Синдром упущенных возможностей, пролетевшие годы, пустота и бессмысленность прожитой жизни — при всей драматичности этих переживаний, в них нет ничего такого экзистенциального. И хотя кому-то эти душевные терзания представляются сложными, глубокими и непонятными, здесь все довольно просто. Если человеку кажется, что жизнь прошла мимо него, что время утекло сквозь пальцы, это говорит об одной очень конкретной ошибке, которую он совершил когда-то очень давно.
Исправить эту ошибку задним числом не получится — упущенное упущено окончательно, увы. Однако, если вовремя спохватиться, можно еще успеть изменить свою стратегию и избежать самого отвратительного сценария, когда и вся оставшаяся жизнь точно так же вылетит в трубу.
Чтобы объяснить, в чем тут фокус, есть один очень подходящий пример. Водители его хорошо поймут, остальным же придется напрячь свое воображение и провести какую-то другую более понятную для себя параллель. Возможно, аналогичный эффект можно проследить в путешествиях — в разнице, когда покупаешь готовый тур или же самостоятельно выстраиваешь и реализуешь на практике интересный для себя маршрут. Но я дальше все-таки на автомобильном примере — он очевиднее.
Итак, водители, вспомните свои ощущения, когда едете в незнакомом городе по навигатору. Вы выбрали цель, выбрали из предложенных вариантов конкретный маршрут, трогаетесь с места, включаете любимую музыку и… через некоторое время оказываетесь в точке «Б», не очень понимая, как именно вы там оказались. Всю дорогу вы крутили руль, послушно исполняли команды навигатора и соблюдали ПДД, ни с кем не столкнулись, нигде не накосячили — доехали безо всяких приключений, но совершенно не помните, как именно вы это сделали. Словно бы доехали на автопилоте. Знакомо ведь?
А теперь другая ситуация: у вас в руках не самая актуальная бумажная карта, вам точно так же нужно куда-то доехать в незнакомом городе и рядом нет штурмана, который за вас составит вам маршрут поездки. Если застали еще такие времена или приходилось по каким-то другим причинам включать свой собственный мозг в дороге, продумывать маршрут, отслеживать его на каждом повороте и внимательно следить за дорожными знаками, а не рассчитывать, что навигатор умный и не загонит вас под кирпич. Все своей головой: и выбор точки назначения, и планирование, и реализация. Вот тогда, доехав до места, вы будете помнить весь маршрут, каждую колдобину и каждое решение, которое пришлось принять. Никакого автопилота!
Субъективный эффект наполненности существования или же, наоборот, проживания какого-то жизненного отрезка впустую напрямую зависит от концентрации нашего внимания и необходимости сознательно принимать каждое решение. Чем больше приходится фокусироваться на текущем процессе, чем более осознанно и самостоятельно принимаются решения на каждом повороте, тем ярче ощущение включенности в поток бытия и тем острее проживается дорога, путешествие… Жизнь.
Жизнь — это и есть незнакомый город. Город, который постоянно меняется и перестраивается. Город, которой никогда и ни для кого не будет знакомым. И все-таки мы часто умудряемся прожить свою жизнь «по навигатору» — не принимая своих решений, не выбирая свой путь, не определяя свое направление. Вместо того, чтобы составлять свою собственную карту, мы пользуемся чужими — родительской, общественной и даже «общечеловеческой». Вместо того, чтобы задавать вопросы себе, мы почему-то адресуем их другим — как жить, что делать, к чему стремиться…
Так ли удивительно, что жизнь в итоге проживается «на автопилоте»? Если мне не приходится выбирать, чему учиться, чем зарабатывать, как обустраивать свою жизнь, если на каждом повороте у меня есть готовый ответ и мне не требуется включать собственную голову, если даже цель путешествия за меня определил кто-то другой — чем все это закончится? Очевидно, местом в очереди к психологу с вопросом «Моя жизнь прошла мимо меня, я ничего не сделал, ничего не понял и не вижу никакой перспективы».
А ведь все эти чужие карты, по которым мы ориентируемся, заведомо ошибочные. Родителям кажется, что они должны передать свои взгляды и ориентиры детям, чтобы те не повторяли ненужных ошибок. И оно вроде бы логично — где бы было человечество без передачи жизненного опыта от поколения к поколению? Но где-то все же происходит сбой, и вместо того, чтобы учить жить, родители учат детей следовать карте — а это далеко не одно и то же!
«Делай, как я!» — принцип, который подходит только на самой ранней стадии обучения. И если мы не говорим о работе на конвейерном производстве, где нет никакого простора для фантазии, то рано или поздно нам нужно перейти к другому принципу — «Делай, как ты!» И вот через эту стадию развития проходят не все — очень многие предпочитают продолжать ориентироваться на чужую карту, воспроизводить типовые программы, следовать общепринятым решениям. Так оно, кажется, проще, понятнее и безопаснее — иди себе проторенной дорожкой и ни о чем не беспокойся… можешь вообще выключить сознание и уйти в себя.
А ещё здесь важно понимать, что конформизм и нон-конформизм — это, в сущности, одно и тоже. Согласие следовать общественным стандартам или категоричный протест против всего общепринятого — это два альтернативных маршрута в одном и том же жизненном навигаторе. И тот, и другой путь позволяют не думать своей головой — просто подчиняйся или бунтуй на каждом повороте. А исход одинаков — то же самое ощущение упущенного времени, жизни прожитой впустую, без смысла и толка, потому что…
Потому что жить нужно своей головой! Ваш Кэп. Мы все живем в одном пространстве, но у каждого из нас свой «город» и никто, кроме нас, не начертит его карту. Оно вроде бы и так всем очевидно, но для того, чтобы это перестало быть всего лишь красивой идеей, нужно осознанно пройти один очень важный поворот — нужно сознательно принять решение отказаться от навигатора. Что-то вроде: «Теперь я буду сам разбираться в этой жизни, сам буду выбирать направление и сам выстраивать свой маршрут, сам принимать каждое решение… и даже если кругом полно протоптанных троп, я буду прокладывать свою собственную».