Вопрос: Здравствуйте, Олег. Я давненько наблюдаю такой момент: в ожидании какой-нибудь запланированной и желанной покупки я буквально терпения набраться не могу. Но когда я уже покупаю вещь, это чувство улетучивается и приходит ощущение, будто абсолютно ничего не произошло, будто не этой покупки я ждал целый месяц. В такие моменты часто бывает, что я разочаровываюсь в купленной вещи, хотя разочарование ничем абсолютно не обусловлено. Скажите, пожалуйста, этому есть какое-нибудь объяснение с точки зрения психологии? Надеюсь, это частое явление в вашей практике, и моё сообщение не относится к индивидуальным проблемам.
Ответ: Есть какая-то очень большая проблема для нашей личности связанная с ожиданием. Всякий раз, когда надвигается событие, важное для нашей личности — то есть, событие, которое личность каким-то образом прикручивает к себе — ожидание его становится мучительным. Происходит какое-то залипание на этом ожидании и весь белый свет не мил, пока ожидаемое не свершится.
В то же время, если мы ожидаем в ближайшем будущем события, которое в личностном смысле для нас не важно, то и зацикливания на этом событии не происходит.
А дальше все развивается ожидаемым образом. Когда фактическое событие происходит, личность испытывает приятный эмоциональный всплеск. Но его продолжительность в буквальном смысле — одно мгновение. Потом еще некоторое время сохраняется послевкусие, но и оно быстро уходит, оставляя за собой ничто. И вот это «ничто» уже вызывает у той же самой личности чувство разочарования, но только по контрасту с тем очарованием, которое ему предшествовало.
В реальности все события нейтральны — они просто происходят. Некоторые события мы предвосхищаем. Некоторые наделяем искусственной личностной значимостью. Некоторые по этому же личностному принципу обесцениваем, назначая их неважными. Но в действительности все события равны по значению: либо все в равной степени важны, либо все не важны, либо просто нейтральны.
И когда личность успокаивается — например, в тот момент, когда ожидаемое исполнилось, — мы и оказываемся лицом к лицу с этой нейтральной сущностью бытия. И если мы к этому не готовы, оно нас пугает до чертиков. Нам кажется, что мы сделали что-то не то. Раз важность приобретения не подтвердилась непрекращающимся восторгом, значит, это было неправильное приобретение, и значит, нужно срочно искать какое-то другое — более правильное, еще лучше, чем-то, что уже есть.
И эта безнадежная замена одного на другое будет продолжаться до тех пор, пока личность не отлепится от объекта приобретения. Если человек покупает машину и впутывает в этот вопрос свою личность, то ни одна машина его не удовлетворит: каждый раз будет разочарование и каждый раз будет хотеться большего. Если же в какой-то момент личность устраняется из этого вопроса, и машина начинает рассматриваться в строго утилитарном смысле, то всегда есть легко достижимый предел, по достижении которого не будет никакого разочарования: машина просто будет исправно выполнять свою функцию и тем радовать владельца.
То же самое происходит в отношениях при переборе партнеров. Пока другой человек рассматривается как потеха для своего достоинства, никакого покоя на душе и в отношениях не будет — все время будет чего-то мало. Но стоит вынести личность за скобки, уравнение решается само собой.
P. S.
В ответ на некоторые комментарии:
Почему вы тут все считаете, что личностные интересы не стоят того, чтобы их удовлетворять? В предложенном тексте речь не о том, что личность НАДО вынести за скобки. Вовсе не НАДО! Речь о том, чтобы понимать, что происходит, и перестать жаловаться. И если личность уже впуталась, то не дергаться, а внимательно наблюдать, как она получит от этого удовольствие, насладиться вместе с ней, а потом не позволить себе провалиться в разочарование, когда у личности наступит ожидаемый отходняк.
В отыгрывании личностных интересов много вкусного, но в этом же и много горького. Так вот, если хочется личностно-вкусного, то надо спокойно расплачиваться за это личностно-горьким, а не жаловаться на несправедливость, неврозы и прочу хрень. Хочешь — получаешь — платишь.
Невротик — не тот, кто тешит свою личность, а тот, кто не хочет за это платить.
Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ.