Некоторое время назад, мы подробно рассматривали проблему «теневых» качеств — тех черт, нашей личности, которые у нас определенно есть, но которые мы определенно не желаем признавать. Такие потаенные уголки души есть у всех. Это не патология и не какой-нибудь особенный невротизм — это общая норма.
При поверхностном понимании легко поддаться искушению и отнести к теневой стороне личности одни только негативные ее качества, но это будет неправильно. По странному стечению обстоятельств получается так, что мы отказываемся признавать в себе не только «плохое», но и много чего «хорошего».
Мы неоднократно говорили о том, что разница между плохим и хорошим весьма призрачна, но сейчас речь о другом. Например, возьмем агрессивность, которая очень часто оказывается в списке теневых качеств из-за ее неугодности социуму. Общество если и не говорит прямо, то подразумевает: агрессивность — это плохо. А раз плохо, приходится ее скрывать, маскировать, прикидываться добрячком.
С агрессивностью и подобными ей качествами все понятно. Если ребенку в семье любви недостает, он начинает добиваться любви у окружающего общества, а для этого ему нужно быть «хорошим», а для этого ему нужно скрывать в себе все «плохое» — логика элементарная. Так агрессивность и другие неудобные окружающим людям качества оказываются в списке отвергнутых и формируют самую мрачную и пугающую сторону нашей Тени. На что не пойдешь ради толики чужой любви.
Но у каждого человека в списке теневых качеств оказываются и другие — те, которые не то что «плохими» не назовешь, а такие, что в том же самом обществе принято считать весьма «хорошими». Сила, ответственность, независимость суждений, храбрость, решительность и все прочие атрибуты героической личности. Масштаб и сфера проявления этого героизма могут быть различными, но важна суть: это те качества, что обычно принадлежат нашим героям — тем людям, которыми мы восхищаемся, которых мы считаем лучше себя, которых считаем своими авторитетами.
Почему-то выходит так, что наряду со всем темным и морально сомнительным мы часто вытесняем из своей личности и самое светлое. Это не теория, это факт. Мы боимся быть «плохими», и это понятно. Мы боимся быть «хорошими», и это… предмет нашего разговора.
[[Продолжение — цена личной свободы]]((А кто ваш авторитет?))
Бремя героизма
Героизм заложен в каждом из нас, но не тот безрассудный киношный героизм, который с голой пяткой на шашку, а другой — тот, что с открытым сердцем и трезвым умом в пекло полнейшей неизвестности. Легко быть героем, совершая одобряемое обществом безрассудство, а попробуйте последовать зову своей души наперекор ожиданиям своих близких да еще с риском лишиться их любви и понимания. Вот где настоящий героизм!
Это сложно, но в глубине души каждого человека тянет именно к этому — к свободному выражению собственной личности, вопреки всем устоям, запретам и известным тропам. Всех нас неизменно манит туда, где на неведомых дорожках следы невиданных зверей.
Недаром всем нам нравятся книги и фильмы о героических приключениях. В каждом из нас есть тяга к раскрытию полного потенциала своей личности, и она находит свое выражение в нашем восхищении чужим героизмом. Герой — это тот, кто посмел. И все мы хотим последовать его примеру.
Герой делает ставку на самого себя, а не на то, примет ли его общество. Он не нуждается в любви окружающих и потому может позволить себе иметь независимое и неудобное для окружающих мнение. Он может позволить себе быть сильным, потому что не боится лишиться уютной компании слабых. Подобный героизм ему дорого обходится, но песнь собственной души ему важнее.
Возьмем, например, независимость суждений. Ценное качество? Однозначно! Но что оно влечет за собой? Какова цена независимого суждения? Выражать независимое мнение о жизни или какой-то отдельной ее сфере — это риск лишиться согласия со всеми теми, кто независимого суждения себе позволить не может. Наличие собственного мнения — первый шаг к одиночеству.
Решительность? Способность к лидерству? Сила? Ценнейшие качества, которые, в конечном счете, всегда находят признание в обществе. Но прежде чем этот самый «конечный счет» подведен, все они ведут личность через пропасть одиночества и кладбище мертвых героев в пространство полнейшей неизвестности.
