Среди людей, интересующихся психологией и духовным поиском, широко распространено серьезное и опасное своими последствиями заблуждение. Ранее этот вопрос уже затрагивался в разных статьях, но, вообще-то, он заслуживает самостоятельного подробного рассмотрения.
Речь о ситуации, когда описание внешних атрибутов, например, психологически здорового человека воспринимается буквально, как руководство к действию, и усилия в фактическом достижении душевного здоровья направляются по ложному следу, подменяются его имитацией.
С самого детства нас учат: «Хороший мальчик не дерется!», «Хорошая девочка помогает родителям!», «Хороший человек делает добрые дела!» И до поры, до времени мы даже не задаемся вопросом: а так ли оно нам нужно становиться этим «хорошим человеком»? Мы просто чувствуем, что это имеет для нас какое-то принципиальное значение, и ищем возможность достичь сей благородной цели. И здесь наш детский ум определяет следующий шаг: если хороший мальчик не дерется, значит, надо перестать драться; если хорошая девочка помогает родителям, значит, надо помогать родителям; а чтобы числиться хорошим человеком надо начать творить добро. Логичный вывод для пятилетнего ребенка… но ирония в том, что этой же логики человек потом придерживается до самой смерти, все так же безнадежно стараясь быть «как хороший», вместо того, чтобы «стать хорошим».
Вопрос о том, можно ли вообще стать хорошим, здоровым, пробужденным, или нельзя, оставим сейчас за скобками. Вопрос о том, нужно ли становиться таким замечательным, тоже пока отложим. Суть не в этом. Сейчас нам важен другой момент — тот способ, которым мы пытаемся достичь подобных целей.
По большому счету, объяснять природу этого заблуждения не очень-то и нужно — здесь все и так очевидно. Художника художником делают не кисточки и не мастерская техника рисования, а специфический душевный порыв, который через кисти и тонкое визуальное чутье вырывается наружу в виде очередной картины. Поэтому сколько кисточек ни покупай, сколько ни учись рисовать, художником от этого не станешь.
Можно обустроить свой быт, как у настоящего художника: обставить дом мольбертами, измазать все вокруг красками, отрезать себе ухо и изображать смертельные творческие муки. Можно даже научиться рисовать сносные картинки, и может быть, кто-нибудь даже купится на весь этот антураж и начнет звать вас Художником. Но если за всей этой показухой нет какой-то неуловимой художественной сути, то вы так и останетесь обманывающим себя и потому вечно разочарованным иллюстратором.
Все то же самое можно сказать про любую другую сферу знаний или человеческой деятельности. Быть «как Мастер» не значит, «стать Мастером». Это всем понятно. Не всем понятно другое: то, что старательная имитация «мастерских» атрибутов не только не приближает достижение настоящего мастерства, но отдаляет его и, пожалуй, вообще отрезает все пути к его достижению. Имитация мастерства — движение в обратном от истинного мастерства направлении.
В эту ловушку попадаются практически все, потому что наш ум любит простые ответы в духе «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» А еще потому, что все вокруг, начиная с родителей, вполне довольствуются этой самой имитацией «хорошести» и, по большому счету, именно ее от ребенка и требуют. То ли в силу чистого эгоизма, то ли в силу искреннего заблуждения, они тоже верят, что имитация правильного поведения достаточна, и что она ведет к коренной психологической трансформации, надо лишь приложить достаточные усилия… и ремень по заднице им в помощь.
Так или иначе, мало кто задумывается о том, каким образом достигается то ли иное состояние бытия (и достигается ли оно вообще), все просто пытаются решить эту задачу в лоб — попытками модифицировать свое поведение по заданному образцу, в надежде, что затем новая модель поведения каким-то образом укоренится, пустит ростки и однажды принесет плоды.
В сфере практической психологии и духовного поиска это имеет самые неприятные последствия. Например, про психологически здорового и взрослого человека можно с уверенностью сказать, что он никогда ни на кого не обижается, никогда не жалуется на жизнь и твердо знает, что никто ему ничего не должен. Что нам дает это описание в практическом смысле?
Уже упомянутая наивная детская логика тут же предлагает готовое и очевидное решение: нужно просто перестать обижаться, перестать жаловаться и перестать думать, что кто-то что-то должен. Отлично! Но как все это «перестать» на практике? И здесь тоже есть свой “детский” ответ, который часто принимается за проявление взрослой ответственности: надо проявить волю и твердость характера! Надо сильно постараться, и все получится! А на практике это значит, что в следующий раз, когда у человека возникнет чувство обиды, он напомнит себе, что ему нужно бороться со своей обидчивостью, постарается не дать ей ходу, и изо всех сил будет делать вид и вести себя так, как будто не обижен. Королевский, как говаривал Фрейд, путь к язве желудка!
Заблокировать проявление «неправильных» эмоций — это далеко не то же самое, что не иметь этих эмоций вообще. И сколь старательно и сколь долго их ни блокируй, они не перестанут от этого возникать снова и снова. Точно так же и в обратной ситуации, когда человек пытается сымитировать наличие у себя «правильных» мотивов, в то время, как в действительности они у него отсутствуют. И сколько ни старайся делать добрые поступки, чуда не произойдет, и добрее человек от этого не станет. Вся эта стратегия ведет лишь к наработке имитационных навыков: этакого социального артистизма, которым потом люди хвалятся друг перед другом, выставляя напоказ свои «духовные подвиги».
Путь к достижению всех этих чудесных человеческих качеств лежит совсем в другой стороне. А если еще точнее, эти душевные свойства, приписываемые психологически здоровому человеку, являются побочным эффектом внутренней работы, которая проходила в совершенно другом месте и совершенно в другом направлении. Нет никакой возможности перестать обижаться, стараясь перестать обижаться. Но если человек не гонится за показушными атрибутами, а внимательно и с интересом исследует темные уголки своей души, изучает себя, то однажды оказывается, что хотя он к этому и не стремился, но уже пару лет ни на кого не обижался. Причем, скорее, это заметят окружающие, чем он сам — потому что его и не волновал этот вопрос.
Это очень похоже на два способа поддержания порядка дома: можно чаще убираться, а можно меньше сорить. Так вот, «чаще убираются» грязнули, которые хотят выглядеть чистюлями. А настоящие чистюли просто меньше сорят и им не нужно так уж мучаться с уборкой. И отсюда очевидно, что как ни старайся чаще убирать квартиру, чистюлей от этого не станешь… хотя для не очень внимательного наблюдателя разница может оказаться не очевидной: дом в обоих случаях будет чистым. Вопрос в том, как тогда чистюля стал чистюлей? И что же тогда делать грязнуле? Подумайте!
В этом и состоит проблема — слишком уж часто возникает ложное предположение, что добрый человек стал добрым, практикуя доброту, что человек, не жалеющий себя, научился этому, запрещая себе себя жалеть, что честный человек стал таковым, запрещая себе врать… и так далее. Но если бы у вас была возможность внимательно препарировать жизнь и мотивы такого человека, вы бы обнаружили, что даже если раньше он был как все, то добрым, сильным и честным он стал, каким-то совершенно иным способом. Те усилия, которые фактически принесли плоды в виде здоровых душевных качеств, не были направлены на их достижение.
Все самое лучшее, что вы видите в других людях и чем хотите обладать, не может быть достигнуто лобовой атакой. Ни единого шанса. Все самое лучшее в человеке обретается в форме приятных побочных эффектов куда менее приятной внутренней работы, цель которой далеко не в том, чтобы стать лучше. Заглянув за кулисы, вы обнаружите там смирение. Результат того самого горького отчаяния, которое более слабого человека привело бы к самоубийству.
Что там говорят про великих людей? Воин не имеет чувства собственной важности, даосский совершенномудрый не совершает усилий, христианский святой любит всех вокруг и всегда подставляет вторую щеку. Попробуйте-ка реализовать эти качества в своей жизни!
