Обратилось тут ко мне одно издание с интервью по теме позитивного мышления. Ссылку на итоговую публикацию давать смысла нет, поскольку там в дело пошли лишь отдельные реплики. Поэтому выкладываю полный текст в том виде, в котором он был передан издательству.
Некоторые соображения повторяются, да и вопросы не такие уж чтобы очень оригинальные, но уж какие есть, не обессудьте.
- Что такое позитивное мышление — когда возникло это понятие, где, с чем связано его появление и такое повсеместное сегодня распространение?
Не силен в истории популярной психологии, но на этот вопрос можно было бы ответить с другой точки зрения. Позитивное мышление — это еще одно проявление старой доброй человеческой веры в то, что проблемы могут быть решены магическим путем. Такой тип мышления был особенно характер для первобытного примитивного человека и служил ответом на многочисленные пробелы в понимании себя и окружающего мира. Все непонятное для нашего рассудка автоматически заполняется магией. Можно сказать, это такая защитная реакция — заполнять пустоту хоть каким-нибудь объяснением. И то же самое происходит с ребенком: когда он еще не понимает всего вокруг, он тоже находит “тихую гавань” в магическом мышлении, объясняющем все непонятное наличием каких-то третьих сил — волшебных или мистических.
В дальнейшем, с развитием сознания и общего здравомыслия эта тенденция выдумывать и опираться на всякие магические законы и сущности ослабевает — человеку больше не требуются искусственные объяснения и оправдания тому, что с ним происходит. Что-то ему понятно, что-то нет, и если он не боится больше своего непонимания и не ищет способа снять с себя ответственность за свою жизнь, то ему больше не нужна никакая магия.
И из всего этого можно сделать вывод, что вера в силу позитивного мышления свойственна человеку, застрявшему в развитии, человеку, испытывающему страх перед жизнью, и использующему магическое мышление для того, чтобы прятать голову в песок. И повсеместное распространение этой идеи — это дурной знак того, что очень и очень многие люди так на всю жизнь и остаются на примитивной, детской стадии развития сознания. Вера в позитивное мышление мало чем отличается от веры в сглазы и порчу, но звучит красивее и психологичнее — как будто это не еще одно суеверие, а настоящая психологическая практика.
- В одной из своих работ Вы пишите о том, что позитивное мышление — это попытка притянуть добро за уши, и она не работает. А что тогда работает?
Что тогда работает для чего? Чтобы все в жизни было хорошо? Чтобы с минимальными усилиями разрешились все-все проблемы? В таком смысле — ничего не работает! В жизни не может быть все хорошо, поскольку вся она соткана из противоречий, и все хорошее дается лишь ценой чего-то плохого. Чтобы что-то получить, надо что-то отдать. Чтобы решить проблему, нужно потратить силы на решение проблемы. Самовнушение и вера в чудеса позитивного мышления не поможет. Там, где есть что-то позитивное, там обязательно есть и что-то негативное, и закрывание глаз на эту очевидную закономерность приводит только к бесконечной погоне за собственным хвостом.
Вера в то, что жизнь может быть позитивной во всех смыслах, что можно избавиться от всего плохого и негативного — это еще один образчик того же самого магического мышления. Древний архетипический мотив, поддерживающий веру в возможность некоего райского состояния. Однако, в силу недостаточной глубины понимания этого мотива, он опошляется до наивной веры в то, что добро может одержать верх над злом, хорошее может победить все плохое, и когда это случится, наконец-то наступит счастье. Но это битва, в которой невозможно победить. Это не работает.
И если уж говорить о том, что же все-таки работает, так это трезвое мышление — прямой и честный взгляд на себя, свою жизнь, свои реальные возможности и свое реальное бессилие перед некоторыми вопросами и проблемами. Отказ признавать свои ограничения, отказ видеть жизнь такой, какая она есть, а вместо этого надеяться на волшебство и благосклонность высших сил — это гарантированный путь к тому, чтобы на всю жизнь остаться невежественным, несчастным человеком, уговаривающим себя, что не все у него так плохо.
- Сейчас в западных психологических практиках тоже стали говорить о вреде данного мышления, и что оно ломает людям психику, заставляя чувствовать так, как они не хотят и не могут, так ли это?
Не знаю, о чем речь. Возможно, именно о том, что насильное и бездумное навязывание себе позитивного взгляда на все вокруг — это форма грубого самообмана, такого же вредного, как вера в то, что алкогольное опьянение делает жизнь лучше. И то, и другое дает искаженную и приукрашенную картину мира, и как только пройдет эффект дурмана и самоуговоров, человека неизбежно ожидает болезненный откат назад к той самой горькой правде, от которой он и пытался спрятаться. Так люди и становятся алкоголиками и наркоманами: им все время надо поддерживать и повышать дозу наркотика, чтобы противостоять нарастающему внутреннему напряжению. Позитивное мышление и всякие прочие техники самообмана работают аналогичным образом — только маскируют проблему, а не решают ее.
- Верите ли Вы в полезность тренингов, связанных с личностным ростом, с обучением тому, как всегда «хорошо думать»?
Тренинги личностного роста могут быть вполне полезными и результативными. Но если там учат тому, как эффективнее себя обманывать и уговаривать, что все будет хорошо, то ценность их равносильна тренингу по правильному и более эффективному употреблению алкоголя. К счастью, обычно психологи все-таки стараются подтолкнуть своих клиентов к настоящему развитию — к тому, чтобы сформировать более честный и осознанный взгляд на свою жизнь и действительно стать сильнее, а не просто одурачить себя новым более эффективным способом. Сама же психология предоставляет хорошие инструменты и для того, и для другого — и для развития сознания, и для отказа от всякого развития — так что здесь все зависит от того, в чьих руках и с какой целью оказались эти инструменты.
И поскольку поиск “волшебной таблетки” — чудесного решения всех проблем без того, чтобы действительно их решать — это широко распространенная тенденция, заработать на ее удовлетворении гораздо проще, чем предлагать людям реальное развитие и взросление. Тот случай, когда спрос неизбежно рождает предложение. И тренинги настоящего личностного роста всегда будут иметь гораздо меньший спрос и меньшую коммерческую эффективность. Но это не значит, что их нет, — они есть, и они работают.
- Позитивность мышления — это попытка засунуть подальше в подсознание внутреннюю агрессию? Исчезнет ли та на самом деле? К чему это может в итоге привести?
Агрессия — это только частный случай. Позитивность противопоставляется всему тому, что в общем и целом относится к сфере негативных переживаний, а агрессия, конечно, одно из них. Исчезают ли негативные эмоции под давлением позитивного мышления — это двоякий вопрос. С одной стороны, да, исчезают. Если подождать достаточно долго, то любая эмоция рано или поздно угаснет. С другой стороны, как только сформируется аналогичная ситуация, те же самые эмоции вспыхнут с прежней силой.
Все это очень похоже на ситуацию, когда маленький ребенок прячется от того, что его пугает, закрывая ладошками глаза. Детская модель поведения, которая затем переносится во взрослую жизнь в виде закрывания глаз даже на самые очевидные проблемы. И если от страшной сцены в фильме такая стратегия помогает, то от встреченного в лесу волка закрыванием глаз не спасешься. Но примитивное магическое мышление заставляет человека воспроизводить эту модель поведения, несмотря на очевидную ее абсурдность. И ведет это к большим жизненным драмам, когда спрятанные под ширмой позитивности болезненные переживания, однажды вырываются из-под контроля и сжигают человека изнутри.
- Добро и зло — насколько они взаимосвязаны в этом случае. И почему желание безусловного добра — думать всегда и обо всем хорошо и позитивно, может обернуться злом?
Почему? Потому что не существует никакого безусловного добра. Добро существует лишь по контрасту с каким-нибудь злом и зависит от колокольни, с которой смотришь на данную конкретную ситуацию. Не существует универсального добра и не существует универсального зла. Это одна из базовых аксиом философии — очевидное утверждение, не требующее доказательства. И пока человек этого не осознает, он находится лишь на ранней стадии развития сознания, с которой весь мир предстает перед ним в черно-белом свете.
Думать всегда и обо всем хорошо — значит обманывать себя. Если уж искать здесь какой-то абсолютный принцип, то следовало бы сказать, что все всегда нейтрально — никак: ни хорошо, ни плохо. А попытка из чего-то по своей сути нейтрального вытянуть какую-то позитивность — это тот самый обман, который рано или поздно, но обязательно приведет к болезненному или даже разрушительному осознанию правды. И расплатой за сиюминутную радость позитивного взгляда станет что-нибудь очень-очень негативное.
Справедливости ради следует сказать, что негативный пессимистичный взгляд на жизнь — это тоже самообман. И это тоже попытка защититься от честного взгляда на себя и свою жизнь. Обесценивание и принижение всего вокруг, как кажется, спасает от болезненного разочарования. Но в действительности, конечно, не спасает. От разочарования можно уберечься одним единственным способом — зная правду и не боясь этой правды. Все остальные способы лишь оттягивают неизбежное. А правда в том, что мир не добр и не зол и в нем нет никакой справедливости — он безразличен. И как бы ни хотелось обеспечить себе безопасность, играя по правилам, ее никогда не будет — даже с самыми хорошими и правильными людьми случается плохое. Стоит это признать, и жизнь становится гораздо проще.
- Какие люди обычно пытаются перевоспитать себя «позитивностью» мышления? Что им делать дальше, если этот метод не сработает? Чем его можно заменить?
Как уже было сказано, это люди застрявшие в психологическом развитии на подростковом этапе и отказывающиеся нести ответственность за свою жизнь. Они продолжают верить в чудо, но не потому что таков их свободный выбор, а потому, что их пугает правда — то, что они от себя скрывают в самой глубине души. Позитивное мышление — это их способ убегания, а убегание — это и есть добровольный отказ от развития. Нам не пришло бы в голову советовать наркоману продолжать практиковать его наркоманию, потому что мы понимаем, что таким образом прячется от своих проблем, вместо того, чтобы однажды разрешить их раз и навсегда. Но позитивное мышление, выполняющее ту же самую функцию закрывания глаз на проблемы, многим кажется чем-то полезным и конструктивным.
Если душа рвется на части от боли, то, сколько себя ни уговаривай, что все к лучшему, никакое лучшее не наступит, пока человек не встретится лицом к лицу со своей болью. Попытка противопоставить позитивность имеющимся болезненным переживаниям — это опасный и разрушительный самообман. Если боль есть, если чувства говорят, что что-то идет не так, если на душе кошки скребут, если совесть не дает покоя, то ни в коем случае нельзя от этого прятаться. Потому что нет более надежного способа спустить свою жизнь в унитаз, чем потратить ее на убегание от самих себя.
И если искать замену позитивному мышлению, то это честность, трезвость и осознанность — прямой и ясный взгляд на себя, свою жизнь, свои взгляды, ценности и чувства, осознание своей ответственности за то, чтобы преодолеть все противоречия и достичь целостности — внешней и внутренней. За решение этой задачи мы в самом буквальном смысле головой отвечаем, и дезертиров жизнь здесь не любит…