В разговорах о психологии часто можно услышать расхожую формулировку, что, дескать, человек — животное социальное, а потому от природы нуждается в общении с себе подобными. Звучит по-философски красиво, но так ли это на самом деле? Что, если никакого социального инстинкта не существует?
В древнейшие времена, когда люди жили маленькими племенами, по какой причине они объединялись? Была ли там какая-то потребность в социальных контактах или это была только стратегия совместного выживания? А что нас держит вместе сейчас? Действительно ли мы нуждаемся в общении или это лишь симптом всеобщего социального невроза?
В этой статье разговор пойдет о той клейкой основе, которая формирует и удерживает всякие социальные связи. Некоторые моменты могут показаться неприглядными и не вполне очевидными, но горькая именно правда такова: социальность — это скорее болезнь, чем генетическая природа человека.
Чтобы как-то подобраться к этой сложной теме, можно начать с Фрейда и его идеи о двух основных психологических комплексах. Фрейд считал, что психика ребенка формируется под влиянием двух фигур — материнской и отцовской. Обычно, это живые мать и отец, но не обязательно так, поскольку «мать» и «отец» в психоаналитической концепции — это скорее определенный тип отношений, а не конкретные живые люди.
Материнский тип отношений могут закладывать семеро нянек, а отцовский — поп из ближайшего прихода на пару с соседским дворником. Не важно, кто именно выступает в роли психологических матери и отца, главное — специфические взаимоотношения, которые формируются между ними и ребенком.
Роль «матери» — оказание ребенку психологической поддержки. В естественной своей форме, в ней нет ничего предосудительного. Ребенку действительно нужно чувствовать поддержку со стороны, кого-то более взрослого и опытного. И если бы психика матери была достаточно сбалансированной, то не было бы и речи о материнском комплексе, как о психологической проблеме. Но поскольку в реальном мире, материнская психика, обычно, далека от равновесия, оказываемая поддержка окрашивается инфантильными эмоциями и превращается в жалость.
Мать с искаженной психикой не может по-настоящему любить своего ребенка. Фактически, она подменяет любовь жалостью, а, когда ребенок ведет себя неподобающим образом, использует свою «любовь», как средство манипулирования: «Будешь хорошим — буду любить, будешь плохим — не буду любить».
((Гордость или ничтожество — что выбираете?))
[[Тщеславие и чувство неполноценности — основа социума]]
Таким образом, ребенок, вскормленный на жалостливом суррогате материнской любви, оказывается в сложном психологическом состоянии. Он не умеет любить ни себя, ни кого-либо еще — ему просто не показали соответствующего примера. По этой причине, с первых же лет сознательной жизни внутри у него формируется внутренний конфликт — чувство, что с ним что-то не так, ощущение своей неполноценности. Мать не может снять этот конфликт, и ребенок остается наедине со своей бедой — теперь он обречен искать любовь и принятие в отношениях с другими людьми.
Говоря простыми словами, эта ситуация называется — «недолюбили».
Так закладывается первый полюс внутреннего психологического напряжения — ничтожество. Это неизбывная жалость к себе и постоянный поиск любви. Но следует понимать, что такой человек еще не знает, что такое любовь, ведь ему знакома только жалость. А значит, от других людей он будет требовать именно жалости, и, встретив любовь, скорее всего, ее даже не узнает.
Когда говорят, что всякий человек нуждается в любви, речь идет как раз об этой самой проблеме — о материнском комплексе, о поиске одобрения, о жалости к себе. Никакой любви тут не подразумевается. Подобные рассуждения — это лишь форма оправдания всеобщего чувства собственной неполноценности, не более того. Человек в любви не нуждается.
Если мать учит ребенка взаимодействовать со своим внутренним миром, то роль отца — подготовка ребенка к выживанию в мире внешнем. Но, как и в случае с матерями, отцы, обычно, занимаются вовсе не тем, чем следовало бы. Вместо того, чтобы быть наставниками, они отыгрывают на ребенке свои собственные душевные проблемы и превращаются в надсмотрщиков с плетью, в виде чувства вины.
Задача отца — научить ребенка тому, как устроен окружающий мир и по каким законам он живет. Точно так же, как опытный охотник учит молодого. В такой подготовке нет места нравоучениям, но, будучи таким же «недолюбленным», отец, обычно, все воспитание сводит именно к отделению добра от зла, правильного от неправильного, хорошего от плохого. И с позиции своего старшинства и власти над своим ребенком, он берет на себя право его судить. Он становится тем, кто решает, виноват ребенок или нет.
В этой ситуации, ребенок, вместо того, чтобы учиться выживать в реальном мире, вынужден учиться выживать в выдуманном мире отцовских законов и правил. Стремясь избежать чувства вины и наказания, ребенок учится врать, увиливать или, при другом душевном устройстве, конфликтовать и бороться за власть со своим отцом. А потом, когда у него появляются уже свои собственные дети, он вываливает на них все свои накопленные обиды, и цикл продолжается.
Таким образом, отцовский комплекс — это каша из чувства вины и попыток с ним справиться. Один путь — обмануть отца, избежать ответственности и ускользнуть от наказания, другой — победить отца, захватить его власть и, тем самым, лишить его права выносить обвинительный приговор.
Так формируется второй полюс психологического напряжения — гордость. Это потребность человека в том, чтобы доказать всем вокруг свою ценность и правоту. Тем самым человек пытается утвердить свою самостоятельность и избавиться от чувства вины за себя и свой образ жизни. Здесь важно то, что человек не способен сам себя «простить», а потому он вынужден искать прощения извне.
Как и в случае с недостатком настоящей материнской любви, когда ребенок не способен сам себя полюбить, в случае с отцовским комплексом, ребенок не способен утвердить в жизни свои собственные законы, а потому изо всех сил старается соответствовать или воевать с законами чужими. Для этого ему приходится находить среди людей авторитеты, и либо следовать их указке и получать их одобрение, либо свергать их и разрушать их «закон».
На этом принципе основана всякая социальная состязательность и борьба за власть. Каждая очередная победа создает сладостное чувство успокоения — победителей не судят, а значит, победитель прав. Таким образом на какое-то время снимается внутренний конфликт. Но эффект от внешней победы всегда проходит. Заложенное с детства чувство вины требует себе новых жертв.
Я уже делал эту оговорку, но на всякий случай повторюсь. Сейчас речь шла не о конкретных живых матери и отце, а о тех людях, которые брали на себя ту или иную роль. Так, например, мать-одиночка может разрываться между двумя ролями. Или, при живых родителях, отцовскую роль может выполнять, например, дед. Поэтому, примеряя сказанное к себе, учитывайте свою собственную ситуацию.
Таким образом, именно потребность в отыгрывании гордости и ничтожества требует установления социальных контактов. Другие люди нам нужны не потому, что они так уж нам нравятся и не потому, что такая потребность заложена в нас от природы, а потому, что они дают нам возможность хотя бы на время снять внутренний конфликт — примириться с собой и избавиться от чувства вины. Давайте рассмотрим это подробнее.
Гордость или тщеславие
Самое очевидное проявление проблемы гордости — это борьба за власть. Сюда входит все, от детских споров о том, чей папа круче, до президентских выборов. Любая власть, реальная или номинальная, позволяет утихомирить чувство сомнения в собственной правоте. Всем знаком такой тип руководителей, для которых чувство власти куда важнее того, ради чего им эта власть дана.
К проблеме гордости относятся и все возможные соревнования — житейские, спортивные и политические. Победа над соперником, пусть даже и в игровых условиях, точно так же тешит тщеславие, как и обладание властью над людьми. И тут же находятся все формы сопереживания соревнующимся. Люди вступают в партии и болеют за любимые команды только для того, чтобы присоседиться к чужой победе и ощутить ее вкус опосредованно.
То же можно сказать и о любой идее и форме социального успеха — бизнес, наука, творчество. Везде, где есть сравнение одного человека с другим, можно говорить о тщеславии. Не будь у людей проблем с гордыней, они бы довольствовались тем, что им минимально необходимо. А как бы это сказалось на современном государстве, которое только тем и живет, что провоцирует своих граждан стремиться к новым горизонтам и достигать новых вершин успеха?…
В отношениях с людьми гордыня проявляется, например, как склонность давать оценки. В самой грубой форме, это примитивная критика и унижение, которые так легко пронаблюдать на любом форуме или в комментариях любого блога. Более тонкая форма — это, наоборот, похвала. Может показаться, что похвала — это возвышение собеседника, но в действительности подтекст совершенно иной. Ведь, чтобы хвалить, нужно иметь право дать оценку, а чтобы дать оценку, нужно ставить себя выше оцениваемого. Поэтому, не важно, что делает Моська — лает или облизывает — в обоих случая она отыгрывает свою гордыню.
В отношениях мужчины и женщины, гордыня также разворачивается на полную. Женщины завоевывают и подчиняют себе мужчин — формируют свою свиту, утопая в эйфорическом чувстве собственной неотразимости. А мужчины отыгрывают роль героя-любовника, чья главная задача затащить в постель как можно больше женщин и, тем самым, доказать свою состоятельность. Эта тема уже затрагивалась в статье «Мужья и любовники — два типа мужчин» и продолжена в статье о женском душевном устройстве — «Чего хотят женщины?»
Можно привести еще массу примеров, но, надеюсь, основную колею вы уже уловили и сможете продолжить список сами, исходя из собственного опыта.
Ничтожество или чувство неполноценности
Самое известное проявление полюса ничтожества — это игра в неудачника. Признав себя неудачником, человек отказывается от достижения успеха и находит для себя замечательный способ вечно бултыхаться в чувстве жалости к себе. Таким образом, внутренний конфликт находит себе выход и утрачивает свое напряжение, особенно, если удается найти благодарного слушателя и поплакаться ему в жилетку.
Чувствительность, склонность к сомнениям, стремление нравиться всем, угодничество, подчиненность — все это находится на полюсе ничтожества. За всем этим стоит желание быть любимым, желание получить извне подтверждение тому, что я — хороший, что я достоин любви, что я имею право жить на этом свете.
Здесь же, на стороне людского чувства неполноценности, находятся многие религии, защищающие сирых и убогих от жизни в реальном мире. Самый яркий пример — современное христианство, которое со всей страстью защищает униженных и оскорбленных, давая им утешение в своем лоне и блокируя всякое их душевное и духовное развитие.
В отношениях мужчины и женщины, чувство ничтожества напрямую отыгрывается через взаимное эмоциональное утешение. Женщина играет для мужчины роль «любящей» мамы, которая погладит, поцелует, подует на ранку и спрячет от всех бед. И мужчина делает для нее то же самое — жалеет, успокаивает, утирает слезы. Кроме того, рыцарская стратегия, описанная в статье о мужьях и любовниках — это тоже мужской способ добиться недополученной «любви». А женская сторона вопроса рассмотрена в статье о противоречивости женского характера.
В социальной жизни, чувство неполноценности диктует крайне пугливую модель поведения — мнительность, чрезмерная осторожность, страх перед конфликтами, уступчивость. Все, лишь бы заслужить чужую любовь, или хотя бы избежать чужой не-любви. Поэтому такой человек все время ищет понимания, оправдывается, объясняет свои поступки. В то же время очень терпим к чужому поведению, прощая другим то, чего не мог бы позволить себе ни при каких условиях.
Маятник гордости и ничтожества
На маятнике гордости и ничтожества раскачиваются все. Разница между людьми только в амплитуде и том, какой полюс становится опорой в сознательной жизни, а какой действует преимущественно бессознательно.
Речь идет о маятнике потому что между полюсами всегда присутствует энергетический баланс. Если человек чрезмерно выпячивает свою гордыню, то со всей уверенностью можно сказать, что в глубине души он с такой же интенсивностью страдает от чувства собственной ничтожности. И наоборот, если человек старательно разыгрывает роль неудачника, нуждающегося в любви и понимании, можно утверждать, что другая сторона его души рвется на части от стремления утвердить свою гордыню.
Определенное различие можно проследить между интровертами и экстравертами. Экстраверты, поскольку они обращены во внешний мир, обычно, сосредоточены на отыгрывании своей гордыни. Им важнее добиться признания от других людей, достичь социального успеха, победить всех врагов и друзей. А интроверты, будучи сосредоточенными на своем внутреннем мире, больше фокусируются на удовлетворении своего чувства неполноценности. Им не столь интересен социальный успех, гораздо важнее для них установить такие отношения с людьми, чтобы все его любили (читай, жалели и утешали).
В то же время, каждый экстраверт, время от времени, нуждается в передышке — в том, чтобы кто-то их успокоил и утешил, после того, как утверждение собственной гордыни по какой-то причине дало сбой. Тогда, экстраверт вынужден зализывать раны и для этого, обычно, находит себе поддержку в другом лагере — среди интровертов, отлично умеющих жалеть себя и других.
И то же самое происходит с интровертами. Одной жалости к себе им не бывает достаточно и, хотя бы изредка, они нуждаются в инъекциях похвалы и общественного признания. Для этого они обращаются за помощью к заядлым гордецам — экстравертам.
Вот вам и основа всякой социальности. Внутреннее противостояние гордости и ничтожества находит свою энергетическую разрядку в отношениях с другими людьми. Друзья, любовники, родственники нужны нам потому, что мы не можем своими силами сбалансировать свой внутренний мир, а потому мечемся из стороны в сторону — утверждаемся и утешаемся в объятьях друг друга.
Весь социум опирается на внутреннюю неустроенность людей. Деньги, поп-культура, наука, войны, религии, отношения — куда не глянь, везде мы найдем противостояние полюсов гордости и ничтожества. Убери из уравнения внутренний разлад, и, лишившись цементирующего состава, храм социальности рухнет от первого же дуновения ветра. Но, поскольку в создании и укреплении описанной игры участвуют все поголовно, здание социальности так крепко, что может выдержать любой ураган.
Выход из ситуации
Мудрецы говорят: «Не пытайся изменить мир — измени себя». Нет смысла сражаться с ветряными мельницами, в попытке что-либо изменить в окружающем мире. Все что можно сделать — это перестать раскачивать свой собственный маятник, и, когда он будет близок к остановке, просто спрыгнуть с него.
Практическая сторона вопроса слишком индивидуальна, чтобы подробно ее расписывать. Важно понять главный принцип — попытка утвердиться на любом из полюсов не решает внутреннее уравнение, а только увеличивает психологический дисбаланс.
Может казаться, что с достижением какого-то рубежа в социальном успехе, наступит расслабление, и борьба прекратится сама собой. Но это не так. С каждой ступенькой на пути укрепления гордыни, полюс ничтожества и чувства собственной неполноценности становится только сильнее, а потому с каждым шагом будут требоваться все новые и более масшатбные победы. Поэтому погоня за достижениями и успехом никогда не прекратится — она может лишь набирать скорость, как течение реки перед водопадом.
То же самое с жалостью к себе — ее никогда не бывает достаточно. Утешение, каким бы полным оно ни было, оставляет внутренний конфликт незатронутым — вторая половина души, так и будет рваться к социальным вершинам, раскалывая психику напополам.
Из этой игры нет другого выхода, кроме как перестать в нее играть. Но представьте, насколько это сложно, ведь в попытках остановиться в игру включаются все те же демонические силы. Жалость к себе будет требовать продолжения банкета, а гордыня будет отстаивать право на самоутверждение. И даже когда человек понимает, что игра ведет в тупик и на полном серьезе пытается сойти с этого поезда, он опять оказывается в ловушке — гордыня теперь отыгрывается через чувство своей избранности и особенности, а чувство ничтожества будет подыгрывать в том, чтобы уберечь этот самообман от разоблачения.
Сменить декорации легко, но очень сложно сойти со сцены…
Мне кажется, что желание творить не зависит ни от гордости ни от тщеславия. Напротив, тщеславие вполне способно помешать творчеству, а гордость вообще может появиться только по поводу уже сделанного.
Bо-первых, счстье -это само по себе не так и плохо. Во–вторых, почему же без будущего? Просто человек будет измерять свои успехи и неуспехи в другой системе координат.
Вопрос зачем? Избавится от чувтва неполноценности конечно надо, но зачем избавлятся от гордости и тщеславия? Ведь саморазвитие, желание что-то менять, учить, творить, открывать именно на этои и строится. Спрыгнув с маятника мы имеем человека без будущего но счастливого.
@Веселый слон
про кастанеду,конечно как-то не особо здесь хочется слышать. он открывает совсем другие миры,выше либо ниже мирских,свободные от человеческой грязи и проблем. но даже там всё от энергиии и для энергии.
и мне кажется рожать детей вовсе не плохо. потребность или нет,это то что даёт нам тело. почему не воспользоваться? не представляет никакой индивидуальной ценности, ну и ладно. родится ребёнок,будет развивать свою индивидуальность. откроет что-нибудь. разве тяжело растить.вовсе нет.было бы хорошо, как на планете К-пэкс(из фильма) растят всей планетой, нет разделения на семьи
У меня статья вызвала проекции от Дона Хуана Кастанеды.
Он определил 3 базовых комплекса (прям Фрейд) – чувство собственной важности, жалость к себе и страх смерти.
Работать с ними он рекомендовал одновременно, т.к. одно поддерживает другое и так по кругу. Как и писал автор.
Интересно мнение автора, как работать с ними. В статье заметил наброски – интересно продолжение :)
Кстати, у Кастанеды изложено с пару десятков техник, которые снижают влияние этих комплексов. В целом практику называют сталкингом внимания.
Мне кажется, что их влияние нельзя полностью исключить, но можно выставить им наименьший приоритет. Ощущение, как будто взлетаешь. Однако сознание должно постоянно за ними следить.
Это эгоизм матери создаёт эту иллюзию .
52 Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь
безразличным ко всему, что слышал, и ко всему, что услышишь.
53 Когда цветистый язык “Вед” больше не будет волновать твой ум,
когда он будет постоянно пребывать в трансе самоосознания, тогда ты
достигнешь божественного сознания.”
54 Арджуна сказал: “О Кришна, как распознать того, чье сознание
погружено в трансцендентальное? Что говорит он и как? Как сидит и как
ходит?”
55 Верховная божественная личность сказал: “О Партха, когда
человек отказывается от всех чувственных желаний, порожденных его умом,
когда он, пройдя таким образом через очищение, находит удовлетворение
только в своей истинной сущности, это значит, что он пребывает в чистом
трансцендентальном сознании.
56 Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трех
видов и не ликует в счастье, и кто свободен от привязанностей, страха и
гнева, именуется мудрецом, ум которого уравновешен.
57 В этом материальном мире тот, кто не слишком радуется,
случись с ним хорошее, и не слишком переживает, если случается плохое,
обладает истинным знанием.
58 Совершенно сознание того, кто способен отвлечь свои чувства
от их объектов, подобно тому, как черепаха втягивает в панцирь свои
конечности.
Валерию.Ребёнок ничего не даёт?!Ребёнок даёт свою абсолютную любовь матери,свой свет!
Любовь зарождается и держится на эгоизме . Что в ребёнке заставляет мать полюбить его , именно полюбить , а не защищать и растить как своё потомство ? Ребёнок ничего не даёт . а только берёт . Девочки с детства играют в куклы . а мальчишки в войну . Вырастая мужчины занимаются обороной страны , а женщины продолжают играть в куклы , только уже со своими детьми . Наряжая , ублажая , выполняя все прихоти ребёнка они работают на свой эгоизм ,они получабт удовольствие от игры в куклы . А то что ребёнок вырастит непригодным для жизни они замечать не хотят . Мужчин попрекают футболом , а свои игры выставляют первоочередными семейными проблемами.
Человек не в праве кого-то судить , а значит и прощать . Тем более самого себя . то , что люди судят и прощают это нонсенс нашей цивилизации .
Нужно облегчить душу. просто выплакаться в одиночестве. Если сможете – попросите Бога, Богородицу о помощи. В таких случаях молитва бывает сильной, а плач успокоит Вас.
далее:
1. Постараться выйти из ситуации, побыть одной, хотя бы на уровне сознания. Первая помощь всегда – исключить травмирующий фактор.
2. Выключить телевизор.
3. Обязательно выспаться, при бессоннице посетить психиатра – не бойтесь, пропишет что-нибудь успокаивающее, очень поможет.
То есть первое – это восстановить силы, физические и психические. На опыте проверено, именно это помогает.
Погулять на свежем воздухе обязательно.
К Христианам (любым) идти – как в рулетку играть,
могут помочь, а могут и добить по неумению либо корысти.
Потом нужен хороший психолог. Может к автору сайта обратитесь напрямую? Он конкретную помощь сам предлагал…
Если вы обидели кого то – искренне попросите за это прощения у Бога. Вам станет легче.
Вам любви не хватает просто… Попробуйте пожалеть кого нибудь, птиц покормить, сделайте доброе дело для ребенка или пожилого человека. Проявите Любовь к ближним, и Любовь к вам вернется. И будет радость и мир в душе!
не пойму – где выход? что теперь делать бедной мне? как внутри добиться гармонии? какой-то ужас. это фильм ужасов ежесекундный! неужели смерть – выход? мой мозг плавится и не может разрешить такую сложную задачу. мне оч.горько.
Я выбираю смирение перед бесконечно высоким Богом, и два полюса – Бог который Любовь и Сила и Истина и мир людей, безконечно низкий перед Богом, и поэтому равный в лицах между собой.
@КСВ
согласна!) )
Спасибо за очень нужную и полезную информацию! Статья вмещает в себя одну из самых важных проблем нашего общества! Есть еще много разных фокусов и направлений, в которых можно и нужно изучить ее. Там же и ответ на вопрос ”Как сойти с маятника”. Рассмотрев личность, как объект, зная про тела человека и их роль, устремив свой взор на понятие чакр…и в конце концов осознав себя частью одного большого двигающегося механизма, можно приблизиться к истине. Но у всего этого механизма есть свои причины существовать. И раз уж мы подверглись таким испытаниям, значит нам необходим этот опыт. И каждый должен сам найти дорогу ”домой”. Читая комментарии и отзывы могу сказать одно – черство, сыро, много скептицизма и цинизма. Видимо статья зацепила тех, кому она нужна ..особенно включая последний абзац! От себя хочу еще раз поблагодарить автора, так как эта статья явилась одним из больших пазлов, составляющих мозаику, которая послужит основой для фундамента безликих или близких к разрушению личности людей, что необратимо при перерождении и трансформации в новое состояние.
Где??? Где примеры людей, которые вырвались! Где? Я хочу на кого -то посмотреть! У меня своя жизнь, но я хочу знать об этих людях! Ведь они есть…
я выбираю ЛЮБОВЬ!!!!
Soprano
Я думаю духовно-мировоззренческая, но можно назвать и психологической или лучше социально – психологической. Но «психическое отклонение» здесь не подходит, слишком сильно сказано.
Я конечно дилетант, но полагаю, разница между психиатрией и психологией лишь количественна, причем относительно количественна.
Говорить об отклонении можно только если известна норма. А норма это всего лишь состояние массы, социума. И если человеку дискомфортно в массе и он «больше не может» и просто консультации психолога не помогают, то тогда говорят об «отклонении» будь то депрессия или даже шизофрения. Даже среди носителей последней не мало чудаков, которые «не обращаются», и потому считаются здоровы.
Думаю чем «массовее» отклонение, тем меньше вероятность его назвать таковым или даже заметить. Крайний пример – гитлеровский фашизм в Германии.
Если же по теме, то в обществе проблемы именно с нормой. Но с чем именно, с образованием, с культурой или еще чем, черт его знает. Отдельная тема. Но то, что люди очень похожи, именно как стадо, это очевидно. Потеря индивидуальности – вот в чем проблема. А что с этим делать – даже язык спросить не поднимается )))
Так “недоразвитость” духовно-мировоззренческая или это психическое отклонение? К философии или к психологу отправлять пациентов?
Soprano
Да, но мне кажется стадность и есть проявление неполноценности – как в прямом смысле “недоразвитости” когда человек не способен самостоятельно жить и смотрит на примеры поведения, моду, устои и т.д., и в смысле психологической неполноценности когда человек определяет себя, свое Я как “мать” или “отец”.
Это, скорее, относится к сфере вопросов мировоззрения, представлений о ценностях и самосознания, нежели к состоянию психики описываемой в топике – проявления комплекса неполноценности и мании величия. Хотя психические клинчи, естественно, произрастают как следствия и из названных мировоззренческих предпосылок в том числе. Т.е.причина здесь не в психическом отклонении – как раз рожать детей это нормально и естественно, но в степени осмысленности – “где, когда, с кем, зачем рожать?”. Спешка в рождении – прежде всего, проявления стадности, нежели чувства неполноценности или неоправданной самоуверенности.