Закончился у нас только что очередной цикл занятий с теми, кому удалось “сдвинуть себе крышу” и увидеть звезды, и знаете, что мы выяснили? Не велика диковинка, но все-таки очень любопытно, как раз за разом подтверждается одна очень простая и наглядная штука. Если вы из тех людей, кому свойственно задумываться над всякими сложными вопросами, то вы наверняка неоднократно сталкивались с предложением «не париться»: перестать ломать голову, расслабиться и получать удовольствие. Слышали такой совет? Или, может, сами раздаете его направо и налево? А получилось ли у кого-нибудь ему последовать?
Чаще всего, хотя и не всегда, такую рекомендацию можно услышать от людей в общем-то недалеких: самоуверенных и не склонных к саморефлексии. Им кажется, что задумываться о жизни — это ненужная трата энергии, но не потому, что они провели исследование и выяснили это на своем собственном опыте, а потому, что они никогда этого не пробовали и в целом к этому плохо приспособлены. Задумывающийся человек выглядит для них поломанной игрушкой, которую надо починить, и именно это они пытаются сделать, рекомендуя ему перестать лишний раз загружаться.
И в чем-то они правы. Жизнь не особенно нуждается в том, чтобы о ней задумывались, однако вот какая заковыка. Человек, который “парится”, обычно не может отказать себе в этом удовольствии только потому, что ему посоветовали этого не делать. Во-первых, он всегда подозревает, что советчики предлагают это не от большого ума. Во-вторых, даже если он сам видит здравое зерно в этой рекомендации, то никак не может выключить тот внутренний механизм, который заставляет его все время задаваться новыми вопросами, и теперь, вместо того, чтобы перестать париться, он начинает париться о том, что надо не париться.
Так вот, единственный способ для такого человека перестать гоняться за собственным хвостом — это изловчиться и очень крепко себя за него тяпнуть. То есть, вместо того, чтобы пытаться перестать париться, надо, наоборот, запариться настолько, чтобы в какой-то момент мозги вскипели и случилось то, что зовется пробуждением — мгновенный выход за пределы всех вопросов и беспокойств, характерным следствием которого является обнаружение того, что все и всегда было в порядке и никакого беспорядка быть не может. И именно это открытие, сделанное на собственной шкуре, навсегда избавляет человека от необходимости о чем-либо когда-либо париться.
Это, конечно, не самая сердцевина того, что осознается в момент пробуждения, но это именно та штука, которую с удивлением обнаруживают и описывают все, кому удался этот маневр. Как в том анекдоте про девочку и загадывание желаний, они ошарашено переспрашивают: «Так что, можно было не париться?!» Да, можно было не париться! Все, что приобретает в практическом смысле пробудившийся человек, это знаменитые дзенские пол фута над землей: все как всегда, но гораздо легче и проще.
Жизнь не становится от этого какой-то другой. Наоборот, она впервые начинает восприниматься такой, какая она есть — как бесконечный и удивительный узор событий, в котором нет места для ошибки или чего-то неправильного — все происходит абсолютно правильно и абсолютно безошибочно. И эта тотальная правильность начинается не с момента пробуждения, а присутствовала всегда — все ВСЕГДА было, есть и будет правильно. Никаких исключений не было, нет, и быть не может.
И что же происходит дальше? Дальше человек проживает ровно ту же самую жизнь, которую жил до этого, и которую проживают все вокруг. Абсолютно та же самая жизнь, никаких отличий. Это не какая-то особая пробужденная жизнь, это не жизнь в каком-то особом более реальном мире, и это не посиделки на облаке вместе с Буддой и прочими пробужденными — это самая обычная земная жизнь, по локоть в грязи и по горло в заботах. Та самая жизнь, от которой хотелось улизнуть в высшие духовные сферы.
Но нету на свете никаких заоблачных духовных миров. Есть только ЭТА САМАЯ жизнь, которая происходит прямо сейчас, и внимательное ее проживание — это и есть высшая форма духовной практики. Чтобы стать ближе к Богу, не нужно никуда идти, потому что нет ничего другого, кроме Бога. Любые попытки что-то достичь в этом вопросе — это движение вспять, от Бога, а не по направлению к нему. Жизнь не нуждается в улучшении, есть только ее проживание. Вот и все, что обнаруживает по этому поводу пробужденный человек.
Но самый главный фокус в том, что для такого вот проживания жизни не требуется быть пробужденным! Если вдруг сложилось такое ложное впечатление, что истинное глубокое проживание жизни возможно только после пробуждения, то это совершенно не так. Прямо сейчас, прямо тут, на том месте, где вы находитесь — вы проживаете именно то, что проживаете, и это и есть самая настоящая жизнь. Никакой другой жизни нет и быть не может, и никогда вы не станете проживать ее как-то иначе, чем сейчас. И если однажды вам случится проснуться ото сна, то, оглядываясь назад, вы обнаружите именно это — прямо сейчас вы проживаете единственно возможную жизнь единственно возможным способом, и ничего другого от вас не требуется — все уже есть и все на своих местах.
Пробуждение не делает жизнь другой, оно отнимает всякие надежды и иллюзии о том, что что-то в жизни может измениться или нуждается в изменениях. Это не приобретение новой жизни, а лишение возможности убежать от той единственной, что уже есть. Нет никакого царствия небесного — оно вот оно, прямо вокруг вас. Нет никакой “нирваны” — она прямо тут, прямо сейчас. Нет никакой сказочной пробужденной жизни, есть только ЭТА жизнь — та самая, которая проживается день за днем и заполняет собой мгновение между прошлым и будущим.
С вами и вашей жизнью уже все в порядке. Все всегда было и всегда будет в порядке. Бояться абсолютно нечего. Ошибиться и проиграть невозможно. И если вы все-таки можете последовать рекомендации не париться, то действительно есть смысл ей последовать — париться не о чем, все уже ок.
А пробуждение, если мысли о нем вас не отпускают, — оно не для тех, кто может не париться по своей природе, оно для тех, кто не может не париться. Но суть его не в том, чтобы что-то изменить или переместиться из ущербной точки, А в правильную точку Б, а в том, чтобы обнаружить, что ничто не нуждается в изменениях и что перемещаться некуда — все и так уже на своем месте. Просто откройте глаза пошире, отбросьте всякое отрицание и посмотрите на мир вокруг непредвзято. Все, что вы обнаружите, — это Дао, бесконечный узор бытия заполняющий все ваше восприятие. Ничего другого нет и быть не может — все То, все Оно самое.
А если осознать этого пока не получается, начните с более простого: попробуйте-ка доказать, что что-то прямо сейчас идет не так, что что-то в вашей жизни не на своем месте. Смотрите, только зубы себе не обломайте…
P. S. Можно, да!
Спасибо за статью!
Анекдот
Холмс, о чём вам говорят эти звёзды?
О том что что у нас украли палатку Ватсон.
В этот же день пришел старик с сухарями. И вот подвижник, молчавший двадцать лет, заговорил. Он попросил принести ему немножко керосину. Услышав речь великого молчальника, крестьянин опешил. Однако, стыдясь почему-то и пряча бутылочку, он принес керосин. Как только старик ушел, отшельник дрожащей рукой смазал все швы и пазы гроба. Впервые за три дня Евпл заснул спокойно. Его ничто не потревожило. Смазывал он керосином гроб и в следующие дни. Но через два месяца понял, что керосином вывести клопов нельзя. По ночам он быстро переворачивался и громко молился, но молитвы помогали еще меньше керосина. Прошло полгода в невыразимых мучениях, прежде чем отшельник обратился к старику снова. Вторая просьба еще больше поразила старика. Схимник просил привезти ему из города порошок «Арагац» против клопов. Но и «Арагац» не помог. Клопы размножались необыкновенно быстро и кусали немилосердно. Могучее здоровье схимника, которое не могло сломить двадцатипятилетнее постничество, – заметно ухудшалось. Началась темная отчаянная жизнь. Гроб стал казаться схимнику Евплу омерзительным и неудобным. Ночью, по совету крестьянина, он лучиною жег клопов. Клопы умирали, но не сдавались.
Было испробовано последнее средство – продукты бр. Глик – розовая жидкость с запахом отравленного персика под названием «Клопин». Но и это не помогло. Положение ухудшалось. Через два года от начала великой борьбы отшельник случайно заметил, что совершенно перестал думать о смысле жизни, потому что круглые сутки занимался травлей клопов.
Тогда он понял, что ошибся. Жизнь так же, как и двадцать пять лет тому назад, была темна и загадочна. Уйти от мирской тревоги не удалось. Жить телом на земле, а душою на небесах оказалось невозможным.
Так прошло двадцать лет. Евпл считал свою жизнь мудрой, правильной и единственно верной. Жить ему стало необыкновенно легко, и мысли его были хрустальными. Он постиг жизнь и понял, что иначе жить нельзя.
Однажды он с удивлением заметил, что на том месте, где он в продолжение двадцати лет привык находить сухари, ничего не было. Он не ел четыре дня. На пятый день пришел неизвестный ему старик в лаптях и сказал, что мужики сожгли помещика, а монахов выселили большевики и устроили в обители совхоз. Оставив сухари, старик, плача, ушел. Схимник не понял старика. Светлый и тихий, он лежал в гробу и радовался познанию жизни. Старик-крестьянин продолжал носить сухари.
Так прошло еще несколько никем не потревоженных лет. Однажды только дверь землянки растворилась, и несколько человек, согнувшись, вошли в нее. Они подошли к гробу и принялись молча рассматривать старца. Это были рослые люди в сапогах со шпорами, в огромных галифе и с маузерами в деревянных полированных ящиках. Старец лежал в гробу, вытянув руки, и смотрел на пришельцев лучезарным взглядом. Длинная и легкая серая борода закрывала половину гроба. Незнакомцы зазвенели шпорами, пожали плечами и удалились, бережно прикрыв за собою дверь.
Время шло. Жизнь раскрылась перед схимником во всей своей полноте и сладости. В ночь, наступившую за тем днем, когда схимник окончательно понял, что все в его познании светло, он неожиданно проснулся. Это его удивило. Он никогда не просыпался ночью. Размышляя о том, что его разбудило, он снова заснул и сейчас же опять проснулся, чувствуя сильное жжение в спине. Постигая причину этого жжения, он старался заснуть, но не мог. Что-то мешало ему. Он не спал до утра. В следующую ночь его снова кто-то разбудил. Он проворочался до утра, тихо стеная и, незаметно для самого себя, почесывая руки. Днем, поднявшись, он случайно заглянул в гроб. Тогда он понял все. По углам его мрачной постели быстро По углам его мрачной постели быстро перебегали вишневого цвета клопы.
“чтобы обнаружить, что ничто не нуждается в изменениях”
Но вот взять к примеру алкоголизм, если совсем все плохо, глюки по всюду, постоянно какие-то жуткие ситуации у человека, с точки зрения бытия все идет как надо, логично что если ты алкоголик то у тебя все хреново и совсем не ок. Но почему эта ситуация не нуждается в изменениях?
Т.е. признавая бессилие перед жизнью это и есть перемена.
Дык нет никого, кто мог бы что-то менять или не менять. А раз так, всё идет так, как идет. Все находится на своих местах, и мысль, что что-то требует изменений, тоже возникает ни у кого и является автоматическим проявлением безличного механизма бытия. Так же, как и этот комментарий и “ваша” реакция на него.
А вы это из опыта пишите или просто теоретизируете?
Все, что можно написать словами – это теоретизирование. Скажу лишь,что это “мое” “теоретизирование” следует за проведенным “мной” исследованием и отталкивается от того, что было в результате этого исследования “получено”. Со всей критичностью к этим результату.
Тогда из всего следует что выбора вообще нет. Но ведь сам Юнг говорил что есть варианты.
Кто бы что ни говорил, этому можно только поверить или не поверить. Или оставить в подвешенном состоянии. Шанс узнать, как оно на самом деле, появляется, только когда начинаешь самостоятельно разбираться во всем.
кстати была статья на эту тему, что все что делается то совершенно, и если алкоголик решает не быть алкоголиком, и делает изменения то это тоже совершенно, как и не делать…
я кстати тоже алкоголик, и алоголиками становятся алкоголиками, потому что не могут принять то что есть и бегут побыстрее потому что не могут..
насчет выбора это действительно интересно, потому что наличие его как будто выдается..его нет пока его нет, на этом основанна теория Рам цзы адвайта, мол какой смысл на себя брать ответственность за всё что вокруг, и вот так алкоголик становится алкоголиком – мама бросила? значит я плохой, тоесть ее поступок на себя и алко как следствие и тп и тд…
Нет, ну что значить “с вашей жизнью всегда все было правильно”-приблизительно понятно,ибо “а судьи хто?”…
Но собственно ,что значить “ошибиться и проиграть невозможно”? Проиграть в чем или что…? Речь о “вечной душе”? Да и потом,а может быть энта самая “высшая форма духовной практики “по локоть в грязи и по локоть в заботах” – является “проигрышем” сама по себе? Тем более ежели это не жизнь менеджера по продажам, удрух озаботившегося ея смыслом,а жизнь крепостного,чью семью пустили на распродажу или ребенка больного неизлечимой болезнью.Проблема то как раз в том,что жизнь постоянно нуждается в улучшении. С помощью “пробуждения”,новых знаний или повышения зарплаты.А все остальное-это и есть “витание в облаках”.
Данила,
Можно ждать инопланетян, вооружившись всеми школьными и иными знаниями). Этим, думаю, и занимается подавляющее большинство населения планеты Земля – ждут, что кто то придет и все решит.
Есть шанс дождаться)
Но здесь диалог больше о том как выбираться самим))
Да нет, я не имел в виду ждать – я имел в виду в перспективе однажды с ними встретиться (ясное дело – после человеческой жизни). Или стать инопланетянами – может, мы и есть – они.
Моя главная мысль была, что просветление, жить здесь и сейчас – это еще далеко не все, что есть вообще.
“Здесь и сейчас” – концепция, картинка у тебя в голове в виде твоего собственного внутреннего представления о том, что же на самом деле такое “здесь и сейчас”, это не более реально, чем твое желание дождаться пришельцев. Рассуждаете так, как-будто это на самом деле важно. Пофлудили, и хватит.
Да ну не скажите! А как же другие миры? Вы думаете, наша крохотная планета одна во Вселенной?
Можно сидеть и на облаке, и на других планетах жить. Да даже – придется. И Бог – он и здесь, и очень далеко. Основная его часть очень далеко.
У вас самоуверенность. Так ребенок только рассуждает: что типа все, что происходит – правильно. Оно-то правильно, но на каком уровне оно правильно?
На самом каком-то примитивном, что типа Земля – не круглая, а картинка, которую я вижу – это все, что есть. А все, чему нас учили в школе – типа бурда полная.
Не-а. Готовьтесь ко встрече с инопланетянами :)
Это для Вас они инопланетяне
Дао, выраженное словами не есть истинное Дао).
Состояние “не особо париться” как то пришло. Понимание что все правильно тоже. Собственно даже не правильно, а единственно как возможно – так и есть. Пришло самостоятельными многолетними усилиями и работой надо собой. При этом, с того момента как наткнулся на него – регулярно читая сайт Олега, и часто поражаясь иногда тому насколько я согласен с написанным.
Не могу при этом сказать, что совсем-совсем не парюсь никогда или что вот вижу или всегда чувствую этот фут. или что даже он есть.
Не претендуя сам на просветленность никоим образом, высказал бы сомнение, что она достигнута заявляющими здесь об этом.
Просто мнение.
Обосновывая чуть. Знаю восточные практики в том числе на собственной шкуре. Там есть очень практические способы достижения просветления. Расписанные по дням. длятся лет 9. Плюс-минус. Так вот, то о чем мы здесь говорим – это лишь часть достигаемого там. На высочайшем уровне, там достигаются состояния выхода за пределы тела и единения с сущим. Я говорю про практический аспект, а не переселение в ворона а-ля Кастанеда).
Я понимаю, что кто-то скажет, что он уже объединился с сущим), но я позволю предположить, что это одна из первых ступенек ведущих туда).
Я к чему – помимо фута где-то там), не забывайте “достигнув вершины, продолжать восхождение”.
Ну а все-таки! Если как Вы писали до этого, на душе кошки скребут и внутреннее чутьё даёт понять,что что-то идёт не так.. То я не смогу успокоиться от того, что буду успокаивать себя тем,что с жизнью всё в порядке и мне не требуется никаких улучшений. Но в душе возглас: ты что идиот,как тут в порядке,когда здесь полный раздрай?! Возможно я не совсем о том, о чем эта статья. Но я полностью согласен в том,что в самой по себе жизни все всегда было на своих местах и только мы навешали на неприятные нам вещи свои ярлыки. Я не про жизнь в общем, а про своё внутреннее состояние,что есть вот это противостояние что в жизни все на своем месте и в то же время идет внутри протест,что мне надо улучшить себя и свою жизнь… :think:
В контексте этой статьи можно сказать, что с вашим этим протестом тоже все в порядке. Попробуйте посмотреть шире – все в порядке со всем, даже с чувством, что что-то не в порядке.
Делай неделая
Нет, что-то все-таки происходит в момент сдвига, какой-то особый инсайт, после которого видится, что никаких врат не было. До сдвига, по эту сторону зеркала, врата определённо есть, через которые необходимо пройти, чтобы просветлеть. Необходимо и достаточное условие, так сказать. А потом уже видно, что все в порядке было всегда. А до врат, если кто-то предложит «отказаться от авторства», посмотреть что автора нет, что всё – просто мысли, – Да вы что сдурели! Вот же автор, который знает, что надо менять и как это менять, и меняет по своему собственному произволу (ну или по стимулу-реакции, но что это меняет в сущности? – Ничего). Осознание, что он – просто мысль, ничего не дает, хорошее наблюдение, не более того, никак не меняющее привычные паттерны и уверенность в авторстве.
