Пришло время для очередной провокационной темы. Рассуждать о любви с серьезным видом значило бы поддаться всеобщему помешательству на дырке от бублика, поэтому добавим-ка мы в наш разговор немного перца и иронии. Поговорим о любви и попробуем разобраться, что это за хрень такая, и почему от нее столько проблем в жизни.
В свое время подобная тема уже рассматривалась, но там речь шла о дружбе, и вывод был такой: бывает хорошее отношение к человеку, бывает симпатия, бывает уважение, а бывает такая абстрактная и наивно возвышенная категория — «дружба», которая есть ни что иное, как невротическая взаимовыручка двух инфантильностей.
Разумеется, слова можно использовать по-разному, и дружбой можно назвать как раз те самые адекватные отношения, построенные на взаимной симпатии и уважении — тогда спорить будет не о чем. Но если говорить о том, какого типа отношения называют дружбой на практике, то на первое место там обычно выходит именно невротическая зависимость. Так что давайте не будем спорить о смысле слов и попробуем разобраться в сущности интересующего нас вопроса.
Про любовь можно было бы сказать то же самое, что и про дружбу, и это было бы совершенно точно, но если только на этом мы и остановимся, то тема, как говорится, будет не раскрыта. Любовь и вера в нее — явление более сложное, как раз из-за того самого всеобщего помешательства. Про дружбу нам втирают много, но вот любовью прямо-таки промывают мозги. Телевизор, печатные издания, интернет, тусовки и посиделки — везде одни и те же стенания о любви в различных ее формах и позах.
Фактически ситуация такова, что вопрос любви по важности своей равен вопросу о смысле жизни, а для многих — тождественен ему. Прожить жизнь и не любить, прожить жизнь и не быть любимым… это ли не самый страшный кошмар современного человека?
[[Продолжение — любовная лихорадка]]((Верите ли вы в любовь?))
Формула любви
В психологии есть такой принцип: чем больше ожиданий по поводу какого-то события, тем выше вероятность сокрушительного разочарования. Больше ждешь — меньше получаешь, меньше ждешь — больше получаешь. Принцип железобетонный, никаких исключений.
Так получается потому, что реальность непредсказуема и никак не хочет помещаться в прокрустово ложе умственных представлений о том, «как это будет». И чем более навороченные представления о будущем мы строим, тем сложнее реальности в них вписаться, а стало быть и вероятность расшибить лоб в столкновении с суровой правдой жизни выше. И наоборот, чем меньше планов и фантазий, тем скорее реальность окажется краше всяких ожиданий.
Так вот, одна из главных проблем с любовью как раз в том и состоит, что ожидания изначально чертовски велики, ведь, любовь — это же ого-го какая важная штука! Любви ждут всю жизнь, с каждым очередным провалом накручивая на нее все новые и новые ожидания, мол, в следующий-то раз все точно будет как в сказке. Затем случаются новые отношения, и кажется, что вот она — любовь, но проходит время и грубая реальность в очередной раз бьет лопатой по спине.
Умный человек бы оглянулся, сложил бы два плюс два и сделал правильные выводы насчет ошибочности своих ожиданий, но почему-то чаще получается иначе. Чаще все заканчивается обвинениями другого человека в том, что он некачественно любит или плохо справляется со своими обязанностями, — ведь, так куда проще, чем признать свою ответственность за ложные ожидания и необоснованные требования. Проще говоря, ожидания в отношении любви сильно завышены, и нужно с этим что-то делать. Восторженно романтические представления о любви не дают увидеть простоты и естественности этого чувства.
«Чувство любви» — это только фигура речи такая. Никакого чувства любви не существует. А если кто-то твердо верит, что у него внутри есть специальная лампочка, которая загорается, когда симпатия перерастает в любовь, то так ему и надо — с отношениями у таких людей все не очень-то удачно складывается, может, и вымрут когда-нибудь сами собой.
Бывает симпатия, бывает уважение, страсть точно бывает, а никакой любви нет. Любовью у нас называют комплекс более-менее простых душевных переживаний, в основном, невротического характера. «Я помешался, значит, я люблю» — вот современная формула любви.
Любимый свитер
Говорят, что любить нужно уметь, и что не всякий на это чувство способен… Брехня все это! Если не подменять понятия и зрить в корень, то никакой науки не требуется. О неспособности любить больше всего ноют манипуляторы, использующие тему любви, как рычаг психологического воздействия. Любить способны все — это не сложнее, чем дышать. Достаточно лишь внимательно взглянуть на свои житейские симпатии и антипатии, чтобы понять, как легко и непринужденно мы любим свои вещи, и… как совершенно не способны любить даже самых близких людей.
Конечно же, любить неодушевленные предметы проще. Кто бы спорил — с них взятки гладки. От любимого свитера не требуется ответных чувств — он на них не способен, но мы от этого почему-то никак не страдаем. Мы его любим таким, какой он есть, просто уже за то, что он у нас есть, и за то, как в нем тепло и уютно. Но как только речь заходит о любви к человеку, так сразу же начинаются какие-то претензии. Свитер нам за нашу любовь ничего не должен, а человек должен — он же человек, должен понимать! Странная штука в итоге получается — к любимым вещам мы относимся лучше и бережнее, чем к своим близким.
А как мы относимся к недостаткам своих вещей? Мы не злимся и не обижаемся, а любимую одежду занашиваем до дыр и все равно продолжаем ее любить. В отношении неодушевленных предметов гораздо проще ощутить ту самую спокойную и безусловную любовь, которую все тщатся найти в отношениях с человеком. Все мы способны любить, но в самый ответственный момент эта наша способность дает сбой, потому что в других людях мы видим не «вещь в себе», а расходный материал для своего психологического произвола. Нам мало того, чтобы любимый человек был рядом — мы хотим еще, чтобы ради нас он исправил свои недостатки, иначе мы его разлюбим.
Мы хотим, чтобы кто-то извне принял нас со всеми потрохами и дал нам поверить, что мы имеем право на свои кубометры пространства в этой жизни. Мы не любим себя, не умеем сами себя принимать, и поэтому не способны спокойно и целостно принимать другого человека. Наша любовь срабатывает только в простых случаях любви к неодушевленным предметам, где недовольство собой не может быть перенесено на объект нашей любви.
Именно недовольство собой создает недовольство другими людьми. Неспособность признать и принять свои недостатки, как некую данность, не дает нам возможности увидеть эту самую данность в другом человеке. Мы видим недостатки в другом человеке и виним его за них точно так же, как виним себя за свои. А не было бы этой внутренней вины, так и другого человека мы бы воспринимали совершенно иначе — смотрели бы на него точно тем же светящимся взором, которым мы смотрим на любимые вещи.
Любить другого человека можно только примирившись с собой или, хотя бы, не позволяя себе переносить на него свои внутренние проблемы. Никто нам ничего не должен за наше хорошее отношение — это наш выбор, любить или не любить, заботиться или нет, и если это не находит отклика с другой стороны, это еще не повод для обид. Любить или быть любимым — не значит владеть.
В случае любимых вещей все просто — они нам нравятся, и все. Нам не нужно выяснять с ними отношения и требовать каких-то клятв и признаний. Мы рады тому, что они у нас есть, но никак от них не зависим. Мы привязываемся к ним и неизбежно расстраиваемся, когда теряем, но мы не сходим от этого с ума — как бы горько нам ни было, мы живем дальше, обзаводимся другими вещами и с той же искренностью любим теперь их. Мы не сводим весь смысл жизни к своим вещам, и поэтому с их потерей наш мир не раскалывается на части. Случаи откровенной патологии мы не рассматриваем, так что не надо спорить.
