Представьте, что перед вами минное поле, которое нужно перейти. Вы не сапер и минные поля видели только в фильмах про немцев, а как выглядит настоящая противопехотная мина, вы не видели даже на картинках. И, тем не менее, вам жизненно важно перебраться на другую сторону. Как вы будете это делать?
Если здравый смысл в этой стрессовой ситуации не откажет, то вашим лучшим ответом будет: двигаться вперед с предельной внимательностью и осторожностью к любым подозрительным предметам и кочкам у себя на пути. Никаких других вариантов у вас в общем-то и нет.
Вероятно, вам будет очень страшно, а в какой-то момент нервы могут сдать от напряжения, начнется паника и вам захочется рвануть вперед наудачу. И если вы поддадитесь этому порыву, скорее всего, погибнете через несколько шагов. Не лучший исход, но иногда нервное напряжение страшнее самой смерти.
Но, если вы все же хотите жить, вам придется справиться с приступами страха, сохранить самообладание и двигаться вперед, тщательно выверяя каждый свой шаг. Но и это тоже не гарантирует вам безопасности: любой очередной шаг может стать последним.
Нелегкая задача и в физическом, и в психологическом плане, и далеко не каждый человек с ней справится. Очень сложно не впасть в отчаяние, ясно осознавая свое положение и понимая, что никаких поблажек не будет: никто не придет и не спасет, никакие жалобы и молитвы не помогут. Ты либо идешь вперед, рискуя погибнуть, либо остаешься на месте, обеспечивая себе некую сомнительную безопасность, но лишаясь всякой надежды достичь своей цели.
В такой сугубо практической ситуации здравый смысл нас обычно не подводит. Единственное психологическое препятствие, которое может спутать здесь карты и подвергнуть дополнительной опасности — это неконтролируемый страх, заставляющий закрыв глаза бежать напролом, и жалость к себе, лишающая сил и мотива к дальнейшему движению. А что происходит, если от метафор перейти к реальному положению дел в нашей жизни, где все уже не так наглядно и очевидно?
Оглянитесь вокруг и присмотритесь внимательнее: так ли обычная наша жизнь отличается от минного поля? Даже, если не говорить о реальных физических опасностях, которые подстерегают нас на каждом шагу, все наше бытие очень хорошо вписывается в эту метафору. День за днем мы вынуждены принимать тысячу решений и совершать тысячу шагов вперед, не имея ни малейшего представления о том, куда очередной шаг нас приведет и не окажется ли он последним и решающим.
Но вот какая закавыка: в отличие от реального минного поля, в обыденной жизни мы почему-то не чувствуем всего драматизма своего положения. Каким-то образом получается так, что мы забываем горькую правду о своей «внезапной смертности» и уж тем более отказываемся обращать внимание на более мелкие опасности вроде того, чтобы очередным своим необдуманным и, казалось бы, несущественным решением перечеркнуть всю свою жизнь.
А ведь, строго говоря, даже выбор позы, в которой вы уселись перед телевизором может стать отправной точкой в развитии ситуации, которая приведет вас к великим достижениям или же сотрет вас со всеми вашими амбициями в порошок.
Красивый образ бабочки и урагана — это не просто красивый образ, а очень точная констатация реального положения дел. Каждый чих, не говоря уже о сложных решениях принимаемых на ключевых жизненных развилках, влечет за собой такую лавину последствий, которую просчитать совершенно невозможно. А значит, каждый шаг в жизни — большой или маленький — с равной вероятностью может стать как началом конца, так и разбегом на взлете. И заранее это предугадать никак нельзя.
Как же тогда принимать решения? У Кастанеды есть хороший ответ на этот вопрос: надо просто «безупречно завязывать свои шнурки», ясно осознавая, что сделанная для этого остановка в пути может как убить, так и спасти. Уберечь себя от опасности невозможно, поэтому не важно, какое решение ты принимаешь, важно безупречно — осознанно и ответственно — делать то, что ты делаешь.
Марк Аврелий со своим знаменитым «Делай, что должен, — сбудется, чему суждено» говорит о том же самом. Размышления о том, как поступить, заведомо бессмысленны, потому что невозможно учесть все факторы и просчитать все последствия. А иллюзия того, что можно хоть сколько-нибудь себя обезопасить частичными расчетами — это не более чем иллюзия. Поэтому остается довериться иррациональному внутреннему зову — долгу, интуиции, душевному порыву или банальному желанию — и с достоинством принять все последствия своего решения.
У японских самураев тоже есть соображения по этому поводу. Они говорят, что к сложным решениям следует относиться легко, а к легким — со всей возможной серьезностью, потому что нет сложных и простых решений, ведь любое решение несет в себе смертельную опасность и вместе с тем не имеет смысла. А еще они говорят, что решение нужно принимать за шесть вдохов — потому что нет смысла церемониться с такой глупостью дольше. Завязывай шнурки, делай, что должен — все равно умрешь внезапно и бессмысленно. Все, что остается, это жить и умереть с честью.
Но это ответы серьезных мудрых людей, которые не стали отмахиваться от сложного неоднозначного вопроса, а взяли на себя труд разобраться в том, что здесь происходит. А как на этот вопрос отвечает себе обычный человек, не особенно склонный к рефлексии и философским размышлениям? И в чем, собственного говоря, вопрос?
“Счастье”
Для более рельефного понимания проблемы, надо вспомнить, что все наши усилия в жизни направлены на то, чтобы достичь «счастья» — некоего эталонного состояния, в котором все на своих местах и ничего не чешется. Все, что мы делаем, нацелено именно на это — обеспечить себе максимально комфортное состояние в ближайшей и/или долгосрочной перспективе. А идея о полном и всестороннем комфорте — это и есть определение счастья.
В тактическом плане все просто: избавляйся от текущего дискомфорта и будет тебе счастье. Но, во-первых, один дискомфорт всегда сменяется другим, и ничто не указывает на то, что от него можно избавиться раз и навсегда. Во-вторых, совершенно не понятно, как избавление от сиюминутного дискомфорта скажется на заветной мечте об устойчивом счастливом состоянии, ведь зачастую исцеление требует добровольного согласия на боль. И, в-третьих, совершенно не понятно, в какой вообще стороне находится это самое Счастье.
Захотел в туалет — сходил. Захотел поесть — поел. Захотел поспать — поспал. Захотел праздника — выпил съел шоколадку. Захотел любви… в общем, тут все понятно. А есть ли у нас хоть какие-то разумные предположения о том, что сделает нас счастливыми в более глобальном смысле?
Нужно ли для этого заниматься карьерой, заводить семью и рожать детей или, может быть, нужно бросить все и отправиться в путешествие автостопом? Нужно ли проснуться завтра пораньше, чтобы побольше всего успеть, или стоит проспать первую половину дня, а вторую проваляться на диване? Нужно ли развиваться и двигаться вперед, или стоит научиться довольствоваться тем, что уже есть? Нужно ли сосредоточиться на сиюминутном удовлетворении или стоит пожертвовать им во имя долгосрочного счастья в перспективе?
Признайтесь честно — вы понятия не имеете, что именно в конечном счете сделает вас счастливыми или несчастными. Вы хотите счастья всей душой и сердцем — все хотят! — и не имеете никакого хоть сколько-нибудь вразумительного представления о том, что именно для этого нужно сделать. А единственное, что вы знаете, это, где у вас болит прямо сейчас, и что по этому поводу можно предпринять: туалет, еда, сон, алкоголь сладкое, секс и далее по кругу.
С другой стороны, если не требовать абсолютной честности, вы обнаружите у себя массу непроверенных, но кажущихся вполне убедительными теорий о том, что именно нужно делать, чтобы иметь хотя бы призрачный, но все-таки шанс на счастье. Кто-то верит, что важнее всего семья, и без малейших сомнений ставит все фишки на это поле. Кто-то верит, что смысл в карьере и успехе. Кому-то кажется, что важнее всего творческая самореализация. А кто-то убежден, что жизнь дана, чтобы найти Бога, просветлеть, или что-то вроде того.
Ключевое слово здесь — «вера». Какими бы разумными ни казались эти теории о смысле жизни и источнике Счастья, они все в равной степени являются ничем не подтвержденными представлениями. И, даже если вы видите, что один из этих путей осчастливил очень многих, значит ли это, что и вас тоже он осчастливит? Или, быть может, ваше личное счастье находится ровно в противоположном направлении, а попытка двигаться туда, куда все, сделает вас несчастнейшим человеком на Земле?
И даже если упростить задачу и отказаться от этого неопределенного и не совсем понятного “счастья”, а вернуться к вопросу о простом выживании и физической безопасности: можете ли вы сделать хоть что-нибудь, чтобы себе их обеспечить? Можете ли вы как-нибудь повысить свои шансы на выживание в долгосрочной перспективе?
Например, переходить дорогу на зеленый свет — обеспечивает ли это вам большую безопасность в жизни? Что-то внутри со всей горячностью отвечает — «Да, конечно! Это же очевидно!» Но вся эта очевидность рассыпается в прах, как только мы вспоминаем о невозможности просчитать последствия. Быть может, именно в этот раз какой-нибудь нерадивый водитель пролетит перекресток на красный свет? А может, ожидая зеленого света перед светофором, вы задержитесь в пути ровно на ту самую минуту, чтобы падающий с крыши кирпич угодил вам точно в затылок? А может, перебегая на красный, вы попадете под машину, окажетесь в больнице и встретите там любовь всей своей жизни, или у вас обнаружат рак на ранней стадии, когда от него еще можно избавиться?
Разве можете вы предугадать, как скажутся на вашей жизни даже мельчайшие из ваших решений и поступков? Нет, не можете! Это абсолютно очевидно, стоит лишь немного об этом задуматься. И все-таки вы продолжаете верить в свои теории и делать ставки в соответствии с какой-то системой, надеясь таким образом обыграть казино. Жизнь либо полностью детерминирована, либо случайна — но в обоих случаях у вас нет ни малейшей возможности хоть как-то повысить свои шансы на выживание… что уж говорить о призрачном счастье.
карта “минного поля”
И вот здесь, когда суровая правда бытия проступает сквозь болото всеобщих заблуждений и личных самообманов, часто возникает испуг и в ответ на него возражение: «Как тогда жить, если ничего не понятно?! Нужно ведь хоть на что-то ориентироваться! Без карты остается лишь застрелиться!»
Но позвольте, чем вам поможет карта минного поля, если она не соответствует действительности? Быть может, ее нарисовал другой человек, которому удалось это поле перейти, но откуда вы знаете, что начинаете свое путешествие из той же точки, что и он? И можете ли быть уверены, что у вас хватит сил и способностей повторить его путь, ведь он совсем другой человек со своими особенностями, сильными и слабыми сторонами, которые неизбежно отразились на том, какой путь он прошел в своей жизни?
Страх неопределенности толкает вас в руки мошенников, продающих “карты минного поля”. А хуже всего то, что такими же мошенниками оказываются люди, которым вы больше всего доверяете — родители, друзья, учителя. Нет у них никакой карты — они просто прожили и проживают свою жизнь, но ничем не могут вам помочь прожить вашу. Это все тоже довольно очевидно, но инстинктивный иррациональный ужас перед тотальной неизвестностью приводит к тому, что человеку становится страшнее отправиться в путешествие без карты, чем имея на руках карту заведомо ложную.
Это абсолютный абсурд, но именно так все вокруг и живут: с трясущимися коленками судорожно вцепившись в замызганный клочок бумаги, на котором чужим корявым почерком написаны священные заповеди. Иди на север — не убий, потом на юг — заведи семью, потом остановись — посади дерево, потом снова на север — не объезжай пробки по обочине… И так далее. Наивные детские представления о жизни, возведенные в ранг священной истины бытия. И тем священнее, чем страшнее для человека неопределенность. Страх перед незнанием — вот кузница всякой рьяной фанатичной веры, будь то вера в Бога, в науку, семью, самореализацию или в любого другого «золотого тельца».
Чем вам поможет неправильная карта на реальном минном поле? Разве помогут вам ваши догадки, о том, каким именно узором выложены мины? Если бы вы могли свои догадки проверить, оно бы, конечно, помогло, но проверить можно только на практике, а сапер в своем деле ошибается лишь однажды. И кто тогда имеет больше шансов пересечь поле: тот, у кого карты нет, и он вынужден полагаться на свою осторожность и внимательность к каждому своему шагу, или тот, кто вцепился в одну из чужих карт и надеется, что она приведет его к счастью?
Правильных карт нет — все карты чужие. Даже Будда, Иисус и Магомед — общепризнанные великие картографы жизни — ничего не могут предложить лично вам. Их путь — это их путь. Какое отношение он имеет к вам и вашей жизни? Разве они или кто-либо еще знают, как вам жить, и что приведет лично вас к счастью? Если утверждают, что знают, значит врут и желают вам того же зла, с которым не справились сами.
Жизнь — это и есть минное поле. Только все еще хуже, чем в первоначальной метафоре, потому что его невозможно перейти — у него нет начала и конца. И отказаться от путешествия тоже нельзя — вы уже здесь. И куда идти не понятно — нет никакой видимой цели. И остаться на месте нельзя — земля под ногами горит. И вот вы стоите посреди этого поля и все еще живы. У вас нет ни малейшего представления, что вам делать со своей жизнью, и как не наступить на мину, сделав следующий шаг, и все-таки вам не остается ничего иного, кроме как двигаться дальше… твердо осознавая, что это не будет иметь никакого смысла и, рано или поздно, приведет вас к смерти.
красота момента
Что вам тогда остается? Ровно то же самое, что делает путник из буддийской притчи, который уцепился за виноградную лозу и повис над обрывом. Вскарабкаться обратно нельзя — там его поджидает голодный тигр. И спрыгнуть вниз нельзя — там облизываясь ходит другой. И остаться на месте тоже нельзя — две мышки уже грызут ветку. Что ему остается? Наслаждаться земляникой, которая оказалась под самым носом… и чем неизбежнее развязка, тем прекраснее ее вкус и аромат.
В жизни нет никакого безопасного места, большего чем мимолетное «сейчас» — мы все время посреди минного поля с горящей землей под ногами и все время между молотом и наковальней. И все, что у нас есть, это дух и аромат текущего момента, чем бы он ни был наполнен. И если вы осознаете это достаточно глубоко, то даже запах помойки будет для вас великолепен.
Если же вы чувствуете себя в относительной безопасности и вам кажется, что ничего особенно страшного вам не грозит, вы глубоко и прискорбно ошибаетесь. Вы утратили бдительность и из страха перед вопросом о смысле своего бытия отказываетесь видеть очевидное. Ужас перед неизвестностью и собственным бессилием, заставляет вас уткнуться в карту, которая не имеет никакой связи с реальностью. А можно ли полноценно наслаждаться реальной жизнью с закрытыми от страха глазами?
Встретив на пути злую страшную собаку ребенок от страха закрывает ладошками глаза. Не видно собаки — нет опасности. Но собака есть, и она нападет независимо от того, закрыты глаза или нет. Взрослый человек поступают точно так же и, хотя ложное чувство безопасности и облегчает проживание текущего момента, оно стоит ему всей его жизни. И дело даже не в том, что он погибает — все умирают. Дело в том, что он лишается аромата земляники и упускает «призрачную красоту» текущего момента. Вся его жизнь — сплошной пепел.
P. S.
Не верьте продавцам карт — они все мошенники. Протаптывайте свой собственный маршрут — в этом вы и найдете свое счастье!