Нет ничего более пошлого, чем многозначительное утверждение о том, что все психологические проблемы родом из детства. Величайшая банальность, которая, к великому сожалению, отражает правду нашей жизни.
Фундамент, который закладывается в первые годы нашей жизни, определяет все наше дальнейшее существование — почему и каким образом мы будем несчастны, куда и зачем мы будем стремиться, на что и с какой целью мы потратим свою жизнь, чтобы потом оглянуться и с прискорбием констатировать — все было напрасно.
Что-то такое с нами в детстве происходит отчего нам потом приходится бежать всю свою жизнь. Как кошка с привязанной к хвосту консервной банкой, мы пытаемся убежать от лязгающей стальными зубами правды. Но чем быстрее мы бежим, тем громче и унизительней грохот у нас за спиной, и тем очевидней тщетность усилий.
И мы прекрасно знаем от чего бежим. То есть, конечно, мы не напрасно надрываемся, и часто нам удается на время избавиться от этого пугающего знания — мы даже можем привести массу аргументов и убедить всех вокруг, что жестяная погремушка на нашем хвосте — это такой эксклюзивный дизайнерский аксессуар, а не насмешка жизни над нашим самомнением.
Но что-то внутри нас непрестанно сохраняет трезвость и не дает забыть о горькой правде слишком уж надолго. Где-то там внутри, не очень-то даже глубоко, мы твердо знаем — кое-что с нами очень не так.
Сейчас, когда мы уже взрослые и самостоятельные люди, нам труднее нащупать это чувство — как равномерный белый шум, который успешно фильтруется нашим слуховым аппаратом, мы целенаправленно учимся выносить неприятное нам осознание куда-то далеко за скобки.
Но в детстве это чувство было воздухом, которым мы дышали, — оно было общим знаменателем всех наших поступков и открытий. Где-то там, в детсадовские и школьные времена, нас постоянно преследовало ощущение, что что-то идет не так — неопределенное, но весьма болезненное, чувство неловкости за самих себя.
Грехопадение, которого мы не совершали, ад, которого не заслужили, расплата за плоды с древа познания, которых мы не вкушали, но впитали вместе молоком матери. И вот мы отравлены, рай для нас закрыт, и с этого дня мы никогда больше не будем по-настоящему удовлетворены. Жажда будет преследовать нас тем более неизбежно и мучительно, чем больше мы ее утолаяем.
Мы пытаемся искупить грех, которого не совершали, вылечить болезнь, которой никогда не болели, отрекаемся от себя, потому что однажды нам со всей ясностью дали понять, что любовь еще нужно заслужить, а факт рождения — это кредит с высокими процентами, который мы должны выплатить по полной, прежде чем нам будет позволено избавиться от рабского ярма и стать счастливыми.
И вот вся наша жизнь превращается в искупление. Мы рождены, мы дышим воздухом, едим, пьем и гадим, и за все это вынуждены оправдываться — доказывать право на свои кубометры воздуха и лелеять надежду, что если будем стараться достаточно хорошо, то получим шанс урвать свою толику любви и простого человеческого счастья.
Но для этого надо не покладая рук работать над собой — ведь справиться с грешной своей природой не так-то просто! Только расслабишься, только отпустишь поводья, чуть отвлечешься — и вот он грех снова на лицо и на лице. А потому расслабляться нельзя, надо себя контролировать, надо сдерживать свою низменную сущность, даже если для этого придется себя оскопить.
Мы ищем счастья в искуплении и преодолении, в победе разума над природой нашей души. Мы верим, что, выжигая каленым железом все недостойное в себе, мы делаемся лучше и тем самым подтверждаем свое право на существование. Мы бунтуем против самих себя, полагая, что таким образом вступаем в схватку со злом, но именно так мы уничтожаем в себе все самое доброе и обрекаем себя на вечное изгнание.
Мы меняем свою свободу и неповторимость, на типовой сертификат качества, подтверждающий наше право жить среди людей и пользоваться благами социального устройства. Велика честь!
Нам кажется, что мы рождены и, значит, обречены. Но так ли оно на самом деле? Ребенок рождается с чистой душой — он не запятнан грехом, не чувствует вины и не испытывает страха перед самим собой.
Грех, вина и страх возникают чуть позже, когда родительское умиление розовым комочком утихает, и место его занимают усталость и затаенное раздражение. Как только маленький человечек встает костью в горле родительского эгоизма, так сразу же и начинается внедрение в податливое еще сознание идеи о добре и зле, грехе и искуплении.
Сильный родитель не нуждается в том, что призывать на свою сторону мораль и божественные законы, когда ребенка нужно познакомить с рамками и правилами в этой жизни. Слабый родитель боится проявлять свою власть, потому что в глубине души не чувствует себя для этого достойным, и потому он перекладывает ответственность за свой эгоистичный произвол на свод моральных ценностей.
Сильный родитель говорит — «Не делай этого, потому что я этого не хочу». Он вожак стаи и имеет право устанавливать свои законы. Слабый родитель говорит — «Не делай этого, потому что это плохо». Он боится проявить свою волю и понести за нее ответственность, поэтому призывает на помощь чужие законы и правила.
Когда ребенок совершает ошибку, сильный родитель дает ребенку понять — «Не смотря ни на что, я тебя люблю, но за то, что ты нарушил мой запрет, будешь наказан». Слабый родитель внушает иное — «Ты поступил плохо, и я обижен на твое непослушание». И именно эта обида становится наказанием, и оно гораздо больнее и деструктивнее, чем формальное лишение сладкого или полчаса в углу. За родительскую безответственность и трусость расплачивается ребенок.
В первом случае ребенок получает обратную связь — поступок и последствия. Ему будет неприятно и неудобно, что мир устроен не совсем так, как того бы хотелось, но душа его не будет ранена. Срок наказания закончится и ничего, кроме небольшой засечки на память не останется. Сделаешь так — останешься без сладкого.
Во втором случае ребенок тоже получает обратную связь, но в той форме, что ранит его в самое больное и уязвимое место. Слабый родитель торгует и манипулирует своей любовью. Будешь хорошо себя вести — буду любить. Будешь непослушным — обижусь и любить не буду. Такой родитель шантажирует ребенка самым для него ценным — любовью, принятием.
И именно отсюда зарождается страх перед темной стороной нашей души. Мы быстро смекаем, что плохие наши качества — те, что так неудобны и не нравятся нашим родителям, — ставят нас на грань выживания. Нам буквально так и кажется, что если мы не изживем в себе это «зло», то погибнем.
И именно так формируется ощущение нашей греховности, которое мы затем несем через всю свою жизнь. Камень на шею нам надевают наши родители, обрекая нас до самой смерти искать прощения за то, в чем мы никогда не были виноваты. Но даже, когда родители давно мертвы и оправдываться больше не перед кем, мы больше уже не можем избавиться от веры в собственную неполноценность и теперь ищем искупления в своих собственных глазах. А потом завершаем цикл — рожаем детей и своими представлениями о должном и низменном рвем на части их душу и заставляем нести через всю жизнь наш собственный крест… в поисках прощения.
Но родители не виноваты. Ответственны, но не виноваты.
Они тоже несут свой крест… как умеют.
А я вот сильно сомневаюсь, что “Ребенок рождается с чистой душой”, правда, доказать/опровергнуть это практически невозможно:) Со многим согласна, но хочу сделать ремарку ( для тех, кто уже посыпает голову пеплом за воспитание несчастных детишек:)) – самый сильный двигатель прогресса – это внутренний дискомфорт.
@Ulibashka
@Лора
@Ольга
И все остальные кто этого не понимает.
Я живой пример, кому отец открыто говорил, что кормит меня лишь для того, чтобы в будушем я кормила его. Он содержал меня до окончания института, как мы и договаривались (точнее как он меня уведомил, а я согласилась). Теперь, когда я работаю, помогаю родителям “копейкой”. Так же на основе договоренности. Я не могу сказать, что меня пугали или разочаровывали эти условия. Я с малых лет уяснила, что есть правила совместной жизни. И если ты хочешь жить “в стае”, нужно вложиться в общий котел. И спасибо отцу, что он меня этому научил.
что то последние статьи Олега я плохо понимаю…
@Виталий
я не зря сделала упор на формулировку.. возможно, Вы правы в своем понимании, просто я бы озвучила это иначе “я этого не хочу, потому что…”, а не “потому что я этого не хочу”.
Счастливыми, наверно, вырастают дети из детдомов. У них сильных родителей было примерно столько же, сколько штатных единиц в их детдоме. Живут себе потом без банок на хвосте..
