В психологии очень мало такого, о чем можно говорить с уверенностью. Кругом одни лишь гипотезы и предположения. Теорий личности существует множество, теорий возникновения невроза тоже уйма, теорий и техник психотерапии еще больше. Но все теории сходятся, как минимум, в одном фундаментальном принципе.
Воспитание и христианская мораль учат нас заботиться о других людях, почитать родителей, помогать слабым и противостоять тиранам. Нас учат, что высшее достижение — это подвиг, совершенный во благо всего человечества. Нам рассказывают сказки о героях, отдавших свою жизнь ради спасения других людей. И нас учат испытывать вину за всякое проявление эгоизма, здорового или невротического — без разницы.
А психология утверждает обратное — все, что бы ни делал человек, он делает ради своего собственного блага. Нет в человеческой мотивации ничего иного, кроме беспросветного эгоизма. В каждом поступке человека за ширмой его доброты, благородства и бескорыстия легко обнаружить эгоистичную мотивацию. И эта мотивация не вторична — за этой отговоркой спрятаться не получится — эгоистичная мотивация всегда первична!
Но в этом эгоизме нет ничего плохого. Нечего стыдиться — такова сама человеческая природа, и бороться с ней, значит, восставать против инстинкта самосохранения. Моральные идеалы, какими мы привыкли их видеть, содержат в себе фундаментальную ошибку — они исходят из того, что человек от рождения испорчен и потому нуждается в оковах нравственности. Но так ли это на самом деле? От чего «звереет» человек? Не от этих ли самых оков, которые на него надевают в раннем детстве?
Есть мнение, что эгоизм разрушает общество, и поэтому должен быть искоренен. Но так ли это на самом деле? Цель врожденного естественного эгоизма — выживание. И если общественный порядок будет объективно более эффективным способом выживания, эгоизм такому обществу будет только рад и всегда будет его поддерживать. Животные, вон, живут стаями, а ведь у них нет никакой морали, их никто не учит, что надо быть добрыми к ближнему своему. Их эгоистичный инстинкт самосохранения сообщает им: стая — лучший способ выживать, а значит надо поддерживать интересы стаи, как свои собственные. А человеческий эгоизм не глупее звериного…
Противостояние между эгоизмом и общественной моралью возникает по чистому недоразумению. Что говорят священные тексты всех религий о деяниях своих святых? — Что они отдавали себя настоящему служению, что они были чисты и благородны в своих побуждениях, что они заботились о своих близких больше, чем о самих себе. Но ведь в том-то и дело — это святые люди, лишенные привычного нам Эго и его «-изма». А как быть всем нам, кому до святости очень далеко?
[[Продолжение — разумный эгоизм и правда о бескорыстии]]((Думаете, я для вас стараюсь?))
И вот здесь совершается логическая ошибка. Бескорыстное благородное поведение святого человека — это результат святости, а не путь к ней. Святой человек находится в совершенно ином состоянии сознания. Его центр личности покоится в другом месте, а его Эго становится периферийной инстанцией, и вместе с этой трансформацией из него уходит тот самый «аморальный» эгоизм.
Но его место теперь занимает «божественный» эгоизм. Святые люди все так же следуют только своей внутренней мотивации, своей собственной воле, и даже помогая другим, они все так же решают какую-то свою внутреннюю задачу. Разница в том, что теперь их воля тождественна воле Бога, и потому со стороны их поведение кажется экстраординарным, внеличностным и внеэгоистичным.
Институты нравственного воспитания исходят из ошибочной посылки, что повторение моделей поведения святого человека есть путь к достижению святости. Это в лучшем случае. В худшем — если воспитатели не заблуждаются на счет природы святости, значит, они хотят превратить мораль в кнут и пряник и использовать ее для подавления индивидуальности.
Мораль говорит, что эгоизм — это худшее, что есть в человеке. Нас учат наступать на горло собственной песне ради того, чтобы быть зачисленными в ряды хороших и достойных людей. Нас учат стыдиться своей собственной природы и разыгрывать из себя тех, кем мы не являемся, ради сомнительного счастья быть принятыми в обществе людей, успешно обманувших себя.
