Пришло время для очередной провокационной темы. Рассуждать о любви с серьезным видом значило бы поддаться всеобщему помешательству на дырке от бублика, поэтому добавим-ка мы в наш разговор немного перца и иронии. Поговорим о любви и попробуем разобраться, что это за хрень такая, и почему от нее столько проблем в жизни.
В свое время подобная тема уже рассматривалась, но там речь шла о дружбе, и вывод был такой: бывает хорошее отношение к человеку, бывает симпатия, бывает уважение, а бывает такая абстрактная и наивно возвышенная категория — «дружба», которая есть ни что иное, как невротическая взаимовыручка двух инфантильностей.
Разумеется, слова можно использовать по-разному, и дружбой можно назвать как раз те самые адекватные отношения, построенные на взаимной симпатии и уважении — тогда спорить будет не о чем. Но если говорить о том, какого типа отношения называют дружбой на практике, то на первое место там обычно выходит именно невротическая зависимость. Так что давайте не будем спорить о смысле слов и попробуем разобраться в сущности интересующего нас вопроса.
Про любовь можно было бы сказать то же самое, что и про дружбу, и это было бы совершенно точно, но если только на этом мы и остановимся, то тема, как говорится, будет не раскрыта. Любовь и вера в нее — явление более сложное, как раз из-за того самого всеобщего помешательства. Про дружбу нам втирают много, но вот любовью прямо-таки промывают мозги. Телевизор, печатные издания, интернет, тусовки и посиделки — везде одни и те же стенания о любви в различных ее формах и позах.
Фактически ситуация такова, что вопрос любви по важности своей равен вопросу о смысле жизни, а для многих — тождественен ему. Прожить жизнь и не любить, прожить жизнь и не быть любимым… это ли не самый страшный кошмар современного человека?
[[Продолжение — любовная лихорадка]]((Верите ли вы в любовь?))
Формула любви
В психологии есть такой принцип: чем больше ожиданий по поводу какого-то события, тем выше вероятность сокрушительного разочарования. Больше ждешь — меньше получаешь, меньше ждешь — больше получаешь. Принцип железобетонный, никаких исключений.
Так получается потому, что реальность непредсказуема и никак не хочет помещаться в прокрустово ложе умственных представлений о том, «как это будет». И чем более навороченные представления о будущем мы строим, тем сложнее реальности в них вписаться, а стало быть и вероятность расшибить лоб в столкновении с суровой правдой жизни выше. И наоборот, чем меньше планов и фантазий, тем скорее реальность окажется краше всяких ожиданий.
Так вот, одна из главных проблем с любовью как раз в том и состоит, что ожидания изначально чертовски велики, ведь, любовь — это же ого-го какая важная штука! Любви ждут всю жизнь, с каждым очередным провалом накручивая на нее все новые и новые ожидания, мол, в следующий-то раз все точно будет как в сказке. Затем случаются новые отношения, и кажется, что вот она — любовь, но проходит время и грубая реальность в очередной раз бьет лопатой по спине.
Умный человек бы оглянулся, сложил бы два плюс два и сделал правильные выводы насчет ошибочности своих ожиданий, но почему-то чаще получается иначе. Чаще все заканчивается обвинениями другого человека в том, что он некачественно любит или плохо справляется со своими обязанностями, — ведь, так куда проще, чем признать свою ответственность за ложные ожидания и необоснованные требования. Проще говоря, ожидания в отношении любви сильно завышены, и нужно с этим что-то делать. Восторженно романтические представления о любви не дают увидеть простоты и естественности этого чувства.
«Чувство любви» — это только фигура речи такая. Никакого чувства любви не существует. А если кто-то твердо верит, что у него внутри есть специальная лампочка, которая загорается, когда симпатия перерастает в любовь, то так ему и надо — с отношениями у таких людей все не очень-то удачно складывается, может, и вымрут когда-нибудь сами собой.
Бывает симпатия, бывает уважение, страсть точно бывает, а никакой любви нет. Любовью у нас называют комплекс более-менее простых душевных переживаний, в основном, невротического характера. «Я помешался, значит, я люблю» — вот современная формула любви.
Любимый свитер
Говорят, что любить нужно уметь, и что не всякий на это чувство способен… Брехня все это! Если не подменять понятия и зрить в корень, то никакой науки не требуется. О неспособности любить больше всего ноют манипуляторы, использующие тему любви, как рычаг психологического воздействия. Любить способны все — это не сложнее, чем дышать. Достаточно лишь внимательно взглянуть на свои житейские симпатии и антипатии, чтобы понять, как легко и непринужденно мы любим свои вещи, и… как совершенно не способны любить даже самых близких людей.
Конечно же, любить неодушевленные предметы проще. Кто бы спорил — с них взятки гладки. От любимого свитера не требуется ответных чувств — он на них не способен, но мы от этого почему-то никак не страдаем. Мы его любим таким, какой он есть, просто уже за то, что он у нас есть, и за то, как в нем тепло и уютно. Но как только речь заходит о любви к человеку, так сразу же начинаются какие-то претензии. Свитер нам за нашу любовь ничего не должен, а человек должен — он же человек, должен понимать! Странная штука в итоге получается — к любимым вещам мы относимся лучше и бережнее, чем к своим близким.
А как мы относимся к недостаткам своих вещей? Мы не злимся и не обижаемся, а любимую одежду занашиваем до дыр и все равно продолжаем ее любить. В отношении неодушевленных предметов гораздо проще ощутить ту самую спокойную и безусловную любовь, которую все тщатся найти в отношениях с человеком. Все мы способны любить, но в самый ответственный момент эта наша способность дает сбой, потому что в других людях мы видим не «вещь в себе», а расходный материал для своего психологического произвола. Нам мало того, чтобы любимый человек был рядом — мы хотим еще, чтобы ради нас он исправил свои недостатки, иначе мы его разлюбим.
Мы хотим, чтобы кто-то извне принял нас со всеми потрохами и дал нам поверить, что мы имеем право на свои кубометры пространства в этой жизни. Мы не любим себя, не умеем сами себя принимать, и поэтому не способны спокойно и целостно принимать другого человека. Наша любовь срабатывает только в простых случаях любви к неодушевленным предметам, где недовольство собой не может быть перенесено на объект нашей любви.
Именно недовольство собой создает недовольство другими людьми. Неспособность признать и принять свои недостатки, как некую данность, не дает нам возможности увидеть эту самую данность в другом человеке. Мы видим недостатки в другом человеке и виним его за них точно так же, как виним себя за свои. А не было бы этой внутренней вины, так и другого человека мы бы воспринимали совершенно иначе — смотрели бы на него точно тем же светящимся взором, которым мы смотрим на любимые вещи.
Любить другого человека можно только примирившись с собой или, хотя бы, не позволяя себе переносить на него свои внутренние проблемы. Никто нам ничего не должен за наше хорошее отношение — это наш выбор, любить или не любить, заботиться или нет, и если это не находит отклика с другой стороны, это еще не повод для обид. Любить или быть любимым — не значит владеть.
В случае любимых вещей все просто — они нам нравятся, и все. Нам не нужно выяснять с ними отношения и требовать каких-то клятв и признаний. Мы рады тому, что они у нас есть, но никак от них не зависим. Мы привязываемся к ним и неизбежно расстраиваемся, когда теряем, но мы не сходим от этого с ума — как бы горько нам ни было, мы живем дальше, обзаводимся другими вещами и с той же искренностью любим теперь их. Мы не сводим весь смысл жизни к своим вещам, и поэтому с их потерей наш мир не раскалывается на части. Случаи откровенной патологии мы не рассматриваем, так что не надо спорить.
