Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

Быть собой или изображать из себя

Быть собой или изображать из себя
Быть или казаться — как не перепутать · 2 декабря 2008 г.

Продолжаем разговор о том, что это такое быть собой, и какие преграды стоят на пути к тому, чтобы стать собой. Только теперь посмотрим на эти вопросы глубже и более системно.

Для этого нам придется погрузиться в дебри аналитической психологии Карла Густовича Юнга, который в рамках своей теории придумал замечательные образы для иллюстрации интересующей нас проблемы. Теория в целом сложная и запутанная, но я постараюсь все объяснять попроще.

К слову. Существует заблуждение, что Юнг — это примерно то же, что и Фрейд, что все это один и тот же психоанализ. Но это совершенно не так. Разница между концепциями Фрейда и Юнга такого же порядка, как, например, разница между физическими теориями Ньютона и Эйнштейна.

И хотя «Аналитическая психология» на слух воспринимается, как один из синонимов «Психоанализа», — это все-таки две совершенно разные системы взглядов. А самое дикое то, что о кардинальном различии между ними не всегда знают даже психологи, с которыми по долгу службы приходится сталкиваться.

Это отступление сделано к тому, чтобы сходу отбросить возможные предубеждения к аналитической психологии, если кто-то до сих пор считает ее еще одной вариацией психоанализа. Юнг — это совершенно другой мир, с которым стоит познакомиться каждому, кто вообще интересуется психологией. И сейчас мы в этот мир заглянем… через замочную скважину.

Анима — мужская душа

Архетипы

Юнг предложил такую гипотезу, что наряду с животными инстинктами, определяющими способы реагирования в относительно простых ситуациях, у человека есть инстинкты и психологические, которые программируют целые поведенческие пласты.

Эти психологические инстинкты Юнг назвал «архетипами». Сам Юнг, чтобы объяснить сущность архетипов проводил аналогию с кристаллами. Если взять, например, кварц, то в самой его природе заложена та структура, тот каркас, по которому растет каждый его кристалл. Есть вариации, но все они подчинены общему закону, который состоит из двух частей: во-первых, это сама возможность образования кристалла, а во-вторых, генеральный план, по которому формируется каждый новый кристалл.

Архетип — это общая, заложенная природой, программа, которой следует каждый кварц, наполняя кристалл конкретным веществом и своей индивидуальной сущностью.

То есть, возвращаясь в сферу психического, архетип — это что-то вроде психологического закона или принципа, который в общей форме определяет структуру некоторых душевных процессов и моделей поведения. И каждый человек, где бы он не родился, и в какой бы культуре не вырос, подчиняется одним и тем же внутренним законам.

Юнг определил всего несколько архетипов — их буквально можно пересчитать по пальцам. Самые интересные и понятные из них — Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Остальные более сложные и их влияние на жизнь конкретного человека проследить довольно проблематично, поэтому оставим их в покое.

Анима и Анимус — это парный архетип, привязанный к биологическому полу человека. У мужчины — Анима, у женщины — Анимус. К теме данной статьи эти архетипы отношения не имеют, по этому о них только пара слов на мужском примере.

Анима — это женская сторона мужской души. В каждого человека заложены и мужской, и женский полюса, и если в физическом плане на первое место выходит мужское, то женское погружается в глубины психики и живет там. Таким образом, внутри каждого мужчины живет образ женщины, обладающий для него магической силой и притягательностью.

Анима, в самом простом своем проявлении, определяет мужские модели поведения в отношении женщин. Именно Анима наполняет женщину в глазах мужчины той неописуемой эротикой, которая понятна только ему одному, и она же подталкивает мужчину на безумные поступки ради возможности завладеть этой женщиной. Классический образ Анимы — это Елена Прекрасная, которая стала причиной падения Трои.

Так происходит, когда образ Анимы проецируется на конкретную живую женщину. Тогда мужчина в самом прямом смысле слова сходит с ума — эта женщина становится для него мистическим и непреодолимым наваждением. Но не стоит путать это состояние с обычной пустой влюбленностью или романтической любовью в обычном понимании — это всего лишь проделки ума, а не глубинной сущности человека.

В более глубоком смысле, который уже ближе к нашей теме, Анима служит для мужчины проводником в его внутренний мир. Она — связующее звено между божественным внутри (Самостью) и повседневным сознанием. Тот мостик, по которому мужчина должен пройти, чтобы достичь полной гармонии с собственной природой. Но это уже область почти мистическая и туда мы сейчас не пойдем.

Важно понять вот какой момент. Поскольку Анима программирует отношения мужчины со всеми окружающими его женщинами и в то же время является связующим звеном с внутренней сущностью мужчины, все это можно (и нужно) использовать в практических целях. Внимание!

Выстраивая и налаживая отношения с живой женщиной, мужчина налаживает отношения с собственной душой (Анимой). Поэтому отношения с женщиной это не просто развлечение или возможность продления рода — это еще и путь душевного развития, предусмотренный самой природой. И глупо эту возможность упускать или не использовать.

Точно такую же роль играет для женщины Анимус — определяет ее отношения с мужчинами и служит проводником в подземное царство души. И точно так же, отношения с мужчиной — это прекрасная, если не единственная, возможность для женщины двигаться по пути духовного развития.

На этом все — переходим к сути. Главное, не забывайте — нет внутри никакой женщины или мужчины, как нету внутри у кварца стопки чертежей, по которым должен расти кристалл. Архетипы — это всего лишь условное искусственное понятие, с помощью которого удобно описывать некоторые психологические закономерности.

Персона - социальная личность

Тень и Персона

Итак, вот они наши ключевые образы — Тень и Персона, которые отлично описывают происходящий внутри каждого из нас разлад на почве того, какие мы есть и какими хотим быть в чужих и своих собственных глазах.

Начнем с упрощенного примера. Допустим, есть у нас ребенок с десятком ярких врожденных свойств души. На первых годах жизни ничто не мешает ему проявлять все свои качества, но позже, под давлением воспитания и социальных реалий, выясняется, что для выживания и комфорта важны только три из имеющихся свойств. Например, чувство юмора, наблюдательность и ум. А остальные семь не очень-то важны или даже опасны — пусть это будут агрессивность, цинизм, безответственность, музыкальный слух и еще что-нибудь на ваш выбор.

Тогда ребенок, безо всякого коварного расчета, полезные качества начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать в тени. Ребенок оттачивает те свои умения, которые приносят ему сладости, а все прочее маскирует и подавляет, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает родителей.

Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны. На первом этапе этот раскол лежит на поверхности — он еще пока доступен сознанию, и если ребенку задать правильный вопрос, он без особого труда расскажет, как это все у него внутри происходит.

Но со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, внутренний раскол уходит на бессознательный уровень, и между полюсами начинается вечная битва добра со злом. И кстати, именно она является прообразом всякого столкновения между темными и светлыми силами в искусстве, философии и религии — все это отражение и отблески внутреннего душевного раскола.

Полагаю, все уже поняли, что Персона — это «светлая» сторона, а Тень — «темная». Перейдем к более формальному объяснению.

Персона (от persona — маска, которую в древних театрах носил актер и которая обозначала исполнявшуюся им роль) — это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение.

Делается это совершенно автоматически и практически неосознанно, однако выследить и пронаблюдать эту душевную показушность довольно просто. Достаточно обратить внимание на перемены в своем поведении в присутствии разных людей — каждому из них мы подсовываем разные личности, в зависимости от того, какие с ним отношения и какое впечатление на него нужно произвести.

Со временем, Персона наполняется дополнительными чертами, помимо тех, что были предопределены природой. Если в окружающем обществе делается большой упор на достижение успеха, человек изо всех сил будет стараться надеть на себя какие-нибудь атрибуты успешности и его Персона начинает приобретать характерные черты — высокомерие, авторитарность, наглость и т. д. — которые играют роль хорошей мины при плохой игре.

То есть, Персона — это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей, та маска, которую мы, сознательно или не очень, наполняем полезными и выгодными нам качествами. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет.

Проблема начинается тогда, когда носитель маски начинает считать, что он и есть Маска. По-научному, это называется «идентификация с Персоной» — ситуация, при которой человек перестает воспринимать себя целостно и окончательно погружается в свою социальную личность.

Одно дело маскироваться в целях выживания, сохраняя четкое представление о том, кто я есть на самом деле, и совсем другое — обмануть и убедить себя в том, что «я есть то, чем я хочу быть». К такому взгляду подталкивает все наше воспитание, но нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы. Можно обмануть окружающих, разукрасив свою маску нужными цветами и оттенками, и можно обмануть себя, любуясь своей маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится.

То же самое происходит и с обратной стороной души — Тенью. Те качества, которые общество считает плохими, вредными и неуместными, ребенок прячет куда подальше от чужих взоров. А со временем, вообще, оставляет в забвении целый пласт своей психики и от этого становится однобоким и скучным человеком, который может жить только по правилам.

Главное негативное следствие от подавления теневых качеств состоит в том, что человек становится слабым… как того и требует социум. Агрессивность, сила, твердость и прочие подобные качества в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять. Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь — готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма.

Вместе с отказом от «силовых» и «негативных» черт утрачивается целостность психики и душевное равновесие. Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и преданной забвению. А поскольку душу не переделать, эти ее лишенные внимания качества все равно вторгаются в жизнь — в самой грубой и неприглядной форме.

Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе. Вспомните любого человека, который вас бесит, — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше не будет. Принимая себя мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.

Кроме того, в Тени часто оказываются и те качества, которые когда-то оказались просто бесполезными. Например, ребенок с хорошим слухом у родителей, не любящих музыку, так и не научится использовать свой слух, а кусок души связанный с этой врожденной способностью затеряется в темноте души и будет точить оттуда неясной тоской по упущенным возможностям и утраченному пути.

Тень — хранилище силы и душевного потенциала, а не воплощение всего злого в человеке. Тень — это неотъемлемая часть души, с которой обязательно нужно познакомиться и подружиться, которую нужно принять и научиться сознательно использовать.

Персона, с другой стороны, — продукт страха перед наказанием, а не воплощение всего доброго. Психологически, в Персоне даже больше зла и опасности для душевного здоровья, чем в Тени, поскольку Персона — это всегда обман, всегда что-то наносное и лишнее, а в Тени содержится только то, что было дано от природы, но не нашло для себя должного выхода.

Чтобы отделить себя от своей маски нужна сила и смелость — именно те атрибуты, которые часто находятся в Тени. Поэтому знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом. Только сила, трезвость и отрешенность содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой.


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
vit*ka
Гость
vit*ka
08.06.2012 20:11

Когда-то давно старый индеец сказал своему внуку:

— В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…
кого кормить то надо?пьяная голова чудит с тенью?

Павел
Гость
Павел
14.04.2011 12:24

Спасибо Олег! Статья просто супер. Спустя почти три года как прочитал её в первый раз-перечитываю снова и ловлю себя на том, что она (статья) актуальна (для меня) до сих пор, глубоко понятна и жутко интереснаsmile И вообще, Ваш стиль написания статей не похож на другие и очень приятен.

ipsy
Гость
ipsy
08.01.2011 04:53

Аналитическая психология Карла Густава Юнга очень масштабный предмет. Современным обществом прозападного типа востребованы всякие упрощенные техники, а не такие по сути философские учения, как у Юнга. Потому его психология и не пользуется большим спросом. Юнг — великолепен, грандиозен, гениален! Его психология уходит в вершине своей к иррациональному, божественному, трансцендентному. Индивидуация — процесс интегрирования психических частностей человеческой психики в единую психоличность — один из важных аспектов в его учении. Это долгий трудный путь для человека к гармонии с внешним и внутренним миром. Юнг пишет доступно, красиво, не перестаю восхищаться его художественными сравнениями, которые порой встречаешь в казалось бы сухом психологическом контексте. Последовательный естественнонаучный подход к предмету и серьезный клинический опыт Юнга развевает все возможные сомнения насчет строгой научности его учения, а легкий уклон его мыслей в сторону религии и парапсихологии только усиливает доверие к автору, поскольку мир непознаваем, а, следовательно, иррационален для нашего сознания по определению. Эта иррациональность должна иметь свое… Далее »»»

КСВ
Гость
КСВ
26.11.2010 06:06

я тут вспомнила, что долгое время меня учили молиться примерно так: Господи, избавь меня от гордыни!
а потом я прочитала где-то, что гордыня — это одна из энергий, которой Бог наделил человека при сотворении, просто выше всех энергий должна быть Любовь!!
и если гордыня — часть меня, то своей молитвой я прошу сделать меня неполноценной!! теперь я учусь овладевать гордыней, ведь для чего-то же она нужна, стараюсь принимать ее такой, какая она есть — может это и странно выглядит со стороны, но я теперь чувствую себя наполненным человеком, наверное, потому что я перестала отказываться от части себя, пусть и негативной…

КСВ
Гость
КСВ
26.11.2010 05:48

я своим детям позволяю драться, проявлять негативные чувства, просто стараюсь перевести это в игру, например, соревнования по борьбе! и то, что начиналось вначале как конфликт, заканчивается веселой игрой!!
а, вообще, я недавно поняла, что, к примеру, гнев — это кладезь энергии, достаточно вспомнить, что происходит с человеком, который будучи вялым изначально, в порыве гнева вдруг обретает огромные силы, психические и физические! негативные чувства (для многих это олицетворение зла) — это всего лишь нереализованный потенциал, который нуждается в преобразовании, трансформации, преображении…

trackback

[…] всегда относилась и продолжает относиться к «теневой» части психики. Даже выставленная напоказ […]

trackback

[…] всегда относилась и продолжает относиться к «теневой» части психики. Даже выставленная напоказ […]

Liebe
Гость
Liebe
04.08.2010 23:50

Спасибо.
У Вас, похоже, дар объяснять сложные вещи сжато, доступно, понятно) Очень полезная статья, рада что прочла.

Денис
Гость
Денис
14.07.2010 21:44

Помню в школе, случилась такая ситуация, кончившаяся тем, что меня уронили спиной на пол пластом. Не знаю что это было, но было какое то ощущение растворенности. Голова пустая, мыслей никаких. Пил чай (в этот же день) с классным руководителем и она подметила, что я будто взрослей стал, как то так. Я и сам заметил что как то все в голове пусто. Наверно я был в шоке.

trackback

[…] время назад, мы подробно рассматривали проблему «теневых» качеств — тех черт, нашей личности, которые у нас […]

trackback

[…] тему пропустил, читайте соответствующую статью — Тень и Персона. А здесь напомню в двух словах самую […]

GAS
Гость
GAS
15.10.2009 22:32

И всё равно — это больше похоже на теорию, нежели на практику. Ещё один день в смутах и сомнениях. Очередные красивые философские изречения играющих на самовнушении. — И это взгляд человека, до последнего времени считавшего себя оптимистом, стремящимся к всестороннему самосовершенствованию, осознавшему, что это всего лишь оболочка — то, что просит от Тебя общество. Кто я? Что я должен делать? — Для меня этот вопрос остаётся открытым…*

Inna
Гость
Inna
02.10.2009 09:17

alex

В жизни ничего не бывает случайным. Судьба всегда приводит к нам людей, у которых мы можем чему-то поучиться. Бывает, что общаясь с такими «специальными» людьми мы лучше узнаем себя, находим ответы на вопросы, которые раньше и не задавали себе. Эти люди могут казаться нам хорошими или плохими, а может и совсем не понятными, но всегда они для чего-то нам нужны.

Удачи!

alex
Гость
alex
01.10.2009 19:50

to inna

наверное вы правы…я кстати спросил вчера у него,почему ты постоянно пытаешся казаться негативным,в ответ получил — а смысл казаться хорошим?от хороших людей всегда чего то ждут…а когда это получают воспринимают как должное..так же людьми хорошими любят пользоваться,а когда все считают тебя моральным уродом,никто от тебя ничего не ждет,никто тобой не пытается пользоваться,а когда ты комуто помогаеш люди искренне тебе благодарны ибо неожидали этого.А на вопрос почему ты редко споришь с кем то и непытаешся поменять мнение людей\толпы он ответил — людей должна учить жизнь,обьяснять кому то что то это то же самое что довать голодному рыбу а не удочку,каждый должен учиться у жизни,и чем раньше он это поймет тем лучше для него.

вот с таким вот интересным человеком меня свела судьба)

Inna
Гость
Inna
01.10.2009 16:41

К тому, что написала Dolly, еще одна цитатка 9мне нравится….)

«ПОЛОСАТЫЕ ЛЮДИ

Проповедник задал ученикам вопрос:
— Если бы все хорошие люди были белыми, а все плохие — черными, какой бы цвет вы выбрали, дети?
Маленькая Мэри ответила:
— Была бы полосатой»

Inna
Гость
Inna
01.10.2009 14:24

alex

«он постоянно улыбается загадочно и никогда непытается менять людей» А зачем их менять? По этому поводу цитата: «Суфий Баязид так говорил о себе самом: «В молодости я был революционером. В молитве я просил у Бога лишь одного: «Господи, дай мне силы изменить этот мир»». Прожив полвека, я осознал, что за все это время мне не удалось изменить ни единой души. Поэтому я поменял свою молитву: «Господи, дай мне возможность изменить хотя бы близких мне людей — мою семью и друзей, и этого мне будет достаточно». Сейчас, когда мои дни уже сочтены, я молюсь так: «Господи, дай мне силы изменить самого себя». Если бы я молился так с самого начала, я бы не растранжирил попусту свою жизнь.»

«его можно расценить как слабую личность..потому что он редко спорит и редко доказывает свою точку зрения..» Мой опыт говорит мне о том, что тот, кто часто спорит и доказывает свою точку зрения либо… Далее »»»

alex
Гость
alex
30.09.2009 19:55

toо inna

ну смотря с какой стороны посмотреть…он не ищет тежелых путей,его оскорбляют он говорит — да я такой,он никогда не будет навязывать свою точку зрения..он странноватый,он молчит и со всем соглашается если видит что человек яро настроен отстаивать даже ложную точку зрения…хотя он убеждает очень хорошо..он постоянно улыбается загадочно и никогда непытается менять людей,его любимая фраза — сколько людей столько мнений..его способ жизни — приспособленческий я бы сказал..а это вроде как плохо..его можно расценить как слабую личность..потому что он редко спорит и редко доказывает свою точку зрения..

Inna
Гость
Inna
30.09.2009 19:10

2alex

Вам повезло, вы знакомы с человеком, имеющим свой собственный взгляд на себя и на окружающих. Учитесь у него, серьёзно! Не думаю, что у него то «раздвоение», о котором вы говорите, наверное, он действительно добрый и порядочный человек, только он не пытается ВЫГЛЯДЕТЬ добрым всегда, при любых обстоятельствах и так , чтобы это все заметили и оценили. Кто ,скажите, по доброй воле признает свой эгоизм? Да никто — как же, это выглядит так цинично, и это так некрасиво! Хотя если подумать, то за множеством так называемых «добрых» дел стоит махровый эгоизм, тех, кого принято считать добрыми, тех, кто сам громко кричит о своей доброте. Случается, что такие люди искренне недоумевают, почему тем, кому они дали добро( даже так — Добро!), так от этого хреново……

Dolly
Гость
Dolly
30.09.2009 14:41

я скажу вот как. На своем опыте неоднократно проводила эксперименты)
В человеке присутствует все. Несмотря на то как нас научили с детства — быть доброй, всем хорошей и т.д. не грубить…вообщем, все, что присуще воспитанному интеллигентному человеку.
на самом деле — есть оказывается в нас все качества — и наглость и грубость и злость(от неохоты делать то, о чем просят) и это вовсе не означает что человек плох. Главное уметь направлять все эти качества в нужном направлении, применять их тогда — когда не применив на душе камень, от того что не можешь сказать.А попробуйте — и увидите что будете чувствовать себы свободными!

alex
Гость
alex
30.09.2009 14:20

но в статье написано что персону формирует общество,родители и тд — чтобы мы стали очередным винтиком в социуме,разве родители поощряют агрессивность и ценизм?а общество??по логике общество должно воспитать в нас доброту и податливость чтобы нами легче было управлять..а агрессию загнать в тень..а тут все наооборот!вопрос — как человек пришел к тому что его персона состоит из агресси и всего негативного если изначально в нем воспитывали другие качества?

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием