Продолжаем тему психологии и мистики. В прошлой статье мы говорили о том, что психология давно попала под влияние социума и в результате изменила самой себе, поставив интересы общества впереди интересов индивидуальной личности.
Конечно, в этом смысле не вполне корректно говорить о психологии в целом, правильнее было бы говорить о психологах, которые сами оставаясь послушными хорошо смазанными винтиками общества, не могут предложить своим клиентам ничего иного, кроме нескольких уроков эффективной игры в социальные игры.
Психолог не способен решить в другом человеке проблему, которую не разрешил в себе. Более того, во многих случаях он даже и не увидит никакой проблемы, если не видит ее в себе. Если психолог не догадывается о существовании мира за пределами социальной песочницы, не чувствует ограниченности собственных взглядов, то и всякого своего пациента он будет стараться прибить к земле, всучить совок и заставить вместе со всеми остальными строить песочные замки.
А ведь психология личности, как академическая и хорошо документированная сфера знаний, не заканчивается психологией Эго-комплекса, а простирается гораздо дальше и глубже. Но еще со времен Фрейда, когда он конфликтовал по этому поводу с Юнгом, глубинная психология далеко не в почете среди социально ориентированных терапевтов.
Это как в единоборствах — есть спортивные стили вроде бокса, классической борьбы или какой-нибудь стандартизированной версии каратэ, где все делается по строгим правилам в рамках соответствующих клубов, федераций и академий, а есть боевые искусства в традиционном понимании, которые вообще не имеют своей целью соревнования, а — в высшем своем проявлении — стремятся решить ту же самую проблему, которую ставят перед собой дзэнские монахи.
Вот так и с психологией — нынешние «федерации спортивной психологии» занимаются решением виртуальных задач в рамках и границах социальных правил, не пытаясь даже заглянуть в свои собственные истоки и задаться вопросом существования реального мира за пределами социального ринга.
[[Продолжение — психология и духовный поиск]]((Продолжаем тему?))
Однако не только в психологах дело. Нельзя говорить, что пациенты — это невинные жертвы нерадивых психологов. Был бы спрос на настоящий глубинный духовный поиск, было бы и соответствующее предложение. Но спроса нет — счастливыми хотят быть все, просветленными хотят быть многие, но… только не в обмен на свои социальные достижения.
К психологам приходят с мелкими болячками, вроде проблем в отношениях, неудач в карьере и неудобных фобий, а у психологов правило: какой запрос, такая и терапия. Есть даже термин специальный — «терапевтический контракт», который может быть и не подписывается формально, но более-менее четко устанавливает границы терапевтического вмешательства.
Но это уже общая болезнь социума, первый симптом которой — нежелание замечать какие-либо симптомы… кроме самых очевидных и поверхностных. Люди не видят дальше собственного носа, психологов не учат видеть дальше собственного носа — спрос покрывается предложением, и все довольны. Общество сохраняет свою целостность, винтики — и пациенты, и психологи — достигают социальных успехов и верят, что это и есть всеобщее счастье.
Но и это еще не все. Психология, легко прогнувшись под социальные нужды, так опошлила саму себя, что ее никто даже и не рассматривает как средство и метод духовного поиска. Поэтому даже те, кому посчастливилось увидеть или почувствовать отблеск чего-то иного, идут с возникшими вопросами в церковь, к экстрасенсам или в ашрам, но никак не к психологу.
А между тем, именно западная психология лучше всего подходит западному сознанию. И даже в самой простой форме, на уровне обычного психоанализа способна снять основные личностные конфликты, которые иначе придется годами — и, зачастую, безуспешно — прорабатывать в медитациях. Психология предлагает лучшие средства преодоления наших местных внутренних конфликтов, потому что и конфликты эти, и сама психология возникли в одном и том же обществе.
Применять к нашим типичным социогенным психологическим проблемам восточную или любую иную сильно иноземную философию — это, как рубить японским мечом сибирский кедр — срубить-то, конечно, можно, но не проще ли взять обычный советский топор?
Чтобы, скажем, йога по-настоящему «сработала», нужно сначала долгое время — годы! — перестраивать сознание, чтобы оно зазвучало в унисон индийскому. Только тогда йогические практики начнут оказывать влияние на реальные психологические проблемы западного человека. Но чаще случается гораздо худший вариант, когда погружение в ту же йогу приводит лишь к вытеснению изначальных проблем на еще более глубокий уровень.
Возникшая в голове каша из двух совершенно различных мировоззрений приводит к тому, что изначальные проблемы больного Эго теряют прежние легко узнаваемые очертания. Создается иллюзия, что проблемы теперь решены, но вместо этого они только обретают новое измерение и сильно усложняются, сводя на нет всякие дальнейшие потуги в духовном продвижении.
Человек начинает «бредить» кармой, сансарой и нирваной, не понимая истинного смысла ни того, ни другого, ни третьего. Эго его распухает и становится таким изощренным в своем самообмане, что уже никакая йога и никакой психолог ему не поможет.
Как говорится, нет пророка в родном отечестве. Почему-то все время хочется искать ответы в древности или в чужих культурах… а еще лучше в древней чужой культуре — так вернее. Но у каждого времени и каждой культуры свой собственный дух, а все ответы или средства для их нахождения лежат под самым носом.
В общем, куда ни кинь — всюду клин. Обществу не выгдно духовное развитие граждан — достаточно развития нравственного, которое и подменяет собой духовное. Гражданам не нужно глубокое личностное развитие, потому что общество с рождения соответствующим образом промывало мозги, — теперь им хватает тренингов личностного роста, эффективного поведения и прочей чепухи. Психологам тоже на все плевать, потому что и они выросли в той же песочнице, — им с лихвой хватает и тех денег, что можно заработать на развлекательных тренингах.
// Немножко утрирую, но, надеюсь, суть вы понимаете…
Из-за всей этой путаницы считается, что психология вообще не имеет особого отношения к духовному поиску. Может как раз поэтому и хочется искать ответ в другой культуре? Но давайте все-таки попробуем рассмотреть реальные возможности психологии в выполнении той задачи, которая так ненавистна обществу и так необходима индивидуальной личности.
Тот кто внимательно читал статьи на сайте, мог обнаружить в них некоторое внутреннее противоречие. Например, вопрос ответственности: с одной стороны мы говорим о том, что нужно четко сознавать и нести ответственность, с другой — мы рассуждаем о том, что человеческая свобода воли, которая и лежит в основе всякой ответственности, находится под большим вопросом.
Или другой пример — дисциплина. В одном месте речь идет о том, что на работе следует все держать под контролем, проявлять инициативу и четко выполнять свои обязанности, а в другом — сама идея дисциплины подвергается большому сомнению. И таких нестыковок можно найти много.
Эти противоречия как раз и демонстрируют переход от социализированной и социализирующей психологии к психологии индивидуальной личности. С одной стороны мы говорим о том, как правильнее и эффективнее жить в нашем обществе, с другой — мы вынуждены ставить под сомнение самые устои этого общества.
Именно эта граница отделяет мистику от повседневности. И с самого своего возникновения психология исследовала эту границу и предпринимала довольно успешные вылазки на «запретную» территорию. Однако уже упомянутые причины привели к тому, что все эти исследования мало кого сегодня интересуют.
Подведем промежуточный итог:
- Обычная психология действует в сфере социального сознания или Эго-сознания. Она учит человека эффективно играть в социальные игры и тем самым укрепляет позиции Эго.
- «Мистическая» психология рассматривает человеческую психику более целостно и с этой точки зрения видит, что Эго — это не центр психической вселенной, а только щепка в масштабах мирового океана.
- На пути духовного поиска люди часто совершают ошибку, пытаясь прорваться в сферу мистического, не решив проблемы социального уровня. Невозможно выйти за пределы Эго, если оно переполнено конфликтами и тревогами.
- Психология предлагает лучшие инструменты для наведения порядка в сфере сознания, особенно, западного. Поэтому психология — это хорошее, а может даже и лучшее, начало для серьезного поиска.
- Психология не обязательно подразумевает традиционную работу с психологом. При серьезном подходе к изучению предмета все психологические проблемы можно решить самостоятельно.
- Все это не подразумевает того, что психология может облегчить путь поиска, наоборот она заставляет более ясно и четко осознать масштабность и сложность этого предприятия. Психология помогает обойти ловушки изворотливого сознания и продвигаться в поиске без лишней суматохи и дерганья.
На этом сегодня заканчиваем. Тема огромная, поэтому приходится ее дробить на части. По-хорошему, так об этом следовало бы написать книгу, но морально я к этому пока не готов. Поэтому будем довольствоваться циклом статей — их видимо будет еще две-три. Ждите продолжения.