Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

Последовательная непоследовательность

Последовательная непоследовательность
Иллюзия душевного постоянства · 25 августа 2010 г.

Признак здорового человека — постоянство в поведении. Его настроение мало зависит от обстоятельств и еще меньше от других людей. Его поведение в различных ситуациях может меняться, но эти перемены происходят по его воле, а не автоматически в ответ на смену обстоятельств. Если он и разыгрывает из себя кого-то, кем не является, то только потому, что такова его сознательная стратегия, а не потому, что боится быть собой. Он всегда остается собой… даже, когда притворяется кем-то другим.

Невротический неуравновешенный человек, с другой стороны, в поведении совершенно непостоянен. Его настроение — как флюгер на ветру. Его поведение — то в жар, то в холод. Любая неудача ввергает его в уныние, любой успех возносит на небеса. В отношениях с другими людьми он мечется между подобострастным дружелюбием и высокомерной неприязнью. Он настолько привыкает к этим метаниям, что совершенно забывает, какой он сам по себе, безотносительно к окружающей обстановке. Он никогда не бывает собой… даже, когда изо всех сил пытается.

При этом, несмотря на свое непостоянство, неуравновешенный человек в своем поведении куда более предсказуем — все его душевные порывы легко просчитываются на несколько ходов вперед. Хотя со стороны и может казаться, что поведение его хаотично, в этом хаосе легко обнаружить систему, и весьма примитивную.

С другой стороны, именно у неуравновешенных людей самые твердые жизненные принципы — они в них нуждаются, как в стабилизирующем факторе. Принципы подменяют им собственное мнение, которого они не имеют, и позволяют хоть как-то упорядочить свое существование. Принципы — это стопка перфокарт с примитивной жизненной программой. И если лишить их этой программы, они впадут в полнейшую прострацию и не смогут сдвинуться с места, поскольку никогда не спрашивали самих себя, чего хотят и куда им двигаться дальше.

И если вам сейчас кажется, что вы-то точно живете осознанно и своим умом, то вы себе сильно льстите — это ваш ум пудрит вам мозги. Может до крайностей оно у вас и не доходит, может, у вас и есть свои собственные ориентиры в этой жизни, но при должном внимании легко будет заметить, что даже в течение одного дня ваше поведение и набор этих самых ориентиров чудесным образом меняются. Утром вам хочется одного, днем другого, вечером — третьего, а уж в понедельник и пятницу вы вообще незнакомые друг другу люди.

Только при взгляде со стороны и на длительном промежутке времени мы можем увидеть какое-то постоянство… припадочное, но все-таки постоянство. Глядя с высокой колокольни, мы обнаружим, что все эти душевные метания представляют собой довольно скудный набор ролей и настроений, сменяющих друг друга сообразно окружающей обстановке.

Постоянство, которое мы наблюдаем в себе в каждый отдельный момент времени, выглядит для нас самих так убедительно только потому, что мы не замечаем смены своих состояний. А когда состояние уже изменилось, все, что было до этого момента, нам кажется лишь сном. Свое текущее состояние мы всегда принимаем за чистую монету и считаем, что мы именно такие, какие и есть сейчас… даже, если час назад мы столь же искренне считали себя совершенно другими.

Но со стороны все эти переключения отчетливо видны, и если вы поспрашиваете своих близких, друзей и коллег о том, какими они вас видят в разное время, то получите очень противоречивое описание вашего поведения. И при всем желании вы не сможете для себя четко определить, где же вы — «настоящий/настоящая». Можете попытаться выбрать для себя наиболее презентабельную личину, но это не будет иметь никакого значения. Роли сменяют друг друга вне вашего сознательного контроля, и как только это в очередной раз произойдет, сделанный ранее выбор утратит для вас всякий смысл.

Состояния сменяют друг друга и каждый раз приносят с собой новую картину мира, новую личность, новые решения, новые цели и идеалы. Не отдавать себе отчета в этих переключениях и не знать в лицо свои обычные состояния — высшая степень психологического невежества. Часто мы помним, что вчера было принято какое-то решение или высказано какое-то мнение, но сегодня уже не понимаем, почему это было именно такое решение и именно такое мнение. Мы видим в этом какую-то непостижимую странность и пожимаем плечами, но ни за что не хотим признавать фрагментарность своей личности.