Нет ни единой возможности сделать шаг, который бы не укреплял вашу личностную значимость. Все, чего можно добиться, сражаясь с собственной важностью, это полнейшее оцепенение, полный отказ от всякого действия, который кажется единственным способом перестать раскачивать маятник. Но эта попытка замереть, не шевелиться и не дышать раздувает важность ничуть не меньше, чем самое беззастенчивое хвастовство перед широкой публикой.
И то же самое можно сказать про борьбу с усилиями, которая проповедуется духовными искателями. Как можно сделать хоть шаг, не приложив усилий? Как можно прилагать усилия к борьбе с усилиями, не прилагая при этом усилия? Тоже замереть и не двигаться? Этим часто и занимаются закоренелые медитаторы, в надежде, что это выведет их за рамки личности, хотя чем дольше они так сидят, тем заметнее их прожигающее дырку в полу Эго.
Невозможная задача! Как и все прочие попытки улучшить себя прямым волевым усилием. Этот способ самосовершенствования не работает!
Но не ждите здесь подсказки — смысл статьи не в том, чтобы указать «правильный способ», потому что проблема вообще не в способе, а в цели. Цель определяет средства и достигаемый результат. И если ваша цель в том, чтобы улучшить себя, стать хорошим человеком, заслуживающим больше любви и признания, то вы уже обречены на одинокую старость с кучей психосоматических заболеваний и в окружении людей, которые испытают тайное облегчение, когда вы умрете.
Попробуйте перестать заботиться о том, чтобы себя улучшить, — поищите лучшее применение своим усилиям… и вероятно, забыв навсегда об этой задаче, вы однажды обнаружите, что окружающие теперь равняются на вас и хотят стать «как вы».
Если нет никакой возможности победить собственную важность или хотя бы даже просто с ней сразиться, если нет никакой возможности восстать против личностных усилий, если нет никакого действенного способа стать лучше, то единственный выход, который остается, — вынести это все за скобки. Если задача неразрешима, нужно перестать ее решать!
Почему бы не заняться уже чем-то другим?
Автор у тебя гриб на кухне не вырос?
«Потому что его и не волновал этот вопрос”-сердце вашей статьи, это и есть чистая осознанность восприятия. Просветленный человек прост на самом деле, т. к живет в этот момент, научиться этому состоянию-вот что трудно. Может потому люди выпивают, и алкогольные отделы магазинов опустошаются, ведь это способ погрузится в состояние «здесь и сейчас».Звоночек?Геи, наркотики, алкоголь-мир бунтует против порядка! Просветление-это судьба,”предназначение”-как высказался Юнг, то как ктото убийца, так ктото просветленный. Пишу с телефона, если интересует, могу развернуть более бнятно.
Очень ясно. И здорово. :) Спасибо!
«Цель определяет средства и достигаемый результат. И если ваша цель в том, чтобы улучшить себя, стать хорошим человеком, заслуживающим больше любви и признания, то вы уже обречены на одинокую старость с кучей психосоматических заболеваний и в окружении людей, которые испытают тайное облегчение, когда вы умрете.» Точно, точно!
Последнее время постоянно убеждаюсь, что война, борьба с самим собой — это путь в никуда, только расходуется энергия, которую можно было бы применить более целесообразно. Работает больше признание, принятие и позволение быть тому процессу, а дальше осознание, почему этот процесс имел место быть: да я обиделась, да меня захлестывают эмоции; я позволяю и принимаю их, и накал сам по себе уходит, а дальше размышляю почему обиделась, с чего я решила, что тот человек не должен (или должен) был так поступать? Какие мои выгоды быть обиженнойи т. п. И постепенно выруливаешь. Конечно, здесь очень важна честность с самим собой. И желание на это посмотреть со стороны, а не жить в этом, спрыгнуть с маятника. Так что согласна с автором, войной ничего не добьешься
Эта статью как я понимаю, дополнение к «Путь пробуждения».Олег вспомним «Матрица», и как пример сверхчеловека-Нео.Его путь был таков: осознав что что-то не так, он ищет ответы, готовые шаблоны (Морфеус), как и любой человек в религии и дальше неё. Познав что он якобы раб, он развивается. Думая что все в жизни понял, он борется за свободу и за людей. А теперь внимательно. Встретив архитектора он узнает, что матрицца работает только если уровнять добро со злом, а сам Нео это функция как противовес незнанию, и его задача быть таковым, жертвуя иллюзией себя ради сохранения балланса в матрице, и все. И главное, сам он ничего ни сделал, Морфиус сам нашел его, обучил игре, а сам Нео нашел то в себе что и делает его избранным для выполнения миссии поддержания равновесия. Его жизнь немогла быть иной, как например, умирающий все равно умрет, так как он не может убежать от своей судьбы. Не все предназначены быть просветленными, это и незачем, ведь балланс блюда в том, чтобы соли было очень мало. Таков порядок вещей.
Только вынужденнаю мера выводит за пределы эго, как и вода всегда течет туда где есть путь для её течения. Если же пути нет, то вода течет по другому пути, или же, стоит на месте. Самореализация приходит к тому, кому течь не куда, его это ослабевает, туман уходит, и человек вдруг осознает себя в ином качестве. Вот и все. Доктор лечит, военный воюет, просветленный передает знания другим чтобы найти своего «Нео».Но эти знания для эго другого человека кажутся туманными. И доктор, и рабочий, и просветленный-не имеют особой разницы, различны они лишь только в своих качествах. Мы строим это вместе, т.к.исходящее из одного-и есть одно. А «Одно» это и вы, и я одновременно. Лишь вера в противоположное разъединяет всех нас.
В восторге от статьи! Сильно, глубоко, понятно и прямо в цель.
Насчет «повторения как научения» не соглашусь с Олегом. Очень многие умения передаются именно так. Посмотрите на тех же подмастерьев, которые ходят за мастером, стараются делать как он и в конце концов понимают, почему он делает именно так. Понимание через повторение.
Согласна. Я вообще думаю, что Мастером рождаются, а не становятся. И к трансформации тот человек способен, который родился с этой способностью, и произойдет эта трансформация в заложенное Природой время. Это со стороны кажется, что вот человек читал, работал над собой, общался с гуруи т. п. вещи делал и ПОЭТОМУ стал Мастером. А этот человек просто им родился и все произошло в положенное время. Думаю, уровень развития человека, то чего он может достичь, уже заложено при рождении. Есть книга Сатьям Надин «От луковицы к жемчужине». Там более пространно, но очень доказательно на примере собственной жизни (а на чьей еще мы можем что-либо доказать?))) эта мысль изложена. И я на примере собственной жизни ощущаю, что это так.
(В продолжение своего поста предыдущего) И тогда становится ощущаемо понятным, что такое Смирение и что такое «быть в моменте Сейчас», «жить сегодняшним днем»и т. п. фразы… Мы не Делатели.
Замечательная статья! Как всегда, мне импонируют идеи изложенные Олегом.
Опять-таки затрагивается тема игры, когда человек пытается быть тем, кем он не является, считает, что это все по-настоящему, подавляет, борется, а в итоге — все глубже запихивает раскалённую кочергу самомнения себе в зад.
Аналогии с художником и чистюлейгрязнулей — превосходные.
Мне вот сейчас сложно представить, с чего начать сжигать своё эго. Прочитал все книги Маккены, вроде все доступно описано: чтобы возродиться — нужно умереть, убить в себе всех ментальных и эмоциональных монстров, с целью получить недуальное сознание или стать интегрированной личностью. Только вот тяжко это сделать, думаю, тут требуется сильный пинок под зад, вынужденная необходимость. Невозможно просто прочесть книги, и сразу начать свой путь к просветлению. Даже по примерам из книг это видно.
Я вот абсолютно согласен со всеми утверждениями, которые там высказываются, только моё согласие слишком поверхностное, оно не может проникнуть в глубину сущности.
Я ни на кого не обижаюсь, по крайней мере, сознательно, понимаю, что у каждого человека есть свои причины, чтобы поступать так или иначе. Я отрицаю доброе и злое, для меня все события и явления имеют нейтральный характер. При этом присутствует крайняя степень неуверенности в себе, понимаю, что можно использовать это в качестве стартовой платформы, но не могу придумать, как это сделать. Еще пока что не могу понять, как перестать ничего не хотеть, ибо это тяжко, когда понимаешь, что все бессмысленно, отсутствуют амбиции и цели, которых хотелось бы достичь.
Здесь в статьях часто пишется об этом, как о положительном явлении, но меня временами это пожирает изнутри.
Человек должен к чему-то стремиться, чего-то достигать, но, сложно становится, когда ты не хочешь ничего достигать, существуешь в своем маленьком мирке, к которому давно уже привык. В который поместил себя, чтобы сбежать от реальности, к которой практически полностью утрачен интерес.
Как обрести это чувство, которое говорит, что надо делать? Как осознать и принять истину, когда ты чувствуешь, что утопаешь в дерьме? Как обрести интерес к жизни и другим людям?
Эти вопросы в данный момент наиболее мне интересны, но ответы еще не пришли. А чтение литературы по психологии и духовному развитию — это просто захламление себя набором символов, если не получается всем яством прочувствовать те идеи, которые там излагаются.
В последнее время все больше осознаю ложность и бессмысленность жизни, еще кажется, что внутри таится какой-то грозный демон, пытающийся блокировать стремления поиска истины и места в жизни.
Прошу прощения за этот эмоциональный опус, который, возможно, слегка отходит от темы, просто захотелось высказать тут свои мысли.
Хотелось бы увидеть на сайте статью посвященную жизненному смыслу и его поиску для конкретной личности. Как понять, что действительно тебе нужно, если ты отчетливо видишь, что тебе не нужно ничего?
Человек не «должен» стремиться… но случается так, что он просто стремится, безо всякого «должен». Точно так же как желудок никому не «должен» переваривать пищу, но делает это регулярно и с полной ответственностью. Проблема, соответственно, не в том, чтобы изменить свое функционирование, а в том, чтобы очистить голову от всяких мнений о нем. Если человек «стремится», он стремится. Если не стремится, значит не стремится. Вот и все что можно сказать. А должен/не должен — это попытка радиоприемника петь свои собственные песни.
Слово «должен» я использовал в том смысле, что все куда-то движется, и это движение должно быть. Разумеется, в идеале никто никому ничего не должен, и нет разницы на высшем уровне — быть тупым быдлом или просветленным. Возможно, большая дыра находится именно в том месте, где отсутствует желание брать ответственность за свою жизнь. Люди ведь с детства любят перекладывать ответственность или стараться её избежать. Даже для того, чтобы очистить голову от всяких мнений, требуется сперва взять ответственность за это решение, и всем яством захотеть достичь заданной цели. Не до конца понятно, что появляется первым: ответственность за намерение, которого еще нет, или намерение, которое нуждается в ответственности. В любом случае, без ответственности ничего хорошего не достичь в «прочистке ментальной канализации». Иногда бывает такое, что честность с собой присутствует, вроде и видишь определенные изъяны, может и поверхностно, на данном этапе, но, примерно уже понимаешь, какие шестеренки клинит. А вот ответственности и намерения не хватает, чтобы их поменять, или вовсе выкинуть из механизма, а может стоит выкинуть весь механизм, который представляет собой элементарную голограмму созданную страхом? Было бы интересно ударить молотком по радиоприемнику, чтобы он «заткнулся», и посмотреть, что будет. Но из чего должен быть сделан молоток, чтобы он мог разбить приемник?
Действие-это составляющая часть бытия, и в этом нет сомнений. Но и бездействие нельзя назвать таковым. Если оно добровольное, то человек лишь действует согластно новой установке. В доказательство, достаточно посидеть без движения и мыслей пару часов, и вы осознаете, что это действо труднее чем многое что вам довелось делать.
Блестяще!
хорошая статья)
Рад, что Олег вернулся в лоно реальной психологии.
И вот его статья 2009 год…
Кто Я? Где Я? Какой Я?