По сведениям из достоверных источников интернета, Брюс Ли однажды заявил, что более опасным соперником ему видится не тот, кто отработал десять тысяч ударов, а тот, кто десять тысяч раз отрабатывал один удар.
Аналогичная идея высказывается миролюбивыми последователями Оямы. Мастер находится в полном покое, тишине и согласии со всем вокруг до тех пор, пока кто-то по глупости или недоразумению не нарушит этой гармонии. Тогда он встает и наносит один мощный удар, который лишает нападающего всякого желания продолжать схватку, и на этом все — покой и гармония в мире восстановлены.
В психотерапии такое тоже иногда случается. Подписывается новый пациент на серию консультаций, рассказывает свою грустную запутанную историю, а потом получает от психолога один точный удар в челюсть вопрос, и заявленная проблема мгновенно разваливается на части. Оставшееся оплаченное время приходится говорить о погоде.
А еще есть та известная метафора про колодец, которая уже упоминалась: чтобы добраться до воды, надо терпеливо копать в одном месте, а не скакать с места на место в бесконечных сомнениях, там ли я копаю, и не стоит ли все-таки рыть яму в каком-то другом месте. Один колодец глубиной в десять метров даст воду с большей вероятностью, чем десять ям, глубиной в метр.
В общем, это все о том, что для достижения результата в любом деле требуется продолжительное и терпеливое приложение усилий в одном узком направлении. И в деле вскрытия собственной черепной коробки это особенно заметно. Чтобы взломать свой собственный ум и обнаружить его пределы, нужна очень сконцентрированная и целенаправленная работа… которая самому уму очень не нравится, и поэтому он выкручивается и брыкается изо всех сил.
Недавно мы тут проводили эксперимент с попыткой ответить на вопрос, почему вы читаете этот текст. И остановились мы на том, что все привычные поверхностные ответы не выдерживают критики и на самом деле ничего не объясняют. И если быть с собой честным, то придется признать, что ответ либо неизвестен, либо далеко не так очевиден, как казалось сначала.
И вот что здесь очень интересно. Оказавшись в ситуации, когда мы не можем объяснить причин элементарного своего действия, мы не придаем этому абсолютно никакого значения. Ну не знаю я, почему так поступил — ну и что? Отстаньте и дайте мне вернуться к своей обычной жизни с верой в свободу воли!
Это же дичайшая вещь — игнорировать отсутствие ответа на вопрос в ситуации, когда нам казалось, что ответ в данном случае совершенно прост и очевиден. Но нет, практически никто на этом моменте не спотыкается, потому что ум очень быстро заполняет пустоты и придумывает отмазку, позволяющую избежать исследования этой зияющей черной дыры.
Можете у себя это проследить. Сначала вы исследуете вопрос о причинах своего поступка с интересом и энтузиазмом, но, по мере отсечения привычных ответов, возникает неприятный холодок, и внимание начинает расплываться. Концентрация уходит, вопрос перестает казаться интересным, автор вопроса начинает казаться болваном, а вся эта затея — глупой. И все: вы словно бы засыпаете и отключаетесь от поставленной задачи.
Это в буквальном смысле то же самое, что происходит при настоящем физиологическом засыпании. Когда тело начинает отключаться, вместе с ним (обычно) отключается и сознание, и этот процесс можно проследить. Поставьте себе задачу ни за что сегодня не уснуть, и внимательно следите за тем, что будет происходить. Когда придет телесная сонливость, ваше твердое намерение не спать вдруг само собой начнет таять. И очень скоро вы обнаружите, что вся эта затея с тем, чтобы не спать, кажется вам глупостью, а тот, кто предложил вам этот эксперимент, — сущим болваном.
Наше сознание колеблется между полюсами острой осознанной концентрации и угасания до полной отключки. И вот когда мы исследуем какой-либо неудобный вопрос, то в определенный момент внимание тает, и поставленный вопрос перестает нас интересовать. Это происходит и с психологически болезненными темами, и с вопросами, затрагивающими основы ментальных иллюзий.
И вот тут как раз и находится одна из важных точек приложения усилий. Чтобы понять что-то ускользающее от внимания, нужно научиться удерживать осознанную концентрацию в тех условиях, когда сознание по тем или иным причинам погружается в дремотное полубессознательное состояние.
Вероятно, это одна из причин, по которым дон Хуан заставлял Карлитоса учиться осознанным сновидениям. Там самая суть практики именно в том, чтобы научиться противостоять процессу естественного растворения сознания, когда тело погружается в сон. Удержать концентрацию в этот момент действительно очень трудно, и это требует очень специфических усилий.
Но это все только подготовка, а не самая суть. В конечном счете, задача состоит в том, чтобы в момент, когда не получается найти ответ на поставленный вопрос, не происходило погружение в бессознательность, а сохранялась внимательная концентрация. Потому что только на вот этом вот «втором дыхании», когда фаза засыпания пройдена, начинается настоящая работа, приносящая настоящие плоды.
Вернитесь к вопросу о том, почему вы читаете этот текст. Выпишите все ответы, которые приходят в голову. Посмотрите внимательно и убедитесь, что эти ответы на самом деле ни на что не отвечают. И вот здесь, когда на вас начнет наваливаться ментальная сонливость, и начнут всплывать мысли о том, по каким веским причинам надо плюнуть на эту задачу, не дайте себе уснуть! Продолжайте смотреть на вопрос и искать ответ!
Вопрос здесь не имеет большого значения. Можете спросить себя «Где я нахожусь?», можете поинтересоваться, почему у вас два глаза и один нос, можете подумать над тем, когда вы родились, или над тем почему Земля круглая. Абсолютной любой вопрос подойдет. Но лучше брать что-нибудь простое и осязаемое, как в примере про чтение данного текста. Почему вы проснулись сегодня утром? Почему вы ходите на свою работу? Почему вы любите яблоки, а не груши? Возьмите любой вопрос, который вызывает у вас любопытство и, ответ на который вам кажется простым и очевидным.
Поработайте с вопросом и дайте на него окончательный и абсолютно точный ответ. А когда не получится, не отмазывайтесь, что вопрос неправильный, задание глупое, или мозгов у вас недостаточно — это все проявление растворяющегося сознания. Не поддавайтесь и не сдавайтесь — ищите ответ дальше, снова и снова возвращаясь к своему вопросу. Отбрасывайте неправильные ответы и продолжайте, пока не дойдете до самого конца.
А когда дойдете, то обнаружите, что это конец вообще всему. И никаких вопросов или проблем у вас больше нет и никогда не будет.
P. S.
Если вам не интересна тема пробуждения от иллюзий, то этот же принцип исследования можно использовать и в любой другой работе. И особенно, в психологической. Ответьте, например, на вопрос, почему вас раздражает чужая наглость (или что вас там бесит). Здесь вы тоже столкнетесь с тем, что в определенный момент сознание начнет расплываться, защищаясь от того, в чем придется признаться, если копать глубже. Научитесь пробиваться через эту сонливость ума и сможете хорошо сэкономить на психологе.
P. P. S.
Иллюстрация подобной работы живьем: Взлом мозгов на практике. Там подход немного другой, но суть та же самая — внимательное всматривание в казалось бы простые и очевидные вещи.
P. P. P. S.
Собираемся и работаем по этой теме: новый практический курс.
интересная техника
возникло множество ответов на вопрос ‘где я?’ – воспринимающих его в разных смыслах и с разных сторон
/к примеру: во вселенной, дома, в теле, в прочитанном, в голове/
показалось, что заниматься этим можно очень, очень долго — пока есть неразрешимые проблемы, и пока что-то происходит вообще /ведь у меня также ответы типа: в неуверенности и страхах, в кончиках пальцев, печатающих этот текст/
в общем, спасибо за статью
в другой раз продолжу
А что значит, если в процессе ответов на вопросы внутри (в борюшной полости) появляется некий субьект, который просто отворачивается и не желает дальше заниматься ответами. Я просто не могу себя удержать себя и начинаю искать выхода из этой игры, следую за этим чуваком. Вот тот, кто задает вопросы и смотрит, отдает «управление» вот тому внутреннему чуваку. И что самое сложное я не могу увидеть кто это. Думаю, что это мой отец, но в то же время думаю, что я просто подставляю логичный вариант. Пытаюсь надавить, то ли он же, то ли другой уже субьект начинает плакать и сворачиваться в клубочек. Я выхожу из игры. А потом просто не могу себя пересилить и продолжить выяснение. Вот сейчас пишу и понимаю, что пишу это все вместо того, что бы сесть и попробовать снова разобраться во всем. Как с этими всеми субьектами быть, вытягивать их на разговор (это приходит на ум исходя из имеющегося опыта психологической работы) или это ни к чему не приведет? При чем эти ребята сами собой появляются, я их не придумываю.
Разберитесь, откуда у вас появляются все эти товарищи.
А вообще в рамках упражнения надо заниматься ответом на поставленный вопрос, а не дискуссии вести с мнимыми субъектами. :-)
Забавно :smile:
Но так ведь мешают, останавливают)) Ладно, я понял. Представляю какая общага из различных людей типа мам пап гуру и знатоков жизни собирается внутри каждого человека. :drunk:
Олег, я начала задавать вопросы с точки зрения психологической работы, но потом уперлась в то, что я «не понимаю» сам вопрос. То есть в какой-то момент становятся непонятны сами слова, их смысл. Дальше этого продвинутся не получается.
Это я туда зашла или нет? И имеет ли смысл задавать вопрос дальше?
Ну, а вопрос-то остался? Размытие смысла слов — это не то. Сделайте передышку и вопрос снова для вас «зазвучит». Вот тогда и продолжайте.
Олег, вот смотрите: я не хочу (или у меня не получается) реализовываться в социуме, строить отношения и так далее. Должен ли я нести ответственность за то, что будет с моим телом после смерти? Смерти я, в принципе, не боюсь. А, может, и боюсь на данный момент, но не об этом речь.
Из ваших слов вроде нет тела. Цитирую вас не дословно: «У действительно ли у вас есть спина?».
Так, вот. Понимаю, ответить за меня не сможете. Но направьте меня, если это несложно.
Как я понял, многие люди строят отношения ради будущего, старости и, чтобы было кому-то их похоронить — то есть тело.
Могу ли я не париться по этому вопросу? То есть всё отпустить. Все вопросы о будущем, о смерти, о теле и так далее.
Знаю, не дадите ответ. Но направьте, если это возможно.
А можете ли вы перестать париться, если я вам скажу — «Не парьтесь»? Можете? Как вы это сделаете? Какую мышцу напряжете, чтобы перестать париться?
Чтобы перестать париться, надо своими глазами увидеть, что париться не о чем, нет смысла и некому. Перестать же париться по чужой рекомендации — это невозможно. По чужой рекомендации можно только заново себя обмануть.
Получилось так: вопросы (несколько на разные темы) закончились одним и тем же ответом, а ответ превратился в точку, окруженную бесконечным пространством. Было ощущение, что точка эта какая-то искусственная вещь, как спутник на бесконечном небе. И чувство, что это ложь, ложь…
Алина,
Вам кажется, что точка ложна относительно (истинного) бесконечного пространства?
Посмотрите на границу между точкой и пространством. Имеет ли точка своё независимое от пространства существование?
Присоединяюсь к ответу Эдуарда. Не останавливайтесь, смотрите дальше.
Так верно, точки не существует. Даже математика об этом знает. Что точка на графике функций лишь условность.