Продолжаем тему психологии и мистики. В прошлой статье мы говорили о том, что психология давно попала под влияние социума и в результате изменила самой себе, поставив интересы общества впереди интересов индивидуальной личности.
Конечно, в этом смысле не вполне корректно говорить о психологии в целом, правильнее было бы говорить о психологах, которые сами оставаясь послушными хорошо смазанными винтиками общества, не могут предложить своим клиентам ничего иного, кроме нескольких уроков эффективной игры в социальные игры.
Психолог не способен решить в другом человеке проблему, которую не разрешил в себе. Более того, во многих случаях он даже и не увидит никакой проблемы, если не видит ее в себе. Если психолог не догадывается о существовании мира за пределами социальной песочницы, не чувствует ограниченности собственных взглядов, то и всякого своего пациента он будет стараться прибить к земле, всучить совок и заставить вместе со всеми остальными строить песочные замки.
А ведь психология личности, как академическая и хорошо документированная сфера знаний, не заканчивается психологией Эго-комплекса, а простирается гораздо дальше и глубже. Но еще со времен Фрейда, когда он конфликтовал по этому поводу с Юнгом, глубинная психология далеко не в почете среди социально ориентированных терапевтов.
Это как в единоборствах — есть спортивные стили вроде бокса, классической борьбы или какой-нибудь стандартизированной версии каратэ, где все делается по строгим правилам в рамках соответствующих клубов, федераций и академий, а есть боевые искусства в традиционном понимании, которые вообще не имеют своей целью соревнования, а — в высшем своем проявлении — стремятся решить ту же самую проблему, которую ставят перед собой дзэнские монахи.
Вот так и с психологией — нынешние «федерации спортивной психологии» занимаются решением виртуальных задач в рамках и границах социальных правил, не пытаясь даже заглянуть в свои собственные истоки и задаться вопросом существования реального мира за пределами социального ринга.
[[Продолжение — психология и духовный поиск]]((Продолжаем тему?))
Однако не только в психологах дело. Нельзя говорить, что пациенты — это невинные жертвы нерадивых психологов. Был бы спрос на настоящий глубинный духовный поиск, было бы и соответствующее предложение. Но спроса нет — счастливыми хотят быть все, просветленными хотят быть многие, но… только не в обмен на свои социальные достижения.
К психологам приходят с мелкими болячками, вроде проблем в отношениях, неудач в карьере и неудобных фобий, а у психологов правило: какой запрос, такая и терапия. Есть даже термин специальный — «терапевтический контракт», который может быть и не подписывается формально, но более-менее четко устанавливает границы терапевтического вмешательства.
Но это уже общая болезнь социума, первый симптом которой — нежелание замечать какие-либо симптомы… кроме самых очевидных и поверхностных. Люди не видят дальше собственного носа, психологов не учат видеть дальше собственного носа — спрос покрывается предложением, и все довольны. Общество сохраняет свою целостность, винтики — и пациенты, и психологи — достигают социальных успехов и верят, что это и есть всеобщее счастье.
Но и это еще не все. Психология, легко прогнувшись под социальные нужды, так опошлила саму себя, что ее никто даже и не рассматривает как средство и метод духовного поиска. Поэтому даже те, кому посчастливилось увидеть или почувствовать отблеск чего-то иного, идут с возникшими вопросами в церковь, к экстрасенсам или в ашрам, но никак не к психологу.
А между тем, именно западная психология лучше всего подходит западному сознанию. И даже в самой простой форме, на уровне обычного психоанализа способна снять основные личностные конфликты, которые иначе придется годами — и, зачастую, безуспешно — прорабатывать в медитациях. Психология предлагает лучшие средства преодоления наших местных внутренних конфликтов, потому что и конфликты эти, и сама психология возникли в одном и том же обществе.
Применять к нашим типичным социогенным психологическим проблемам восточную или любую иную сильно иноземную философию — это, как рубить японским мечом сибирский кедр — срубить-то, конечно, можно, но не проще ли взять обычный советский топор?
Чтобы, скажем, йога по-настоящему «сработала», нужно сначала долгое время — годы! — перестраивать сознание, чтобы оно зазвучало в унисон индийскому. Только тогда йогические практики начнут оказывать влияние на реальные психологические проблемы западного человека. Но чаще случается гораздо худший вариант, когда погружение в ту же йогу приводит лишь к вытеснению изначальных проблем на еще более глубокий уровень.
Возникшая в голове каша из двух совершенно различных мировоззрений приводит к тому, что изначальные проблемы больного Эго теряют прежние легко узнаваемые очертания. Создается иллюзия, что проблемы теперь решены, но вместо этого они только обретают новое измерение и сильно усложняются, сводя на нет всякие дальнейшие потуги в духовном продвижении.
Человек начинает «бредить» кармой, сансарой и нирваной, не понимая истинного смысла ни того, ни другого, ни третьего. Эго его распухает и становится таким изощренным в своем самообмане, что уже никакая йога и никакой психолог ему не поможет.
Как говорится, нет пророка в родном отечестве. Почему-то все время хочется искать ответы в древности или в чужих культурах… а еще лучше в древней чужой культуре — так вернее. Но у каждого времени и каждой культуры свой собственный дух, а все ответы или средства для их нахождения лежат под самым носом.
В общем, куда ни кинь — всюду клин. Обществу не выгдно духовное развитие граждан — достаточно развития нравственного, которое и подменяет собой духовное. Гражданам не нужно глубокое личностное развитие, потому что общество с рождения соответствующим образом промывало мозги, — теперь им хватает тренингов личностного роста, эффективного поведения и прочей чепухи. Психологам тоже на все плевать, потому что и они выросли в той же песочнице, — им с лихвой хватает и тех денег, что можно заработать на развлекательных тренингах.
// Немножко утрирую, но, надеюсь, суть вы понимаете…
Из-за всей этой путаницы считается, что психология вообще не имеет особого отношения к духовному поиску. Может как раз поэтому и хочется искать ответ в другой культуре? Но давайте все-таки попробуем рассмотреть реальные возможности психологии в выполнении той задачи, которая так ненавистна обществу и так необходима индивидуальной личности.
Тот кто внимательно читал статьи на сайте, мог обнаружить в них некоторое внутреннее противоречие. Например, вопрос ответственности: с одной стороны мы говорим о том, что нужно четко сознавать и нести ответственность, с другой — мы рассуждаем о том, что человеческая свобода воли, которая и лежит в основе всякой ответственности, находится под большим вопросом.
Или другой пример — дисциплина. В одном месте речь идет о том, что на работе следует все держать под контролем, проявлять инициативу и четко выполнять свои обязанности, а в другом — сама идея дисциплины подвергается большому сомнению. И таких нестыковок можно найти много.
Эти противоречия как раз и демонстрируют переход от социализированной и социализирующей психологии к психологии индивидуальной личности. С одной стороны мы говорим о том, как правильнее и эффективнее жить в нашем обществе, с другой — мы вынуждены ставить под сомнение самые устои этого общества.
Именно эта граница отделяет мистику от повседневности. И с самого своего возникновения психология исследовала эту границу и предпринимала довольно успешные вылазки на «запретную» территорию. Однако уже упомянутые причины привели к тому, что все эти исследования мало кого сегодня интересуют.
Подведем промежуточный итог:
- Обычная психология действует в сфере социального сознания или Эго-сознания. Она учит человека эффективно играть в социальные игры и тем самым укрепляет позиции Эго.
- «Мистическая» психология рассматривает человеческую психику более целостно и с этой точки зрения видит, что Эго — это не центр психической вселенной, а только щепка в масштабах мирового океана.
- На пути духовного поиска люди часто совершают ошибку, пытаясь прорваться в сферу мистического, не решив проблемы социального уровня. Невозможно выйти за пределы Эго, если оно переполнено конфликтами и тревогами.
- Психология предлагает лучшие инструменты для наведения порядка в сфере сознания, особенно, западного. Поэтому психология — это хорошее, а может даже и лучшее, начало для серьезного поиска.
- Психология не обязательно подразумевает традиционную работу с психологом. При серьезном подходе к изучению предмета все психологические проблемы можно решить самостоятельно.
- Все это не подразумевает того, что психология может облегчить путь поиска, наоборот она заставляет более ясно и четко осознать масштабность и сложность этого предприятия. Психология помогает обойти ловушки изворотливого сознания и продвигаться в поиске без лишней суматохи и дерганья.
На этом сегодня заканчиваем. Тема огромная, поэтому приходится ее дробить на части. По-хорошему, так об этом следовало бы написать книгу, но морально я к этому пока не готов. Поэтому будем довольствоваться циклом статей — их видимо будет еще две-три. Ждите продолжения.
@Олег Сатов
Ну конечно же я поняла Ваш намёк =) А данный пост рассматриваю как недосказанность при личной переписке =). Спасибо и счастливо оставаться!
Только средствами RSS-подписки на форуме — там под каждой темой стоит соответствующая ссылка.
Кажется моя ошибка как раз и состоит в том, что написал я ответ по-существу, а не то, что вы хотели услышать.
Извините, пожалуйста, я не знал, что тема для вас настолько деликатна. Впредь буду держать язык за зубами.
Но это всего лишь форум, а не реальная жизнь. Здесь очки не заработаешь. Люди общаются анонимно, это позволяет им высказываться более открыто. Никто не хочет никого обидеть! Просто так иногда получается – издержки психологической специфики форума.
Еще раз извините, что позволил себе такую небрежность.
Не в тему. Можно как-нибудь включить уведомление о комментариях без отправки комментария?
Екатерина К
Осторожнее на поворотах, пожалуйста. Личные вопросы — в личной переписке. А комментарии и форум — место публичное, и потому каждый имеет полное право высказаться. О непрошенном “лечении” разговор уже был, но если уж кто-то намека не понял, не стоит “лечить” их в ответ.
@Маргарита
Вот удивительные люди собираются на этом сайте. Вопрос задавался Олегу Сатову. Если бы я хотела спросить Вашего мнения, то так и написала бы: “люди, ауу”. А реплики из зала доморощенных психологи типа Вас и Minkovsky… мне не интересны. Откройте свой сайт и там советуйте. Вы бы что-нибудь по-существу затронутой темы написали бы… нечего?
Похоже, в этих двух статьях действительно затрагиваются темы в которых нет устоявшейся терминологии и все описывается “приблизительно”. Думаю, чтобы понимать что хочет сказать Олег, нужно “поймать волну”, “быть в теме” и т.п.
Из двух статей мне понятно, в чем разница в целях “обычной” и “мистической” психологии. Если я правильно понял, “обычная” помогает адаптироваться, “мистическая” – найти себя. Очень хотелось бы узнать, чем отличаются методы?
По опыту знаю, что есть методы когда помощь оказывается путем обсуждения проблемной темы, осознания и поиска решения (снаружи – внутрь, ум – душа, сознание – подсознание). Так же знаю, что есть методы, когда не важно что говорит человек, который пытается помочь, воздействие оказывается как-то иначе, через чувства или ощущения, не знаю, как еще описать (изнутри – наружу, душа – ум, подсознание – сознание). И те и другие методы могут быть применены как одним человеком к другому, так и самим человеком к себе. Возможно, “обычной” психологии доступны только первые методы, а “мистической” как первые, как и вторые?
Был я как-то на фестивале Тавале (психологический и эзотерический). Та вот мое личное впечатление – среди так называемых эзотериков гораздо больше счастливых людей чем среди психологов.
Да никто не будет отрицать, что современная психотерапия, в особенности телесная, приемы черпает из восточных практик, например “заземление” – это взято из единоборств.
И я конечно не исключаю, что среди психологов есть “просветленные” к примеру возьмем таких столпов как Хеллингер, Гроф, вот и они очень уж близки к эзотерике ))) Вам не кажется?
Так вот глубинная психология по моему неотделима от глубинной эзотерики.
Все термины читсо условны как вы понимаете.
Браво!
Искренне желаю Вам осознать необходимость решения прежде всего СВОИХ психологических проблем :)
Хорошо бы, если бы… но лично мне вот словарного запаса не хватает, чтобы на каждое значение навесить свое слово-ярлычек. К тому же сама природа языка крайне плохо приспособлена к тому, чтобы говорить о том, о чем мы тут пытаемся говорить.
Однако заметьте, часть читателей совершенно четко и без усилий понимают, о чем тут речь, а другая часть — путается в словах. Правильное понимание подобного рода текстов находится сильной зависимости от наличия или отсутствия определенного внутреннего опыта. То есть даже самый четко выверенный в терминологическом смысле текст не принесет понимания тем, кто не готов к этому пониманию изнутри. А целевая аудитория для этой статьи — именно те, кто уже или вот-вот настроится на нужную волну.
На ваши вопросы из первого сообщения отвечать не буду, поскольку вы, по-моему, как раз на другой волне сейчас находитесь, и возможная дискуссия будет происходить в слишком различных системах координат.
Есть кое-что. Частично изложу в продолжении цикла статей по этой теме.
Хм, Олег ну я так понял вы академическую науку немножко “не любить”? Психология оказывается у нас давно изменила себе?Она видите ли виновата в том, что готовит социализирующих психологов (!!), которые не разобравших в своих проблемах, жаждут решать проблемы других? Я же предполагаю и настаиваю, что научное сообщество психологов(или всё таки профессиональные психотерапевты?), не желает видеть в своих рядах дилетантов.К примеру, что бы психологу(на самом деле практиковать лучше психотерапевту) начать практиковать, не должен ли он проходить индивидуальную терапию и не будет ли за ним осуществляться консультативный надсмотр (супервизия).
По поводу социальной адаптации:Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде(невроз может присутствовать-ваше определение Соц.Адаптац.), а также его удовлетворенность этой средой в целом(законченное и целостное, академическое определение, по-моему не противоречивое).То есть мы можем наблюдать в вашей статье, некую спекуляцию над определением или его не знание (сказывается каша в голове?)или это просто попытка экстенсивным образом ( только через свой опыт) сформулировать “своё” определение? Далее: Активная социальная адаптация – социальная адаптация, выражающаяся в стремлении индивида изменить социальную среду – вы не ощущаете себя активным участником данного процесса? И просьба сужать семантическое поле таких слов как психология/мистика,так как смысл этих слов в ваших статьях не совсем понятен, но в контексте он воспринимается скорее как определение психотерапии, но в любом случаи путаница рождает в комментария разъяснительно-пояснительные споры наподобие “я имел ввиду то, но вы просто меня не поняли”.Может лучше придерживаться политики – одно слово-одно значение или хотя бы пояснять, что же вы имели ввиду конкретно, когда добиться однозначности невозможно?
Олег, к вам несколько вопросов.
– У вас есть семья?
– Если есть то почему она есть/ если нет почему нету?
– Почему индивдуальное не интегрируется с социальным гармонично? Как тело с душой?
– Зачем человеку который построил вам дом/сделал компьютер/издал книгу, духовный рост? Может ему достаточно решения его “МЕЛКИХ” проблем, а выход в трансцендентное отложить на конец последнего дня жизни?
Я думаю, что это самые обычные люди и именно по этой причине они не выделяются из окружения, социума. Мне видится, что они глубоко проницательны. Под проницательностью я понимаю то, что они видят сущность человека, его предназначение. Не социальное предназначение, а духовное. По этой причине они могут быть не поняты. Психологи работают со следствиями, выходя на причинный уровень, так они устраняют трудности. Просветлённый человек, каким он видится мне, живёт на другом уровни бытия. В прямом смысли за пределами причинно-следственных связей. Просветлённый живёт без подсознания. Подсознание осознанно полностью, оно не оказывает влияния на его жизнь. Вероятно, он глубинно умиротворён.
Интересно, Олег у вас есть соображения по этому поводу?
Олег, спасибо за статьи, все очень интересные и перечитывая через время, доходят ещё какие-то вещи до сознания.
Я занимаюсь Восточными практиками, но у нас как-то по-другому, что-ли. Упражнения направлены, в основном, на расслабление мышечных зажимов (Телесная зажатость, ведь напрямую связана с психологическими проблемеми),и идея лучше ощущать себя, свои желания и свои интересы. познакомиться со своими малоосознаваемыми желаниями, чувствами, не принимаемыми эмоциями; понять как они влияют на нашу повседневную жизнь; научиться с ними взаимодействовать и трансформировать для улучшения качества собственной жизни.
Принятие себя настоящего без “шелухи” социальных наслоений, шаблонов и стереотипов.
Наш тренер объясняет нам такие идеи и упражнения, сами по себе, конечно в жизни просто так ничего не улучшат и всё зависит от наших действий по улучшению качества жизни.
У нашего тренера очень схожи взгляды на жизнь с Вашими, Олег, наверное, мне повезло, потому что и мои внутренние ощущения к этом взглядам близки. Осталось от “диванного философа” перейти к действиям, что ОЧЕНЬ СТРАШНО!
Скорее, многие хотят пристегнуть просветление к своим социальным достижениям. Хотя, честно говоря, не понимаю ни таких «просветлённых» ни других. Наверное, как я у тебя однажды читала, просветлённым может стать только тот человек, который без этого вообще дальше не выживет. И думаю, что на практическом уровне это только такому человеку и надо.
Буду злобарничать над знакомыми йожками :)
Када я была ребёнком я спросила у мамы, что такое мистика. Она ответила: «это страшная фантастика». С тех пор как-то другие трактовки у меня в голове и не укладываются.
Возможно, что так оно и есть… Буду рад признать свою ошибку, если мне покажут пример такого психолога. Но ты сам говоришь, что:
Тогда интересно узнать, какая на самом деле цель глубинной психологии о которой ты пишешь. Только полностью избавившись от Эго можно обрести спокойствие, умиротворение и счастье, все остальное это только полумеры и игры в разных песочницах, и психология просто определяет свои правила игры.
Если такие вопросы интересуют, то рано пока туда лезть — нужно просто жить тем, что есть, и получать удовольствие.
“Мира за пределами социальной песочницы”, то самое Я, существующие совершенно независимо от нашего знания о нем.
То самое Я, кем мы рождаемся, и о ком забываем.
Конечно интересно открыть для себя этот интригующий мир Я. Но “интересно” сдесь, это ключевое слово.
Проскольку одно я знаю точно, что мы смертны. А значит искал, не искал, нашел, не нашел. Все одно в этом Я и окажешься. Вот окажемся ли мы все в одном месте, это другой вопрос))).
Или узнав свое”Я”, ему можно найти практическое применение в жизни?