Желая сохранить иллюзию своей целостности и пытаясь привести все осколки своего сознания к какому-то общему знаменателю, мы путаемся в своих ногах и создаем внутри огромное душевное напряжение. Быть непоследовательным постыдно, поэтому вчерашнее решение, каким бы оно ни было, обязательно нужно отстаивать и сегодня. А если, не дай Бог, между вчерашней и сегодняшней позициями обнаружится противоречие, вас просто перестанут воспринимать всерьез и лишат всяких социальных пряников — что взять с того, у кого семь пятниц на неделе?

Вот и приходится создавать для всех вокруг иллюзию последовательности своих суждений и поступков, тихо про себя чертыхаясь, кто за язык тянул ляпнуть одно, пообещать другое и запланировать третье. А хуже всего, что мы и сами себе не можем ответить, почему так получается — все люди, как люди, а у нас в голове бардак и полная неразбериха. Но, за редким исключением, в чужих головах происходит то же самое — масса противоречий и судорожные попытки предстать в чужих глазах разумным последовательным человеком.

Роли, маски, субличности

Куда копать?

Самая простая ситуация, где мы можем пронаблюдать смену наших душевных состояний, — это контакты и общение с разными людьми. Очень легко заметить, что с родителями у нас включается одно настроение, с начальниками другое, с друзьями — третье. Под каждую категорию социальных контактов у нас есть своя роль.

В самих по себе этих ролях нет ничего плохого, если мы ясно осознаем, что каждый раз по доброй воле выбираем наиболее подходящую модель поведения. Но в жизни, обычно, такой осознанности нет, и роли включаются сами собой. Мы просто обнаруживаем, что в присутствии разных людей ведем себя совершенно по-разному.

В психологической работе это становится большим препятствием, потому что любым внутренним изменениям противодействует мощная сила устоявшихся ролевых игр. Очень трудно менять свое поведение, когда присутствующие вокруг люди постоянно запускают в вас всевозможные автоматические реакции.

Наедине с собой мы можем настроиться на серьезный «взрослый» лад, но стоит в комнату войти жене, матери или кому-то еще из важных людей, вся взрослость мигом улетучивается, и включается обычный режим детского поведения. Не мы выбираем маски, а маски выбирают нас. Пронаблюдать за этим очень легко — попробуйте.

Другая ситуация, где мы легко можем увидеть переключение душевных состояний, — это смена «субличностей». В психологии так называют выраженные и более-менее независимые друг от друга точки зрения, с которых мы привыкли смотреть на свою жизнь.

Например, в каждом из нас есть детская субличность, которая хотела бы, чтобы все в жизни было просто, чтобы не нужно было нести ответственность и как-то напрягаться, чтобы жизнь была игрой безо всяких обязательств. А ей противостоит субличность «взрослого», которая говорит, что надо браться за голову, нести свои обязательства, делать карьеру и т. п. А еще есть в нас позиция морали, которая рассуждает о мире с точки зрения доброго и злого. А еще есть позиция рационалиста, который тоже чего-то хочет. А еще есть внутренний «психолог», который сейчас читает этот текст с умным видом… и так далее, и так далее.

Какого-то общего для всех списка субличностей не существует. Все это деление довольно условное — у кого-то одни позиции выражены, у кого-то другие, и совершенно не важно, какие имена им давать. Нам же интересно то, что переключаясь с одной субличности на другую мы переключаем и всю свою психику в иное состояние.

В гештальт-терапии даже специально выносят субличности вовне, чтобы человек смог с ними со всеми договориться. И когда пациенту предлагается сесть на стул и войти в одну из таких субличностей, он совершенно отчетливо преображается — меняются голос, осанка, лексикон и, конечно же, меняются взгляды и мнения. Затем человек садится на другой стул, и вот опять происходит чудесная трансформация в его поведении и мировоззрении. Очень интересно наблюдать за этими переключениями.

И то же самое происходит с нами в обычной жизни — время от времени мы, сами того не замечая, полностью переключаемся на различные точки зрения и начинаем смотреть на мир другими глазами. Сегодня у нас настроение деловое, и мы смотрим на мир глазами преуспевающего профессионала, а завтра нам нахамили в магазине, и мы проваливаемся в состояние обиженного ребенка и видим мир уже в совершенно иных тонах.

Еще одна область, где наше психологическое состояние отчетливо меняется, это реакция на физическое состояние организма. Когда мы здоровы и бодры, у нас хорошее настроение — мы оптимисты, смело смотрящие в будущее. Когда мы больны или усталы, нас захватывает пессимизм и апатия. Когда мы пьяны в хорошей компании, мы веселы и непосредственны. Когда мы отравились прокисшим супом, нас тошнит ото всякого чужого веселья.

И снова в каждом из состояний мы на время становимся другим человеком, который видит мир по-своему, имеет какие-то свои желания и планы, принимает свои решения и дает свои обещания.

Сколько раз вы зарекались так напиваться? Каждое похмельное утро дается очередное обещание. Но к вечеру похмелье отступает, и вместе с ним отступает и принятое утром решение уйти в завязку. Вы-в-похмелье и вы-на-трезвую-голову — это два различных человека, которые друг с другом совершенно не согласны. И внутри у нас полным-полно подобных противоречий. Сегодня так, завтра — этак. Сегодня я такой, завтра — другой. А как же тогда быть цельным и последовательным?

Ну, и самый важный для нас пример полного переключения душевных состояний — это любимый наш маятник гордости-ничтожества, на котором мы раскачиваемся из стороны в сторону и бросаемся то в жар, то в холод. На полюсе ничтожества нас окутывает депрессняк, сплошной пессимизм и полная утрата смысла жизни. На полюсе гордыни — эйфория от собственной необыкновенности, маниакальный оптимизм и презрительное отрицание всякого смысла.

Именно переключения между гордостью и ничтожеством, между «правильно» и «не правильно», между «хорошо» и «плохо» создают основной пласт психологических проблем. Черная полоса — белая полоса, счастье — несчастье, вверх — вниз… качели раскачиваются, и, оказавшись в крайних точках, мы смотрим на мир глазами то победителя, то проигравшего. На одной стороне мы гордые и успешные, на другой — ничтожные и неудачливые.

А самое страшное то, что мы не видим относительности обоих этих полюсов, и вопреки всякой логике именно здесь настойчивее всего сохраняем последовательность своей позиции. Кто-то из нас прикипает к роли победителя и идет в «новом платье короля» через всю жизнь, а кто-то застревает в роли неудачника и всю жизнь изображает из себя жертву, которой в действительности никогда не был. И даже когда случаются спонтанные переключения, мы отказываемся замечать иллюзорность обоих полюсов и всегда возвращаемся в привычную позицию.

Во всем остальном мы меняемся постоянно! Цельность и последовательность нашей личности — это иллюзия. От одной роли к другой, из одного настроения в другое, вверх–вниз на качелях нашего ума. Колода карт, с расписанными на каждой ролями, и отыскать в этой колоде себя невозможно — нас там просто нет! Это всего лишь роли, которые мы играем, и маски, которые надеваем. Но кто этот «Я», который носит маски?

Не пнешь - не полетит

Просветляющий пендель

Мы есть то, на чем сосредоточено наше внимание. Когда наше внимание поглощено невротическим внутренним диалогом, мы становимся невротиками. Когда мы сосредоточены на мыслях о своих чувствах к другому человеку, мы делаемся влюбленными. Когда фокусируемся на своей неполноценности, мы становимся неполноценными. Когда погружаемся в самолюбование, превращаемся в самовлюбленных ублюдков.

Но стоит дать крепкий подзатыльник, чтобы выбить внимание с насиженного места, и невротик на время перестает быть невротиком, влюбленный исцеляется от своего помешательства, неполноценный становится полноценным, а самовлюбленность лишается всякой почвы. На мгновение человек прозревает, но очень скоро засыпает вновь.

Естественное состояние человеческого внимания — легкое скольжение по всей площади психического пространства с четким ощущением того центра, из которого оно само излучается. Но мы забываем об этом скользящем взгляде и стремимся с головой погрузиться в предмет нашего созерцания. И в этом созерцании мы забываем себя. В этом смысле мы сами выбираем, кем нам быть, в какую из всех возможных иллюзий погрузиться.

Но очень скоро мы забываем о сознательной природе этого выбора и нам начинает казаться, что этот выбор был кем-то совершен за нас. Погрузившись вниманием в чувство неполноценности мы уже не видим, что это только одна из возможных точек зрения, и начинаем верить в то, что мы действительно неполноценны. Нам теперь кажется, что мы обречены, что это судьба-злодейка сделала нас неполноценными, что мы навсегда заперты в собственной некачественности.

Но ведь это мы сами с собой сделали — начали смотреть кино и настолько погрузились в сюжет и сопереживание главному герою, что утратили всякую связь с реальностью. Мы забываем, что реальное существование имеет только проектор с бьющим из него лучом света и тот единственный зритель, ради которого построен весь кинотеатр.

Стоит остановить пленку, и всякая неполноценность тут же развеется, как странный и неприятный сон. Но даже когда такое пробуждение случается, человеку становится слишком неуютно от осознания произошедшего. Очень страшно и больно признавать, что многие годы были потрачены впустую на бессмысленную игру в театре абсурда. Очень трудно смириться с тем, что привычная уже роль несчастного человека была враньем, всего лишь ролью. И даже осознав все это, человек обычно возвращается в уютный мирок своих любимых страданий.

Отказ от иллюзий требует огромного мужества. Перестать быть тем, кем всегда себя мнил и вырваться из своей персональной «Матрицы», ради сомнительной радости проснуться в пустующем кинозале — на это не каждый решится. Но если не так, то почему хотя бы не выбирать для себя фильмы с более интересным сюжетом? Перед нами лежит широчайший выбор ролей и сюжетов, надо лишь осознать механизм, с помощью которого мы себя обманываем.

И весь этот длинный разговор про смену наших состояний нужен был только для того, чтобы сфокусировать внимание на магическом моменте, когда одна пленка сменяет другую. Все чудеса происходят именно здесь. Промежуточное состояние, когда один фильм уже закончился, а другой еще не начался, когда одно душевное состояние развеялось, а другое еще не сформировалось — это трещина между мирами, хакерская лазейка за пределы всяких иллюзий.

Стоит ухватить вниманием этот вечно ускользающий момент, и недалек уже будет тот час, когда «зритель» нащупает в руках пульт управления и сможет выбирать, какой фильм смотреть ему дальше — про свою неполноценность, как обычно, или все-таки что-нибудь новенькое.

А может вообще захочется махнуть рукой на все эти фильмы…


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
Калина
Гость
Калина
18.03.2013 16:01

Интересная и полезная статья. Спасибо! Описанное похоже, как в православии принято говорить, недопущение страстей в сердце. Если этого достичь, это святость (?). А если умудриться пролезть в ту самую лазейку и оставаться там, то это, наверно, состояние бога. Ведь где то, в каких-то, то ли писаниях или преданиях, о людях говориться, что боги вы есть все. В таком состоянии и радости все другие, не такие как у нас. А погружение внимания в чувство неполноценности это дьявольское навождение, за которым безнадега и гибель собственноручная. Такие вот аналогии возникли.

Александрович
Гость
Александрович
20.08.2012 18:04

Регулярные кулачные бои приводят, мне кажется, в то состояние когда мысли улитучиваются и приходит состояние здесь и сейчас. Нет ролей — есть только Я который надеется только на свои силы и следует своим желанием, требованиям !

Оксана
Гость
Оксана
10.07.2012 02:53

А если человек сможет «остановить пленку и проснется в пустующем кинозале», а далее он сможет удерживаться от ролей — что с ним будет?

Как я поняла: здоровые люди тоже играют роли, но они четко осознают, что это все лишь роль — в отличие от невротиков. Это так?

Если человек сам выбирает маски — то он здоровый?

Alla
Гость
Alla
03.11.2011 17:14

Всё правильно,всё так и есть,но зачем париться по поводу непостоянства?Да,я непостоянна.Ну и что?Не вижу проблемы.

Alexander
Гость
Alexander
01.11.2011 15:11

Постоянны — только мертвые smile

виталий
Гость
виталий
06.07.2011 22:07

Когда наше внимание поглощено невротическим внутренним диалогом, мы становимся невротиками. Когда мы сосредоточены на мыслях о своих чувствах к другому человеку, мы делаемся влюбленными. Когда фокусируемся на своей неполноценности, мы становимся неполноценными. Когда погружаемся в самолюбование, превращаемся в самовлюбленных ублюдков.

А когда зациклены на нежелании делать работу становимся лентяями. Так?

Анастасия
Гость
Анастасия
25.11.2010 23:26

Подскажите мне, пожалуйста, если я — это не мои маски, но в то же время я — это мои ощущения, чувства..
тогда можно ли сказать, что я бываю собой, когда общаюсь с людьми так, как я себя ощущаю, когда не скрываю от них своих эмоций?

**очень надеюсь, что понятно то, что я хотела сказать)

Найдёнов Евгений
Гость

А что это такое?

Надо у Сатова спросить wink

Paralon
Гость
Paralon
21.10.2010 14:51

Найдёнов Евгений
«поснимали с себя все маски и достигли просветления….»

А что это такое?

Найдёнов Евгений
Гость

А может вообще захочется махнуть рукой на все эти фильмы. . .

Если бы всё было так просто, давно бы поснимали с себя все маски и достигли просветления.