В отношении любимых вещей естественным образом сохраняется та самая психологическая дистанция, которую в отношениях с человеком приходится устанавливать сознательно своим волевым усилием. Вещи можно любить, но на них сложно помешаться. А вот в человека мы вляпываемся, втрескиваемся, проваливаемся и растворяемся — и это уже как раз патология.
А как на счет верности? Обязаны ли мы хранить верность одному свитеру и отказывать в любви другим? Мы, конечно, можем сыграть в игру и дать обет верности — износить свитер до последней нитки, прежде чем поменять его на другой. Но есть ли в этом смысл? В чем принципиальное отличие любимого свитера от всех прочих? В том, что в данный момент времени он нам нравится больше всех остальных, и мы к нему возвращаемся раз за разом не потому, что дали обет, а потому что с ним нам лучше, чем с другими. Разве нужны здесь какие-то клятвы и обещания?
И даже если оказывается, что любимых свитера не один и не два, — разве мы должны испытывать по этому поводу какие-то моральные страдания? Никто ведь здесь от нас не требует моногамии, никто нас не упрекает в измене. В одном свитере хорошо на лыжах кататься, в другом телек смотреть зимним вечером. И что теперь, волосы на себе рвать?
Мораль, требующая любить и хранить верность кому-то одному, защищает невроз этого самого «одного». Никакой другой ценности в подобной морали нет. Поймать человека, посадить его на цепь и заставить его себя любить — вот чего хотят поборники супружеской верности. Терять чужую любовь больно лишь только по причине все той же нелюбви к самому себе, и мораль здесь, как всегда, встает на сторону униженных и оскорбленных — защищает слабых и осуждает сильных.
Мы не обязаны хранить верность своим вещам, мы не прибиты к ним гвоздями их требований, но безо всякого внешнего или внутреннего принуждения возвращаемся к ним снова и снова. Мы свободны от них, и потому храним им верность — там где нет цепей, нет и желания их порвать. Настоящая верность — это не моральная категория, а необходимое следствие из принципа удовольствия — мы всегда возвращаемся туда, где нам хорошо, и никакие обеты для этого не нужны. Будет хорошо — будем возвращаться, перестанет быть хорошо — перестанем возвращаться. Нет в природе никакого другого закона «О верности».
Но вот представьте, что у свитера появилась свободная воля и он захотел сменить хозяина под тем предлогом, что в другом месте ему будет лучше. Признайтесь, в душе тут же что-то всполошилось — «Да как он посмел?! Он мой!» Гордыня требует подчинения, ничтожество болезненно переживает удар по самооценке… а, ведь, речь о том же самом праве на свободу, которое мы только что с радостью признали за собой. Объект нашей любви имеет такое же полное право уйти туда, где ему лучше, но готовы ли мы за него, в таком случае, порадоваться и искренне пожелать всего хорошего?
Любимый человек
Если кому-то параллель между любовью к вещам и любовью к человеку кажется неправомочной, тот идет лесом просто не хочет отказываться от своего самообмана. Очень удобно считать, что любовь к человеку — это что-то принципиально иное. Можно столько всего себе нафантазировать, можно с таким удовольствием страдать из-за отсутствия «настоящей любви» в своей жизни, а уж с какой выгодой можно менять свою «настоящую любовь» на всевозможные бытовые услуги и психологические поглаживания!
Если уж говорить о «науке любить» и о том, что настоящая любовь — это нечто более сложное и возвышенное, чем обычная симпатия, то научитесь сначала любить человека хотя бы так же «примитивно», как вы любите свои вещи — безо всяких встречных обязательств, безо всякой зависимости, но с той же самоотдачей и искренней заботой. Получится — вот тогда и приходите порассуждать о природе истинной любви.
А теперь представьте себе, что рядом с вами находится живой симпатичный вам человек, который относится к вам, как к любимому свитеру, в том смысле, который мы только что рассмотрели. Он вас любит спокойно и безо всякого помешательства. Ему хорошо в вашей компании и он ничего не требует взамен. Он бережет ваши отношения и искренне заботится о том, чтобы вам было хорошо, потому что тогда будет хорошо и ему рядом с вами. Не об этом ли празднике жизни вы всегда мечтали?
А способны ли вы любить другого человека вот таким вот образом? Способны ли вы принять человека таким, какой он есть, со всеми его «дырками и потертостями»? Способны ли вы заботиться о другом человеке из соображений здорового эгоизма, не выставляя потом счет за свои услуги?
Способны ли вы любить, сохраняя при этом свою целостность и независимость, не растворяясь в другом человеке? Или, быть может, вы того и ищете — этого самого растворения в друг друге? Может, вы любовью называете утрату личных границ, когда две одинокие и несчастные «половинки» наивно надеются стать единым полноценным целым? Если так, то у вас большие проблемы, которыми вы, однако, можете гордиться. Вся любовная лирика и половина творений мирового искусства созданы такими людьми — с подобной «тонкой» душевной организацией. Гордиться есть чем, но счастья это еще никому не принесло — одни только сладостные страдания.
Никакой границы между простой симпатией и любовью нет — это все сплошные условности. Нет в природе ничего иного, кроме большей или меньшей симпатии одного человека к другому. А та любовь, о которой говорят все вокруг, от обычной симпатии отличается лишь страховочным контрактом на эксклюзивное пользование друг другом. Браки заключаются на небесах, да, но только по небесным законам, а не посредством ЗАГСов, красивых обещаний и договоров на право владения. Симпатия — это и есть «закон Божий», но в нем не расписаны права и обязанности сторон — это уже мухлеж закона человеческого.
Естественная любовь
Нет ничего смешнее признания в любви. Это ж просто обхохочешься! Если в нашей душевной организации не предусмотрено отдельного самостоятельного чувства под названием «Любовь», то что такое видит в себе человек, признающийся в этой самой любви? Следите за руками! Внутри он видит симпатию и навязчивую свою привязанность, вкупе со страхом возможной потери — видит, и делает логическое заключение о том, что все это вместе, наверное, и есть «любовь».
Спросите его, что такое любовь, и он замнется — если хватит честности, он так и скажет, что внятного ответа у него нет. Но он вынужден оперировать этим понятием, потому как от него этого ждут и даже требуют — «Ну, когда он уже объявит о своих чувствах?!» Вот он и объявляет — чтобы не выглядеть идиотом, который единственный не знает, что такое любовь. А на самом-то деле, никто этого не знает! И особенно этого не знают те, кто свято в любовь верят.
И вы ведь тоже думали об этом. Пытались ответить на этот вопрос? А что-нибудь кроме красивых поэтичных формулировок придумали в ответ? А если бы вас спросили, что такое голод, вы бы тоже в поэзию ударились? Нет, голод существует совершенно реально и вы отлично его знаете, поэтому легко его опишете и точно покажете пальцем, где вы его чувствуете. А про любовь вы не знаете ничего — и вовсе не потому, что никогда не были «голодны».
Будучи еще незамутненными детьми вы любили весь мир вокруг, но это никогда не было самостоятельным чувством — вы просто принимали все вокруг, как восхитительную данность, не требующую каких-либо изменений. Но, даже если бы вы тогда знали это слово, вы бы не поняли, что это была любовь, потому что нечего было понимать. Тогда это было вашим естественным способом смотреть на вещи — полное приятие или полное отсутствие неприятия. Как дыхание — вдох-выдох, и никаких иллюзий по поводу того, что вдох лучше выдоха или наоборот.
Любовь это не чувство — это режим восприятия, свойственный здоровому сознанию, и определить его можно только через отрицание, через то, чего в нем нет. Любовь — это восприятие, в котором отсутствует разделение на черное и белое. И это естественное состояние человека, которое, однако, практически у всех нас глубоко нарушено. Мы расколоты на черное и белое внутри и потому уже не способны видеть окружающий мир целостно. Восстановить внутреннюю целостность вполне возможно, но никак не путем игры в невротическую любовь, которая этот самый внутренний раскол только увеличивает.
Так что все слова и признания в любви — это либо ложь, либо невроз, которым почему-то принято гордиться, вместо того, чтобы его лечить. Если и существует в жизни «настоящая любовь», то это естественная любовь — та самая, которую невозможно описать по той же причине, по которой невозможно укусить дырку от бублика. Отсутствие камня в ботинке — это не любовь, это просто отсутствие камня в ботинке.
Поэтому, если до просветления вам еще далеко, не замахивайтесь на святое и не поминайте имя Господа всуе. Чем больше красивых слов, тем больше в них вранья и самообмана. Доверяйте своей чистой симпатии, следуйте ей и не требуйте большего от других людей. Погоня за призраками отнимает все силы и ничего не дает взамен. Остановитесь и оглянитесь — вас окружает прекрасный мир и прекрасные люди.
Иллюстрация: “коза (козёл) на привязи”.
Вот пространство,вот верёвочка – длиииинная такая,а вот собственно-колышек,к которому привязана эта самая верёвочка.
У меня всегда было именно такое представление с разными “колышками”,и чем длиннее позволяли привязать верёвочку,тем меньше хотелось уходить на всю её длину.
Это я к тому,чтобы свитер не занашивать до дыр,можно научиться ходить вовсе без одежды=).
Прошу понять меня правильно, я не против культуры как таковой и не против “игры на нервах” во внешнем мире (эти навыки иногда весьма ценны), я против построения отношений на принципах сентиментальных романов и против использования приемов психологического манипулирования при общении с близкими людьми! Не играйте на нервах близкого человека, если он вам дорог. Ведь боец ОМОНа не применяет на членах собственной семьи свои специальные приемы. надеюсь…
@Анна Ключенкова
А я вообще не считаю это инстинктами. Сомневаюсь, что у первобытных племен были такие неврозы. Театр, поэзия, музыка – чего только не придумало человечество для получения удовольствия от дерганья собственных нервных окончаний (особенно европейская цивилизация с ее сентиментализмом, христианством и проч.). Игра на собственных и чужих нервах – такое особое развлечение цивилизованного человека, видимо от незнания других удовольствий :)) Да пускай, мне не жалко! Для меня лично важно встречать побольше созвучных мне людей, поэтому я постоянный читатель этого сайта))
Социальные инстинкты искажены социальной ерундой? Как понять? Показывют по Анимал Пленет стаю орангутангов – сколько ревности, зависимости, требований верности и прочей ерунды! Причем прямолинейной.
Может не социальной ерундой, а КУЛЬТУРНОЙ? Типа как у Фрейда в “Недовольство культурой”. Но это другой разворот… Через сублимацию. Но определенная психотерапия тогда, тоже, во многом, ПРОСТО СПОСОБ СУБЛИМАЦИИ – словами “любви нет”. Спрашивается, как же мы тогда можем реально сублимировать то, чего реально нет?
Ольга С
Вопрос для меня не в том как преломляется и с чем смешивается само содержание, при приложении к конкретным обстоятельствам, а в существовании и сути феномена. Надеюсь вы понимаете, что инстинкты, начавшие свой путь, когда ваши предки были одноклеточными существами, а по утверждению Фрейда и вовсе неживой материей, не изменит столетие относительного благополучия.
С тем, что проблема в сильном загрязнении нашими представлениями и заморочками, выходящими из реалий жизни и воспитания, спору нет.
Олег Сатов
Мне сложно спорить о соотношении голоса инстинкта и голоса разума, а тем более о содержании инстинктивных чувствований. Потому как у тебя за плечами практика, а я основываюсь на эрудиции и логических построениях.
Единственное, что могу сказать: я уверена что в спектре инстинктов ревность и тоска (по чём-то, по ком-то) занимают далеко не последнее место. Во всяком случае их легко наблюдать.
Моя модель инстинктов относящихся к отношениям МЖ:
симпатия
влечение
ревность
тоска
Причём их можно даже разбить по парам:
симпатия-влечение — однофигстенная позитивная фигня с градацией по интенсивности. Сюда можно записать весь комплекс позитивного: уважение, склонность к проявлению нежности, заботу и т.п.
ревность-тоска — однофигственная негативная, тоже переходящая друг в друга при смене интенсивности и обстоятельств. Сюда весь копмлекс негативного: повышенная обидчивость, тревожность, боязнь потерять.
А вот созвучие, извини конечно, имхо, уже романтика ;)
Извините, Анна, что вмешиваюсь в ваш с Олегом диалог. Так все дело в том, что мы отнюдь не вне благ цивилизации. Наоборот. Потомство не погибнет, даже если от него откажутся оба родителя. Женщина и мужчина способны прокормиться самостоятельно. Страха смерти от голода больше нет. Это другой уровень. Удерживает людей вместе взаимная симпатия и общие интересы. И это здорово – т.к. бесплодные нервные переживания отнимают очень много энергии, которую имеет смысл тратить более продуктивно :))
Анна Ключенкова
Не возражаю против того, что ты говоришь. Если мы уберем все социальные наслоения, человеки, вероятно, все так же будут демонстрировать относительную моногамность, заботу о потомстве и склонность к жизни в стае. Вопрос в другом — каким образом будет происходить эта саморегуляция, каким образом инстинкты будут доносить до сознания свои “пожелания”.
Ты, я так понял, исходишь из идеи, что восхищение, страсть и ревность (любовь, пристрастие, привязанность, страх потери) — это и есть голос инстинктов. А моя идея в том, голос инстинктов настолько загрязнен нашими представлениями о жизни, что мы вообще уже не видим разницы между неврозом и собственной природой. И если мы все-таки отметем все невротическое и уберем романтические представления о любви, то от всего этого бурлящего эмоционального котла останется только одно-два базовых чувства — симпатия, уважение и созвучие. Они тоже в том котле присутствуют и возможно поддерживают бурление, но в процентном соотношении, их там ну очень мало по сравнению с невротическими переживаниями.
Голос инстинктов физиологических и психических приходит в виде очень тонких и простых чувств… там нет никакой ревности, зависимости, требований верности и прочей ерунды — это уже результат социальных искажений.
Олег Сатов
С тем что у преимущественно одноплодных по отношению к большинству многоплодных видов социальные отношения более развиты и сложны, не согласиться нельзя, это научный факт. И то, что инстинкты определят форму и содержание социальных взаимодействий животных — это тоже очевидно.
Но я имела в виду другое.
Цитата из статьи:
Я вполне согласна с утверждением, что именно ожидания большой и светлой любви, её популяризация, предвосхищают и искажают реальные чувства, ложатся слишком большим грузом на отношения многих пар. Но! Я возражаю, когда ты начинаешь утверждать, что любви не существует, мол это только наша человеческая выдумка от наших же неврозов. Привожу в пример животный мир, где повсеместно встречаются проявления любви, которые ты бы назвал невротическими, и, этим самым (сейчас вижу, что так получилось :) ) записываю любовь в инстинкты.
Ты мне сейчас говоришь, что инстинкты у каждого вида животных разные и сила привязанности к партнёру предписывается выживанием вида. Ну дык! Хомосапиенсы, вне благ своей цивилизации, один из самых незащищённых и слабых видов, потомство скудное, для доситижения биологической зрелости требуется целых 12 лет. Нам вообще должно крышу сносить от заботы о семье — читай от привязанности к партнёру, потомству, социальной группе и т.п. Что, собственно, и происходит.
Это справедливо, когда мы понимаем инстинкт, как генетическую информацию, которая при определённом состоянии гормональных и(или) воспринимаемых факторов, воспроизводит определённого вида влечения и ощущения (чувства — все наши восхищение, страсть, ревность и т.п.), мотивируя животное к дейтсвиям.
Я очень ценю сексуальую сторону отношений. Дело не в этом))) Я вот тут подумала, что все те “закидоны”, о которых говориться в статье более свойственны женщинам нежели мужчинам. Причина – неуверенность в себе. У женщин это чувство прямо-таки культивируется с детства, разве не так? У мужчин встречается реже, т.к. из мужчины все-таки как-то стараются воспитать уверенного в себе человека. Помню, после школы была на консультации у психолога по поводу профориентации. Много всяких тестов было. Но один примечательный – рисовала какие-то картинки, в результате был построен график, на основе которого психолог сделал вывод: “Вы слишком уверены в себе. Для девушки это нехорошо”(!!!)
Вот люди говорят — «…Как раз примеры в среде животных легко объясняются эволюционной теорией — животные всегда эгоистичны по отношению к своему геному. Самку и детей самцы защищают тогда, когда совокупная репродуктивная ценность (для самца) его потомства выше, чем его самого. На эту тему есть отличные книги “Эгоистичный ген” Доккинза и “Моральное животное” Грина…» — сам не читал, но, видимо, стоит ознакомиться.
Олег Сатов
отдельное спасибо именно за эту статью,Олег. Со свитером-в цель!про верность свитеру-благодарность от меня)))
ну ващето разговор – типа обсуждение наукообразной статьи…
Да, кстати по фильму, Форест – единственный кто любил на деле. Хотя он был дебилом, но в итоге все циники, нигилисты, практики к нему пришли. А мы интуитивно переживаем только за него.
@Екатерина
все, что совпадает с моим мнением – нравится, что не совпадант – бред…получается, что бред – все, что шире/глубже моих “узких” взглядов…так не расширить свои горизонты, можно только окончательно закостенеть
спорить о любви – все равно, что о вере в бога, бесмысленно пытаться перетащить в свои ряды оппонента…нужна тебе вера в бога, в любовь – верь, нужны костыли – пользуйся…но можно попробовать и собственными ногами…беги, Форест
А что, груз совсем паршивый? :)) Если не паршивый, то может ему ДАВАТЬ (я о сексе) гораздо чаще, он и подуспокоится и сразу сильно полегчает. Женщины часто путают простую мужскую “стоячку” с этическим “маньячеством”. И много, надо сказать, на этом теряют как в плотском, так и в этическом.
@Gata
Да, ну нет, что Вы! Такое нести! Я имела в виду, что с тех пор как я поняла всю тяжесть груза – нести его больше не хочется)))
А целовать мы хотим именно тех, кого любим, тоже из-за собственных внутренних противоречий? Я не хочу целовать, обнимать (просто из нежности) всех людей, какими бы они ни были прекрасными, и свой любимый свитер я не целую…
+1! Любовь волшебна как причина и потому мы готовы пожертвовать ради нее кое-чем, поставить на нее… Выиграешь ли ты это ПАРИ или нет, вопрос несущественный, потому что, по сути, всегда выигрываешь…
Олег же, отождествив половую любовь и любовь к вещам, видимо (?), предлагает нам мыслить и чувствовать как Акакий Акакиевич из гоголевской “Шинели”. Его право.
Статья — бред. Хотя остальные вещи мне очень понравились. Если любовь — это всего лишь наша собственная личностная прихоть и большой самообман, идущий от комплекса внутренней неполноценности, то, скажите, что это за ощущения полного счастья, безмятежности, расправленных крыльев, ощущение, что идущий рядом человек появился от тебя, из тебя, что ваши ноги переплелись, что вы шагаете вместе, в такт друг другу, что вы знаете друг о друге всё и при этом молчите 2 часа. Это не любовь? Так любят вещи?