@Ulibashka
@Лора
@Ольга
это не родительский “волюнтаризм”, наоборот – свобода одного кончается там, где начинается свобода другого…”я хочу/не хочу”, “мне нравиться/не нравиться” – это определение своих границ, это открытость, честность и ответственность…
Социальные вирусы – самостоятельные сущности паразитирующее на человеческом сознании, размножающиеся и эволюционирующие. Вирус тоже борется за свое существование и существование вида, способен на идентификацию себе подобного, объединение и разностороннюю поддержку друг друга. СВ с легкостью управляют как отдельным человеком, так и обширными группами людей. Размножаются пропагандой, воспитанием и др… ;)
Комментарии выше объясняют, почему сильный родитель – сомнительная норма.
Инстинкт на то и инстинкт, чтобы отказываться от своего родительского эгоизма, он сильнее его. «Ты поступил плохо, и я обижен на твое непослушание». Всё выстоено на том, что отсюда следует, что родитель не любит своего ребёнка? А как это отсюда следует? Вы путаете ту вашу “любовь”, к свитеру, с этой. Ту, которая ради того, чтобы согреться, и эту – которая чтобы согреть. И любовь это не то, что показывают, говорят или то дают, то не дают. Это то, что чувствуют. Какой здесь возможен шантаж, если любовь есть и не перестаёт?
Может Вам, Олег, попробовать стать родителем, чтобы иметь право (не моральное, профессиональное) высказываться насчёт детей и их воспитания?
@Ulibashka
@Лора
Это как раз вызовет у ребенка понимание, что можно просто принимать решения, не прикрывая их моралью или еще чем.
Тоже пришла такая мысль. Может быть, просто не совсем развернутая формулировка приводится.. поэтому и смысл искажается, а возможно, разные взгляды на воспитание.
Больше похоже на авторитарный стиль воспитания, что тоже ни к чему хорошему не приводит, либо к бунту ( в лучшем случае), либо к инфантильности. Получается, что «хорошо-плохо» просто заменяется на «я этого хочу – я этого не хочу», а почему и что хочешь ТЫ не обсуждается, ибо я вожак стаи.
Все же авторитетный и авторитарный не одно и то же..
@Ulibashka
Да, верно! Ведь когда ребенок будет учиться жить среди других людей, может оказаться, что там совсем другие правила. Потому что другая стая:)
Слабый родитель – манипулятор, но в социуме манипуляторов больше. Потому еще неизвестно, что полезнее для ребенка.
“Сильный родитель говорит — «Не делай этого, потому что я этого не хочу».
А это не вызовет у ребенка зависимость от родительского “хоу/не хочу” в будущем? И, как следствие, неспособность принимать самостоятельные решения.
А самое ужасное, когда тебе напрямую говорят, что вся жизнь – это раздача долгов, то, что мы всем обязаны и обязаны слушать старших, даже если они не правы, ведь они старшие! Только прикол в том, что мы не виноваты в том, что родились – это проблема наших родителей и они не должны попрекать тем, что “если бы не мы тебя бы вообще не было” – тут сильно мешает “бы”, и когда будут свои дети нельзя ни в коем случае так им говорить во избежании комплекса неполноценностей.
РЭПТ.
Особенно “The Myth of Self-Esteem” (“Миф самооценки”) Альберта Эллиса.
@Bhbyf
ммм… а сильный – это не норма разве? :)
Дьерда, как вариант, избавиться от полярности мышления. Работа с подсознанием и все дела…
Bhbyf, Ну, либо он осознает что делает, либо нет. Есть вариант осознает, но делает “по старому”, но он, в целом мало по воздействию мало чем отличается от варианта “не осознает”…
Правильно ли я поняла, что сильный родитель благоприятнее сказывается на ребёнке, чем слабый? И что нормальных, в смысле тех, что посередине между сильным и слабым – нет?
Как интересно… В основе всей этой массивной ветвистой хрени под названием “комплекс неполноценности” лежит одно ма-а-аленькое заблуждение. О том, что Я делится на хорошее и плохое. Всем нам в детстве скормили это яблоко познания добра и зла.
Вот бы знать, как развеять это заблуждение. Совсем развеять, а не подменить новым поудобнее.
@граммар-наци
“work” имелось ввиду. Всё, теперь точно полетел туда, где русский язык терпит бедствие. Успехов, Олег!
“Камень на шею нам одевают наши родители”
Надевают. Одевать можно только кого-то во что-то.
My wore here is done.
GN.