…как быть, если мои идеалы не совпадают с социальной реальностью? Это меня напрягает, ведь общество непременно участвует в моей жизни… Менять свои идеалы? Изолироваться от окружающей действительности и жить своей жизнью? Менять человечество?…
Павел, Я развиваю себя сам
Ответ в рамках акции Задай вопрос психологу
Перво-наперво, давайте посмотрим, что это за идеалы такие, которые вступают в конфронтацию с действительным положением дел в обществе, и откуда они берутся.
Обостренный нравственный идеализм возникает, как реакция на определенный тип воспитания, когда родители активно прививают ребенку моральные ценности и используют чувство вины в качестве средства управления. Совестливый ребенок — подарок для родителей.
Самому ребенку совесть совершенно не нужна. Для выживания в социальной жизни, нужно знать, как устроено общество и каким законам оно подчиняется, но для этого совершенно не обязательно чувствовать вину.
Родители и сами толком не знают, зачем нужны все эти социальные правила, к которым они так прикипели, поэтому очень скоро они сдаются в своих попытках что-либо ребенку объяснить и начинают его «воспитывать». Родители целенаправленно формируют совесть ребенка, не отдавая себе отчета в том, что переносят на него свои собственные душевные проблемы и создают у него в голове ненужный и опасный механизм.
Ребенок все это спокойно впитывает и считает, что так и надо. Однако, общаясь со сверстниками, он скоро замечает, что далеко не все так «хорошо воспитаны». А дальше происходит следующее — ребенок начинает опираться на свою воспитанность, как на свое достоинство, начинает гордиться своей совестливостью и высокими нравственными идеалами. Основной рефрен в его голове — «Я не такой, как они», и тихое эхо на самых задворках сознания — «…я лучше них!»
Далеко не всех детей получается так воспитать. Чтобы получился такой «хороший ребенок», нужен склонный к саморефлексии тип личности и обстоятельства, подрывающие уверенность ребенка в себе. Тогда он и начинает изо всех сил прислушиваться к чужому мнению и стараться быть «хорошим» для своих воспитателей.
А потом, после многих лет сопоставлений себя с другими представителями человечества, у этого «хорошего ребенка» может возникнуть вопрос — «А почему это люди такие плохие? Почему только я хороший? Почему люди так злы и бесчувственны?»
Примерно так и зарождается конфликт между идеалами и реальностью. Ребенок, выросший в умозрительном мире «правильных ценностей», рано или поздно оказывается лицом к лицу с реальным миром, живущим по совершенно иным правилам. С миром, в котором побеждают сильные, а не хорошие.
И тем унизительнее ситуация для этого ребенка. Наглость и беспардонность оказывается куда более ценным качеством для продвижения в социуме, чем интеллигентность. Чтобы карабкаться по социальной лестнице, нужно быть «плохим». А «хороший ребенок» не может себе этого позволить даже под страхом физической расправы.
Проходят годы, и повзрослевший уже человек оказывается в ситуации противостояния всему миру. Тогда и начинаются вопросы о том, как жить дальше — уйти в отшельники или изменить мир. Но поскольку речь идет о человеке с интровертированным типом личности (склонность к саморефлексии, помните?) и неуверенностью в себе, то с высокой вероятностью можно предположить, что из двух альтернатив он выберет… третью. — Ничего не делать.
Обычно, в такой ситуации все заканчивается тихой серой жизнью на окраине общественного порядка. В миру, но против всех. В глубоких раздумьях о смысле и горькой правде жизни, но без попыток воплотить в жизнь свои прозрения. В бесконечном потоке обиды и разочарования так рождаются мыслители печального образа…
Почему все так происходит? Что поддерживает и питает этот саморазрушительный процесс?
Как уже было сказано выше, в какой-то момент «хороший ребенок» начинает опираться на свою воспитанность и совестливость, как на достоинство. Вместо того, чтобы взглянуть фактам в глаза, он выбирает веру в слова родителей, что быть «хорошим» важнее всего, что именно за «хорошесть» его будут любить. И ради этой обетованной любви, недополученной от родителей, ребенок изо всех сил старается нравиться людям.
А психологический защитный механизм подводит под эту бесперспективную стратегию веское обоснование. Ребенок в своей воспитанности начинает отыгрывать свою Гордыню. Теперь он смотрит на окружающих свысока и чувствует себя исключительным. Говоря психологическим языком, он отождествляет себя со своей «хорошестью», становится ее воплощением и находит в этом свое успокоение.
Как говорил Заратустра, в схватке памяти и гордости, первая отступает. Факты реальной жизни очень редко оказываются достаточно вескими, чтобы перебороть гордыню. Изворотливый ум всегда найдет такую интерпретацию фактам, чтобы их можно было исключить из уравнения и игнорировать.
Грустная картина, да?
А между тем, выход из этой безысходности всегда рядом. Всего-то и надо — отказаться от своих идеалов. Всякий идеал — это умственная дымовая завеса, отделяющая нас от реальности. У кого-то она похожа на утреннюю дымку, а у кого-то на непробиваемую кирпичную стену.
Чтобы примириться с реальностью, нужно, прежде, ее разглядеть. Шаг за шагом отказаться от всех идей о правильном и неправильном. Забыть о том, какими люди должны быть, и увидеть, какие они есть. Провести тщательную ревизию и избавиться ото всех правил, идущих вразрез с реальностью. Увидеть мир таким, какой он есть.
Да, человек человеку — волк, и общество живет по закону джунглей. Но нет смысла противостоять всему миру и пытаться в нем что-то изменить. Позвольте людям жить своей жизнью и позвольте себе жить своей.
Чтобы сохранить свою самость, вовсе не обязательно бунтовать против общественных устоев. Достаточно будет понимать искусственность и договорную сущность всех правил — тогда внутри не будет никакого конфликта. Социум — это игра. Если играть в нее осознанно — ничего страшного в ней нет. Беды начинаются только тогда, когда мы начинаем в эту игру свято верить.
Отриньте все идеалы и ищите свою собственную правду…
p. s.
Читайте продолжение разговора: Конфликт фантазий и реальности