Невозможно быть героем, оставаясь таким, как все… и это приводит нас к довольно дикому вопросу. Всякая личность по определению уникальна, тогда почему вокруг так много одинаково безликих людей? Какую цену мы платим, за наше социальное благополучие и тот психологический комфорт, который несет с собой жизнь в обществе усредненно себеподобных?
Жизнь в обществе по накатанной колее — это гарантированный способ прожить долго и терпимо. Жизнь героя — это способ прожить сколько придется, но счастливо.
Какой путь выбираете вы? Речь не о долгосрочной перспективе или каком-то одном героическом поступке всей жизни, а о всех тех мелких выборах, которые ежеминутно случаются в нашей жизни. Что вы раз за разом выбираете — риск быть собой или спокойное умиротворение в общей безликости? Чью жизнь вы выбираете проживать — свою или чужую? Чьим заповедям вы следуете — своим или чужим? По чьим правилам вы играете? Которой из проторенных дорожек вы идете?
Быть независимыми, сильными и решительными хотят все. Более того, героизм — это не просто желание, это врожденная потребность каждого человека. Герой — это не редкий избранник судьбы. Все мы герои, все мы избранные. У каждого из нас есть все необходимые способности, атрибуты и достаточно силы, чтобы пройти путь героической сильной личности. И только мы сами выбираем, кем нам быть в этой жизни. Вопрос лишь в том, готовы ли мы платить ту цену, которой потребует свобода.
Убить будду
Возвращаемся к Тени. Если кто не помнит, смысл психологической работы в отношении теневых качеств состоит в том, чтобы прекратить их вытеснение и найти им должное место в сознательной жизни. Возвращение и интеграция теневых качеств расширяет диапазон психологического реагирования личности, делает ее более гибкой, сильной и свободной в своем выражении.
И в теоретическом, и в практическом смысле тут все довольно просто. Но остается одна заковыка, на которую нужно взглянуть очень внимательно, ибо она в большинстве случаев от внимания ускользает.
Человек с ярко выраженной теневой стороной — а это практически все вокруг — рано или поздно сталкивается в своей жизни с кем-то, кто его невероятным образом раздражает. В этом случае мы говорим о том, что произошла проекция Тени на этого человека. Это мы тоже уже обсуждали.
Всякая проекция — это защитная реакция психики, попытка вынести наружу то, с чем внутри справиться не получается. В случае «негативной» Тени проекция позволяет перенести чувство ненависти к самому себе на постороннего человека — психологически гораздо легче ненавидеть и раздражаться на кого-то постороннего, чем непрерывно испытывать эти чувства в отношении себя самого. Именно так психика защищается от саморазрушения.
И когда такая проекция случается, мы говорим — проекцию нужно снять, а все ее негативные качества вернуть себе. Найти в себе все те пороки, которые так раздражают вовне, признать их, принять, посыпать голову пеплом и жить дальше уже более полнокровно. Здесь тоже все очевидно.
Неочевидное начинается там, где мы сталкиваемся с проекцией «положительных» аспектов нашей теневой стороны. Если в «негативной» Тени хранятся социально неугодные качества, то в «положительной» Тени находятся качества социально достойные. И когда такая проекция случается, у нас появляется авторитет — человек, который нас восхищает, на которого мы равняемся, и чьих суждений боимся.
И вот как раз здесь скрывается большая ловушка. Если в случае «негативной» Тени мы легко приходим к выводу, что раздражающий нас человек на самом деле совершенно не при чем, что это мы сами наделяем его таким раздражающим свойством, и что нам надо эту теневую проекцию с него снять, то в случае «положительной» Тени, все это может вообще не прийти нам на ум.
Точно так же, как по незнанию мы можем искренне верить, что другой человек раздражает нас сам по себе, мы верим, что наш авторитет тоже обладает авторитетными качествами сам по себе. Но ведь это не так! Это мы сами наделяем свои авторитеты магической силой. Это мы сами возводим их на пьедестал, встаем перед ними на колени и боимся их карающего мнения.
В случае «негативной» Тени мы легко можем сказать — «Если меня в другом человеке что-то раздражает, значит со мной что-то не так». Но если мы признаем верность этой формулы, то должна быть верна и обратная — «Если я вижу в ком-то авторитет, значит со мной что-то не так».
Разумеется, речь не идет о тех микро-авторитетах, которые властвуют над нами в узкой сфере каких-либо знаний. Кто-то может знать что-то лучше нас и быть для нас авторитетом в своей области. Юрист экономисту — товарищ и друг. Это нормально. Проблемы начинаются там, где авторитет наделяется именно «героическими» качествами и иррациональной властью судить о нашей душевной полноценности.
Экономист юриста не боится — он с ним советуется. Отсутствие юридических знаний у экономиста ничего не говорит об ущербности его экономической личности. А мы говорим именно о личностных авторитетах, о тех людях, кто в наших глазах имеет моральное право поставить оценку всей нашей личности. С такими авторитетами не советуются — их именно боятся, потому что их недовольство, буде оно случится, вернет нас к нашему внутреннему конфликту, от которого мы пытались спрятаться, и крайне разрушительно скажется на нашем внутреннем благополучии.
Все мы осуждаем себя с позиции нашего полного потенциала, который мы в себе прекрасно чувствуем. Мы знаем, на что мы способны, и мы знаем, где даем себе излишние поблажки, знаем, где мы не прилагаем должных усилий, и знаем, где ускользаем от ответственности. И это чувство собственной никчемности отравляет все наше существование, заставляет выполнять кучу лишних движений для поддержания иллюзии благополучия.
Мы видим вокруг себя людей, которые будто бы справились со своей слабостью, восхищаемся ими, учимся у них, заглядываем к ним в глаза и видим в них осуждение, которого в них нет. Нам кажется, что мы никогда не станем такими же сильными, но это все лишь игра нашего воображения, защитная реакция на внутренний призыв к раскрытию собственного потенциала. И мы сдаемся, признаем свое поражение и находим себе оправдание — «У него талант, он особенный, он избранник судьбы, а я… я всего лишь обычный человек».
Именно так мы обманываем себя, потому что груз ответственности за раскрытие и развитие собственной личности кажется нам пугающе неподъемным. Нам проще признать чужую уникальность и отказаться от своего собственного права на свободную жизнь, чем действительно испытать себя на прочность. Страх перед перспективой одиночества и возможным героическим поражением заставляет нас раз и навсегда отказаться от своего личного крестового похода.
И знаком того, что мы по горло увязли в этой ловушке, можно считать наличие в нашей жизни сильных личностных авторитетов. Если мы видим авторитет вовне, значит мы не видим его внутри, а значит, мы проживаем не ту жизнь, для которой созданы, а ту, которой ждут от нас другие люди. Если в зрелые годы у нас все еще сохранились авторитеты, значит мы выбрали легкий путь, проторенную дорожку, значит мы не выкладываемся на полную, а значит и итог нашей жизни будет только промежуточным, и колесо кармы отправит нас по новому кругу наступать на те же самые грабли снова и снова.
Если же ставить себе планку повыше, то как бы сложно и больно это ни было, всякий авторитет должен быть низвергнут. Встретил Будду — убей Будду. Другого пути нет. Невозможно обрести внутреннюю целостность без того, чтобы победить свою Тень во всех ее аспектах. А это значит, снять проекции и со всех своих «раздражителей», и со всех своих авторитетов. Нужно позволить себе быть негодяем и заставить себя быть героем — одно без другого бессмысленно.
Как ни странно, возвращать себе негативные теневые качества и учиться быть негодяем — приятно. Страшновато, но каждый человек в душе чувствует, насколько ему опостылело разыгрывать из себя хорошенького, и как сильно хочется послать нахер всех тех, кто мешает ему жить в свое удовольствие. Все мы в равной степени эгоисты и, хотя не все мы можем набраться духу это признать, если все-таки признаем, то очень довольно про себя улыбаемся.
А вот с возвратом «героических» качеств все сложнее. Возвращать себе силу, независимость и ответственность за свою жизнь — это куда более тяжелая задача, чем признание своей «негативной» стороны. Отказаться от авторитетов, значит, лишиться последнего убежища — больше некого спросить, как надо жить, больше некому излить душу, больше не у кого ждать поддержки, больше негде укрыться от необходимости принимать решения. Полная неопределенность и неизвестность — именно тот грозный пугающий хаос жизни, в котором и рождаются герои.
Быть «плохим» — весело. Быть «хорошим» — невероятно трудно. Но именно такова цена психологической целостности. Всякий внешний авторитет должен быть убит. В живых должен остаться только один — тот, что внутри.
У меня появилась мысль, что совокупность проявленного и Тень содержат в себе полноту всех качеств присущих человеку в целом. Т.е этот набор универсален, он есть у всех один и тот же, вопрос в том, кто до чего сможет докопаться. Так ли это? Если так, то зависть вполне может работать как инструмент – указатель.
При чем тут зависть, Лина? В упражнениях про Тень было раздражение и неприязнь.
Ясно. А как тогда можно отделить то что в Тени (ведь это скрыто) от того, чего в тебе нет? Понятно, что изучасть свою Тень. Но ведь изучать ее можно долго, как пишут, многие годы. Выходит и отделить теневое, но присущее тебе качество от зависти так просто не возможно.
Стоит ли говорить о том, что это самообман?
хорошо, что сказала :)
вопрос в том, почему эти качества вызывают желание ими обладать?
потому, что это “хорошо и правильно”?
По разному. Иногда,потому что думаем,что это “хорошо”. Но чаще дело в том, что нам кажется, что именно этих качеств не хватает нам для счастья. Вот и появляются мысли “мне бы их талант, ум, красоту, я бы….”. Стоит ли говорить о том, что это самообман? ;)
ты знаешь, что не обладаешь теми или иными качествами.
вопрос в том, почему эти качества вызывают желание ими обладать?
потому, что это “хорошо и правильно”? :huh:
у меня тоже часто такое бывает…
Можно ли по наличию зависти сделать вывод о наличие, только в скрытом виде, у себя качеств, которым завидуешь?
Думаю, нет. Зависть – это когда ты знаешь, что не обладаешь теми или иными качествами.
Конечно, бывают исключения, когда у человека настолько занижена самооценка, что он не замечает, что обладает качествами, вызывающими зависть, но чаще всего это не так. ИМХО.
Интересно, вписывается ли в контекст статьи зависть, как указатель на те или иные качества которыми кажется, что хотелось бы обладать и кажется, что их вроде бы нет? Или зависть это что то отдельное? Можно ли по наличию зависти сделать вывод о наличие, только в скрытом виде, у себя качеств, которым завидуешь? Если это так и это осознать, то выходит, что зависть можно свести к нулю. А точнее изменить отношение к зависти – это есть не что то плохое, а просто инструмент нашей психики, которая все время пытается нас оптимизировать.
заметил такую штуку: когда в общении с человеком я отказываюсь принимать принятый им авторитет, человек раздражается, и не на шутку. И мне становится немного неловко – с одной стороны я положительно расположен к собеседнику, а с другой стороны совершенно очевидно, что мое неприятие авторитета третьего лица человек воспринимает как личное оскорбление что ли. Статья все объясняет – люди болезненно реагируют, когда неодобряется то, чем они мечтают быть.
Олег, а если в ОДНОМ человеке было и раздражающее и притягательное… Представьте, когда он испарился.
P.S. Ужас – Я – убийца будд! Это похоже уже на личную миссию.. Очень приятное ощущение.
Назревало желание кого-то убить пока читал сайт, а сейчас осознал, с какого “будды” я начну..
В контексте этой статьи, наверное, кому-нибудь будет любопытно пересмотреть фильм “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”.
История рассказывается с нескольких сторон:
– со стороны юноши, восхищающегося авторитетом
– со стороны авторитета
– со стороны посторонних.
Поскольку спойлер скрыт в самом названии, я не испорчу удовольствия. Главный герой, подросток Роберт Форд, восхищается и мечтает быть похожим на известного преступника и грабителя Джесси Джеймса. Однако со временем он разочаровывается в своем герое. И убивает его из подаренного им же оружия.
Но парадокс. Убив Джесси Джеймса, Роберт Форд не освобождается от него, напротив, становится еще более остро зависим от этого мертвеца.