В отношении любимых вещей естественным образом сохраняется та самая психологическая дистанция, которую в отношениях с человеком приходится устанавливать сознательно своим волевым усилием. Вещи можно любить, но на них сложно помешаться. А вот в человека мы вляпываемся, втрескиваемся, проваливаемся и растворяемся — и это уже как раз патология.
А как на счет верности? Обязаны ли мы хранить верность одному свитеру и отказывать в любви другим? Мы, конечно, можем сыграть в игру и дать обет верности — износить свитер до последней нитки, прежде чем поменять его на другой. Но есть ли в этом смысл? В чем принципиальное отличие любимого свитера от всех прочих? В том, что в данный момент времени он нам нравится больше всех остальных, и мы к нему возвращаемся раз за разом не потому, что дали обет, а потому что с ним нам лучше, чем с другими. Разве нужны здесь какие-то клятвы и обещания?
И даже если оказывается, что любимых свитера не один и не два, — разве мы должны испытывать по этому поводу какие-то моральные страдания? Никто ведь здесь от нас не требует моногамии, никто нас не упрекает в измене. В одном свитере хорошо на лыжах кататься, в другом телек смотреть зимним вечером. И что теперь, волосы на себе рвать?
Мораль, требующая любить и хранить верность кому-то одному, защищает невроз этого самого «одного». Никакой другой ценности в подобной морали нет. Поймать человека, посадить его на цепь и заставить его себя любить — вот чего хотят поборники супружеской верности. Терять чужую любовь больно лишь только по причине все той же нелюбви к самому себе, и мораль здесь, как всегда, встает на сторону униженных и оскорбленных — защищает слабых и осуждает сильных.
Мы не обязаны хранить верность своим вещам, мы не прибиты к ним гвоздями их требований, но безо всякого внешнего или внутреннего принуждения возвращаемся к ним снова и снова. Мы свободны от них, и потому храним им верность — там где нет цепей, нет и желания их порвать. Настоящая верность — это не моральная категория, а необходимое следствие из принципа удовольствия — мы всегда возвращаемся туда, где нам хорошо, и никакие обеты для этого не нужны. Будет хорошо — будем возвращаться, перестанет быть хорошо — перестанем возвращаться. Нет в природе никакого другого закона «О верности».
Но вот представьте, что у свитера появилась свободная воля и он захотел сменить хозяина под тем предлогом, что в другом месте ему будет лучше. Признайтесь, в душе тут же что-то всполошилось — «Да как он посмел?! Он мой!» Гордыня требует подчинения, ничтожество болезненно переживает удар по самооценке… а, ведь, речь о том же самом праве на свободу, которое мы только что с радостью признали за собой. Объект нашей любви имеет такое же полное право уйти туда, где ему лучше, но готовы ли мы за него, в таком случае, порадоваться и искренне пожелать всего хорошего?
Любимый человек
Если кому-то параллель между любовью к вещам и любовью к человеку кажется неправомочной, тот идет лесом просто не хочет отказываться от своего самообмана. Очень удобно считать, что любовь к человеку — это что-то принципиально иное. Можно столько всего себе нафантазировать, можно с таким удовольствием страдать из-за отсутствия «настоящей любви» в своей жизни, а уж с какой выгодой можно менять свою «настоящую любовь» на всевозможные бытовые услуги и психологические поглаживания!
Если уж говорить о «науке любить» и о том, что настоящая любовь — это нечто более сложное и возвышенное, чем обычная симпатия, то научитесь сначала любить человека хотя бы так же «примитивно», как вы любите свои вещи — безо всяких встречных обязательств, безо всякой зависимости, но с той же самоотдачей и искренней заботой. Получится — вот тогда и приходите порассуждать о природе истинной любви.
А теперь представьте себе, что рядом с вами находится живой симпатичный вам человек, который относится к вам, как к любимому свитеру, в том смысле, который мы только что рассмотрели. Он вас любит спокойно и безо всякого помешательства. Ему хорошо в вашей компании и он ничего не требует взамен. Он бережет ваши отношения и искренне заботится о том, чтобы вам было хорошо, потому что тогда будет хорошо и ему рядом с вами. Не об этом ли празднике жизни вы всегда мечтали?
А способны ли вы любить другого человека вот таким вот образом? Способны ли вы принять человека таким, какой он есть, со всеми его «дырками и потертостями»? Способны ли вы заботиться о другом человеке из соображений здорового эгоизма, не выставляя потом счет за свои услуги?
Способны ли вы любить, сохраняя при этом свою целостность и независимость, не растворяясь в другом человеке? Или, быть может, вы того и ищете — этого самого растворения в друг друге? Может, вы любовью называете утрату личных границ, когда две одинокие и несчастные «половинки» наивно надеются стать единым полноценным целым? Если так, то у вас большие проблемы, которыми вы, однако, можете гордиться. Вся любовная лирика и половина творений мирового искусства созданы такими людьми — с подобной «тонкой» душевной организацией. Гордиться есть чем, но счастья это еще никому не принесло — одни только сладостные страдания.
Никакой границы между простой симпатией и любовью нет — это все сплошные условности. Нет в природе ничего иного, кроме большей или меньшей симпатии одного человека к другому. А та любовь, о которой говорят все вокруг, от обычной симпатии отличается лишь страховочным контрактом на эксклюзивное пользование друг другом. Браки заключаются на небесах, да, но только по небесным законам, а не посредством ЗАГСов, красивых обещаний и договоров на право владения. Симпатия — это и есть «закон Божий», но в нем не расписаны права и обязанности сторон — это уже мухлеж закона человеческого.
Естественная любовь
Нет ничего смешнее признания в любви. Это ж просто обхохочешься! Если в нашей душевной организации не предусмотрено отдельного самостоятельного чувства под названием «Любовь», то что такое видит в себе человек, признающийся в этой самой любви? Следите за руками! Внутри он видит симпатию и навязчивую свою привязанность, вкупе со страхом возможной потери — видит, и делает логическое заключение о том, что все это вместе, наверное, и есть «любовь».
Спросите его, что такое любовь, и он замнется — если хватит честности, он так и скажет, что внятного ответа у него нет. Но он вынужден оперировать этим понятием, потому как от него этого ждут и даже требуют — «Ну, когда он уже объявит о своих чувствах?!» Вот он и объявляет — чтобы не выглядеть идиотом, который единственный не знает, что такое любовь. А на самом-то деле, никто этого не знает! И особенно этого не знают те, кто свято в любовь верят.
И вы ведь тоже думали об этом. Пытались ответить на этот вопрос? А что-нибудь кроме красивых поэтичных формулировок придумали в ответ? А если бы вас спросили, что такое голод, вы бы тоже в поэзию ударились? Нет, голод существует совершенно реально и вы отлично его знаете, поэтому легко его опишете и точно покажете пальцем, где вы его чувствуете. А про любовь вы не знаете ничего — и вовсе не потому, что никогда не были «голодны».
Будучи еще незамутненными детьми вы любили весь мир вокруг, но это никогда не было самостоятельным чувством — вы просто принимали все вокруг, как восхитительную данность, не требующую каких-либо изменений. Но, даже если бы вы тогда знали это слово, вы бы не поняли, что это была любовь, потому что нечего было понимать. Тогда это было вашим естественным способом смотреть на вещи — полное приятие или полное отсутствие неприятия. Как дыхание — вдох-выдох, и никаких иллюзий по поводу того, что вдох лучше выдоха или наоборот.
Любовь это не чувство — это режим восприятия, свойственный здоровому сознанию, и определить его можно только через отрицание, через то, чего в нем нет. Любовь — это восприятие, в котором отсутствует разделение на черное и белое. И это естественное состояние человека, которое, однако, практически у всех нас глубоко нарушено. Мы расколоты на черное и белое внутри и потому уже не способны видеть окружающий мир целостно. Восстановить внутреннюю целостность вполне возможно, но никак не путем игры в невротическую любовь, которая этот самый внутренний раскол только увеличивает.
