Проблема популярной — читай, примитивной — психологии в том, что, решая задачу донесения простыми словами важных психологических истин, она со временем подменяет собой психологию «непопулярную» — настоящую, серьезную. Идеи, выраженные просто и с огоньком, распространяются быстрее и легче, чем суровые и занудные академические знания. И это хорошо — нужно уметь доносить сложное простыми словами. Плохо то, что для некоторых проблем не существует простых решений и популярной психологии они попросту не по зубам.
Когда психологи-популяризаторы — назовем их так, чтобы никого не обижать — заводят разговор о комплексе неполноценности и о том, как с ним справиться, они всё здорово упрощают. Если полистать статьи, которые предлагают поисковики по этому запросу, волосы дыбом встают — настолько всё поверхностно и оторвано от реальности. Следуя предлагаемым «советам» не то что от комплексов не избавишься — приобретешь новые… и вдобавок проклянешь психологию, ибо не работает и вообще чушь какая-то.
Вот, например, типичные рекомендации из статьи на первой странице выдачи в Гугле по запросу «комплекс неполноценности». Не худшая статья, кстати! Тезисно:
Определите причину комплекса — взгляните на все несправедливости и обидные слова и поступки в ваш адрес с позиции взрослого человека. Начните думать о себе в противоположном ключе — переключитесь с негатива на позитив. Начните работу над своими недостатками — большинство из них можно исправить. Перестаньте воспринимать критику болезненно — принимать все на свой счет большая ошибка. Адекватно относитесь к комплиментам. Старайтесь больше общаться с успешными, позитивными, уверенными в себе и самодостаточными людьми. Заведите дневник успеха. Перестаньте сравнивать себя с другими, любите себя, займитесь спортом…
Бла-бла-бла! Нужно ли говорить, что это вообще не про психологию? Если в подобных советах и есть какая-то ценность, то только в том, что через них можно узнать о существовании комплекса неполноценности. И, что у этой проблемы есть вполне понятные причины, и что у нее, хотя бы в потенциале, есть решение… только вот оно несколько отличается от того, что предлагают подобные горе-популяризаторы. Давайте-ка разберемся, как выглядит настоящая серьезная работа с комплексом неполноценности, и почему даже опытные психологи не всегда с нею справляются.
Что такое «комплекс неполноценности», надеюсь, объяснять не нужно. Кто не в теме, погуглите, полистайте Википедию или воспользуйтесь поиском по сайту — написано об этом было уже довольно много.
Заумное определение комплекса неполноценности звучит примерно так: «Базовое чувство неадекватности и незащищенности, проистекающее из действительного или воображаемого физического или психологического дефицита, которое может привести к поведенческому выражению, варьирующемуся от обездвиживающей робости до чрезмерной компенсации, чрезмерной конкуренции и агрессии». И здесь буквально каждое слово на своем месте. Если все здесь понятно, исходим из того, что базовые представления об этом явлении у вас уже есть, и можно двигаться дальше. Если же возникают вопросы, все-таки сначала погуглите.
Так, откуда берутся рекомендации подобные тем, что приведены выше? Разумеется, их не высасывают из пальца, а выстраивают на основе имеющихся представлений об этой проблеме, об устройстве психики и о технологиях психологической работы (психотерапии). Беда только в том, что эти представления крайне поверхностны, и советы на них опирающиеся подобны тому, как «народная медицина» предлагает лечить рак поджелудочной дубовым отваром, добрыми мыслями и голоданием. Авось, поможет.
Комплекс неполноценности — проблема слишком сложная для «дубового отвара». Более того, это проблема системная — ее невозможно полностью разрешить в отрыве от множества других смежных тем и вопросов. Поэтому даже психологи часто на ней срезаются — тех средств и методов разрядки внутреннего напряжения, которые первыми приходят на ум и кажутся наиболее разумными, на практике все-таки не хватает. Некоторого облегчения в отношениях с собой добиться получается — это дело нехитрое — а вот прийти к более глубокому и устойчивому результату никак не выходит.
Так в чем же подвох? Почему комплекс неполноценности так неподатлив? Общего алгоритма и практических тонкостей описывать не буду — здесь все варьируется от случая к случаю. Но вот общую карту или хотя бы основные пласты работы очертить попробую. Поехали…
Разгребание дерьма
Простите мой французский, но именно такими словами лучше всего передается суть первого, самого простого и очевидного направления работы. Первого — не потому, что с этого нужно начинать, а потому что оно первым приходит на ум, исходя из определения комплекса неполноценности. Если комплекс связан с тем или иным «дефицитом» — то есть с недостатком — то и усилия в психологической работе стоит направить именно на недостатки. Логично же?
Здесь у нас и происходит хорошо знакомая всем возня со списками наших свойств и качеств. Мы выписываем недостатки, анализируем их смысл и содержание, выясняем их «происхождение» (кто и когда нам объяснил, что это недостаток), соотносим их с реальностью и выясняем насколько все плохо на самом деле. Учимся признавать всех своих демонов, говорить им «да» и ищем возможности конструктивно встроить их в свою жизнь.
Основной смысл работы здесь в том, чтобы перестать уворачиваться от своих темных сторон, перестать себя выгораживать и оправдывать. Если недостаток есть, значит, есть — нужно учиться с этим жить, а не пытаться делать вид, что его нет. Признание своей природы, как она есть, преодоление сопротивления перед самим собой, принятие на себя ответственности за весь набор своих индивидуальных свойств и качеств.
Работа болезненная. Если в процессе не были пролиты реки слез, если душу не рвало на части от нежелания мириться с реальностью, значит, самые острые углы были пройдены стороной, а значит, и эффект будет поверхностный и неустойчивый. «В слезах и заключается лечение» — это как раз про разгребание мусорных завалов. Авгиевы конюшни, которые нужно однажды вычистить, чтобы дальше уже поддерживать их в чистоте и порядке.