Весьма интересная статья и весьма полезная. Похоже от угрызения совести по поводу собственного КПД можно избавиться именно таким способом и, как всегда, нужно много работать и стараться.
Хорошая статья! Давно заметила, что формируя круг общения, я оставляю в нем лишь тех людей, у которых мне есть чему поучиться. Они в разной степени авторитетны для меня. Но при этом есть те, чье мнение я их уважаю и спокойно прислушиваюсь к ним ввиду их большей эрудированности в том или ином вопросе. А иногда возникают в моей жизни этакие “болезненные” авторитеты. Болезненные для меня. Т.к. общение с ними побуждает во мне сплошные сомнения, самокопания, перелопачивание устоявшихся принципов. И каждый раз наступает момент, когда я как бы “высасываю из человека” его авторитет, и становлюсь на равных с ним. Возникает невероятное облегчение и ощущение победы, в первую очередь, над собой. Так по частичкам, по крупичкам, я выстраиваю саму себя. Процесс нелегкий и не всегда приятный, но все же для меня он эффективен – пазл потихоньку собирается)
Ну я согласен с тем, что если человеку “злому” в социальном понимании свойственно раздражаться при виде “добрых” людей – это значит что он бесится “да как ты можешь быть добрым когда все вокруг злые”. Обратное тоже верно. Но я считаю себя “добрым”, естественно могу и обманывать людей (причем делаю это превосходно, потому что могу оценить степень обмана и последствия в отличае от тех кто живет этим), и матом ругаюсь, и курю, и пью. Но когда скажем меня вынуждают сделать грубость, я чувствую этот порыв в себе, в то же время я могу понять и тех людей которые меня на это вынуждают. Вот тут как раз встает вопрос, неужели я должен отвечать на “зло злом” для полноты личности…должен ли я так скажем поробовать себя в этой шкуре чтобы удостовериться что мне это чуждо? Ведь все о чем вы пишете я прекрасно понимал и сам, может быть не так стройно как вы описываете, скорее на уровне ощущений (иногда всплывают в голове моментальные объяснения поступков людей, чаще не рассказом а скажем итогом). Кроме того, у меня не то что боязнь быть “злым”, а скорее отторжение таких поступков с детства. Потому что в детстве я был “мальчим про честное слово” и искренне не понимал как можно смеяться над обманом. И моя тактика в таких ситуация так называемое “психологическое айкидо” либо (когда получается сохранить рассудок от услышанного) давление спокойсвием. Неужели я должен сломать себя и поробовать себя в этой шкуре?
@Андрей
В той статье имелся в виду идеальный образ сформированный больше по социальному образцу. А здесь речь идет об идеале более глубинного происхождения. В чем-то они могут пересекаться, да. Так что некоторое противоречие между статьями есть в этом смысле.
Олег, я что-то запутался.
Здесь вы говорите – “привыкайте к мысли, что тот негодяй, которого вы описывали, составляя списки хороших и плохих качеств, это и есть ВЫ. А тот идеальный образ из другой половины списка… им вы никогда не станете.”
Ну, думаю, бог с ним – не стану так не стану. Главное ведь – себя не обманывать. Принять себя.
А в этой статье пишете что кроме “негодяйской” тени – есть “героическая”. И отличия – в реакции. Проекции негодяйской тени раздражают, а героической – восхищают. И самое главное – героические-то качества тоже во мне есть – и их, как и негодяйские, можно и нужно возвращать (из зоны подавления)!
А теперь то что мне непонятно:
Почему я никогда не стану “тем идеальным образом из другой половины списка”?
Или имелось в виду что нельзя быть только половиной списка? Либо полной версией (негодяй+герой) либо никакой?
Статья очень понравилась. Спасибо. “Негодяем” стала. Теперь пытаюсь стать “героем”. И, действительно, чертовски трудно.
Я в восторге от статьи! Олег, так доступно изложить серьезнейший материал, гениально!
Мне нужно было прочесть то, что я всегда знала внутри себя, чтобы появились силы для работы над собой.
Спасибо за хороший жизненный тонус, который задают Ваши статьи.
Вперед, к победе за внутреннею целостность, УРА!!!