Так что все слова и признания в любви — это либо ложь, либо невроз, которым почему-то принято гордиться, вместо того, чтобы его лечить. Если и существует в жизни «настоящая любовь», то это естественная любовь — та самая, которую невозможно описать по той же причине, по которой невозможно укусить дырку от бублика. Отсутствие камня в ботинке — это не любовь, это просто отсутствие камня в ботинке.
Поэтому, если до просветления вам еще далеко, не замахивайтесь на святое и не поминайте имя Господа всуе. Чем больше красивых слов, тем больше в них вранья и самообмана. Доверяйте своей чистой симпатии, следуйте ей и не требуйте большего от других людей. Погоня за призраками отнимает все силы и ничего не дает взамен. Остановитесь и оглянитесь — вас окружает прекрасный мир и прекрасные люди.
Про животных очень интересно. У людей человек может пойти на смерть ради партнера, если его эго ассоциирует себя с этим партнером (если не драматизировать про неземную любовь). Среди животных известны случаи, когда после смерти одного из двух животных, долго живущих под одной крышей, второе животное переставало есть и тем самым обрекало себя на смерть вслед за первым. Учитывая, что эго у животных нет, а депрессия и другие “очеловеченные” чувства тоже весьма под сомнением, то что это?
отличная статья. пошлю ссылку жене и любовнице.
Анна Симакова
Норма, я имею ввиду не статистическая норма, а естественная. Любое явление или характеристика в каком-то диапазоне, для конкретной ситуации будет нормой, а выходя за этот диапазон станет паталогией.
Пищеварение. Морально ужасная штука: поедать вокруг себя растения и животных, чтобы за их счёт поддерживать свою бренную тушку :) Это ведь буквально эталон злодеяния :) Статистическое распространение просто удручающее. Злоупотребить можно безгранично. Тем не менее, кушать — это норма. Про паталогии, думаю, можно не рассказывать, и так ясно, что бывают и распространены.
В архетипах совсем не разбираюсь :)
Так всё логично обосновано – не подкопаешься. И я то с вами согласна, но как-то всё как в Теории Ницше – бездушно-бездушно, аж пусто.
А вообще, к любви каждый психотип относится по-разному. Гипертимы – с глаз долой из сердца вон. Эпилептоиды – очень привязчивые, скорее всего самый верный психотип, и расставание переживают болезненно, но все-таки переживают. Паранойальный тип – это “молилась ли ты на ночь Дездемона”. Есть и другие психотипы, менее агрессивные, более чувствительные, так у тех может дойти до суицида. Но ваша статья – это призыв всех психотипов пользоваться разумом. Я бы остановилась на той Вашей статье, где Вы пишете про дистанцию и бережное отношение друг к другу. А эту (простите) можно было бы и не писать.
Вопрос: Для чего или зачем?
А как?
Ну да все логично. В большой статье легко прятать противоречия. С одной стороны. «Чувство любви» — это только фигура речи такая, но «Любовь как режим восприятия» – это уже «истина», хотя по сути такая же фигура речи.
Если для меня Любовь – важная штука, то мне совершенно пофиг неубедительны измышления досужих психологов и биохимиков о природе этого чувства. В моей реальности Любовь это очень важно. И это чувство, а не режим восприятия. Если уж зашла речь, то восприятие – это действие с вектором направленным внутрь меня. А Любовь имеет противоположный вектор.
Зачем приводить цитату : «Браки совершаются на небесах» в подтверждение совершенно противоположного по смыслу измышления. Похоже Вы еще сами не до конца разобрались с вопросом, отсюда и легкое подманипулирование. Ну да кто без греха.
