Представьте, что вы объясняете другому человеку как построить дом — простую летнюю избушку, без выкрутасов. И вот вы рассказываете, что надо сделать фундамент, собрать каркас, сделать кровлю, обшить чем-нибудь, расставить окна и двери — вот дом и готов. И человек кивает, всем видом показывая, что ему вполне понятен каждый этап. Все отлично… а потом между делом он переспрашивает: «Спасибо, в целом мне все понятно, но я вот не уловил — а что такое доски, гвозди и молоток?»
Вот примерно такая же ерунда постоянно случается и в психологической работе. Приходит человек и жалуется на какие-нибудь довольно банальные проблемы в отношениях — скажем, конфликт в духе «я-то думал, а ты, оказывается…» Начинаем разбираться: ожидания, представления, желания, личные границы, как возникает конфликт, как он разрешается. Доходим до того, что конкретно нужно сделать, и внезапно спотыкаемся на ровном месте. Выясняется, что человек не может отличить мысли от чувств, желания от рациональных конструкций, а при слове «ответственность» округляет глаза, как школьник, которого просят в двух словах объяснить философию Платона.
Задаешь вопрос: «Что ты чувствуешь в этой ситуации?» — а человек вообще не понимает, чего от него хотят — ничего не чувствует, не может отделить чувства от мыслей и ощущений или не может подобрать подходящие слова. Спрашиваешь: «А что ты по этому поводу думаешь?» — а человек вместо размышлений вываливает бессвязный лишенный всякой логики поток сознания. Интересуешься: «Чего же ты хочешь в этой ситуации?» — и опять мимо. «А что для тебя важно в отношениях?» — и здесь впустую.
Вот и приплыли — шутёвая проблема, на разрешение которой в обычном случае хватило бы и одной консультации, превращается в непреодолимую пропасть из-за того, что человеку не достает базовых навыков самоисследования и элементарной психологической культуры. И ладно, если бы это происходило в кабинете детского психолога, но это случается сплошь и рядом при работе со взрослыми людьми, у которых уже давно есть свои дети, а то даже и внуки. И даже психологи начинающие порой путаются здесь в показаниях.
Отсюда вот и возникла светлая идея решить проблему раз и навсегда — подготовить такую программу занятий, пройдя которую homo bestolkovus превратится в homo pacientus — в идеального клиента, с которым приятно и интересно работать. Таковые, конечно, встречаются и в дикой природе, но в том-то и фокус, что психолог им требуется гораздо реже — гораздо чаще приходится иметь дело именно с бестолковусами. И тут уж, как подсказывает старинная народная мудрость, лучше день потерять.
Эмоциональное развитие
Самая первая и самая важная контрольная точка: общее понимание природы эмоциональных переживаний, способность различать оттенки своих чувств, умение их выражать и контролировать, навык эмпатии и эмоционального контакта. Иногда это все называют «эмоциональным интеллектом», но понимать его тогда нужно в более глубоком смысле, не ограничиваясь одними только социальными навыками.
Общая боль для всех практикующих психологов — низкий уровень осознанности в сфере эмоций и неумение выразить свои переживания в словах. Причем это никак не связано с общим уровнем эмоциональности: наличие эмоций и осознанность в эмоциональной сфере — это не одно и то же! Экспрессивный истеричный человек, из которого эмоции так и прут, может быть так же глух к своим переживаниям, как и человек крайне сдержанный и эмоционально сухой.
А между тем, если говорить о природе психологических проблем, их корень ВСЕГДА находится в эмоциональной сфере. И без умения рассмотреть и понять свои переживания ни о каком прогрессе в решении этих проблем не может быть и речи. Вся психологическая работа — это работа с эмоциями… даже если мы подступаемся к ним через голову или через тело.
Ну и, конечно же, эмоциональная грамотность — это основа всех человеческих отношений (в том числе и отношений с собой). От умения ориентироваться в своих переживаниях напрямую зависит качество жизни — тут вам и умение справляться с эмоциями, умение ими наслаждаться, умение понимать себя и других людей, умение жить, в конце-концов. Жизнь — штука иррациональная и переживательная, без эмоций — это просто скучный и бессмысленный театр абсурда.
Курс «Эмоциональное развитие»
Развитие мышления
Способность мыслить — более позднее наше эволюционное приобретение. В честной драке один на один эмоции победят, но на длинном отрезке времени качество жизни зависит от интеллекта ничуть не меньше, чем от эмоций. Умение видеть взаимосвязи, прослеживать причины и следствия, делать выводы и принимать решения, формировать адекватные представления о жизни, обнаруживать и устранять заблуждения — без этих навыков в жизни далеко не уедешь.
Психологическая работа тоже напрямую связана с мышлением, даже если мы работаем через переживание или тело. Вызвать инсайт можно и без опоры на когнитивный уровень, но осмысление и интеграция осознания все равно требуют подключения интеллекта и умения ясно мыслить. В противном случае, терапевтический процесс скатывается в поток ярких бессвязных переживаний, которые вроде бы очень ценны, но почему-то не приносят реальной трансформации.
Психологам здесь тоже приходится постоянно чертыхаться. Если человек не может удерживать внимание на одной мысли и все время скачет с кочки на кочку, если он не видит элементарных логических ошибок в своих суждениях, если его голова полна запутанных противоречивых убеждений — какой тут может быть серьезный разговор? Учиться связно думать человек должен задолго до своего похода к психологу. Не психологи вообще должны заниматься развитием интеллекта… но вот, зачастую, приходится.
Курс «Развитие мышления»
Потребности, желания, ценности
Следующий пласт психического фундамента, от которого зависит успех психологической работы и всей жизни в целом — это осознанность в сфере своих мотивов, желаний и ценностей. Понимание своих внутренних импульсов, потребностей, устремлений, умение расставить приоритеты, сформировать свою собственную систему нравственных координат — без этого человек остается ребенком, нуждающимся в указаниях, как ему жить и что делать.
И при всей психологичности данной темы, это тоже пока не про психотерапию. Мотивы, приоритеты и координаты — это все психология развития, и налаживание этого уровня психических процессов должно бы происходить до всякой психотерапии. Более того, если бы этот этап становления психики был пройден успешно, возможно, психотерапия бы и не потребовалась. Многие психологические проблемы, с которыми приходится разбираться психологам — это именно проблемы развития… точнее, его отсутствия.
Человек должен стать капитаном своего корабля — от этого напрямую зависит, что будет происходить с его жизнью. Будет ли он понимать зачем и куда живет. Будет ли он планомерно двигаться к своим мечтам и целям. Будут ли они его собственными и сделают ли они его счастливым. Будет ли в его жизни вкус, наполнение и смысл. Будет ли это жизнь ЧЕЛОВЕКА или бессознательное и бессмысленное существование муравья, не понимающего, что вокруг происходит. До своего штурвала нужно дорасти, и путь этот начинается с вопросов: что мною движет? чего я хочу? и что для меня важно?
Курс «Потребности, желания, ценности»
* * *
Вот по этой программе (но не ограничиваясь и не останавливаясь на ней) и выстроена наша Школа психологии — эмоции, мышление, мотивы, ценности и далее к более сложным и глубоким вопросам. На подготовку базового уровня мы всей командой «потеряли» где-то примерно год. Казалось бы осталось только «долететь» — выложить все это богатство в открытый доступ и больше никогда уже не тратить время на объяснение азов психологической грамотности. Но не тут-то было…
Хоть все курсы и доступны абсолютно бесплатно, не так уж много людей готовы потратить полгода своей жизни на то, чтобы пройти их по-хорошему от и до. При всей простоте заявленных тем, материал получился глубокий и объемный, и усвоить его самостоятельно не так-то просто. Ах, если бы, как в Матрице, можно было воткнуть себе штекер прямо в мозг и загрузить всю нужную информацию!
Можете, конечно, попробовать пройти программу самостоятельно, но статистика на сегодняшний день весьма показательная — один к десяти примерно. Пятьсот человек зарегистрированы на первом этапе базового уровня, а на последнем — только пятьдесят. Да и то, большая часть из тех, кто дошел до самого конца, работали в платных психологических группах.
Зато опыт занятий под руководством ведущих показал, что мы с этой программой даже слегка перестарались. Базовый уровень заканчивается курсом «Алгоритм решения проблем», где разбирается простая техника работы с любыми психологическими проблемами. Так вот, после него некоторые участники сами подались играть в психологов, причем весьма успешно. Хотели клиентов себе подготовить, а вышло, что подготовили конкурентов. Ну, да и ладно — пусть и это тоже будет нашим вкладом в общую психологическую культуру, от повышения которой в конечном счете выиграют все.
К тому же сейчас это очень в тему — подготовка психологов, за которую давно уже пора взяться по-хорошему, с этого и начинается. С изучения самых азов психологии, внимательного исследования своей собственной психики, развития базовых навыков необходимых в психологической работе и изучения самых простых, для начала, способов борьбы со своими завихрениями.
И, кстати, к вопросу о «сущностном» подходе… для того, чтобы стать хорошим эффективным психологом, нужно глубоко понимать устройство психики. Зубрежки чужих теорий здесь категорически недостаточно — знать и понимать природу человеческой души нужно гораздо глубже, на своем собственном непосредственном опыте. А лучший, если не единственный, способ это сделать и единственная душа, в которую мы можем по-настоящему заглянуть — наша собственная.
Именно из этой точки начинается процесс становления и для обычного человека, желающего прожить свою жизнь с умом и осознанно, и для будущего психолога, желающего не просто пользоваться чужими техниками, а действительно понимать струны человеческой души и уметь играть на них свои мелодии.
Интересно вам такое путешествие? Хотите последовательно и системно подойти к изучению своей души и человеческой психологии в целом?