Психология, какой мы ее сегодня знаем, относительно молодая область знания. И хотя знатоки человеческой души находились во все времена, целенаправленное врачевание душевных недугов появилось лишь чуть более 100 лет назад.
Психиатрия, как самостоятельная медицинская дисциплина, возникла раньше, но она никогда не занималась, собственно, психикой — предметом ее интереса были заболевания тела, отражающиеся на состоянии души. С тех пор, психиатрия так и осталась неудачной и неудавшейся попыткой выстроить единую систему диагностики и лечения душевных заболеваний через физиологическое воздействие.
По мотивам вопроса Ingolmo (Монологи с дивана).
Зигмунд Фрейд очень хотел возвести психологию в ранг науки, но все чего ему удалось добиться, это сделать наукообразную религию из психоанализа. Он замечательным образом описал многие проявления и свойства человеческой души, но его попытки создать единую психологическую теорию ни к чему не привели. Фрейд смог выстроить лишь подробную модель своего собственного сексуального невроза.
Вслед за ним, психоаналитический отщепенец Альфред Адлер в той же попытке объяснить все проявления человеческой души в рамках единой модели, создал свою теорию, в которой тоже описал свой собственный невроз. Все, в чем Фрейд видел неудовлетворенную сексуальность, Адлер объяснял с позиции борьбы за власть и преодоления чувства неполноценности, полагая их основными движущими силами души.
Затем был Карл Густав Юнг, который, в конце концов, погрузился в ту область, что во все века принадлежала мистикам. Его учение соотносится со всеми прочими психологическими теориями примерно так же, как квантовая механика относится к ньютоновской физике. Аналитическая психология включает объяснение всему тому, о чем говорили Фрейд и Адлер, но и она остается ничем не доказуемой теорией одного человека.
Ничего более значительного в области общей психологической теории с тех пор придумано не было. Появилось много школ меньшего масштаба и ориентированных больше на теорию невроза и теорию психотерапии. Но и здесь не существует единой общепризнанной концепции. Каждый видный психолог лечит пациентов, как Бог на душу положит, заново создавая свой собственный метод.
В общем, если и считать психологию наукой, то наука из нее никудышная.
[[Продолжение — две стороны психологии]]
Бессилие теоретической психологии
В психологической отрасли можно выделить три пересекающиеся сферы — теория личности, теория психотерапии и практика психотерапии. И во всех трех мы увидим разброд и шатания. Никто в действительности не знает, как устроена психика даже самого простого и незамысловатого человека. Никто не знает, каким образом возникает душевный недуг и как происходит его излечение. Все что есть — это несколько рабочих гипотез, которые ничем не подтверждены, но худо-бедно описывают и предсказывают поведение человека в различных условиях.
В мире обычной науки гипотеза существует ровно до первого своего опровержения, в психологии каждый живой человек — это опровержение. И все-таки, за неимением лучшего, психология по сей день продолжает опираться на те понятия, которые были введены еще во времена Фрейда.
Напомню, кстати, что Фрейд пришел к своей теории, изучая случай истерии — психического заболевания с выраженными психосоматическими проявлениями. В те времена никого не интересовало качество душевной жизни и личное счастье пациента. Психоанализ возник, как способ лечения заболеваний, с которым прежде боролись исключительно медикаментозно. То есть, речь шла о новой форме медицины.
Это главное открытие психологии — не оказывая прямого физического воздействия, можно, тем не менее, значительно повлиять на функционирование всего организма и полностью изменить его состояние. Врачевание души во времена своего становления казалось чем-то вроде магии, когда психиатр «просто разговаривая» с пациентом мог вылечить его недуг.
Психологическая наука — это миф. В квантовой физике есть постулат, что наблюдатель неизбежно оказывает влияние на исследуемый процесс. То же самое происходит и с психологией. Душа подобна горизонту, который всегда остается недостижим. Кто бы ни брался ее понять, он всегда видит и описывает лишь себя самого. Любая психологическая теория выражает личность своего создателя и совершенно лишена объективности.
Теория психотерапии находится в той же ловушке. Фрейду взбрело в голову, что все основные проблемы возникают от подавления сексуальности. Он нашел кое-какие подтверждения этой гипотезе, поверил в нее и провозгласил истиной. Адлеру показалось, что все дело в комплексе неполноценности стремлении к превосходству, а Юнг увидел то, что преследовало его с самого детства — темный лес души, населенный древними магическими существами.
Но ни в том, ни в другом ни в третьем нет истины, все это — лишь впечатления. Не существует никакого подсознания, нет Супер-Эго, нет архетипов и нет комплексов. Все это только слова, которые имеют смысл лишь в рамках исходной гипотезы. И даже привычное нам «Я» — это только слово, не имеющее никакой самостоятельной сущности. Попробуйте ткнуть в него пальцем и вы в этом убедитесь.
Человек целостен. Его нельзя раздробить на личности и суб-личности. Более того, деление на тело и психику — это тоже совершеннейшая условность. Ученые придумывают подобные схемы и модели для своего удобства, но их утилитарное происхождение очень быстро забывается, и условность становится определенностью.
Мы говорим: «кисть», «предплечье», «плечо» — но нам не приходит в голову считать их отдельными друг от друга — в уме мы всегда держим «руку». Нам совершенно не важно, как она устроена, из каких костей, мышц и сухожилий состоит — нам просто нужно, чтобы она работала. Психологам, зачастую, не хватает такой целостности восприятия.
Получается, что в психологической науке говорить не о чем. Мир души — это страна зазеркалья, где нет никакой определенности и однозначности. А потому не может существовать никакой систематизированной дисциплины. Все, что доступно исследователю — это внешние эффекты. Ветра не видно — слышен лишь шелест листьев. А можно ли создать науку о погоде, слушая шум ветра за окном и стук дождя по подоконнику?
Сила практической психологии
И все-таки, и все-таки, при всей теоретической безосновательности, в психологии сосредоточена огромная практическая ценность. Для современного западного человека психология — это шанс вновь обрести утраченный внутренний покой. Ведь все, что для этого нужно — обратить взгляд вовнутрь и попытаться себя понять. А психология ясно напоминает об этой возможности, и предлагает все необходимые для этого инструменты.
Раньше эту задачу выполняла религия. Исповедь со священником — чем не психологическая консультация? Но поскольку религия все больше вырождается, превращаясь в ритуализированный социально-государственный институт, она уже не может по-настоящему наставить свою паству на путь истинный.
В свое время, я встречался и беседовал с одним местным священником. Бывший врач, образованный, молодой. У него свой небольшой приход и он сам проводит исповеди.
Вы видели, как проходят исповеди в наших церквях? Это похоже на очередь к врачу за прививкой. Прихожане выстраиваются в колонну и один за другим подходят к священнику. Тот задает дежурный вопрос «Ну что, есть в чем покаяться?», выслушивает такой же дежурный отчет о совершенных правонарушениях прегрешениях. Затем слегка журит грешника, крестит его, произносит какое-то церковное заклинание и все — греха больше нет, человек прощен. И прощен не священником, но Богом.
Абсурд. Спектакль, возведенный в ранг священнодействия. Очищение от греха подменяется ритуальным снятием с «пациента» всякой ответственности. Внутренний конфликт, породивший страдания и являющийся истинной сущностью любого греха, так и остается незатронутым.
Так вот, о местном священнике. Исповедь у него выглядит несколько иначе. И если чуть сменить декорации, то она будет очень похожа на работу психолога. С каждым человеком он беседует отдельно, в специальной комнате. Просто так разговаривает, простым современным русским языком, без лишних ссылок на Божьи заповеди. Заставляя людей говорить, он выводит на поверхность их внутренние конфликты и помогает им сделать первый шаг для их разрешения. Вот это исповедь!
Но таких священников единицы, и основную работу по очищению души сегодня берут на себя психологи. И хотя на то нет однозначных теоретических оснований, практика показывает, что психотерапия работает.
За сотню лет придумано множество техник для работы с психологическими проблемами. Они исходят из разных теорий личности и используют различные способы воздействия на психику, но, в умелых руках, все они приводят к одному и тому же результату — снимают заряд с основных внутренних напряжений.
Сущность всякой психотерапии, по большому счету, сводится к тому, чтобы привести пациента к осознанному, честному и трезвому взгляду на себя самого и свою жизнь. В психологии нет никаких установок на тему того, как правильно жить, что такое «хорошо» или что такое «плохо». Только сам пациент может сказать, что хорошо и правильно лично для него. А забота и ответственность психолога в том, чтобы бросить луч света на темное царство души и помочь пациенту различить силуэты его личных демонов и противоречий.
Психология учит человека исследовать свою душу, а не воспринимать все происходящее внутри, как неизбежную и необратимую данность, и одного этого уже достаточно, чтобы оправдать ее существование. Пусть это не наука и не медицина, пусть нет никаких гарантий, пусть результат терапии или самоисследования невозможно предсказать, но та трансформация сознания, которую она может принести, действительно очень важна.
Если человек научится не обманывать себя, то все остальное будет уже не важно. Не имеет значения, какие выборы совершает человек, важно, понимает ли он, чего хочет, и зачем делает то, что делает. Ведь именно незнание своей внутренней природы создает внутренние конфликты и превращает жизнь в перепутанный клубок проблем. И вот здесь психология с ее практическими и практичными техниками самопознания раскрывается во всей красе.
Более того, психология дает возможность современному человеку достичь тех состояний, которые ранее были доступны только монахам и отшельникам. Чуть расширяя формулировку Энрайта, психология — это западный путь к просветлению. Не всякий психолог это понимает, но это не умаляет сути. Микроскопом можно забивать гвозди и психологию можно использовать для оттачивания невротических моделей поведения. А можно заглянуть себе вовнутрь и увидеть там звезды…
Психология — это сила!