В реальности, конечно, такого вопроса нет, как нет в реальности и вопроса о том, кем вам нужно быть — мужчиной или женщиной. Вы уже либо мужчина, либо женщина, и проводник в виде конкретного живого человека, который берется провести вас к вершине, он тоже у вас либо есть, либо его нет. Встретился такой — хорошо. Не встретился — ничуть не хуже. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы, свои нюансы и особенности, поэтому однозначно ответить на этот вопрос нельзя, но порассуждать и поговорить на эту тему очень даже можно. Попробуем…
Как обычно, начнем с примера и издалека. Представьте, что вы заблудились в большом незнакомом городе. Вам нужно попасть, скажем, на вокзал, но вы понятия не имеете, где вообще находитесь, где находится вокзал, и как из точки, А добраться в точку Б тоже не знаете. А еще вы не знаете, как вокзал выглядит, потому что никогда еще не ездили на поезде, но из историй других путешественников вы слышали, что это такое особое место, из которого можно отправиться в далекое путешествие. Такие вот исходные данные.
Каков ваш выбор в этой ситуации? Очевидных вариантов четыре: 1) хлопнуть фанты тормознуть такси, довериться водителю и в два счета домчать до точки назначения; 2) постараться сориентироваться и найти дорогу к вокзалу самостоятельно, используя дорожные указатели, советы прохожих и общие соображения, о том, где может находиться вокзал в этом городе; 3) бессистемно блуждать по улицам, пока вокзал не обнаружится сам собой; 4) вообще плюнуть на поиски вокзала и остаться жить в этом городе.
Все четыре варианта, так или иначе, рано или поздно приводят к одному и тому же результату — вокзал однажды будет найден. Но на каждом пути подстерегают свои опасности и ловушки. И хотя это далеко не самая точная аналогия процессу духовного поиска, для пояснения темы «проводника» вполне себе подходит.
Смотрите, что получается. Если наша задача в том, чтобы максимально быстро и беспроблемно добраться до вокзала, сесть на поезд и умотать в далекое прекрасное путешествие, то такси — наилучший вариант. Быстро и надежно. Но при этом поездка обойдется нам в некоторую сумму денег, города из машины мы толком не увидим и сориентироваться на местности не сможем: ничего не поняв и не осознав, мы просто окажемся в нужном месте. А самое главное, нам придется пойти на существенный риск и довериться таксисту, который может нас подвезти, а может и подвести.
Если на поезд мы не торопимся и вообще любим во всем разбираться самостоятельно, то простую задачу по поиску вокзала мы можем превратить в увлекательный квест по картографированию местности, изучению города и вычислению оптимальных маршрутов к нашей цели. Уставшие, запыхавшиеся и полные впечатлений, мы доберемся до вокзала и там еще посмотрим — уезжать ли сразу или побродить по городу еще. В этом сценарии мы полагаемся только на себя, и именно это может сыграть против нас: можно ведь вокзал и не найти или вообще сгинуть в какой-нибудь мрачной подворотне.
В третьем случае мы по какой-то причине можем быть убеждены, что целенаправленно найти вокзал невозможно, а в нужный момент, когда путешественник «готов», тот во всем своем архитектурном великолепии сам является перед ним из воздуха, и что для этого надо только правильно ходить по городу: презрительно игнорировать дорожные указатели, на всех перекрестках поворачивать строго налево и тащить за собой тяжелый чемодан… а лучше — сразу два — так шансы выше. И еще надо бормотать себе под нос мантры про вокзал: быть может, вокзал их услышит. В этом случае тоже есть некоторая статистическая вероятность, что вокзал будет обнаружен, но, скорее всего, мы не обратим на него никакого внимания, потому что представляли себе встречу с вокзалом как-то иначе: как свет льющийся с небес, сопровождаемый пением ангелов, или что-то вроде того.
И, наконец, если нас вообще не интересует никакой вокзал, никуда мы уезжать не собираемся и нам попросту нравится блуждать по городу, останавливаться в кафешках, разговаривать с людьми, заводить новые знакомства, дышать свежим воздухом в городских парках и просто бесцельно глазеть по сторонам, то даже наткнувшись на вокзал, мы подивимся его прекрасной архитектуре и пойдем бродить по городу дальше. А если кто-то силком попытается посадить нас на поезд, очевидно, без бою мы не сдадимся, ибо не нужен нам берег турецкий… Но может случится и так, что, обнаружив вокзал, мы вспомним, как давно мечтали повидать мир, и тут же с удовольствием отправимся в путешествие.
А теперь попробуем наложить эту картинку на ситуацию духовного поиска (хотя ту же параллель в общем и целом можно было бы провести и в отношении обычной психологической работы).
Путь пассажира
В случае с “таксистом” — проводником, учителем, гуру — мы имеем шанс добраться до цели быстрее и без ненужных приключений на свою голову, но сильно рискуем тем, что вынуждены довериться другому человеку, не имея возможности проверить его на вшивость.
Наш водитель может быть вполне честным человеком, но вокзалом он по ошибке может считать какой-нибудь полустанок пригородной электрички — добросовестное заблуждение, так сказать. А вдруг он вообще откровенный мошенник, который понятия не имеет, где находится вокзал, и просто хочет нажиться на вашей доверчивости? А еще мы можем оказаться в маршрутке, которая подбирает туристов по всему городу, обещая отвезти к вокзалу, как только заполнится салон или наберется нужная сумма для оплаты поездки, чего так никогда и не происходит.
Но нормальные порядочные таксисты проводники — это, в общем-то, не редкость. Мошенников и искренне заблуждающихся может быть больше, но это не значит, что опора на другого человека — это неоправданно рискованное предприятие. Рискованное, но оправданное — надо только отдавать себе отчет в этих самых рисках и быть готовым к подстерегающим опасностям.
И вот здесь есть еще один специфический нюанс, который далеко не всех должен волновать, но озвучить его все равно стоит. Допустим, мы говорим о действительно знающем, добропорядочном человеке, который берется провести вас к вокзалу, и у него это действительно получается. Вот он вокзал, вот он поезд, все по-честному и по-настоящему: можно ехать, куда глаза глядят. Никакого подвоха. Одна только тонкость — вы так и не увидели города, не сориентировались в пространстве и вообще не поняли, как оказались на вокзале.
В этом нет ничего зазорного, если ваша цель — путешествие. Но если вдруг вам захочется стать проводником для кого-то еще, вы обнаружите, что понятия не имеете, где находится вокзал, и, как на него попасть. Вас-то сюда привезли, да, но все, что вы можете сделать для других заблудившихся туристов, это подтвердить их надежды, что вокзал действительно существует, его действительно можно найти, и он действительно является проходом в чудесный мир за пределами города.
Это проблема многих учителей: они красочно и увлекательно рассказывают о вокзале и о том, как выглядело такси, на котором они до него добрались, и какой чудесный мир им открылся за пределами города, но не могут предложить слушателям никакой конкретики в отношении того, как им самим добраться до вокзала. Волей или неволей они становятся водителями тех самых духовных маршруток, которые весело колесят по городу и разносят по нему благую весть — “Вокзал существует!” — но на практике никогда его не достигают.
Часто можно услышать, как учителя гордятся скромно упоминают линию преемственности до пятого колена, к которой они принадлежат, тем самым неуклюже указывая на истинность своего пробуждения. Но именно это делает их потенциально не таких уж хорошими учителями. Пробуждение-то у них, может, и самое настоящее, точно по ГОСТу, но человек, проведенный к вершине за ручку и с завязанными глазами (чтобы не страшно было!) — это не то же самое, что человек, переломавший по пути все кости, но добравшийся до вершины своими силами. Дорогу к вершине они будут себе представлять очень по-разному.
И есть тут еще одна особенность, с которой сталкиваются те, кого твердой рукой загнали в счастье, пока те хлопали глазами и непонимающе озирались по сторонам. Им оказывается сложнее ассимилировать полученный опыт — долгое время картинка может расплываться в глазах, снова и снова погружая человека в привычное дремотное состояние, как если бы ничего и не произошло. Само по себе «двоение в глазах» после пробуждения — это, судя по всему, обычное дело. Но человеку, который не понял, как его сюда занесло, сложнее с этим двоением справиться — ему еще какое-то время приходится обращаться за помощью к окулисту таксисту, чтобы тот снова помог сфокусировать взгляд на вокзале.
Таким образом, скорость достижения результата под руководством проводника имеет свою обратную сторону. Но в любом случае здесь нет никаких непреодолимых проблем, и если очень захочется, то ничего не мешает вернуться в город и научиться ориентироваться в нем самостоятельно, без посторонней помощи. И это будет не так уж сложно, поскольку теперь уже точно ясно, что именно нужно искать и по каким признакам, — просто на эту работу уйдет еще какое-то дополнительное время.
Путь следопыта
В случае поисков самостоятельных, когда мы предпочитаем полагаться только на самих себя, нас подстерегают ничуть не меньшие опасности. Не зная броду и имея лишь смутные обрывочные представления о целях поиска, мы можем перепутать с вокзалом какое-нибудь трамвайное депо — похоже ведь! А еще есть метро — тоже про поезда и железную дорогу, и тоже очень похоже на те истории про большой центральный вокзал, которые мы встречали в рекламных туристических буклетах. Но ни трамвай, ни метро из города нас не вывезут.
Кроме того, на этом пути действительно можно в прямом и переносном смысле переломать себе все кости. И не факт, что после какого-нибудь очередного падения хватит сил, здоровья и терпения подняться и продолжить путь. Шансы заблудиться, покалечиться или просто лишиться надежды достичь цели очень велики.
Но чем дольше блуждаешь, тем лучше знаешь окрестности. Чем больше башмаков мы стопчем, чем больше синяков набьем, чем больше тупиков, засад и ловушек обнаружим на своем пути, тем лучшими проводниками становимся для других и для самих себя. Так что, если плутание по городу затягивается, это само по себе неплохо — в этом есть свои преимущества. И главное из них в том, что результат, достигнутый самостоятельно, всегда более глубокий и осознанный, чем тот, что мы получаем под чьим-то слишком чутким руководством.
А ту опасность ошибиться и принять одно за другое, которая ходит за нами по пятам на этом пути, вполне можно нивелировать, хотя бы изредка сверяя часы с другими путешественниками и — почему бы и нет?! — с таксистами, которые всегда готовы помочь сориентироваться, причем, совершенно бесплатно. Времени этот путь займет гораздо больше, но, если мы никуда не торопимся и нам нравится сам процесс, то почему бы и нет?
Путь праведника
В третьем случае, когда мы, наслушавшись той невообразимой чепухи, под которой похоронена истинная суть духовного поиска, поверили, что в нужный момент «вокзал просто случается», и поэтому нет смысла искать его специально, наш поиск прекращается, так и не начавшись, и теперь мы бессмысленно и обреченно плутаем по городу.
Мы можем страстно хотеть покинуть опостылевший нам город, но ошибочно верим, что вокзал сам собой является тому, кто смиренно и терпеливо проживает праведную жизнь: поворачивает только налево и таскает за собой свой крест чемодан. И в контексте поиска выхода за пределы города это действительно очень опасное положение.
Вера, лежащая в основе этой «стратегии», подразумевает, что отсутствие результата — это признак недостаточной праведности, которую надо практиковать еще усерднее — тащить два чемодана, вместо одного, поворачивать налево не только на больших перекрестках, но и во дворах и на тропинках в парке. Надо сильнее стараться быть праведником: праведно питаться, праведно одеваться, праведно молиться, праведно относиться к другим людям — и все получится.
И вот человек старается все больше, а двигается все медленнее, и шансы найти вокзал уменьшаются тем сильнее, чем дольше человек следует этому пути. И, в конце концов, сам путь заменяет человеку первоначальную цель: праведность встает на первое место, а перспектива найти вокзал отодвигается в загробную жизнь или следующую кармическую инкарнацию. Вера в царствие небесное остается, но его достижение перестает восприниматься реальной практической целью, достижимой в пределах одной жизни.
Ничего хорошего о пути праведности сказать не получается. Быть может, это не худший способ жить в городе среди других таких же праведников, но к поиску вокзала и выхода за пределы города этот путь не имеет никакого отношения. И даже если вокзал окажется у праведника под самым носом, он, скорее всего, его не увидит, потому что убежден, что этого не может быть: простым смертным вокзал недоступен, а значит это все происки дьявола.
И речь здесь не о христианских верующих, а обо всех «духовных людях», которые свято верят в тот или иной распространенный в нашей культуре стандарт праведности и считают, что «духовный» образ жизни сам по себе ведет к пробуждению или спасению души.
Путь тусовщика
Ну, а с теми людьми, которым нравится этот город, и они никуда из него не собираются, вообще говорить не о чем все просто. Быть может, это самые здоровые и счастливые люди на свете. Во всяком случае, совсем нетрудно нащупать такую точку зрения, с которой именно их подход к жизни выглядит наиболее здравым и естественным.
Загвоздка случается только тогда, когда кто-то из этих прожигателей ценителей жизни сталкивается с темой духовного поиска, обнаруживает в ней интересных разумных людей, которые увлеченно ищут что-то таинственное и прекрасное, и — в рамках своей загребущей стратегии получения всех возможных удовольствий от жизни — настаивает, чтобы и ему тоже отсыпали этой крутой духовной дури.
Вот здесь вот и начинаются проблемы, потому что человек оказывается в ситуации опасной несовместимости лекарств: дурь духовная при взаимодействии с дурью социальной превращается в гремучую смесь, способную порвать рассудок человека на части или, как минимум, взбесить его и довести до белого каления из-за бесплодности всех попыток совместить несовместимое.
Нет никакой возможности загрузить в поезд всю свою привычную жизнь и отправиться в путешествие вместе со всеми своими друзьями, родственниками и любимыми игрушками. Крутой духовный кайф требует того, чтобы прежняя жизнь была оставлена позади, а это вступает в непримиримое противоречие с основной стратегией накопления благ и удовольствий у этой категории людей.
И тогда начинаются обиды и претензии — нафига, мол, нужна эта духовность, если весь мой накопленный скарб в это ваше игольное ушко никак не пролазит! Наверное, это какая-то неправильная духовность — зеленая и незрелая!
Но дело здесь всего лишь в том, что это та самая ситуация, когда нельзя усидеть на двух стульях сразу. Причем оба стула хороши в равной степени, и нет никакой проблемы в том, чтобы остаться жить в любимом городе. Поэтому, если тут и есть на что обижаться, так только на свою собственную жадность и капризное желание намешать себе коктейль из заведомо несовместимых ингредиентов.
Вокзал и поезд здесь ни в чем не виноваты, и двери их всегда открыты. Стоит отложить в сторону свои капризы, смириться с тем, что духовное путешествие требует определенных жертв, и тогда никаких преград не остается — можно ехать. Ну а если чудес хватает и в родном отечестве, то оставьте духовные поиски когда-нибудь на потом: быть может, однажды, привычные игрушки сами собой перестанут быть такими уж интересными. Тогда и возвращайтесь на вокзальную площадь.
И не плюйте в колодец — стыдно потом будет!
★ ★ ★
Вот такая затянувшаяся история…
Очевидно и совершенно логично, что золотая середина состоит в том, чтобы полагаться на себя, но при этом не гнушаться посоветоваться с теми, кто вокзал уже нашел, или ищет его гораздо дольше нашего. Нет ничего героического в том, чтобы зайти в тупик и просидеть в нем несколько лет, вместо того, чтобы попросить о помощи, и в два счета из этого тупика выбраться. Опыт преодоления очередной ловушки все равно уже отложится и обязательно пригодится в дальнейших поисках.
Таким образом мы минимизируем риски двух основных путей — самостоятельного и под полным руководством — и совмещаем все их основные преимущества.
Осталось только повториться, что выбора, как такового, здесь нет. Но, оглянувшись на свою жизнь, можно уловить, какова ваша собственная тенденция: то ли вы целеустремленный путешественник, которому нужно везде успеть, то ли следопыт, которому нравится процесс самостоятельного ориентирования на местности, то ли праведник, который застрял в своей праведности, то ли праздный городской житель, которому никуда в общем-то не надо, потому что его и здесь неплохо кормят.
И каков бы ни был ответ, сейчас вы именно в том месте, в котором должны находиться. Никакой ошибки нет. Вопрос только в том, осознавать ли в полной мере свое положение и все его потенциальные опасности, или продолжать биться об острые углы, не успевая сгруппироваться перед ударом.
Осознанность — наше все!