А вообще конечно, корень проблемы лежит в неприятии того, что есть. Как пишет Толле, «не принимать то, что есть, – это безумие, потому что оно всё равно есть», независимо от того, сопротивляемся мы этому или нет. Перекликается со статьей о позитивном мышлении, где разделяются усилия реалиста (т. е. посильные действия по изменению того, что есть) и иллюзорные надежды позитивно мыслящего на прекрасное будущее.
просто великолепно! вот только если человек испытывает постоянные негативные эмоции, постоянное недовольство жизнью, собой и происходящим. Ничего не делает что-бы это изменить (думая о том, что это «судьба» и все идет «правильно», «Иисус страдал и нам велел») то он так и будет страдать. Болеть и не лечиться к примеру. Ведь все же «уже в порядке», все «идет так»
это как уговаравивать себя: «нет у меня не болит голова, нет не болит «Только голова от этого болеть не перестанет
Просто великолепно! Но вы ничего не поняли… и, судя по всему, не особенно пытались.
Интересный и сложный, на первый взляд вопрос. Когда болит голова, лечить ее или нет? Ведь все в порядке. Но если взглянуть на любое действие с той же “все-в-порядке” перспективы, то с любым выбранным вами действием, как и с самим выбором тоже “все-в-порядке”. Вот и получается, все равно, лечить или нет. Вы же не сидите и не думаете о том, “зачем идти в туалет, если все в порядке?”, вы молча встаете и идете, потому что есть сигнал от организма, то же самое и с головной болью, и с любыми другими страданиями или переживаниями. Любой сценарий решения или игнора правильный.
От организма, как окружающей среды куча таких сигналов, ежедневно. Внимательность, это и есть тот самый тренируемый навык, чтобы их замечать, большинство из них. Могу вам пока посоветовать глубоко не копать в сторону тотального пофигизма, он недоступен тем, кто считает, что у него есть проблемы. Можно усилием воли делить на ноль любую проблему, но все равно найдется та, которая вызовет критическую ошибку при делении, и проигнорировать эту ошибку уже никакого усилия воли не хватит. Поэтому, тотальный пофигизм со всеми “не-париться” это удел тех, у кого суммарная масса затрачиваемых усилий за всю оставшуюся жизнь на это “все-в-порядке” равна нулю. Ноль на ноль делится легко.
Вы же не сидите и не думаете о том, «зачем идти в туалет, если все в порядке?», вы молча встаете и идете, потому что есть сигнал от организма
Неа! Я не иду молча в туалет, я иду туда потому, что в моем социокультурном окружении принято пИсать в специально отведенном месте со специальным поддоном, называющимся унитазом, дабы не создавать запаха и/или не размножать бактерии, находящиеся в моем мочевом пузыре. Вы не были на Ближнем Востоке, где с*ут в общественных местах, на глазах у других. У них НЕТ мысли: идти ли в туалет? Где закрутило в животе – практически там же и присел. Так что метафора – пфффф, отстой.
Как это не перестанет? Начинающий, еще не просветленный мазохист, которого долго мучали и пытали… вдруг понимает, что боль – это и есть смак жизни. А те, кто не понимают этого – просто не просвет(л)ились. В его сознании всё сходится: боль – это кайф, кайф – это боль, боль – это жизнь, и всё на своих местах, и всегда было на своих местах, и это воля божья, или воля вселенская, или какая-то еще недифференцированная бого-боль-сущность, с которой я един и всегда был единодушен. Боли всегда и везде полно, как кислорода. За боль не нужно платить, ее причиняют бесплатно. Боли может быть много, и еще больше, и еще больше. Ну и дальше как в анекдоте: “И за что мне, простому мазохисту, такое счастье?”
И нужно создат сайт, чтобы объяснить это другим немазохистам (непросветленным): боль – это кайф, боль – это всё, и свамиужевсевпорядке, стоило лишь пройти непроходимые врата. И ведь логически все сходится – вау!
И вот еще что забыл. Смотрите внимательно, наблюдайте внимательно: у “просветленных” фсевпорядке с принятием АБСТРАКТНОГО всего и вся. А на деле лишь того, что не касается именно их, ну там война в Сирии, или кризис в Венесуэле, или народные республики в Украине. Это характерная и обязательная черта (не только для Олега). Если “просветленному”, не дай бог, очень захочется есть в вашем присутствии, или пить, или спать, или совокупляться – прячьтесь в темный угол. Потому что во имя удовлетворения своей страсти вас не пощадят. И это, в их понимании, норма и гуд: ну типа природа берет свое, а кто мы такие ей противостоять? Это обязательный маркер. Они его не видят и даже прославляют, потому сообщение, скорее всего, не удалят и оставят как “премер щилавечьей глупости” ;)