его изображает. И более того, теперь утешение ему становится важнее, чем решение проблемы, из-за которой ему стало плохо.
Ребенку жалость к себе сходит с рук, поскольку родители не видят той грани, где ребенок начинает уже заигрываться и манипулировать. И поскольку ему в этой игре вовсю потакают («Мы же хорошие родители! Он же плачет! Как можно его не утешить!?»), то у ребенка эта модель поведения и манипулирования закрепляется, как одна из основных в жизни. И в итоге до самой смерти человек так себя и жалеет — «Ах, мне плохо, ах мне горько, пожалейте меня».
Ребенок до определенного возраста во всем опирается на родителей — для него просить о помощи — нормально. И это действительно нормально. Не-нормальность начинается тогда, когда ребенок уже может сам справиться со своими проблемами, но продолжает требовать их решения от родителей.
И если родители этого не понимают (а они обычно не понимают, потому что сами — точно такие же), то они эту заморочку у ребенка только укрепляют. И вместо того, чтобы становиться сильным и самостоятельным, ребенок растет слабым и зависимым — потому что за всю свою жизнь, по большому счету, ничего не делал сам и никогда ему самому не приходилось справляться со своими проблемами…
Спасибо, Олег. Хотя в твоей статье “Гордость и ничтожество…” ты призываешь к безоценочности. “… Лает Моська или пятки лижет – суть гордыня…”
Без оценки. Просто спасибо. :-)
А можете порекомендовать материалы для понимания и более обширного взгляда для решения проблемы жалости к себе? С одной стороны боюсь перегнуть палку и стать к себе черствее. А еще есть страх, что могу сломаться решая ситуации, которые мне еще не по плечу. Вообщем не хочу наломать больших дров. Спасибо
[…] напряжения — ничтожество. Это неизбывная жалость к себеи постоянный поиск любви. Но следует понимать, что […]
Так в том-то и дело, что может статься так, что уже не будет возможности.
Суть ведь не в том, чтобы захотелось сразу что-то сделать, изменить ситуацию технически (путешествовать, например, или начать жить с кем-то под одной крышей). Возможно, человек, сам того не подозревая, всегда хочет душевного покоя, что-то вроде внутреннего уюта.. мне кажется, именно это и есть цель нашего существования, а технически эту проблему не решить. Именно такие потрясения чаще всего и приносят успокоение и понимание того, что все самое интересное и важное у нас внутри, а для этого возможность есть всегда… ну это мне так кажется
Легко говорить в общем. А вот если о чем-то конкретном… Каким благом, например, может обернуться тяжелое заболевание? Даже если не впадать в отчаяние и не жалеть себя?
Осознанием себя частицей этого мира. Таким же непостоянным и меняющимся и могущим в миг исчезнуть, как все вокруг. Ценность в моменте жизни здесь и сейчас..
осознать, чего реально хочется
Так в том-то и дело, что может статься так, что уже не не будет возможности. С тем, что потрясения могут в корне изменить шкалу ценностей – согласна. Но, как правило, дорого обходятся такие уроки.
Легко говорить в общем. А вот если о чем-то конкретном… Каким благом, например, может обернуться тяжелое заболевание? Даже если не впадать в отчаяние и не жалеть себя?
Для тех, кто реально не впал в себяжаление, тяжелая болезнь может стать переломным моментом в жизни и помочь осознать, чего реально хочется и кто тебе дороже всего. А если еще и временный интервал ограничен, то это подстегивает еще больше
"Не следует бояться несчастий, потому что всякая беда, которая может с тобой произойти, станет благом, если только не впадать в отчаяние и не предаваться жалости к себе" Акунин.
Легко говорить в общем. А вот если о чем-то конкретном… Каким благом, например, может обернуться тяжелое заболевание? Даже если не впадать в отчаяние и не жалеть себя?
"Не следует бояться несчастий, потому что всякая беда, которая может с тобой произойти, станет благом, если только не впадать в отчаяние и не предаваться жалости к себе" Акуниин.
ага, а потом этот "сильный" будет от каждого требовать признания этой силы