И что же такого смешного в признании в любви, если это естественно? Другое дело, что мы боимся выразить свою любовь словом, но это лечится. Помнится, кто-то сказал: «В начале было слово». Выражение себя через слово, это про нас, про людей. Конечно, можно придумать себе некий «режим восприятия» и не париться. Я все вокруг люблю по умолчанию, чего зря болтать. Такие доводы характерны для закомплексованных людей. Похоже, от них Вы услышите еще немало одобрительных возгласов.
Но при всем при этом, много действительно мудрых слов. Еще бы отделить зерна от плевел.
Олег, отличная статья! Низкий тебе поклон и уважуха )))
ну, если нормой считать частоту распространения, то это норма :)
я рассматриваю их как патологию исключительно с психологической точки зрения, со стороны гармоничности и здоровости психики человека.
кстати,
существует такой архетип матери, думаю, он очень связан с темой любви…
Дмитрий Стальнов
Людям ничто не мешает наслаждаться произведениями искусства, сюжет которых они считают фантастичным, а центральную идею наивной. Так что по этому поводу будь спокоен ;)
Анна Симакова
Симбиоз и паразитизм не паталогия, а норма. Негативный оттенок эти слова приобретают, если рассматривать их не с точки зрения явлений, а с точки зрения морали.
Дмитрий Стальнов
Если уж придираться к терминам, то паразитизм – это как раз такие отношения, которые выгодны только одному и не только не выгодны, но даже вредны другому.
Чем выгоден ленточный червь корове?
Хотя у людей конечно немного сложнее :)
Олег, статья получилась отличная. Поэтому вопрос такой: как Вы пишете статьи? Как у Вас получается так четко выразить мысли, изложить суть дела? Есть ли у Вас какие-то секреты или правила написания статей? Было бы очень интересно заклянуть краем глаза на Вашу “кухню”.
Если два человека находятся в отношениях значит есть выгода для обоих… Просто одному выгодно по каким то причинам строить из себя жертву. Все ведь эгоисты :)
Для меня понятия симбиоза и паразитизма одинаково патологические, с той лишь разницей, что при симбиотических отношениях выгода обоюдна но находится на более глубинном эмоциональном иили бессознательном уровне, а при паразитизме – выгода однобока. Я довольно часто встречаю как один так и другой тип отношений среди человеков.
В статье Олега есть то самое словосочетание, которое мне понятно и нравится – это безусловная любовь…
Интересно, а способен ли “разумный эгоист” на “безусловную любовь”? ;)
Олег, спасибо за статью.
А как же теперь наслаждаться творениями “искусства” или ходить на мелодрамы в кино? :)
Получается так, что если вести себя свободно и независимо, не заморачиваться на все эти чувства, “вздохи и ахи”, то в глазах окружающих это выглядит очень эгоистично и жестоко. Что ты думаешь о сочувствии?
У меня нет слов… Жестокая статья и одновременно прекрасная…
Я считаю, проблема как раз в самосознании и «экономической» черте человеческого мышления.
Человеки вроде и чувствуют что способны любить по своей природе. Но гордыня и выгода им этого не позволяют. Я помню, моя мама совершенно удивилась наблюдая всё лето в деревне один из примеров дружбы животных: «это ж надо, животные, а что-то понимают!». Фигня в том, что вот они, как раз, ничего не понимают. Вернее они не понимают это в таком смысле, в каком понимает на уровне подкорки человек.
Когда животное заботится о своём партнёре или друге, оно делает это очень самоотверженно и с душой. Мы, люди, не сможем заботиться о друг друге так же. Потому что мы заботимся, а в уме тут же держим, какую выгоду мы из этого получаем. Мы заботимся, но чувствуем, в большинстве, лишь свои реакции и желания, а не реакции того, о ком мы заботимся. Забота для нас инструмент, которым мы изменяем предмет для себя. Только так мы можем это делать. Не исключено, что этом виновато воспитание, а может быть неизбежность по имени Эго. :)
И даже там, где наш эгоизм вроде бы дует в одну дудку с природой, тут же преграждает путь гордыня. Факт в том, что многие, очень многие люди, на уровне подкорки не верят в то, что другой человек способен что-то чувствовать. Все окружающие видятся внешними=неодушевлёнными предметами. Т.е. сам для себя человек — эпицентр и единственный источник всего душевного и чувсвтвуюшего. А остальное, идущее от мира, ощущается как отражение себя самого. Именно так, как моя мама удивилась, глядя на собаку, мы все на самом деле удивляемся, глядя на другого человека. Мы отказываем людям в способности чувствовать и «понимать», потому что это тут же опровергнет всю систему нашего догматичного эгоцентризма. Допусти, что другой человек способен на любовь, и тут же треснет вся несущая конструкция Я. Даже те, кто предъявляют самые романтически жёсткие претензии на чью-либо любовь, обманывают себя лишь в том, что ни в жисть не смогут различить и воспринять эту любовь.
В чём ошибаются книги и фильмы, так это приписывая всем врождённую и существенную способность к эмпатии.
Олег Сатов
Когда я вижу два кирпича, я говорю про это: «два кирпича», и если не пытаться софистически влезть в суть двух кирпичей, не окажусь неправой :)
Анна Симакова
Я думаю, это эволюционные механизмы. Какие-то животные при всех характеристиках своего вида и особенностях изменчивой окружающей среды, выживали благодаря моногамии, какие-то виды, благодаря полигамии. Моногамия и ценность одного партнёра могла вызываться не комплексом инстинктивных реакций, а самими реалиями существования, например какому-то виду не хватало времени жизни, чтобы закатить второй брачный сезон, или их в ареале обитания особей противоположного пола было настолько мало, что каждая на вес золота. Виды эволюционировали. В генетической памяти большинства осталось и первое и второе. Но в целом и общем, простите мой французский :), какой-то архетип любви и дружбы должен существовать. С дружбой, пожалуй, ещё проще чем с любовью. Существует биологический аналог дружбы — симбиоз организмов. Полагаю, и на более высоких уровнях организации, понятие симбиоза близко каждому живому существу. Равно как и понятие паразитизма :)
Как аццкий пессимист, скажу, что для вида хомосапиенсов, по иронии эволюции, паразитизм, наверное, оказался более определяющей составляющей феноменов любви и дружбы, чем симбиотичность.
Примеры разнообразных отношений между животными могут быть хорошим объяснением разнообразия человеческих отношений… И среди людей существуют лебеди… аисты и кукушки :)
Вот действительно интересно насколько у животных это заложено генетически (ли?) а у человека социально (ли?)?
Как всегда, звучит провокационно. Но по сути согласна, сама пришла к примерно такому же выводу. Но как в любом исследовании, прежде чем писать о предмете, неплохо бы разобраться в понятиях. Вы сначала говорите о том, что чувства любви нет, а потом везде употребляете “любит”, “любимые” и т.п. Думаю, проще не отрицать саму любовь (можно рассматривать ее как одну из степеней симпатии), а привнести в ее понимание иной смысл.
Мне очень понравилась мысль о любви как режиме восприятия. Действительно, влюбленность – это фильтр, через который я по-новому взглянула на жизнь и на себя в частности. И когда она исчезла, все вернулось на круги своя. И для меня остаются открытыми вопросы: как вернуть себя в это состояние? как потом с наименьшими проблемами выйти из него при необходимости? или этот режим восприятия – тоже “неправильный” способ решения проблем?
Анна Ключенкова
Ты судишь о том, о чем не можешь судить — ты же не можешь залезть в голову оленю и сказать, что он там переживает. А поведение, напоминающее человеческие проявления любви, печали и тп, можно трактовать очень по-разному. Надо отделять свои субъективные и антропоморфные проекции от объективной реальности.