Ксения
Гость
Ксения
03.10.2010 10:38

Отличная статья!!!Поняла только то .что всегда есть выбор.а воспользоваться этим. дело каждого!!!Спасибо Олег.И очень мне понравилось читать коментарии))Тоже всем спасибо.Удачи!

Водолей
Гость
Водолей
01.10.2010 02:56

Уважаемый Олег! Вашим статьям отдаю свое предпочтение! И соглашаюсь с бОльшей частью того, о чем Вы пишете, лаконично и понятно. Хотела бы пожелать Вам новых открытий, с которыми Вы активно поделитесь с нами. Успехов!

ladybloger
Гость
ladybloger
23.09.2010 09:26

Так и не поняла — последовательный я человек, или нет. smile Но читать было очень интересно!

Ruta
Гость
Ruta
22.09.2010 17:05

Да, получается, что описываемое выходит за пределы психологии, за пределы заявленной темы вашего сайта. И именно поэтому, вероятно, вы об этом не написали.

Но. Разве важны границы и имена, если мы хотим правды о самих себе?

Если получается, что человека приводит к самому себе некий сплав терапевта_(иногда уже хирурга)_психолога_адвайтиста вместе с кундалинистом и подставьтечтохотите. Если получается, что человека надо успокоить первоначально на физическом уровне, потом успокоить его ум, а потом вывести его вне ума. Значит такая наука_техника_регилия_умения… назовем чем угодно должны появиться.

Чтобы мы все стали счастливы. Потому как мы и есть уже это счастье.

Ruta
Гость
Ruta
22.09.2010 16:34

Олег!

Конечно, чтобы прекратить страдать, перестать быть невротиком, нужно отвернуть зрителя от просмотра фильмов к самому себе настоящему.

Человек мнит себя тем или этим, а на самом деле мы все актеры.

Но тогда как посмотреть на себя? Как увидеть момент между фильмами? Трещину?

Есть то, что «глубже» затронутого вами. Почему бы вам не написать и об этом?

Ведь пока это как указание открыть бутылку без выдачи штопора.

Нет доказательства теоремы.

Вы противопоставляете нездорового неосознанного невротика и здорового осознающего знающего.

Но может «здоровый» — «нездоровый» — это тоже образы, того самого, кто настоящий?

Нет ничего плохого в фильмах, ролях, неврозах до тех пор, пока мы осознаем, что видим фильм. То есть дело в осознавании момента идентификации. Увидеть как залипаешь и отлипнуть.

Почему трудно отлипнуть?

Представим, что человек в один момент выключит фильм. Экран погас. КТО Я? Больше не с чем себя сидентифицировать. Ничего нет. Пустота. Чернота.… Далее »»»

maxim
Гость
maxim
22.09.2010 10:51

Хорошо написана статья, видно что разбераетесь в том о чём пишете.

Juliana
Гость
Juliana
18.09.2010 10:21

Просто и доступно описаны самые глубокие эзотерические вещи. С удовольствием ознакомлюсь с сайтом поближе.

Einik
Гость
Einik
15.09.2010 20:19

Кстати, заметил что настроение меняется даже при просмотре кого-нибудь фильма, или музыку когда слушаешь.

Ольга
Гость
Ольга
14.09.2010 11:07

Саморазвитие-чистейший онанизм (не помню кто сказал,но сильно согласна). Мне кажется, когда люди делают что-то подобное с собой,наблюдают переходы, отслеживают состояния пр. на самом деле уходят от решения реальных проблем. Проще искать черную кошку в темной комнате до одури…т.к. никакой кошки там нет,зато можно спокойнехонько отсиживаться на обочине жизни,решая мнимые проблемы.Невозможно что-то реально сделать самому над собой, это обман, что можно выбирать роли. Нельзя! Ну не поможет наблюдение за состояниями остановить в хамстве начальника, а вам чувствовать себя ничтожеством. Поможет только ответить ему адекватно. А подобные занятия онанизмом сильно отвлекают. Извините за прямоту, но я сама была любителем подобных вещей,пока не поняла,что все это фигня.

Елена
Гость
Елена
14.09.2010 10:19

да, действительно, ролей много и чем больше сфер деятельности и направлений в жизни, тем больше и разнообразней эти роли. Иногда происходит перекос в переходе из одной в другую…последствия не всегда правильные…причем понимание этого есть, но решение принять сложно…это, значит, себя обвинить необходимо в каком-то фатальном несоответствии…Я не позволяет или еще что-то… Читаешь статью, вроде, все правильно, а применить не знаешь как…

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием