Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

Что такое счастье?

Что такое счастье?
Совместное творчество на тему и по мотивам · 17 апреля 2009 г.

Недавно, при довольно каверзных обстоятельствах познакомился с коллективом сайта progressman.ru. Историю рассказывать не буду, упоминаю только, чтобы ребята сами улыбнулись. Это молодой пока проект о самопознании и саморазвитии с довольно интересными материалами и, что важнее, интересными авторами.

Главный редактор сайта — человек со странно похожей фамилией Игорь Саторин, автор книги Бытие как момент истины. Книгу — врать не буду — не читал, но я последнее время вообще мало читаю, так что это не показатель. Зато я читал статьи Игоря и… что-то в них есть. Те же темы, тот же подтекст. Да и вообще, похоже, мы выросли на одних и тех же книгах.

Другие авторы книг своих еще не написали, но свое дело тоже любят и тоже наверное когда-нибудь до писательства созреют. Ирина Флиер — психолог с эзотерическими наклонностями. Антон Малых — большой эксперименатор в сфере здорового образа жизни.

Год назад, когда я только-только открыл сайт, Сергей Бирюков, чем мог, поддержал мое начинание. Сейчас пришла моя очередь поддерживать молодые проекты. Ведь, в конце концов, не важно, кому отдаешь долг хорошего отношения, лишь бы сохранялось общее равновесие.

А чтобы не превращать эту затею в скучную рекламу, которую обычно просто пролистывают, задумали мы всем скопом написать статью и попытаться хором ответить на вопрос, что же такое Счастье?

Люди мы разные, и ответы, соответственно, тоже разные — каждый свое болото хвалит :-) Итак, у нас четыре ответа на один и тот же вопрос. От простого к сложному. Читайте и присоединяйтесь к обсуждению.

Антон Малых - экспериментатор

Физиология Счастья
Антон Малых — экспериментатор

Поговорим о здоровье, как одном из важнейших факторов для достижения счастья.

Очевидно, что больному человеку сложнее жить — фокус его внимания, его мысли сосредоточен на боли, неудобстве и дискомфорте. Жизнь в поиске избавления от боли не назвать счастливой. Здоровье дает свободу от боли, ограниченности мыслей и действий, и позволяет человеку развернуть свое внимание на поиск того, что принесет ему переживание счастья.

Человек с хорошим здоровьем напоминает ребенка — он так же энергичен, бодр, не озабочен и не стеснен рамками тела. Ум у здорового человека ясный, внимательный, эффективность всех действий высокая. При таких условиях гораздо легче добиваться поставленных целей и наслаждаться жизнью. Все объекты, пробуждающие в человеке переживание счастья, воспринимаются глубже, ярче и чище, вознося эмоции на более высокий уровень.

В большинстве случаев обретение здоровья для больного человека является счастьем. Даже если это не конечная реализация своих возможностей, человек обретает глубокую удовлетворенность собой, и готовность следовать более тонким аспектам счастья.

Однако среднестатистический человек считает себя вполне здоровым, и может даже не задумываться о том, что обретение нового уровня энергичности может принести ему еще больший вкус к жизни. Будьте здоровы!

Ирина Флиер - просто психолог

Психология Счастья
Ирина Флиер — просто психолог

Искренность. Еще недавно я совсем запуталась. Написала красивое причесанное представление о счастье и споткнулась о свои слова. Сама им не поверила. Мне не нужно такое «счастье»: общие расхожие фразы, в которые никто не поверит. В глянцевых словах нет отражения истинного понимания.

В разные периоды жизни мое представление о счастье меняло свой облик. Оно взрослело вместе со мной. В детстве и юности мне хотелось стать знаменитой, совершить какое-то открытие, раскрыться с творческой стороны, добиться признания, всеобщей любви, завоевать внимание самого роскошного мальчика в классе или в университете.

Я всегда хотела быть первой, без соперничества и самоутверждения в любой сфере жизни мне было скучно, я думала, что счастье — это жить богато, ни в чем себе не отказывать, быть предметом восхищения, ни от кого не зависеть, принимать все блага жизни с царской осанкой, быть лучше всех. Я хотела прийти к этому счастью, и у меня были успехи на этом пути. Но я не чувствовала себя счастливой. Краткие моменты эйфории сменяли долговременные кляксы, наполненные неудовлетворенностью и поиском новых «стимуляторов».

Зрелость. Когда же я стала взрослеть и кое-что понимать, то больно ударилась о бессмысленность такого «счастья». И я очень рада, что в погоне за этим призраком не потратила всю свою жизнь.

Сейчас мне 26 лет, и я ощущаю себя другим человеком. Возможно, я не стала «феерической», как мне когда-то хотелось. Мне понадобилось усвоить некоторые уроки, чтобы отказаться от многих масок и лжи самой себе и окружающим.

И что же для меня счастье теперь? Для меня Счастье — это очень-очень простые вещи. Принять себя полностью и раскрыться как Женщина. Быть женой и мамой, обрести внутреннюю гармонию в отношениях, любить и быть любимой по-настоящему, а не путать это с отношениями зависимости и бегства от ответственности. Счастье — иметь настоящую семью, чувствовать со стороны моего любимого мужчины стабильность, защищенность, доверие. Это способность все называть своими именами, ничего не бояться, если осознанно выбрал человека и любишь его.

Счастье не терпит темных уголков в сознании, о которых почему-то больно или стыдно говорить. Если все настоящее, тогда так и есть. Если нет — то смысла в этом никакого и все обречено на провал рано или поздно. Очень важно, когда взгляды на этот вопрос у партнеров совпадают.

От гармонии в отношениях я свечусь радостью, и наполняю светом все вокруг. Если есть отношения, конечно, то я их вижу именно так. Есть такие моменты, которые наполняют меня счастьем наряду с отношениями или при их отсутствии. Это уважение к себе, оно появляется у меня при непрерывном саморазвитии, следовании по жизни в гармонии с таким ценностям, как честность, справедливость, щедрость и забота о ближних. Очень важно для меня также ощущение дома.

Стержень. Вспоминается теория Абрахама Маслоу. Он считал, что человек при удовлетворении своих потребностей движется, как по лестнице, переходя от одного уровня к другому. Ступени этой пирамиды от низших, к высшим: физиологические потребности, безопасность, общность и любовь, одобрение, познание, эстетические потребности красоты и гармонии и, наконец, потребность в самоактулизации.

В этом я с ним согласна, на самом верху этой пирамиды находится самоактуализация, или иначе — это самореализация, стремление к саморазвитию. Подлинная же самоактуализация возможна, когда устранены препятствия на более низких уровнях. Я считаю, что для каждого человека очень важно расти духовно, это тот стержень, на котором все держится.

Игорь Саторин - главред

Философия Счастья
Игорь Саторин — философствующий главред

Олег предложил подумать над этим вопросом. Сначала, мне показалось: «Хм, что может быть проще? Все знают, что это такое». На деле же, это и просто и сложно. Каждый понимает, что хочет этого больше всего в жизни, каждый знает, что живет ради этого, но как редко люди переживают счастье… Почему?

Часть. С одной стороны, вспоминая горы теорий, которые прошли через мой мозг вроде бы рождается целый ряд ответов. Но имеют ли они реальную основу? Попробую сопоставить теорию и реальность, и постараюсь при этом не обманывать ни себя, ни тех, кто прочтет эти строки.

Еще в лицее, наш классный руководитель говорил, что «счастье» происходит от слова «часть». Человек не может получить все, и вот, когда он удовлетворен тем, что имеет, той частью, которую ему предоставила жизнь, тогда он счастлив. Если же он постоянно гонится за новыми благами: новой квартирой, женой, работой и т.п., горизонт счастья отдаляется соразмерно скорости движения, и такая погоня может продлиться всю жизнь. Кажется, еще немного, стоит только купить машину, переехать в новый дом, закончить дело, и тогда, тогда начнется жизнь! Но так проходят десятилетия, и ничего не меняется…

Сводится ли понятие счастья к обладанию? Обладать человек может объектами, статусом, уважением и т.п. Однако счастье само по себе является неким состоянием. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу, но в уже глубинном смысле. Что такое счастье?

Удовлетворенность. Думаю, что успокоение, которое человек упускает, пребывая в постоянном устремлении к будущему, должно происходить изнутри, из глубин сознания. Счастье подразумевает удовлетворенность тем, что есть. Но если оставить определение на этом этапе, тогда под счастье подошло бы состояние сытого человека, или состояние после удачного полового акта. И действительно, уверен, некоторые люди могут сказать, что это и есть счастье для них. Но меня такая оценка не устраивает.

Счастье это не просто удовлетворенность. Иначе получается, что счастье является просто отсутствием голода и страсти. Счастье — это наполненность, ощущение некой радостной целостности во всем существе!

Сейчас. Когда, лет десять назад, я начал интересоваться восточной философией и эзотерическими идеями, я где-то вычитал или услышал, что слово «счастье» происходит от слова «сейчас». Что это значит? Это значит, что счастье — не просто удовлетворенность от обладания тем, что имеешь в настоящий момент. Причина переживания еще глубже. Счастье — это психологическая удовлетворенность приятием жизни такой, какой она и является. Счастье — это отсутствие погони за вечным несуществующим будущим и полное душевное согласие с тем, что есть.

И так получается, определение выросло от мира объектов, до категории времени. Если раньше счастье было частью, то теперь оно стало промежутком времени, в котором происходит жизнь. Ведь очевидно, что жизнь всегда происходит только в настоящем, и если вас устраивает то, что есть, вы осознаете, что здесь и сейчас нет никакого прошлого, которое бы вас тяготило, нет и будущего, о котором можно беспокоиться. Вы растворяетесь в том, что есть — в настоящем. Не это ли просветление, о котором говорят все учения?

На собственном опыте могу сказать, что и первое определение, и второе соответствуют тому, что я понимаю под счастьем. Здесь, однако, мы подходим к одной пугающей грани. К такой грани, которую не каждый готов принять, да и не каждому это нужно. Если Вас устраивает обладание и удовлетворенность, возможно, следующую ступень счастья вам «переваривать» не захочется.

Истина. Можно назвать эту ступень нечеловеческим счастьем такого масштаба, который сводит человека с ума. Это счастье просветленного. Счастье в чем-то холодное, т.к. в нем нет привязанности к обладанию объектами или промежуткам времени, нет отрицания или устремления, но есть тотальное смирение, приятие жизни такой, какой она и является. Это — счастье духовное, счастье святого.

Нельзя сказать, что святой контролирует свой мозг на 100%, потому, что истинное приятие — это не контроль, но глубинная мудрость и ясность осознания. На этом этапе у вас нет страха потерять состояние счастья, потому что само это состояние — истинно. Единственное, что может исчезнуть — иллюзия. Например, такая иллюзия, как обладание чем-то. Счастье просветленного — это его нутро, его собственное бытие, в котором происходит жизнь.

Секрет счастья. Да, в мире много несправедливости, и как человек может принять жизнь такой, какой она является? Какой уровень мудрости должен быть для этого? Счастье приходит к тому, кто знает жизнь, кто знает, что беспокоиться можно вечно, но это ничего не даст. Мудрость счастья в том, чтобы сохранять спокойствие и продолжать действовать, созидать. Счастье приходит к тому, кто живет по совести, и делает все, что может, чтобы улучшить жизнь тех, кто рядом. Душа такого человека удовлетворена, совесть спокойна, ум ясен, т.к. человек не обманывает ни себя, ни других. И только такой человек по настоящему счастлив.

Ну что, облом? :-)

Самообман Счастья
Олег Сатов — злостный правдоруб

Вот такое оно непростое и непонятное это Счастье. Как ни посмотри, нет никакого однозначного ответа, все время находятся какие-то нюансы да оговорки. А сейчас еще и я масла в огонь подолью, чтобы уж окончательно все запутать. И разговор, конечно же, пойдет о выкрутасах ума, который все время стремится подсунуть в руки дохлую синицу и находит для этого самые изощренные объяснения.

Первое и самое дурацкое заблуждение Игорь уже упомянул, я только отполирую формулировку. Очень многие люди, даже не отдавая себе в том отчета, считают, что счастье — это исполнение всех-всех желаний. Счастье — думают они — это когда уже все есть, и больше не о чем мечтать. Такова логика шудры и такую логику прививает телевидение. Что там рекламируют? Правильно, сбычу мечт! Купите наш товар и станете капельку счастливее.

И тут совершенно не важно, чего касаются эти желания: машин, домов и сексуальных побед или научного признания, спасения очередного исчезающего вида и прочих романтических грез. Погоня за желаниями — это раздувание собственного Эго, которое рано или поздно лопнет, оставив человека перед фактом, что всю свою жизнь он прожил впустую.

Именно Эго является главной, если не единственной, преградой на пути к Счастью, однако же именно в удовлетворении своего эгоистичного «Я» люди и ищут успокоения своей души. Иронично, не правда ли?

Вторая ловушка, в которую попадаются даже более продвинутые товарищи, — это погоня за эйфорией, за тем ярким переживанием, когда хочется, если не летать, то хотя бы подпрыгивать. А формула счастья тогда звучит так: настоящее счастье — это непрекращающаяся череда эйфорических потрясений.

Приверженцы теории эйфорического счастья становятся этакими гедонистами-экстремалами — искателями все новых и новых ощущений, потому как старые проверенные способы достижения эйфории быстро выхолащиваются и утрачивают свою эффективность.

Как и в случае с погоней за желаниями, вечная охота на эйфорию — это самообман, неизбежно ведущий в тупик. Эта гонка хороша только до тех, пока дело не зашло слишком уж далеко. Но и отказываться от эйфории было бы глупо — уж если она случилась, почему бы не получить удовольствие. Главное помнить принцип равновесия — по пятам за всякой истерикой тихой тенью следует депрессия.

Есть еще один усложненный вариант этого заблуждения, который касается любителей эзотерики, медитаций и хитрых грибов. Они ехидно ухмыляются над обычной мирской (вещной) эйфорией и противопоставляют ей эйфорию божественную, и именно ее считают воплощением истинного счастья.

Но и это тоже не счастье — это просто преходящие мгновения (или, в лучшем случае, часы) восхитительных, но весьма странных переживаний. Постоянно пребывать в этом состоянии невозможно, а за ним, как и положено, следует горький отходняк, когда осознанная и пережитая истина просыпается песком сквозь пальцы, оставляя за собой отупляющее чувство глубочайшей потери.

Здесь, кстати, стоит рассмотреть еще один интересный момент — знаете ли вы разницу между радостью и удовольствием? Собственно, вопрос несколько некорректный, поскольку подразумевает спор о терминах. Но в данном случае речь идет о ярлыках к двум совершенно различным состояниям, поэтому все-таки нужно разобраться, где одно, а где другое.

Удовольствие — это то душевное состояние, которое возникает, когда образец из памяти совпадает с тем, чего удалось получить в реальности. Немножко мудрено звучит, но на деле все просто. Удовольствие — это чувство, возникающее при удачном исполнении желания. Важно то, что здесь происходит сличение реальности с заранее задуманным и сохраненным в памяти желанием. Если реальность соответствует ожиданиям, возникает чувство удовольсвтия — реальность подчинилась нашим чаяниям, а в противном случае возникает страдание — отчетливое неудовольствие и разочарование в жизни.

То есть, удовольствие/неудовольствие — это полярное чувство возникающее на почве удовлетворенного или не удовлетворенного эгоизма.

А радость — это непосредственное ничем не обусловленное переживание восторга, вне всякого смысла и значения. Радость возникает вне всякого эгоизма, вне ожиданий, как бы из ничего и из-за угла. Она все время подстерегает нас, но мы никак не можем подстерегать ее, а чем больше к этому стремимся, тем скорее она ускользает. Радость никому нельзя предъявить: только заикнешься о ней, а она уже показывает язык и исчезает.

Ну а, эйфория — это то редкое стечение обстоятельств, когда радость и удовольствие настигают одновременно. Эйфория — это радость, опошленная удовольствием. Чувство восхитительное, поскольку к чистой безусловной радости тут примешивается эгоцентричное удовлетворение собой.

Так что же тогда остается? Что такое Счастье?

Хочется найти ответ? Хочется получить подсказку? Хочется узнать секретную тропу, ведущую к счастью? Признайтесь, хочется! Но именно это желание лишает нас всякой возможности его обрести. Если мы чего-то ищем, значит мы уже обречены на провал.

Счастья нет. Оно повсюду и нигде. Счастье — это не то, на что можно указать пальцем. И в то же время, для обретения счастья достаточно оглянуться по сторонам. В любой момент времени, в любом месте, в любой даже самой тяжелой жизненной ситуации у каждого человека есть все, чтобы прямо здесь и сейчас почувствовать себя счастливым. Не нужно никуда идти — оно уже здесь!

Серьезно. Посмотрите вокруг — у нас УЖЕ все есть. Несчастными нас делает не отсутствие чего-либо, а метания беспокойного трусливого ума, который все время сравнивает текущую ситуацию с тем, что имеют другие, с тем, что «положено» иметь для счастья. Ум цепляется за свои шаблонные представления и бьет тревогу каждый раз, когда находит им какое-то несоответствие. Жаль, нельзя его пристрелить, не вышибив себе при этом мозги.

Чтобы обрести счастье, нужно отказаться от него.
Счастье — это ничто!

Лучшие статьи с сайта progressman.ru

comments powered by HyperComments

Возможно, вас также заинтересует:

Социальные сети



Vertex
2009-07-30 19:15:40
Олег. громное Спасибо. Ваша статья принесла радость. сам не заметил как почувствовал. радость от того, что начинаешь понимать мир еще лучше.
Мариша
2009-06-24 17:34:41
спасибо за статью! заставила серьезно задуматься над вопросом:что есть счастье для меня? пришла к выводу, что поиски счастья ведут к несчастью.не нужно его искать в окружающем мире! счастье - оно внутри тебя, хотя несправедливость жизни постоянно твердит обратное...
Veter13
2009-06-14 04:17:42
три вопроса! 1 вы счастливы? 2 вы боитесь умереть? 3 что ждете от жизни?
MeLenka
2009-06-14 02:59:41
Очень интересная статья и взгляды на это простое и сложное понятие. Не могу точно сказать, что для меня счастье, хотя чувство полного душевного равновесия, умиротворения и счастья испытываю уже достаточно давно и долго (около 2 лет). Бывают конечно мрачные моменты..., но их не так много, что бы обращать на это особое внимание.По своим наблюдения точно могу сказать, что такое несчастье - это вечное недовольство, неудовлетворение, вечный поиск чего-то лучше, того что есть у соседа, а нет у тебя. Счастье не в материальном - это точно!
Виталий
2009-06-05 09:55:16
Счастье - это следовать за своими мечтами, иногда их достигая. Вдобавок - важно, чтобы мечты не заканчивались.Например, человек заболевает смертельной болезнью. Если он в себе не замыкается, чем он начинает заниматься? Он начинает заниматься тем, о чем давно мечтал, но все время как-то откладывал на потом: например, строит дом на берегу моря, едет путешествовать и т.Надо быть честным с собой и понимать о чем ты мечтаешь!
Светлана
2009-05-02 22:47:32
Большое спасибо за статью! Очень понравилась. Вот теперь сразу начну становиться счастливой, вот прям сейчас, и я не шучу.
Asia
2009-05-01 12:07:37
Олег - Свобода. Так замечательно. Вы есть счастье, потому что вы есть ничто.Блин. А как мне стать такой? Выход один-убить своё Эго. Именно Эго мешает нам стать просветлёнными. А как убить-то его? А очень просто...нужно принять его. Прими=избавься. Перестать думать. Не-ум - вот,Счастье.P.SУ меня сейчас мозг сломается=)). А Дмитрий всё ещё занимается "самозакапыванием". В принципе как и я...:(
Kj
2009-04-28 07:52:10
УУУУУУУУУУУУ...Kj уже счастлив) Здесь и сейчас :) Respect всем авторам статьи :)
Палач
2009-04-25 13:48:03
suchoid Что за нечто это "ничто"? Может тире это минус? Счастье-ничто=ничто -Это счастье? Может "ничто" это смерть?
Балезин Дмитрий
2009-04-25 20:05:36
Попадалось мне на глаза несколько другая трактовка:"Человек хочет быть СЧАСТЛИВЫМ, НО НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫМ"... т.е. как вы правильно, Олег, заметили - счастье не должно быть обусловленно - нужно принимать мир таким, какой он есть.Но при этом, чтобы не скатиться на животный уровень, нужно проявлять Неудовлетворенность (хотя бы отчасти), иначе вперед двигаться не станешь...Не скрою, на данном этапе мне бывает сложно принять жизнь такой, какой она есть прямо сейчас... Все еще гоняюсь за мечтами (что, кстати, думаю тоже не плохо)...Спасибо за статью
Silver_Johnes
2009-04-19 22:54:48
Я почему-то знал, как вы выглядите/
suchoid
2009-04-24 08:14:28
> Палач: »Счастье — это ничто!». Значит ничто не счастье.Не надо передергивать. Счастье — это ничто = Ничто - это счастье
Vors
2009-04-19 14:58:46
Немного перефразировав, я бы назвал счастьем состояние разума (души, человека, смотря кто что подразумевает под "Я"), когда постоянно присутствует безусловная радость вне зависимости от наличия или отсутствия удовлетворения. Черт, сам-то я в это не до конца верю :) Если взять уровень "счастье - в обладании" как первый, "счастье - в поисках эйфории" как 1.5 (шудра ver 1.5 :)), а последний уровень "счастьем 2.0", то я, наверно, на уровне 1.7 примерно... ЗЫ Олег как всегда сложные вещи, крутящиеся в голове образами, оборачивает в очень читабельный и приятный материал. Спасибо ;)
Василий
2009-04-19 21:03:43
Небольшой шаг в сторону от, всеми нами любимого и желанного, СЧАСТЬЯ. Природа человеческого существа такова, что она глубоко скрывает ТОГО кто управляет всеми без исключения процессами происходящими с ним. Соответственно всё что связано с эмоционально-психическими переживаниями этого существа является производным этих самых процессов запущеных и развивающихся по законам в большинстве нам не ведомым.Но этот механизм имеет самораспаковывающую программу, которая включается с определённого момента критической массы прожитых желаний и прочих условий. Это как огромный пылесос с запрограмированым пуском, который затягивает в себя всё чем мы жили и чем когда либо себя считали. Причём конечной станции нет, это прыжок в беспредельность, которая и есть начало и конец нас самих же.Где ,вы спросите, тут о счастье? Так вот понимание и, если повезёт, осознание этого процесса есть ТО ,где (или когда) все вопросы о счастье и смыслах просто теряют свою актуальность. Из беспокойного водителя вы превращаетесь в спокойного и счастливого пассажира, который наслаждается видом из окна мчащегося поезда. И как бы ,и куда бы не летел этот поезд, пассажир всегда будет ощущать себя прибывшим, а если повезёт ещё и с багажом. Просто так устроен человек, пока он не совершит этот прыжок никто и ничто не утолит его жажду.
Capushon
2009-04-18 08:42:18
знаете, это ваша первая статья, которая мне нравится. и нравится полностью, а не частями. наверно, это оттого что термин общий и конкретный для всех одновременно. счастье - некое ощущение в голове, ума, если хотите. поэтому на нижнем уровне это всегда обладание желанием, удовольствие. поднимясь дальше постепенно приходишь именно к пониманию, что оно в его отсутствии, в отсутствии самого поиска счастья.
Артур
2009-04-18 09:19:15
а я просто отвечу... Счастье это несчастье и наооборот.Это же так просто!
asomoh
2009-04-18 10:11:42
Хочу спросить, а нужно ли вообще счастье? Еще буддисты подметили, что у человека много различных желаний и если человек не удовлетворяет эти желания он чувствует себя несчастным. Следовательно, нужно перестать желать и все. Я задаюсь вопросом, но если исчезнут желания цивилизация рухнет. Следовательно, все наше существование поддерживается несчастьем. Или вот вы говорили в других своих статьях, если я вас правильно понял, что мужчина и женщина в своих взаимоотношениях ищут утешение своих комплексов. А что в этом плохо? Люди эгоисты и поэтому, когда они встречаются они хотя получить что-то от другого человека, они могут прикрывать свой эгоизм словом "любовь", но правда в том, что если человеку от другого человека будет ничего не нужно, то и встречаться они не будут. Вывод, если человека избавить от всех комплексов и ему не нужны будут другие люди цивилизации конец. Так вот нужно ли вообще стремиться к счастью и полному избавлению от всех комплексов?(я уж не говорю о том, что это утопия)
Anuta
2009-04-18 11:57:45
Когда ты научишься хотеть то, что ты получаешь, ты получишь то, что ты хочешь :) (Рейнхард Трансформация)Ни физиология счастья (спасибо, Антон), ни психология его (спасибо, Ирина), ни даже философия (спасибо, Игорь) не смогли объяснить того, чего НЕТ :) (спасибо Олег, вы себе не изменяете :) )Олег, размышляю... о том, почему вам проще назвать чего "нет", чем что "есть"... :)
Игорь
2009-04-18 07:33:07
Bondovna, спасибо за отзыв. Сейчас я частый посетитель этого сайта.CYBERADDICT, думаю, что "попсовая" все таки не статейка, а тема :) Простые темы всегда будут важны. Человеку не все равно счастлив он, или нет. И не всегда понятно почему так, или иначе. К тому же взгляд Олега вполне подходить по Ваш термин "дистиллированная философия".))
Нахлебник
2009-04-18 08:07:09
а у меня создалось впечатление, что Олег говорит о счастье как ни о НИЧТО, а как о НЕЧТО. И человек, пытающияся определить, что же такое это счастье, видит только одну его грань, отделяет мальенький кусочек (кто-то побольше) и довольствуется им. А отделив кусок, уже не может пережить счастье в целостности.
Палач
2009-04-23 00:18:37
«А радость — это непосредственное ничем не обусловленное переживание восторга, вне всякого смысла и значения». Людей с такими симптомами в армию не берут. «Эйфория — это радость, опошленная удовольствием». Радость без удовольствия? Тогда лучше горе с удовольствием. И желательно чужое, но с нашим удовольствием. «Чтобы обрести счастье, нужно отказаться от него». Не практично. »Счастье — это ничто!». Значит ничто не счастье. А это ни так. Счастье - жить не в нужде, ни в чем не нуждаться – это уже не счастье, это смерть.
Надежда
2009-04-17 13:09:46
Остановить время (Пелевин прекрасно описывает), отсаться здесь и сейчас - и будет вам счастье. Технологии разработаны в буддизме и христианстве. Так что психолог-то наш - буддист!! Обхохочешься!!
Надежда
2009-04-17 13:11:30
Да, пардон, еще суфии волокут в вопросе..
Bondovna
2009-04-17 13:35:54
Мне очень импонирует мнение Игоря, с которым я полностью согласна. И я довольно давно приняла существование без "необходимых" многим благ вместо того, чтобы за ними гоняться. И счастье, как внутренняя наполненность, как здесь и сейчас, мне действительно представляется счастьем. Однако, как Вы справедливо заметили, Олег.. погоня за эйфорией (а я ее называю адреналиновой зависимостью) и мне очень даже присуща ;) Мне знакомо тихое внутреннее счастье самой с собой, но и адреналин я очень люблю и скучаю по нему в периоды его отсутствия. Для меня Счастье - это не материальные объекты и не отношения с людьми-субъектами - это точно. Но определенная привязка к выбросу всяческих забавных веществ в мозг у меня все же существует. И дабы не погрязнуть в ней и не получить по голове (в данном случае "получением по голове" может стать невозможность получить те самые приключения на пятую точку, от которых мне так весело), я помню, что могу жить и без них ;) Так я с Богом играю в игру "я все принимаю, не наказывай меня строго" ;) А вообще Ваше мнение очень созвучно с мнением Ошо. Впрочем.. мудрость вообще одна, разве что произносится она разными словами ;) А еще хочется заметить, что каждый может стать счастливым и именно тем путем, который не соответствует общепринятой "погоне за материальными и семейными ценностями". И эта не оригинальная мысль подтверждена лично мною, на собственном опыте. 2 года назад я 90% времени была несчастной, сейчас я 80% времени счастлива, остальные 20 - нейтральна. Мало того.. приступы того, что люди называют горем или несчастьем - для меня по сути своей ближе к счастью, чем этот самый апатийный нейтрал. Потому что если за горем наблюдать изнутри, оно очень интересно и очень быстро проходит (ну так.. минуты за 2 ;)) А это добавляет в жизнь тот самый кайф от ощущения "я управляю своей жизнью и своим горем тоже" ;) И как бы там ни было.. это приятно =)зы: такое вот я-кающее сообщение вышло. но не могу я про счастье от третьего лица писать ;)
Алоха
2009-04-17 15:01:24
сразу сорри за оффтоп, но мне, наверно, не одной интересно, почему же автор так упрямо скрывает личико? тут уже и компоновка статьи подразумевает портрет, но вот опять нам - картинка из клипартов. думаю, что по естественным причинам половина читательниц давно и безнадежно влюблены и жаждут его увидеть. Автора в студию! )))
Алоха
2009-04-17 20:44:38
Олег, это навроде в Архангельск ехать? :-}
w1ld
2009-04-17 21:11:00
Интересное видео в тему, <a href="http://www.ted.com/index.php/talks/dan_gilbert_asks_why_are_we_happy.html" rel="nofollow">Почему мы счастливы?</a>, Дэн Гилберт.
Оксана и ее подружки
2009-04-17 21:13:28
Да, Олег .. фото в студию!
Олег Сатов
2009-04-17 22:16:26
@Алоха, Оксана и подружки Настоящая любовь преодолеет любые расстояния! :-)
Dfkthbq
2009-04-20 10:38:36
Как много слов про счастье...Если авторы хотели окончательно запутаться в этом вопросе-кажется они близки к цели... А все так просто. Счастье- это изначальная природа каждого из нас, оно принадлежит нам просто по праву рождения. Невозможно достичь состояния "счастье" чего-то делая. Счастье- вопрос неделания. Перестаньте делать все то, что заслоняет от вас эту изначальную природу- и вы получите счастье просто как остаток. Кроме него ничего не останется. И не надо килограммов слов и понятий. Удачи на Пути!
Марина Ивановна
2009-04-17 19:01:17
"Ум цепляется за свои шаблонные представления и бьет тревогу каждый раз, когда находит им какое-то несоответствие. Жаль, нельзя его пристрелить, не вышибив себе при этом мозги." Олег, хочу заступиться за наш бедненький УМ, а то ругают его последнее время все кому не лень:-) Эволюцией ли или чем-то (Кем-то) еще он создан именно таким, максимально поддерживающим наше человеческое желание жить и стремиться к большему (шудрам к еде повкусней и теткам посисястей, у брахманов, значит свои радости и удовольствия тоже). Ум Это биологоческий автопилот, у которого не так то много свободы выбора, но посмотрите каковы результаты за последние несколько тысячелетий!Успехи по сем направлениям(прогресс и т. д.), он даже сам себя осознает (у некоторых) Не помню, чья цитата: "Любовь - это анастезия, при помощи которой Бог вытаскивает из нас детей" Так и Счастье это сладкая пилюлька, которую глав-врач велел выдавать умам-медсестричкам, чтобы больные вели себя хорошо, не очень жаловались на жизнь
Олег Сатов
2009-04-17 16:01:10
@Алоха Приглашаю влюбленных читательниц на индивидуальное личное собеседование :-)
Vampireal
2009-04-17 09:59:14
Молодцы! Порадовали. Счастье возможно только здесь-и-сейчас, но... как-то это постоянно забывается... Спасибо что напомнили! Сижу улыбаюсь...
andy61i
2009-04-17 10:18:58
Олег, испытал "радость", прочтя твой вариант.
Гульфия
2009-04-17 12:50:38
Спасибо большое, что вы есть и подкидываете каждый раз ну очень актуальные темы. В детстве меня очень забавляли и пугали одновременно моменты. когда я осозновала (ой ли?) себя "здесь и сейчас". Почему-то я очень запомнила такие моменты. И вот спустя много лет учусь заново переживать такое. Но что это именно, мне непонятно до сих пор... Может поможете?
СашА
2009-04-22 22:23:56
В поиске радости и счастья человек бежит прочь от самого себя, хотя в действительности реальный источник находится в нем самом. (скатал, но смысл нравится) Как для меня. Антон - далеко Ирина – сладенько, сопливенько Игорь – бла-бла-бла, это ближе Олег – как всегда Это всего лишь чувство после прочитанного ;)
elka23
2009-04-17 11:34:47
А если УЖЕ все есть, тогда зачем решать проблемы, психологические в том числе? зачем менять жизнь к лучшему, зачем учиться и работать, почему бы не лежать на печи и не довольствоваться малым? Мне кажется, это просто самоуспокоение - у меня ничего нет, но это не страшно, потому что мне ничего и не нужно. Иногда проще купить машину, потешив свое тщеславие, чем годами уговаривать себя, что она не нужна...
Алоха
2009-04-17 23:21:43
Олег, да Вы мачо, как я посмотрю :-)))Оксана, Яндекс знает все! ;-)
CYBERADDICT
2009-04-18 00:00:45
Олег Инкогнитович,что то "попсовая" какая то статейка,в одном гугле 50 млн запрсов "what is happiness", надо как то выбиватся из общей массы :))Хочется видеть по оригинальней темы,даешь дистилированую философию (для элитарной части киберсообщества) вместо переложения старых истин...
Atomizer
2009-04-18 00:09:30
Видео в тему №2 =) Все прекрасно но никто не счастлив! http://www.youtube.com/watch?v=LoGYx35ypus =)) Большое спасибо за статью! Очень понравилась.
Бродячий Проповедник
2009-04-17 08:52:22
Счастье - это ничто. Прямо по-буддистки звучит.
QKeen
2009-04-23 17:11:31
После чтения блога Олега возникает ощущение, что дзен и философия -- это одно и тоже.
Палач
2009-04-23 19:40:30
QKeen Нет, не одно и то же. Если философия котлеты,то дзен мухи.Причем философию можно пощупать,а мухи улетят. Эта тварь не основана на словах и языке. В то же время это знание легко доступно военным. Такие команды как "Стой там, иди сюда!" или "Молчать, я вас спрашиваю!" чередующиеся с ударами по "точке сборки" неминуемо ведут к мухам в голове, если не забьют до состояния котлеты.
exPERT
2009-08-12 21:14:25
Я думаю, что понятие "счастье" вообще лишнее и его нужно удалить из памяти. Это понятие просто морочит голову. Счастья нет.Понятий "радость" и "удовольствие" вполне хватит для нормальной жизни.
Сергей
2009-10-13 02:23:00
Погоня за счастьем делает нас несчастными, ужас, а как жить?! ))
альтруист
2009-11-14 23:28:32
Чтобы стать счастливым, нужно жить как будто ты счастлив. Рекоммендую: http://pozitron.org/stat-schastlivym-prostaya-no-dejstvennaya-formula-uspexa.html#more-219
От психологии к мистике — часть 1 | Психолог Олег Сатов
2009-11-18 09:49:08
[...] мы уже рассматривали вопрос счастья с&nbsp;разных сторон и, продолжая тот разговор, можно [...]
Тронутый Паэт
2009-11-23 22:31:55
Все рябята молодцы! Ну, а Сатов – счастлив! :) ,,
Flaksman
2009-12-03 10:54:00
<blockquote> @Veter13 «...три вопроса! 1 вы счастливы? 2 вы боитесь умереть? 3 что ждете от жизни?...» </blockquote> 1. Конечно счастлив - Я живу! - уже само по себе счастье! 2. Нет конечно ! Мы все идем "туда", в один конец так сказать. Потому думаю, боятся неизбежного, элементарно - глупо... 3. А что от нее можно ждать, если "с собой", мы все равно ничего не заберем ! Все и ничего, в одном целом.... Ну а от себя : - Жизнь хоть и не дается в подарочной упаковке - она все же - ПОДАРОК !!!ПяСя... За чудную, но прекрассную...формулировку, авторам спасибо ! Олег жжет :)
Анна
2009-11-29 23:07:37
а вот еще какое-то счастье http://psycholevity.com/index.php/a129 это сколько народу - столько и определений?
Viola
2010-01-03 02:15:20
По мне так счастье- это миг, мимолётный кайф! И чем больше таких моментов жизни, которые хочется зафотографировать в памяти, тем человек богаче и счастливее, это воспоминания которые будут греть в минуты невзгоды. Например, вы со всей семьёй выбрались в отпуск и поехали на экскурсию, где вам стретилось что-то необыкновенное, все в восторге, все слились в каком-то экстазе, дети и взрослые... это счастье, это останется с вами на всю жизнь. Бесконечно счастливы только дурачки!
Shad0w
2010-04-18 18:50:38
"Но именно это желание лишает нас всякой возможности его обрести. Если мы чего-то ищем, значит мы уже обречены на провал." А может попробовать разорвать цепочку, и войти в порочный круг ? ) Сложно написал как-то))
olvia
2010-04-23 19:45:11
<p>СЧАСТЬЕ -это очень многогранное понятие.Для меня счастье — это один из смыслов моей жизни.Я живу,чтобы научиться быть счастливой.Предлагаю рецепт счастья:ты можешь стать счастливым,делая счастливым другого!<br /> Счастье — быть в гармонии с самим собой и окружающими.Комфорт и Счастье-понятия различные,хотя порой и совместимые.Счастье надо завоёвывать трудом,становясь лучше.Оно двигает человека вперед.Комфорт просит бездействия,привязывает,рождает приычку.Для большинства людей комфорт необходим в жизни.Главное не ставить его на первое место.Если комфорт не мешает мне и другим,то почему бы ему не быть?<br /> Счастье — это то,что меня радует больше всего.А именно:чтоб любила я,чтоб любили меня,моя чистая совесть,моя свобода!Поверхностный комфорт не может принести глубокое счастье.(здоровье-когда оно становится смыслом жизни,здоровье отнимается;семья-не имеет смысла семья,где нет любви;работа,деньги,власть-за то,что мы соблазняемся на этот комфорт,судьба отнимает у нас истинное счастье)<br /> Если человек хочет быть счастливым,он будет заботиться о счастье других.Когда несчастлив сам,других сделать счастливыми нельзя.Если счастлив сам,то тебя хватит,чтобы сделать счастливыми и других!Если ты себя в чем то ущемляешь,то подсознательно ты ущемляешь в чем то и других.<br /> Человек может не иметь богатство,а может иметь богатство и быть счастливым.Значит он умеет глубоко радоваться,любить,имеет чистое сердце.Если человек имеет такое счастье,то он имеет защиту от зла и неудачи. </p>
Grisha
2010-06-11 17:41:53
Возможно что счастье - самообман. А вобще-то любое определение - это уже не истина. Ставить цель - быть счастливым - нельзя, иначе мы уподобимся машине. Цели нужны только для того что б существовать. В жизни нет смысла. Она просто есть, делай с ней что хочешь.</blockquote>Счастье — это то,что меня радует больше всего<blockquote>Счастье не может радовать, и не может огорчать. Возможно вас радует тот факт что вы поняли что такое счастье. И тут можно самому догодатся, что счастье не надо искать, до него надо просто додуматся. </blockquote>Если человек хочет быть счастливым,он будет заботиться о счастье других<blockquote>Всё что человек не делает - делает он для себя, это закон природы, мы не можем и не умеем ему противоречить,а значит жить для других - то же самообман. Мария сецко, вы уж извините, но переживать счастье вам будет на много трудней с верой в бога, нужно понять что вселенной наплевать на вас, и вы сама хозяйка своих действий. </blockquote>И чем больше таких моментов жизни, которые хочется зафотографировать в памяти, тем человек богаче и счастливее, это воспоминания которые будут греть в минуты невзгоды.<blockquote> Что бы быть счастливым надо отказатся от всего, что было и закрыть глаза на будущее, не боятся его! Смерти тоже, она не избежна, но имено изза смерти и есть жизнь. Для счастья не обязательно иметь семью, детей, родственников, друзей. Тут уже из психологов кто-то написал что каждый здоровый головой человек может быть счастливым.
Мария Сецко
2010-05-31 17:35:29
А вот я самая счастливая на этой земле!!!!! А все потому, что я имею в себе Божью любовь, Он показывает мне её каждый миг и каждую минуту. Я собираюсь поступать на журналиста и в этом мне помог Господь, вы спросите, как? А я отвечу... Он помог найти мне работу, чтобы пройти курсы по "Творчеству", я её не искала, мне просто позвонил человек и предложил работу... А еще, Он пожарил мне радость, любовь к ближним, в том числе и к ТЕБЕ, да, да, к тебе, тому, кто сейчас читает это!!!! И, знаешь, я знаю смысл жизни, мне открыл его, мо
Kretin
2010-09-14 17:59:41
Все многовековые рассуждения о Счастье, в конечном счете, сводятся к одной и той же мысли:Счастье - это когда тебя прёт от жизни, а не жизнь прёт тебя.
Владимир
2010-09-19 13:21:31
Всяческие респекты Вам, Олег Сатов!
Владимир
2010-09-19 13:21:31
Всяческие респекты Вам, Олег Сатов!
Счастливая дефчёнка
2010-09-28 00:39:42
Думаю, что счастье - это особое ощущение, когда человек понимает, что он хочет и может все.
zz
2010-09-28 00:53:55
<blockquote><p> <b>Счастливая дефчёнка<br /> </b>«...Думаю, что счастье – это особое ощущение, когда человек понимает, что он хочет и может все....» </p></blockquote> <p>А я думала, что это эффект от кокаина )) </p>
Rubinsky
2010-10-26 17:43:24
СЧАСТЬЕ - (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. толковый словарь Даля.
КСВ
2010-11-25 16:39:44
Счастье - это не подарок и не дар небес, Счастье - это ультиматум самому себе: хочешь быть счастливым - будб им!
Счастливая дефчёнка
2010-11-20 09:58:36
@zz, Увы, есть и такие, что ищут легкие пути. Зачем работать над собой, своими мыслями, своим мироощущением, когда можно высыпать синтетическую дорожку, "пройти" по ней и через минуту стать счастливым?
Света
2010-11-16 23:43:29
А я скажу очень коротко. Счастье- это осознанный Путь к Просветлению
Serega212
2010-11-17 00:10:44
<blockquote><p>А я скажу очень коротко.<br /> Счастье- это осознанный Путь к Просветлению</p></blockquote> <p>Это называется begging the question - а что же такое просветление? </p>
Magnolia
2010-12-03 12:09:53
Для меня счастье - это умиротворение.
Magnolia
2010-12-04 23:48:35
@zz Точно!
zz
2010-12-04 01:46:21
<p><b>Счастливая дефчёнка<br /> </b>Odno drugomu ne meshaet. K odnoj i toj zhe celi mozhno pridtiraznymi sposobami. </p>
zz
2010-12-04 01:47:37
<blockquote><p> <b>Magnolia<br /> </b>«...Для меня счастье - это умиротворение. ...» </p></blockquote> <p>Togda vysshee schast'e - eto smert'. </p>
Вася
2012-01-10 16:30:13
<em>На свете счастья нет, А есть покой и воля.</em>Счастье как комплекс положительных переживаний, конечно есть. Также как надежда и разочарование, обида и восхищение... Чуть ли не большая часть человечества(7млрд людей) считают, что счастье может быть целью жизни, более того- самоцелью. Но по-моему роль счастья в жизни "слегка преувеличена". Для счастья достаточно находиться в привычной плоскости, определяемой известными координатами мне -другим/ хорошо- плохо. Движение по третьей координате -нравственное (духовное), отрывающая животное от этой плоскости и превращающее его в человека очень плохо осознаваемо, и, как это ни странно, именно в среде "ищущих". Впрочем, странно это лишь на первый взгляд -ведь большая часть ищущих - это те, кто ищет удовлетворения и счастья. Если бы это было у них с самого начала - они бы и не стали "ищущими", ну хотя бы до тех пор, когда просто износились и уже не могут наполниться ничем -как дырявый карман.:)) Так вот -движение по третьей координате само по себе вовсе не обязательно должно быть сопряжено с "позитивными" значениями на названой ранее плоскости -проще говоря вовсе необязательно нравственное вызывает чувство "хорошо"( вместо "плохо") или "мне"(вместо "другим"). Поэтому и счастье в этом случае остается .. формочками в детской песочнице.
Mari
2011-03-23 13:34:30
а у меня свое понимание счастья, оно многое объясняет.Если убрать романтику и намеки с недомолвками, то счастье - это особое ощущение, а скорее даже состояние, когда внутри есть избыток энергии. Когда этой энергии нет, то ощущается опустошенность, отчаяние, слабость..все, что противоположно счастью. Поэтому счастье для всех разное, и не меряется количеством денег, детей, званий или моралью.. Эта внутренняя энергия может присутствовать и в приятные минуты, и в минуты покоя, и даже в периоды трудностей. Другой вопрос - откуда эта энергия берется и на что уходит? Источников много и путей потери тоже.... Не надо путать счастье и радость. Радость - это как раз одно из состояний резкого прибывания этой энергии, поэтому мы действительно его замечаем, а обычное состояние счастья многие и не замечают, а оценивают его только после ухода этой энергии. Например говорят:-Только сейчас понял, что был счастлив)
Жека
2012-12-07 14:46:11
На мой взгляд счастье индивидуально для каждого. Если спросить у человека, что такое счастье и он ответит или начнёт перечислять, то для меня это означает, что этому человеку не хватает для &quot;полного счастья&quot; именно того, что он перечислил. Он стремится к этому, чтобы быть счастливым, это его цели на данный момент. Если или когда цели будут достигнуты, человек найдёт новые цели и будет стремиться к ним, чтобы стать &quot;ещё более счастливым&quot;. Пока мне не встречался ни один человек, который бы не ответил на вопрос - &quot;что такое счастье?&quot;.
Константин
2012-12-07 04:48:50
Существует достаточно много определений и трактовок понятию счастья. Большинство из них достаточно субъективны. То, что является счастье для одного, может не быть таковым для другого и наоборот. Поэтому лично мне больше нравится универсум, который логически выводит Аристотель в своей Никомаховой этике.
Елена
2013-02-15 03:34:22
Счастье это процесс и бесконечное многообразие жизни! Именно процесс в бесчисленных и неповторимых вариантах, результатом которого есть выработка нашим организмом этих самых эндорфинов и дофаминов. А каким путем они будут получены, по большому счету, не важно. Физиологически или психически, малыми дозами и часто, или большими и редко. Не важно даже от хорошего или от плохого! Это и примитивные ощущения и ожидание и видение и участие и осмысление и познание и переживание и ... Другое дело, что надо уметь видеть этот или эти процессы тому человеку который хочет быть счастлив и осознавать, что это происходит с тобой. Путей получения счастья бесчисленное множество! Некоторые даже из процесса умирания умудряются делать счастье.
Елена
2013-02-15 03:41:55
Дополнение к вышесказанному: именно поэтому все мы просто обречены на счастье.
7Zen
2013-03-21 12:50:46
Вопрос вот в чем – Вы с Игорем прекрасно описали бессмысленность метания ума на удовлетворение эгоистичных желаний. Я регулярно замечаю за собой проблески этого состояния счастья, когда получается действительно принять данность и отпустить желание «срочной сбычи мечт». Но в жизни мои действия по большому счету мотивированы все тем же эгоизмом. И получается два диаметральных состояния – Я, который все принимает и при этом не видит необходимости что-то делать; и Я, который мечется по заморочкам. «Мудрость счастья в том, чтобы сохранять спокойствие и продолжать действовать, созидать.» - что же тогда созидать и к чему идти? Начиная какую-то деятельность я теряю состояние «принятия» и начинаю хоть в менее резком варианте, но все же «бегать за святыми коровами».
Бося
2014-06-23 13:50:31
А мне кажется, удовольствия нужны пока человек испытывает сильное неудовольствие от жизни или себя. Внутренние конфликты - это как яд, а удовольствия - временное противоядие. Не станет яда - отпадёт нужда постоянно обкалываться противоядием. Выздоровевшему сознанию жизнь приятна просто по факту. И от того как жить уже мало что зависит - Рамана, вон вообще в набедренной повязке на своей горе жил и кайфовал.
Бося
2014-06-23 19:13:48
Прав был дядя Франкл.Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете своё внимание на другие вещи, оно прилетит и тихо сядет к тебе на плечо.Учимся отвлекаться от счастья
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу, и я отвечу...

MAIL  

Подождите, я думаю...

Загружаю...

Добро пожаловать в гости

логин
пароль
забыли пароль?
регистрация

Регистрация на сайте

логин
e-mail
 
пароль придет на ваш адрес
забыли пароль?
войти

Восстановление пароля

e-mail
 
регистрация
войти
Запись на прием