В абсолютном значении ответа на вопрос о смысле жизни не существует, хотя бы уже потому, что сама концепция «смысла» — это не более чем философское недоразумение. Жизнь не нуждается в смысле, и если зажигаются звезды, то совсем не потому, что “это кому-нибудь нужно”, а просто потому, что зажигаются. Идея о смысле жизни — красивая поэтичная штука, но к исконной реальности, существующей за пределами человеческих понятий, она не имеет никакого отношения.
Философы смотрят на мир и задаются вопросом: “а не движется ли все в каком-то определенном направлении, а нет ли в этом движении какого-то особого смысла?” Это вроде бы интересные и умные вопросы, над которыми любопытно поразмыслить, но в то же время это абсолютно искусственные умозрительные предположения, сродни тому, как древний человек придумывал богов и духов для объяснения необъяснимого.
Звезды на небе — это просто звезды на небе, а не духи умерших предков. А жизнь и смерь человека — это просто жизнь и смерть человека, а не осмысленное движение из пункта отправления в пункт назначения. Нет никаких духов на небе и нет никакого смысла в том, что происходит в жизни. Небо и звезды — это просто небо и звезды. Жизнь человека — это просто жизнь человека. Калейдоскоп событий — не более того.
Вера в Бога и вера в Смысл — это явления одного порядка. И Бог, и Смысл в равной степени надуманные понятия — лишние сущности, которые плодит разум, когда не видит объяснения происходящему и не желает мириться со своей беспомощностью. Осознание неумолимости и бессмысленности бытия слишком дискомфортно, поэтому придумывается какая-нибудь красивая теория, объясняющая причины и следствия происходящего, — так на душе становится намного легче. А уж Бог или Смысл лежит в основе этой теории, не имеет значения — и то, и другое придумано только для самоуспокоения.
Попробуйте это обдумать по-хорошему, особенно, если вы привыкли в душе иронизировать над верующими. Они придумали и верят в Бога, а вы ровно точно так же придумали и верите в Смысл. И, даже если вы смотрите на жизнь более механистично и считаете, что никакого смысла у нее нет, обратите внимание на тот занятный факт, что все свои действия в жизни вы делите на осмысленные и бессмысленные, полезные и бесполезные, а цели, которые вы перед собой ставите, вам кажутся важными и правильными — имеющими смысл. То есть, даже не отдавая себе в этом отчета, вы опираетесь на понятие смысла, верите, что где-то он все-таки есть, и стараетесь жить осмысленно.
Все люди верующие, и еще неизвестно, кто мудрее: тот, кто верит и знает, что он верит, или тот, кто верит, не отдавая себе в этом отчета.
Но… если спуститься с небес на землю, то вопрос о смысле жизни можно рассмотреть под другим углом и дать на него ответ психологический, а не космологический. Концептуальное понимание того, что в происходящем вокруг нет никакого смысла, ничего не меняет в том, как жизнь воспринимается на более глубоком субъективном уровне: там вера в смысл никуда не исчезает, а, значит, не исчезает и внутренняя психологическая проблема с этим связанная. И до тех пор, пока не случится полноценный выход из Матрицы, и понятие смысла не утратит свою магическую силу, человеку придется считаться с вопросом, который жжет его изнутри: как именно распорядиться своей жизнью?
Идеальным ответом на него, было бы чтение инструкции по эксплуатации, где заводом-изготовителем четко обозначено предназначение устройства под названием «человек». К холодильникам такая инструкция прилагается, и это все упрощает: смысл жизни холодильника, в том, чтобы «холодить». А вот к человеку почему-то никакой инструкции нет, и тут остается только гадать, в чем смысл жизни очередного человеческого детеныша.
Согласитесь, очень странно и весьма безответственно проживать жизнь, не разобравшись, для чего она вообще дана. А вдруг ее смысл совсем не в том направлении, которое выбрал для себя человек? Вдруг то, к чему он прикладывает огромные усилия, не имеет отношения к его истинному предназначению? Вся жизнь тогда будет прожита впустую, да?
То есть, следуя логике, прежде чем приступать непосредственно к жизни, следовало бы разобраться или хотя бы сделать обоснованное предположение о том, в чем ее смысл. И вот здесь люди делятся на две неравные категории. Первые, коих подавляющее большинство, отказываются задаваться этим вопросом, прячась от него в чужие теории о жизни или обесценивая его поверхностной материалистической философией. Вторые — берут на себя труд разобраться и дать себе какой-нибудь вразумительный ответ по этому поводу… пусть даже ответом этим будет «я не знаю».
Возможно, именно поэтому эти «вторые» являются вымирающим видом. Искреннее «не знаю» не дает им поверить в распространенную сказку о важности продолжения рода: они просто не передают свои гены новому поколению, и новые искатели ответов рождаются только в результате редкой мутации, а не соответствующей наследственности. Just kidding!
Отсутствие ответа и осознанное незнание в психологическом плане гораздо более безопасное состояние, чем бессознательное уклонение от вопроса или иллюзия наличия ответа. Признаться себе, что не знаешь, для чего ты живешь, гораздо лучше, чем не зная этого, продолжать верить в свои надуманные теории о жизни. Отсутствие карты минного поля лучше и безопаснее, чем наличие карты заведомо неточной.
И вот здесь, в этой точке неопределенности, когда «не знаю» становится совершенно очевидным, приходит время определиться, что же тогда делать со своей жизнью. Впервые определиться с этим осознанно, со всей серьезностью и ответственностью.
И на этом этапе, если хотя бы интеллектуально осознать, что никакого конкретного универсального ответа нет и быть не может, вопрос о смысле индивидуальной жизни перестает быть таким уж сложным. Если вам никуда не нужно, вы не можете заблудиться, а значит, вольны выбирать все, что угодно — ошибиться с выбором невозможно. Трудность здесь возникает только в том случае, если где-то тайком сохраняется вера, что все-таки есть какой-то правильный способ жизни, и нужно постараться не прогадать и не ошибиться, чтобы прожить жизнь правильно.
А если правильного пути нет, то… мы свободны делать все, что нам заблагорассудится. И это самый разумный ответ на вопрос о том, как распорядиться жизнью. Если не нужно делать ничего конкретного, разве не естественно делать ровно то, чего хочется больше всего?
Остается только в этом для себя разобраться: чего именно мне хочется так сильно, что на это не жалко потратить всю свою жизнь. Или можно чуть упростить задачу и ограничиться в этом вопросе текущим жизненным этапом: чего хочется сейчас и в ближайшей обозримой перспективе. Что лично мне кажется разумным способом распорядиться своей жизнью? Что, по-моему, будет наиболее крутым способом прожить свою жизнь?
Над этими вопросами действительно стоит подумать. Не нужно их бояться, не нужно бояться внести в свою жизнь некую определенность. Не стоит бояться ошибиться и пожалеть. Ошибки быть не может. И даже если через время вы поймете, что выбранный вами ранее путь глуп и наивен, осознаете вы это именно потому, что попробовали его пройти и зашли в тупик. Новый, более глубокий и серьезный ответ приходит только когда мы перерастаем ответ, данный ранее. Но для этого его нужно было дать и нужно было попробовать реализовать его на практике.
Если же избегать ответов на эти вопросы или делать вид, что никаких вопросов нет, то это практически добровольный отказ от развития, которое всегда есть результат целенаправленного осознанного движения в выбранном направлении. Если же выбор не сделан, движение становится хаотичным и никакого развития оно с собой не несет: сознание так и застревает в состоянии капризного ребенка, который не хочет ничего решать.
Попробуйте, хотя бы эксперимента ради, определиться, куда вы сейчас движетесь в своей жизни и зачем. Задумайтесь над этим серьезно и не позволяйте себе довольствоваться готовыми поверхностными ответами. Осмотритесь вокруг, загляните себе в душу, и дайте свой собственный ответ на вопрос: что лично вам кажется наиболее разумным способом прожить человеческую жизнь?
И не нужно ни на кого оглядываться. Если ваш ответ в том, чтобы изо всех сил веселиться и наслаждаться каждым моментом, то это хороший ответ! Не обращайте внимание на тех, чей ответ кажется более правильным. Это ваша жизнь, и только вам судить о том, как ее стоило бы прожить. И если вам не важны какие-то великие свершения в жизни, то это совершенно нормально. Просто признайтесь себе в этом и живите соответственно. Быть может, однажды вы захотите чего-то другого, но будет день, будет и пища.
Товарищи экзистенциалисты предлагают другой вопрос для медитации: какую эпитафию вы хотели бы видеть на своем надгробии? Попробуйте прислушаться к себе и нащупать то самое главное, чем вы хотели бы запомниться после смерти. И вот в этом упражнении ответ «не знаю» уже не подходит — не тот случай. Узнайте! И поверьте, это принесет в вашу жизнь именно то, чего вам сейчас сильно не хватает.
Не разменивайтесь здесь на мелочи и не упражняйтесь в остроумии — отнеситесь к этой работе серьезно. В конце концов, это действительно ваша жизнь, и проживать ее, не определившись с направлением, отшутившись или отмахнувшись от этого вопроса, значит обречь себя на вечный раздрай, который придется глушить алкоголем, невротическими отношениями, бессмысленной карьерой и прочими человеческими глупостями.
От вопроса о том, на что сделать самую главную ставку в своей жизни, не убежишь: либо вы начнете на него отвечать, либо он будет преследовать вас и лишать покоя до конца этой самой жизни.
И не пытайтесь себя урезонить философскими размышлениями о том, что никакого смысла нет, и поэтому отвечать отвечать на вопрос не требуется. Вот когда вы всей шкурой осознаете, что разговор о смысле не имеет смысла, тогда про вопрос можно будет забыть. А до тех пор, пока вы смотрите на мир глазами индивидуального «Я», к нему в нагрузку будет прилагаться вопрос о смысле жизни, на который вам придется так или иначе отвечать. И если вы от этого откажетесь, то никогда не будете по-настоящему счастливы…