Вопрос: Олег, чем отличается психологически здоровый человек от нездорового (не имею ввиду психически больных)? Недавно осознал, что отождествлял понятия «здоровый человек» и «хороший человек». Дескать, здоровый не раздражается, не занимается самолюбованием и не жалеет себя. Сейчас я вижу, что это не так. Тогда, в чём разница? В разном уровне осознанности, в разном отношении к социальным играм? Я считаю, что, чем здоровее человек, тем больше он склонен воспринимать жизнь как некую игру и, наоборот, чем более человек нездоров, тем серьёзнее он всё воспринимает. Можешь дать свой комментарий?
Ответ: Когда человек подхватывает какую-то бациллу ,и у него поднимается температура, вылезают всякие прочие симптомы, мы говорим, что он заболел. Но, в то же самое время, можно сказать, что его симптомы — это ЗДОРОВАЯ реакция организма на вторжение опасного микроба. То есть, организм одновременно и болен, и здоров.
С психологией то же самое. Можно говорить о психическом здоровье как об отсутствии или низком уровне внутренних противоречий: нет опасных внутренних напряжений — нет заметных симптомов. Но даже когда напряжения есть, и психологический иммунитет включается на полную катушку, демонстрируя полный букет невротических симптомов, можно сказать, что и это тоже здоровое функционирование психики.
С этой точки зрения вообще сложно найти какую-то «болезнь», поскольку это не более чем условность — констатация отклонения от статистической нормы. Поэтому, наверное есть смысл разделить «естественное» и «здоровое» состояние.
«Естественно» — все. Что бы человек ни делал, как бы себя ни вел и какие бы невротизмы из него ни лезли, все это является частью его естественного функционирования. И именно поэтому здесь не может быть никакого осуждения — точно так же, как мы не стали бы нравственно осуждать больного человека за его физиологические симптомы.
Примерно то же самое происходит с искусственным разделением жизни на работу и отдых. Жизнь — это жизнь, она не прекращается ни на секунду, а субъективное ощущение, что на работе мы «не живем» ради того, чтобы «пожить» в отпуске, — это острое и опасное заблуждение. На самом деле мы живем совершенно непрерывно и непрерывно естественно.
То есть, в реальной реальности нет ничего такого, что можно было назвать болезнью в смысле неправильного или противоестественного функционирования — все всегда происходит по плану, все в порядке и все здорОво. Нездоровье возникает только в условной системе координат, когда мы искусственно устанавливаем границы нормы и начинаем называть болезнью все, что за эти границы выходит.
Но можно все-таки добавить еще кое-что — то, что происходит с человеком, когда он начинает свято верить в истинность тех самых границ. С этого момента он лишается всякого душевного покоя. Функционировать он при этом продолжает совершенно естественно, и даже утрата покоя в связи с закрепившейся иллюзией границ — это тоже часть его естественности. Но вот здесь вот и можно _очень_ условно сказать, что человек психологически приболел: перестал видеть естественное в естественном, испугался, напрягся, устыдился и начал расходовать энергию на беспокойство и исправление того, что в исправлении никогда не нуждалось.
Можно сказать, что психологическое нездоровье — это состояние, когда человек находится в конфронтации с Богом (со своей природой, со своей естественностью) — состояние, в котором человек сам себе сует палки в колеса, называя это саморазрушение праведностью, стремлением стать лучше.
Но в конечном счете и это самоудушение — тоже не болезнь, а всего лишь естественная реакция целостного организма на специфические внешние и внутренние обстоятельства. Так что окончательный ответ здесь может быть только один — нет никакого психологического здоровья, потому что нет никакой психологической болезни.
P. S.
Другой интересный вопрос: зачем вообще кому-то рассуждать о критериях психического здоровья, как ни для того, чтобы похвалить себя и осудить других…
Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ.