Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

Покой за пределами беспокойства

Покой за пределами беспокойства
Счастье за пределами несчастья · 13 декабря 2016 г.

Писать длинную статью по этому поводу вроде бы и не собирался, хотел выразить все кратко, но графомания опять победила. Речь, собственно говоря, о том, какого рода спокойствие наступает, когда распознается природа вещей, и чем оно отличается от того спокойствия, которого мы обычно ищем, занимаясь психологией и всякими духовными практиками.

Пока не переживешь этого на собственном опыте, понять это трудно, но беда в другом — в том, что ждешь наступления покоя совсем не в том месте, откуда он в действительности приходит. А когда ждешь чего-то конкретного, то неизбежно начинаешь подгонять факты под заранее выстроенную теорию и направлять свои усилия в сторону своих ожиданий, считая, что это и есть правильный путь.

Если мне втемяшилось в голову, что микроскоп — это прибор для заколачивания гвоздей, то я как угодно извернусь, но все-таки найду возможность выполнить с его помощью эту задачу, а свои успехи и все большую ловкость в забивании гвоздей буду считать подтверждением своей теории. И пока я поглощен этим процессом, мне искренне кажется, что я на верном пути, и нужно просто продолжать практику.

Короче говоря, неправильное понимание задачи и ошибочные представления о критериях ее правильного выполнения приводят к трате сил и времени на усилия, которые не имеют никакого практического смысла и не дают никакого значимого результата… а тот результат, который есть, лишь тешит самолюбие, но не приносит ожидаемого покоя.

Так вот. Приходят сейчас люди на консультации, и часто у них звучит этот мотив, что в конце концов — через деньги, отношения, социальный успех и просветление — хочется именно покоя, успокоения, снятия напряжения, преследующего всю жизнь.

Сначала, конечно же, предпринимаются попытки достичь покоя и расслабления через социальные игры. Вот решу все свои проблемы, меня полюбят и наконец-то наступит счастье! Но это не работает одним из двух способов: либо не получается решить проблемы, либо их решение не приносит облегчения, а лишь создает новые проблемы.

И вот тогда не настроенный сдаваться человек иногда обращается к теме духовных поисков с тем же самым мотивом. Раз в лоб задачу решить не получилось, значит, надо искать какой-то более хитрый окольный путь — поискать ответы в религии или духовных традициях.

И вроде бы оно правильно — действительно нужно искать иной способ, но вот здесь палкой в колесах оказывается тот самый ошибочный мотив и ложные критерии успеха. Покой и окончательное расслабление возможны, да. Но неправильное понимание того, что из себя представляет это состояние, лишает всяких шансов к нему хотя бы даже просто приблизиться.

Если вам здесь не очень нравится или не очень понятно противопоставление покоя и беспокойства, расслабления и напряжения, то не обращайте на это особого внимания. Это все вопрос условной терминологии. Подставьте на место этих понятий самое бытовое понимание счастья и несчастья, и это будет абсолютно то же самое.

Все хотят покоя, все хотят расслабления, все хотят свободы, все хотят счастья. Это одно и то же, выраженное разными словами. И у всех, пока не наступило прозрение, есть убеждение, что покой — это отсутствие беспокойства, расслабление — это прекращение напряжения, свобода — это высвобождение из несвободы, а счастье — это преодоление несчастья. Вечная борьба противоположностей, в которой по самым очевидным причинам не может быть победителя.

Итак…

Возьмем пример. Вы читаете книжку. Например, Граф Монте-Кристо. И давайте представим, что читаете ее вы в первый раз и она вам очень нравится. И еще представим, что у вас куча свободного времени, поэтому вы можете читать ее запоем с утра до ночи, забывая про еду и сон. Знакомое состояние?

И вот вы читаете эту историю про человека, которого предали, подставили и упрятали в темницу. И вы ему глубоко, от всей души сопереживаете. Прямо-таки всей шкурой ощущаете, каково было бы вам на его месте, и вам эти ощущения совсем не нравятся.

Вы следите за развитием сюжета и гадаете, сможет ли он спастись, приключенческая ли у вас книга в руках или чистая драма безо всякого хэппи-энда. Вы переживаете и прокручиваете в мыслях возможные варианты побега. Вам страшно за героя, и в моменты самых критических поворотов сюжета, ваши мышцы реально каменеют, сердце колотится и дыхание становится прерывистым. А когда в очередной раз все обошлось, вы выдыхаете и расслабляетесь.