И даже при том, что это самый простой метод работы с комплексом неполноценности, результаты он дает гораздо более глубокие, чем вся эта популярная позитивная психология вместе взятая. Грубо, жестко, больно — но если не давать себе уворачиваться, если все-таки заставить себя признать реальное положение дел и больше уже не прятаться от своей Тени, если серьезно и внимательно разобраться с каждым пунктом из своего списка недостатков, можно очень здорово облегчить свое состояние и выровнять отношение к себе… но не до конца и не насовсем.
Пример:
Лень. Что это такое? Насколько ты ленивый? Всегда ли это плохо? Что делаешь, чтобы не признавать этот недостаток? Признай и «покайся». Найди возможность комфортно жить с этим своим свойством. Не хочешь быть ленивым — тренируй волю и терпение. Смирись или изменись — перестань жалеть себя и жаловаться.
Фундаментальное принятие
Методика прямой работы с недостатками имеет один существенный дефект. Плохое отношение к себе, недоверие и общее ощущение своей некачественности… не связано с конкретными недостатками. Даже если мы разберем все свои теневые завалы по косточкам, общее негативное и недоверчивое отношение к себе может и не исчезнуть. Станет легче, уйдет большая часть страха перед собой, но где-то в глубине души останется червячок сомнения, что все-таки «со мной что-то не так».
По этому поводу существуют разные точки зрения. Возможно, фундаментальный подрыв доверия к себе диктуется самим устройством нашего сознания — где дуальность, там всегда конфликт. Как только «я» отделилось от «всего остального», возникает антагонизм, создающий основу для глубинного чувства небезопасности и собственной ущербности из-за утраты исходной целостности. Но это только одна из гипотез.
Можно предположить и другой сценарий, когда обобщенное недовольство собой все-таки связано с затяжной чередой эмоционально болезненных столкновений, когда из-за своих свойств и качеств нас снова и снова отвергают, отказывают нам в любви. И со временем оно пускает в душе трещину — «Видимо, со мной в принципе что-то не так, раз я вызывают столько неодобрения у других людей». Что-то вроде открытия в себе «первородного греха» — врожденного неизлечимого дефекта, который не зависит от конкретных «недостатков».
Есть и другие взгляды на природу этого явления. Но так или иначе, даже не понимая как оно так получается, мы легко можем проследить и подтвердить на практике, что комплекс неполноценности имеет два уровня: фундаментальное недоверие к себе и конфликт с собой по поводу конкретных свойств, качеств, черт. И если мы не учитываем этой двойственной природы, наша работа с большой вероятностью пойдет насмарку.
Если мы работаем только с недостатками, в нашей бочке меда все равно остается ложка дегтя — фундаментальное недоверие. Если мы работаем только с этим недоверием, у нас на руках все равно остается бочка испорченного меда. Мы можем по-разному распределять усилия, уделяя больше внимания тому или другому аспекту комплекса неполноценности, можем начитать работу с разных концов, но, в конечном счете, нам придется уделить внимание и навести порядок на обоих этажах.
И если говорить о фундаментальном принятии, нам нужно найти способ дать опыт доверительного отношения к себе, напомнить, что такое быть в миру с самим собой, показать, как прийти в эту точку, как заново пустить в ней корни. И эта работа тоже требует серьезных усилий — красивых слов и самоуговоров тут недостаточно. На этом пути может оказаться не меньше боли, чем при работе с недостатками, поскольку приходится не просто прикоснуться к своему недоверию, а занырнуть в него с головой. Только тогда появляется шанс развеять «темные чары» и увидеть, что «Я» — это не плохо, это даже не нормально, «Я» — это хорошо!
Пример:
Лень. Даже будучи ленивым, ты в своей основе в полном порядке. С тобой все всегда было и будет в порядке. Недоверие к себе и жизни не имеет достаточных оснований. Найди свой путь к собственной «впорядковости» и больше никогда его не забывай.
* * *
И это пока только два пункта из, наверное, десяти возможных и пяти необходимых. Часть из них опишу в следующий раз — в продолжении этой статьи. И если здесь у нас речь шла, в основном, о психотерапевтической работе, когда мы чиним локальные дефекты в душевном механизме, то дальше нужно поговорить об общем психологическом развитии, без которого с комплексом неполноценности никак не справиться. Если человек сохраняет инфантильное мировоззрение, он рано или поздно воссоздаст у себя те же самые комплексы даже после самого глубокого и вполне успешного «лечения».
А пока напоминаю, что тему отношений с собой мы сейчас активно обсуждаем, поскольку в октябре стартует наш новый онлайн-курс — там будет и про первоначальную установку и настройку на себя, и про комплекс неполноценности, и про то, чтобы с собой подружиться. И в этот раз мы приняли сознательное решение, подойти к этим всем темам нестандартно — в обход той самой работы с недостатками, с которой вы и без нас, наверняка, знакомы. Попробуем начать и добраться до самого ядра проблемы — до фундаментального недоверия к себе. И попробуем сменить гнев на милость — судя по пробным прогонам, шансы на успех довольно велики.
Приходите на открытое оргсобрание 12 октября, в 20:00 — там будет подробный рассказ и о нашем подходе к теме отношений с собой, и о всем прочем, что касается курса и практической работы с комплексом неполноценности. Даже если не собираетесь на этот курс, присоединяйтесь — полезно будет послушать и понятнее будет, куда мы в целом движемся со всей этой внутренней работой.
Продолжение: Комплекс неполноценности — системный подход, ч.2