Несколько человек попросили рассказать о развитии интуиции, и тема эта действительно интересная. Но поскольку для меня самого это не пройденный этап, а все еще предмет исследований, изображать из себя мастера интуиции было бы лукавством. С другой стороны, ничего не мешает порассуждать на эту тему и хотя бы очертить ее границы.
А чтобы сразу увязать теорию с практикой, возьмем для рассмотрения самый очевидный и осязаемый пример интуитивного восприятия — «случайные совпадения».
Приходилось вам сталкиваться с такой ситуацией, когда собираешься позвонить человеку, поднимаешь трубку, а там этот человек уже на связи — сам позвонил? Или когда очередной номер журнала, который вы выписываете, оказывается целиком посвященным теме, которая вас уже несколько дней крайне интересует? Или еще какие-то подобные случаи, когда мысли и чувства опережают время или пронзают пространство?
Материалистическое восприятие твердит — чудес не бывает, бывают только случайности, которые могут казаться выходящими из ряда вон. Вспомним показательный пример из начального курса теории вероятностей. В любом коллективе из хотя бы тридцати человек вероятность того, что двое родились в один день, близка к единице. То есть, странностью здесь будет отсутствие такого совпадения, а не его наличие.
И точно так же можно найти вполне рациональные объяснения большинству прочих совпадений, с которыми мы постоянно сталкиваемся. А там, где нельзя обнаружить строгую причинно-следственную связь, можно все свалить на психологию и свойства воспринимающего аппарата, который видит то, что хочет видеть.
И все-таки, иногда, совпадения оказываются слишком уж странными, чтобы от них можно было так легко отмахнуться.
[[Продолжение — смысл случайных совпадений]]
Примеры случайных совпадений
Много замечательных примеров приводит Юнг — он исследовал феномен случайных совпадений глубоко и вполне серьезно. А он был признанным ученым, которого никак нельзя упрекнуть в любви к примитивным мистификациям.
Все, описанные Юнгом случаи, рассказывать нет смысла, но пару самых занятных привести стоит.
В первом случае Юнг рассказывает о своей пациентке, чье самомнение и строгий рационализм, подкрепленные прекрасным образованием, не давали ей продвинуться в психологической работе. И когда Юнг уже отчаялся разрушить ее интеллектуальную крепость, иррациональное само вмешалось в ход событий:
И вот, однажды, я сидел напротив нее, спиной к окну, слушая поток ее риторики. Этой ночью ее посетило впечатляющее сновидение, в котором кто-то дал ей золотого скарабея — ценное произведение ювелирного искусства.
Она все еще рассказывала мне этот сон, когда я услышал тихий стук в окно. Я обернулся и увидел довольно большое насекомое, которое билось о стекло, явно пытаясь проникнуть с улицы в темную комнату. Мне это показалось очень странным. Я тут же открыл окно и поймал насекомое, как только оно залетело в комнату. Это был скарабеевидный жук (Cetonia aurata), желто-зеленая окраска которого очень сильно напоминала цвет золотого скарабея.
Я протянул жука моей пациентке со словами: «Вот ваш скарабей». Это событие пробило желаемую брешь в ее рационализме и сломало лед ее интеллектуального сопротивления. Теперь лечение могло принести удовлетворительные результаты.
Второй случай замечателен тем, что его персонажем выступает Фрейд, который почти до последних своих дней сражался против всякой мистики и сторонился даже обычной философии, не то что оккультных феноменов. Вот какая история приключилась:
Но в тот момент, когда я выслушивал его аргументы (против экстрасенсорного восприятия), у меня возникло странное ощущение, будто моя диафрагма вдруг сделалась железной и раскалилась докрасна, она, как мне показалось, даже стала светиться. И в этот миг из находившегося рядом книжного шкафа раздался страшный грохот. Мы оба в испуге отскочили — показалось, что шкаф вот-вот опрокинется на нас. Я, опомнившись, сказал Фрейду: «Вот вам пример так называемой каталитической экстериоризации». «Оставьте, — разозлился он, — это совершеннейшая чушь». «Нет, профессор, — воскликнул я, — вы ошибаетесь! И я это вам докажу: сейчас вы услышите точно такой же грохот!» И действительно, как только я произнес эти слова, из шкафа снова раздался грохот.
До сих пор не понимаю, откуда взялась моя уверенность. Но я был убежден, что это произойдет. Фрейд ошеломленно посмотрел на меня. Не знаю, что он подумал и что увидел. Знаю одно — этот случай спровоцировал его подозрительность, а у меня появилось ощущение, будто я причинил ему боль. Мы никогда больше не обсуждали с ним это.
Также Юнг описывает массу случаев более простых, но не менее интересных и неоднократно подтвержденных, вроде того, что часы останавливаются в момент смерти хозяина, или того, что люди предчувствуют обстоятельства своей смерти.
Юнг посвятил теме случайных совпадений несколько работ и придумал для обозначения этого явления свой витиеватый термин — синхронистичность. Желающих углубиться в этот вопрос отсылаю к соответствующим статьям самого Юнга.
Ключевой момент во всех подобных ситуациях состоит в том, что события, не связанные физически, происходят согласованно между собой. Прямой причинно-следственной связи нет, однако все выглядит так, как если бы она была. И на основе многих наблюдений Юнг делает вывод, что связь эта носит смысловой характер и по своей природе выходит за рамки законов твердого мира.
В моем собственном опыте тоже много подобных ситуаций (пара примеров приведена в первых абзацах статьи). Давным-давно, когда я только начал обращать внимание на странные совпадения, происходящие с моим участием, мне казалось, что это я центр вселенной и события всего окружающего мира разворачиваются вокруг меня.
Эта тщеславная позиция, однако, вскоре пошатнулась, когда при очередном странном совпадении причина со следствием в голове поменялись местами. С того случая каждое совпадение воспринимается уже иначе — теперь мне видится, что я всего лишь винтик в огромной машине, который вдруг увидел вплетенность своей судьбы в отлаженный механизм вселенной.
Мир — это согласованный поток событий и явлений, смысл и направление которых могут быть не ясны, но чье течение можно уловить, и к которому можно приноровиться.
Развитие интуиции
Интуиция — это способность воспринимать смысловые взаимосвязи между разрозненными событиями. А развитая интуиция подразумевает чуткость этого восприятия и уверенность в его точности, подкрепленная долгим опытом использования.
Однако интуицией нельзя управлять по своему произволу — интуитивные прозрения случаются спонтанно, сами собой. А человек с хорошей интуицией отличается только тем, что внимателен к тем знакам и ощущениям, которыми говорит его душа.
Совпадения и прочие проблески интуитивного восприятия случаются в тех ситуациях, которые каким-то образом психологически важны человеку. Направить интуицию на угадывание нужного числа в лотерее сложно, однако в ситуации, имеющей созвучие с душевным состоянием, интуиция может включиться сама собой.
Самый простой пример такой взаимосвязи демонстрируют сновидения, которые символическим языком отражают и комментируют внутреннее состояние сновидца. Но то же самое можно сказать и про окружающий мир — каким-то образом, события в нем происходящие, часто оказываются связанными с состоянием души.
Интуиция не подчиняется уму и его эгоистичным интересам, а, скорее, действует ему вопреки. И по этой же причине, — из-за полной погруженности в мир ума, не желающего видеть вокруг ничего, кроме самого себя, — проблески интуиции, которые у каждого человека регулярно случаются, остаются незамеченными.
Интуиция — это даже не столько дополнительный орган восприятия, а что-то вроде настроения или особого, более целостного, способа восприятия окружающей реальности, как согласованного механизма, где все находится на своих местах и имеет свой смысл. Поэтому, когда речь заходит о тренировке интуиции, нужно понимать, что дело тут не накачивании какого-то специального душевного мускула, а в изменении системы восприятия.
Вот вам и первый шаг к развитию интуиции — учитесь различать, когда мир с вами соглашается, а когда спорит. Учитесь чувствовать поток событий своей жизни и быть в согласии с ним.
Ориентироваться можно как раз по «случайным совпадениям», которые бывают положительными и отрицательными. Иногда, объективные обстоятельства как бы подыгрывают и помогают выполнять задуманное, а, иногда, наоборот, — всячески этому препятствуют. Вот это и нужно научиться отслеживать в первую очередь.
Как реагирует мир на мои действия? Как себя чувствует мое тело? Насколько спокойно на душе? — Это простые вопросы, которые помогают сфокусировать внимание на интуитивном восприятии в обход обычного рационального мышления.
С опытом тренировки такого внимания приходит ощущение внутренней согласованности всех событий. Все что раньше казалось проявлением хаоса, оказывается наполненным смыслом. И даже если сам этот смысл от понимания ускользает, остается чувство какого-то особого покоя — все идет именно так, как и должно идти. Все в порядке.
p. s.
Эту тему нужно дополнить рассказом о мантических (гадательных) системах, которые являются частным случаем феномена «случайных совпадений» и могут использоваться, в том числе, и для тренировки интуитивного восприятия. Но это как-нибудь позже — в отдельной статье.