И вот так вы раскачиваетесь на волнах сюжета, рассказываемого книгой. Вверх, вниз, вверх, вниз. И вы так им поглощены, что, даже делая перерыв, чтобы добежать до туалета, вы не прекращаете думать, как бы спастись из мрачных казематов. Вы так (со)переживаете, словно бы это именно вы — узник замка Иф, и это вам нужно оттуда спастись.

Но вот здесь вот всплывает одно но. Переживая вместе с Дантесом все его злоключения, страдая вместе с ним, круша стены и наказывая обидчиков от его имени, вы в то же самое время сидите у себя дома в удобном кресле и просто держите в руках переплетенную стопку бумаги с выстроенными в линии черными закорючками на белом фоне.

Получается двоякая ситуация. Когда вы погружены в сюжет книги, вы включаетесь в рассказанную историю, и в ее рамках вам кажется, что избавление от страданий состоит именно в этом — выбраться из тюрьмы, найти клад и отомстить злодеям. Кажется, что свобода, счастье, покой и расслабление наступят именно тогда, когда удастся изменить свое бедственное положение, растолкать локтями менее удачливых сородичей и занять удобное место у кормушки. Это и называется хэппи-эндом.

Но с другой стороны, даже когда от главного героя отвернулись самые близкие люди и жизнь его висит на волоске, вы, как читатель, сидите все в том же удобном кресле и лично вам ничто не угрожает, и вам не нужно срочно писать интернет-петицию за освобождение Дантеса. Вы же не сумасшедший! Вы же отдаете себе отчет, что описанное в книге происходит не с вами лично, и что рассказанная история — это всего лишь художественный вымысел. Вам не нужно спасаться самому и не нужно спасать книжного страдальца.

Ваши читательские свобода, счастье, покой и расслабление никак не связаны с тем, удастся ли Дантесу спастись или он так и сгинет в грязных подземельях. Они зависят только от одного — осознаете ли вы, что стены, цепи, боль, страдание, несправедливость и предательство — это просто черные буковки на белой бумаге, а не реальные ваши переживания. Вся переживаемая драма — это просто слова, последовательное бесстрастное повествование о том, что переживает рожденный авторской фантазией драматический герой.

Спасаться нужно Дантесу, а не вам. И даже если он погибнет, с вами от этого ничего не случится. Вы просто закроете книгу и пойдете пить чай, думая, что за болван этот Дюма, раз не придумал лучшего исхода.

Понятна аналогия? В рамках сюжета счастье невозможно, потому что оно существует лишь по контрасту со страданием и несчастьем. Да и вообще, сюжет без драмы невозможен, а, значит, невозможен и окончательный хэппи-энд. Даже когда все хорошо, вас все равно в конце истории ожидает неумолимая смерть. И сколько бы вы ни пытались ее принять, она все равно лишит вас покоя и однажды вышибет дух.

Но все обычные наши усилия направлены именно на это — осчастливиться в рамках сюжета, в рамках своей обычной жизни. Победить, преуспеть, отомстить и все прочее в том же духе. Некоторым, как кажется, это удается немного лучше, чем другим. Другие так и оканчивают свою сюжетную жизнь на пыльной обочине чужого успеха. Драма разворачивается, и отведенная в ней роль неизвестна до самого финала. Впрочем, финал у всех один и тот же.

Истинное же освобождение от страданий — это не преодоление всех сюжетных тягот и лишений, а обнаружение себя сидящим в удобном кресле с книгой в руках. Главный герой все так же в цепях, все так же одинок, все так же несчастен, но с вами-то все в порядке! Вам не нужно спасать книжного героя, чтобы почувствовать себя хорошо. Более того, как только герой преодолеет все невзгоды и станет жить долго и счастливо, драма закончится и читать дальше станет не интересно.

Ваше счастье не зависит от нового поворота сюжета, и вам не нужно добиваться того, чтобы Дантес принял свою судьбу, смирился со своим тюремным положением и уселся в неподвижную медитацию на десять лет в надежде, что таким образом преодолеет свои страдания и выйдет за пределы книги. Он не может никуда выйти! Он просто рассказанная история, которую вам интересно читать только потому, что в ней есть лихо закрученная драма.