В свое время Фрейд выпустил на свободу человеческую сексуальность и тем самым избавил очень многих людей от огромной силы внутреннего конфликта. Сексуальный инстинкт невозможно выключить — его можно только подавить. Но сколько себя не обманывай, сколько не замалчивай, инстинкт всегда найдет себе выход на поверхность — по-хорошему или по-плохому. То же самое и с эгоизмом — сколько от него не прячься, никуда на скрыться, а чем больше ему сопротивляешься, тем более тяжелые последствия наступают.
Мы все — эгоисты от и до. Но по дурацкому стечению обстоятельств очень хотим видеть себя какими-то другими. Мы находим великую честь в благородстве, в альтруизме, в помощи нуждающимся. Мы заботимся о своих близких и тех, кого любим. Мы беспокоимся о будущем детей, о детенышах тюленей, об экологии и о мире во всем мире. Но при этом отказываемся взглянуть правде в глаза — на самом деле мы заботимся только о самих себе.
И этот самообман никода не проходит бесследно. Оглянитесь вокруг — девять из десяти ваших знакомых страдают от глубокого внутреннего конфликта на почве неудовлетворенного эгоизма. Люди вокруг не удовлетворены своей жизнью из-за того, что не принимают во внимание голоса и желаний своей души. В раннем детстве им внушили идею о греховности эгоистичных желаний и всю жизнь они только тем и занимаются, что воюют сами с собой, потому что нет у человека никаких других желаний, кроме эгоистичных. А как можно получать радость от жизни, запрещая себе желать?
Разумный эгоизм
Разумный эгоизм — это ни что иное, как зов нашей души. Проблема в том, что «нормальный» взрослый человек уже не слышит голоса естественного эгоизма. То, что под видом эгоизма доходит до его сознания, — это патологическая самовлюбленность, ставшая результатом долгого подавления импульсов естественного эгоизма.
Здоровый эгоист куда ближе к святости, чем всякий убежденный праведник, потому что меньше себя обманывает. Праведник верит, что напрягая свою эгоистичную волю он может справиться со своим эгоизмом. Ему кажется, что подавляя эгоистичные импульсы, он приближается к святости и Богу. Но на деле он этим только увеличивает свой внутренний конфликт и все больше отдаляет себя от Бога.
Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем он несчастнее. Он может совершить величайшие подвиги милосердия, но при этом его собственная жизнь так и останется пустой и безвкусной. Подобный самообман умерщвляет.
Есть и другой случай, когда кажется, что человек плюет на всех и живет только для себя. Но это все та же самая проблема, только вывернутая наизнанку. Подчинение морали или бунт против нее — это одно и то же. И эти прожженные эгоисты точно так же находятся в состоянии внутреннего конфликта по поводу своего эгоизма. Они бунтуют против запрета на самовлюбленность, но при этом точно так же чувствуют вину за свое поведение, и это приводит к новому витку эскалации — бунту против чувства вины и очередным попыткам доказать себе свое право послать всех к черту, и обратно к новому чувству вины.
Эгоистичны все без исключения. Если вы знаете человека, который в жизни совершил хоть один поступок безо всякой личной выгоды, то это был не человек… либо это был святой, либо вы не видите скрытой выгоды от совершенного поступка, либо просто хотите продолжать себя дурить.
Та разница между людьми, которую легко заметить, когда речь заходит об эгоизме, обусловлена не уровнем эгоизма, а уровнем их самообмана на сей счет. Самый нездоровый эгоизм у праведников и бунтарей. И те, и другие в равной мере воюют со своей собственной природой, доказывая окружающим свою доброту или злобу. Внутренний конфликт они пытаются разрешить вовне, но им это никогда не удается. И со стороны они выглядят наиболее ущербно — болезненно самовлюбленно или так же болезненно кротко.
Более здоровая версия эгоизма у людей, отдающих себе отчет в том, что ничего, кроме собственных интересов у них в жизни нет. Но до тех пор, пока они продолжают раскачиваться на маятнике гордости–ничтожества, их эгоизм окрашен в ядовитые тона самовлюбленности. Эти люди более трезво смотрят на мир и со стороны выглядят не такими уж эгоистами. Обратите внимание на этот фокус. Чем более честен человек в отношении собственной мотивации, тем менее эгоистично выглядят его поступки или, по-крайней мере, его эгоизм выглядит оправданным, разумным, трезвым, и потому не вызывает отторжения.
Возьмем пример. Два человека: здоровый и нездоровый эгоисты. Оба совершают один и тот же поступок — делают близкому человеку подарок. Здоровый эгоист отдает себе отчет в том, что подарок он делает для себя, что это ему самому нравится дарить подарки и ему нравится получать что-то в ответ. Его игра «в подарки» очевидна и прозрачна — он не скрывает своей корысти ни от себя, ни от другого человека, а значит не остается никакого камня за пазухой. Здоровый эгоист корыстен, но честен.
А нездоровый неосознанный эгоист поступает иначе — он не отдает себе отчета в том, что им движет только личный интерес, он верит, что делает подарок от всего сердца и не имеет при этом никаких задних мыслей. Но на более глубоком уровне им движет все тот же личный корыстный интерес — он тоже хочет получить что-то взамен, но хочет это получить тайком, безответственно. Если он это получает, то все хорошо, но если по какой-то причине реакция на подарок его не устраивает, вся его корысть тут же выходит наружу — он начинает обижаться, психовать, требовать справедливости и проклинать чужой эгоизм. Так он вынуждает другого человека расплатиться по счетам за все полученные «бескорыстные подарки».
Нездоровый эгоист точно так же корыстен, как и здоровый, только при этом еще делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, и очень гордится этим своим показным самоотречением.
В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного «Хочу!», и чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм — совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека. Осознанный разумный эгоизм — единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми.
p. s.
Разрешить себе быть честным здоровым эгоистом — большое достижение, но это только полдела. Если при этом не будет решена проблема гордости-ничтожества, эгоизм будет в первую очередь защищать эти два невротических полюса, вместо того, чтобы выполнять главную свою задачу — транслировать голос Самости и вести человека по пути естественной самореализации.
Автор так страстно убеждает, что все всегда эгоистичны, что создается ощущение, что он пытается убедить себя. (Прошу прощения за резкую формулировку, не хочу обидеть, просто кмк это может значить, что автор сам не до конца согласен?)
По-моему альтруистичные желания в том или ином виде свойственны большинству людей, и они так же биологически обусловлены, как и эгоистичные.
Нет, я поддерживаю, что разум должен понимать, что все что он делает – он делает так или иначе для себя. В том числе когда действует альтруистично или изобретает себе ту или иную мораль и следует ей.
Но странно отрицать например, что огромная часть людей при виде раненого существа испытают к нему совершенно рефлекторное сопереживание.
Если я сидя на диване сопереживаю жертвам войн и бездомным животным, альтруиста из меня это не делает. Сопереживание еще не действие, а разговор о природе наших поступков идет ведь. И Вы верно подмечаете, что
«… разум должен понимать, что все что он делает — он делает так или иначе для себя. В том числе когда действует альтруистично или изобретает себе ту или иную мораль и следует ей».
Да и с сопереживанием все не так однозначно… Но даже если сопереживая, мы таки встали и кому то помогли, разве мы сами не получили от этого удовольствие? Явное или может не очень. Не стали ли мы себя от этого считать, например, хорошим, сильным, смелым человеком?..) Это приятно. Вот и весь мотив.
да, именно так.:-) Кроме инстинктивного эгоизма у человека и у многих высших животных имеется инстинктивный альтруизм. Вы стараетесь для нас, чтобы удовлетворить этот альтруизм. В одном случае защищая себя эгоизм, в другом защищая других альтруизм. Это программы заложенные у нас эволюцией. И для нас стараетесь и для себя.
Читая комментарии к статье, отчетливо чувствуешь, насколько прочно укоренилась в сознании людей “мораль” самоотверженности (а слово-то какое отвратительное!). Даже задумываясь на тему статьи люди в основном стыдятся стремлений удовлетворять свои потребности, это же противоестественно, все равно, что стыдиться есть или спать… Да и вообще – это вроде как неловко получать удовольствие… Бред… Я удивляюсь, Олег, как Вы живете с пониманием всей абсурдности людских понятий и общества…)
Я, конечно, далеко не профи, но думаю, что все мы делаем добро не просто так: мы получам ни с чем не сравнимую дозу УДОВОЛЬСТВИЯ от этого, тем более, что часто искренне верим при этом в собственную “святость” или просто особо не заморачиваемся в обдумывании причин своих поступков. Совершения чего-либо во благо кому-то другому – не что иное, как один из способов удовлетворить собственное эго (имхо), ведь сознание того, что ты сделал что-то хорошее “просто так”, ничего не желая взамен, отлично подымает самооценку. Возможно, это и есть нормально, нужно просто отдавать себе отчет в причинах и сдедствиях и не клеить из себ праведника и великомученика!.. И делайте добро на здоровье.
@Анастасия
Может и не станет хорошо, люди могут ,ведь, попользоваться и послать нах. =)
@Анна Старостина
Можно, наверное, найти в этом какую-то форму самообмана. Личная выгода безусловно есть – заключается она в том, что оказывая другому помощь, особенно если вопрос касается чужих и сильно нуждающихся людей, мы сами испытываем радость, некое удовольствие, а порою ставим себе за это “памятник”. Уж не знаю, насколько это чудовищно, но я именно из такой корысти совершаю хорошие дела. Всегда наверняка известно: если на душе паршиво, пойди и сделай кому-нибудь добро – и непременно полегчает.
И вот здесь совершается логическая ошибка. Бескорыстное благородное поведение святого человека — это результат святости, а не путь к ней.
а как все-таки хорошо вовремя осознать свой эгоизм,а еще лучше-в идеале иметь таких же мудрых родителей, которые бы не убили бы здоровый эгоизм у своих детей с детства. Я помню свое детство-мне внушали что надо жить для родины и пр. тогда как некоторые умные люди умудрялись сохранить видение вещей в правильном свете,того учили и своих детей. А в 90*годах вот эти подросшие дети и были те кто быстро сориентировались как жить и зарабатывать.Не то что те, которых гнобили дома моралью.Эти долго потом перестраивались к новой жизни,в то время как первые делили власть и прочие блага.
а разница была ведь лишь в правильном принятии своего эгоизма.
“Эгоистичны все без исключения. Если вы знаете человека, который в жизни совершил хоть один поступок безо всякой личной выгоды, то это был не человек… либо это был святой, либо вы не видите скрытой выгоды от совершенного поступка, либо просто хотите продолжать себя дурить.”
значит я или святая или занимаюсь самообманом…но потребность делать для людей “добро”, “оказывать помощь”, помню в себе … сколько себя помню столько и помню это ощущение.. как инстинкт что ли.. и до недавнего времени искренне судила всех по себе…
Прочитала предыдущие комменты,повеселилась…Странная агрессия,думаю вы,Олег,уже определились с заключениями (читайте-диагнозами) по поводу Аси и прочих невротиков…
Если б Вы старались для меня, то меня бы здесь уже не было. Не люблю “альтруистов”.;)
Кстати, вопрос хороший.
Вот о ком я не подумала, так это о Вас.
Стараюсь тут для себя. Пишу ответы, чтоб переключиться мысленно от своей работы, а то «глаз замыливается». Да ещё столько полезной информации получаю. И не только это. Короче, одним выстрелом много своих зайцев.. и тараканов..
А вот кого я забыла взять на “мушку”, так это Вас, Олег.
Поэтому хочу уточнить, какого плана обратная связь в Ваших эгоистических интересах? Для чего на сайте есть возможность комментировать? Вдруг мой корыстный интерес в ответах может совпадать с Вашим.
p.s.
Если осень-осень лень писать, скопировать вариант ответа можно ниже:
пиши честное мнение, делись опытом
пиши честное мнение, не делись опытом
пиши свои мысли, которые кажутся тебе умными
пиши чужие мысли, которые кажутся тебе умными
пиши коротко, шутить (не)можно
пиши что попало к теме, мне важно количество
не пиши здесь ничего, комментирование предоставлено для тех, кто по «делу»
что-то другое с пояснениями
никакого ответа без пояснений. :-)
“Думаете, я для вас стараюсь?”, хороший вопрос.
Я начитавшись всякой всячины, понимаю,что стараются люди только для себя в первую очередь. Как бы это печально ни казалось. “…учтите, что здесь описаны основные проблемы интровертов. Впрочем именно они здесь и сидят.” – а экстраверты в это время в носу что ли ковыряются? или нет,за них все беды решают – интроверты ))Хотя,великой разницы нет, кому чего нужно,главное- чтобы наши желания совпадали с возможностями. Мне например, никак не удается избавиться от неуверенности в себе.
в науке каббала именно эго является тем рычагом, который заводит механизм духовного развития человека.и ему(эго) надо дать как можно больше воли проявления.а ето приводит к тому что человек начинает видеть что он за птица на самом деле и птица ли?
не согласен с тем что бунтари испытывают внутренний конфликт – категорически несогласен!
бунтари как никто другие живут полной жизнью.
Олег, разбаньте меня, я ведь вам не вредил. Сижу я все равно с той же машины с того же IP от которого Вы решили избавиться и если Вы забаните этот, то я все равно за 15 минут снова получу доступ. Да и еще… Это сообщение можно удалить. Я его снова напишу. Чисто из интереса зайду сюда числа второго. Меня развеселила Ваша позиция. :) Ведь если бы я действительно хотел Вашему проекту зла, я бы действовал совершенно по-другому, во-первых, я бы скрыл свой адрес (а Вы знаете где я живу), во-вторых написал бы нужные программы-сервера, в-третьих запустил бы их на разных машинах. В общем Ваша мысль осталась для меня непонятной, уйти я хочу отсюда без бана.
Олег, все что Вы написали как обычно лежит где-то на поверхности, но никак не попадает в сознание. Безусловно, главная задача любого творческого процесса сделать осязаемыми ощущения, которые никак осознать не удается, вывести их на поверхность, что в музыке, что в кино, что в психологии.
Но по статье и по сайту в целом, не смотря на всю простоту и естественность развиваемого вами взгляда на жизнь, есть один вопрос: неужели люди, которые придумывают моральные ценности в течение многих веков настолько глупы, чтобы один пусть и не самый глупый человек все взял бы на раз и разбил?
Интересно услышать ваше мнение по этому поводу. Я прочитал и вник во все статьи.
Они мне очень сильно помогли как начальный этап. Думаю, что больше мне ваш сайт не нужен, дальше надо искать другие источники.
Всем читателям рекомендую применять на практике. Только учтите, что зачастую здесь описаны основные проблемы интровертов. Впрочем именно они здесь и сидят.
статья поучительная и со смыслом . заставляет задуматься , а это главное
меня мама обзывала эгоисткой в детстве -когда я настаивала на удовлетворении своих потребностей и на том. что они у меня вообще есть (потребности(:..сейчас – я человек без “мечты” и без мотивации жить..у меня сильнейшая апатия..Я не знаю – кто я, что я и чего хочу..получаю хоть какие-то положительные эмоции – лишь удовлетворяя потребности других..А все потому – что мои собственные потребности – мой ЭГОИЗМ всегда осуждались и отрицались(:..увы..
Ваша мать убивала вас как личность.У меня та же ситуация,только на порядок выше.