Судьба главного героя — на самом полном серьезе проживать свою личную драму. Для этого он и создан. Он и сам лишь порождение этой драмы — вечной борьбы противоположностей. И изменить эту драму невозможно в силу ее устройства. В ней невозможен окончательный покой, счастье, расслабление или что еще вы пытаетесь достичь в своей жизни. Возможны лишь этапы или фазы покоя на фоне беспокойства, счастья на фоне несчастья и расслабления на фоне напряжения. Но прекратить смену этих фаз и заставить маятник зависнуть в одном из крайних положений невозможно. За одним всегда приходит другое — противоположное.

Вот об этом вот и речь, что усилия формируемые ложными ожиданиями покоя внутри сюжета — это бессмысленная трата сил. Сюжет не нуждается ни в каких изменениях. Вы же не станете пытаться переписывать Графа Монте-Кристо? Чем бы это закончилось, если довести это до предела? Одной строчкой на первой странице — «Эдмон Дантес не попал ни в какую беду, жил счастливо и никогда не умер». Драма хороша именно своей драмой, а не тем, что она хорошо или плохо заканчивается.

Возвращаясь к началу… Все хотят покоя, все хотят расслабления, все хотят свободы, все хотят счастья. Но если это облегчение трактовать в рамках сюжета и ставить его в зависимость от хэппи-энда, то это абсолютно бесперспективная позиция. В рамках сюжета идет вечное сражение, которое невозможно остановить (см. сансара). Если же выйти за рамки сюжета, то нет никакой проблемы со свободой, покоем, счастьем и расслаблением, потому что вы и есть само воплощение покоя, счастья, свободы и расслабления.

Как ни посмотри, прямая погоня за облегчением и успокоением — это просто бесконечное вращение своими собственными руками того самого колеса рождений и смертей. Настоящее освобождение — это не расслабление внутри сюжета, не успокоение ума и не очищение нарисованного в книжной иллюстрации организма от всякой скверны. Все это не имеет никакого значения. Сюжет разворачивается так, как он разворачивается. И абсолютно без разницы, в какую сторону. Вопрос и задача лишь в том, чтобы распознать свою привычную жизнь, как сюжет истории, которой вы от нечего делать зачитались и совсем в ней забылись.

И для того, чтобы это осознание могло случиться, асбсолютно не важно, спасется ли узник из тюрьмы. Осознания можно достичь в любой момент, в любой точке и на любом повороте сюжета. Мешает этому только то, что сюжет-то интересный! И именно в самые драматичные моменты мы меньше всего хотим его прерывать и больше всего злимся на «рекламные паузы» или того, кто нас от них отвлекает. Человек, пришедший вас разбудить на самом интересном месте, может и в ухо получить за свои благие намерения. Так ведь?

Успокоение ума, расслабление и выравнивание сюжета наступают в результате освобождения. Да. Но происходит это не потому, что такова цель и главный результат прозрения — это лишь ничего не значащий побочный эффект. Освобождение освобождает от сюжета со всеми его дрязгами, и с этого момента абсолютно уже не важно, шторм там или штиль. Если главный герой продолжает страдать, это больше не имеет никакого значения. И если вдруг в рамках того же сюжета он оказывается счастлив, это тоже ничего больше не значит. Только черные закорючки на белой бумаге. Герою отрезали ногу? Ну и что? Это просто слова, история вымышленного персонажа. На книге никаких порезов нет, кровь не сочится сквозь страницы.

Так вот, перестаньте оценивать результативность своей внутренней работы тем, насколько спокойнее и счастливее вы становитесь в рамках обычной своей жизни. Смысл не в этом. Нет никакой нужды и в том, чтобы сюжет завел вас в Индию и усадил к стопам какого-нибудь великого гуру или куда-нибудь на вершину Гималаев. Задача не в том, чтобы переписать сюжет или стереть буквы из книги, оставляя лишь чистую пустую бумагу. Все это не имеет значения.

Чем больше усилий вкладывается в борьбу противоположностей, тем большую скорость и инерцию набирает колесо сансары. А чем быстрее оно вращается, тем чаще случаются те самые крутые повороты сюжета, от которых вам так не хочется и не нравится отвлекаться.

Оставьте покой в покое. Если море штормит, пусть штормит. Отвлекитесь от привычной гонки и посмотрите внимательно — а не спите ли вы прямо сейчас? Не приснилась ли вам вся ваша жизнь? Не сидите ли вы прямо сейчас в своем любимом кресле с книжкой в руках? Не зачитались ли вы историей про такого близкого сердцу Себя?

Можете понимать эти вопросы философски — для многих уже и это великий подвиг. Но на самом деле, эти вопросы абсолютно конкретные и требуют таких же четких и конкретных ответов. И попытка найти им решение — это очень непривычная работа по сравнению с тем, что вы, вероятно, привыкли считать конструктивной внутренней работой. Речь о том, чтобы направить внимание в такие места, которые обычно не рассматриваются в упор, а принимаются как очевидная данность. Реально ли то, что вы привыкли считать реальным? И именно в этом вся сложность…

В книжке, которую вы держите в руках, на фоне общего сюжета двадцать пятым кадром звучит и вдалбливается в сознание одна простая мысль — «Сюжет — это реальность». Но и эта двадцать пятая страница тоже — лишь белая бумага с черными закорючками на ней…

p. s.

Огромное спасибо за поддержку Алексею и всем остальным анонимным хорошим людям!


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
Антон
Гость
Антон
04.01.2017 22:12

Вспомнились слова песни «Пентакль» группы Пикник

[…]

Как постель худой невесты
Опостылых улиц плен,
Почему же так тесно,
Что так тесно на Земле?

Бесконечного спектакля
Быть свидетелем немым
И узорами пентакля
Очарованным.

То тоскует, то смеется,
То резвится на краю,
Если жизнь твоя порвется —
Тебе новую сошьют.

Только все опять вернется
Неожиданно, как сон,
Лишь три раза обернется
Золотое колесо.

Инфантула
Гость
Инфантула
28.12.2016 03:07

Обычно представляю, что моя жизнь — это как игра в Sims, а я настоящая просто сижу перед монитором

Олень
Гость
Олень
18.12.2016 22:45

«Если бы мне сказали что я могу переделывать сюжет…»
Ну таки можешь. И что это меняет?
Вот уже сказали тебе. И что, ты прям щас, сидя в кресле, утратишь всякий покой?
На самом деле, когда ты узнаешь, КАК его сменить, то тебе будет уже не важен этот и все прочие сюжеты.
Ну я вот тоже знаю, что сюжет сменить возможно. Только само это знание — даже не знание, а просто информированность.
У каждого свой роман (драма, боевик, приключение) и никто отвлекаться по таким мелочам как просветление не захочет. Хотя просветление может присниться любому.
А проснуться может/хочет не каждый.

Абвгд
Гость
Абвгд
18.12.2016 17:32

Получается у меня есть некое тело используя энергию которого я совершаю некие действия в определенный промежуток времени. И все мои страдания связаны с тем что я слишком серьезно все воспринимаю. А мне лучше просто оставаться наблюдателем? Но получается я могу переделывать сюжет? Т. е. выбор у меня все-таки есть. Но он почему не важный? Я могу сделать выбор чтобы заболеть какой-то болезнью и всю жизнь просидеть на месте, а могу создавать семью и искать интересные занятия, но это все не имеет значения?

Если бы мне сказали что я могу переделывать сюжет книги которую читаю, сидя в кресле мной бы был утрачен всякий покой.

Таня
Гость
Таня
18.12.2016 19:02

Мне близко ваше мнение. Получается, если Джобс не был бы уверен, что он переделывает сюжет, выбираясь из сна, выпиливая свое яблоко лобзиком, мы бы не узнали даже из сна, о великих свершениях. Другое дело, да, человек слишком часто заблуждается, путается, врет, сомневается ттем самым стоит на месте.

Бобер
Гость
Бобер
16.12.2016 15:16

Многие тут воодушевились просветлением. Этим и я периодически страдаю. Хочется считать себя куда-то идущим, развивающимся. И было в самом начале это движение, и весьма интенсивное. Когда по жизни кроугом жопа, нужно было вставать и идти.
Но вот незадача — зона комфорта, в которую неизменно попадаешь при наведении порядка в жизни: отношения в семье, на работе, отношение к себе и окружающим и т. д.
Как писал Олег ранее — и я с ним сааршенна согласен: «Любое развитие — от проблемы». Нет проблем — некуда и развиваться.
От себя:
Люди, если не удается просветлиться — не издевайтесь над собой. Не каждому это нужно. Наслаждайтесь тем, что есть. Начните смотреть хорошие сны.
Впрочем, есть же и любители ужастиков.

Кирилл
Гость
Кирилл
15.12.2016 18:41

Статья — бред запутанного философа. Автор, ты человек и пытаешься стать типо просветленным и еще круче, донести этот бред другим с помутневшим сознанием. Покой тогда, когда ты забиваешь или отвлекаешься от напряжения. Чего ты еще пытаешься высосать из пальца? Только запутываешь себя и людей бредом.

Александр
Гость
Александр
16.12.2016 11:57

Кирилл неужели Вам и вправду нравится всю жизнь забивать и отвлекаться от напряжения, вместо того чтобы попытаться понять откуда это напряжение приходит

Кирилл
Гость
Кирилл
20.12.2016 00:01

Это приходит от инстинкта самосохранения, который есть у каждого адекватного человека. И что дальше? Как вы собрались с Игорем с этим бороться? Типа осознать проблему и решать или забить на себя? Или стать типо просветленным?)

korona-design
Читатель
korona-design
15.12.2016 13:20

Олег, по-твоему, какова роль чисто физиологического состояния тела в обсуждаемом «прозрении»? Ну, там уровень и соотношение гормонов, наличие/отсутствие болей, дискомфортов и т. д.
С одной стороны, выходит, прозрение — это же вроде как некое «понимание», результат деятельности ментального, так сказать, процесса? С другой — наши ментальные процессы, качество их работы неотрывно связаны с физическими. Сильно сложно наверное человеку «просветлеть», когда у него голова раскалывается от мигрени?
Чисто технически, можно ли облегчить указанное постижение через физику (правильное питание, витамины, регулярные физические нагрузки, ведь это — залог стабильного психоэмоционального состояния, а в нём и постигается лучше)?

Тогда, идя дальше, почему бы вообще просто не употребить правильно подобранный, хм… препарат и получить это наше искомое «заполненность пустотой до краёв»? Да — сильно грубый читинг; да, нужна, разумеется, предварительная подготовка «почвы», чтобы не скатиться в тупое кайфушничество, но это вообще в принципе о том, о чём нужно будет?

Роман
Гость
Роман
14.12.2016 21:34

Олег, спасибо за статью! Она похожа на волчок из фильма «Начало», на который смотрел главный герой, чтобы осознать, что он находится во сне. yes

Бондовна
Гость
Бондовна
14.12.2016 19:00

Положила в закладки. Аналогия с книжным сюжетом просто блестящая, отлично трезвит =)

Сергей
Гость
Сергей
13.12.2016 20:02

В какие места направить внимание?

Читатель
Flipside
13.12.2016 17:56

Скоро пойдут коанны)

Роман
Гость
Роман
13.12.2016 14:29

То есть тебе, Олег, как человеку прочувствовавшему это на собственном опыте всё равно что с тобой происходит и никакой трагедии в этом ты не видишь? При этом никуда не деваются всякие там желания, страхи, прочие повороты сюжетапотому, что никуда деться не могут по сценарию. Так, грубо говоря, выглядит пробуждение?

Midnight
Читатель
13.12.2016 15:11

Грубо говоря, пробуждение выглядит как внезапный удар тупым предметом по голове, метафорически. А после удара понимаешь, что это ты сам умышленно все это время бился головой о стену, только почему-то чувствуя боль от удара никак не мог понять, откуда она взялась, и чтобы избавиться от этой боли, ты прикладывал больше усилий, чтобы пробить таки лбом стену. А тут — опа-на, лоб, стена, шишка, хаха! Как-то так. smile

Роман
Гость
Роман
13.12.2016 13:45

Олег, большое спасибо тебе за прекрасную статью!
Хотелось бы уточнить одну вещь. Ты пишешь «Мешает этому только то, что сюжет-то интересный!». Мне кажется, что людей заставляет продолжать концентрироваться на сюжете не интерес, а страх. Страх неизвестности, страх смерти, страх потери контроля. Разве это не так?

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием