Где-то примерно десять лет назад один умный человек объяснял, что, занимаясь вправлением чужих мозгов, я ввожу людей в заблуждение. И мне вроде бы было понятно, о чем речь. Очень легко попасть здесь в ловушку и начать менять шило на мыло — одни иллюзии объявлять ложными и заменять их новыми — правильными.
Например, кто-то может верить, что ему крайне важно быть социально успешным. И эта вера может причинять человеку массу дискомфорта, если он по своему устройству к социальной успешности не сильно приспособлен. Тогда можно поставить под сомнение его систему координат и объявить, что она неправильная, ложная, а на самом деле самое главное в жизни — это семья и потомство.
В терапевтическом смысле это вполне может привести к облегчению состояния, особенно, если человек к семейной жизни приспособлен лучше, чем к социальным победам. И вот вроде бы результат достигнут — человеку становится легче, он теперь больше в ладу с самим собой.
Но если смотреть глубже, это очень и очень поверхностный результат, который оставляет человека в опасном положении — какими бы подходящими ни были новые убеждения, это ровно такие же цепи, которыми была вера в важность социального успеха. И рано или поздно, но и эти новые цепи обмотаются вокруг горла и заставят выть на луну. Цепи — всегда цепи, даже если они и золотые.
Это все понять нетрудно. Нет смысла тасовать между собой убеждения одного уровня. Успех, семья, творчество, власть — никакой разницы, все это лишь разные сорта шил и мыл.
[[Продолжение — как избавиться от проблем]]
На чем я тогда споткнулся, так это на том, что в самом буквальном смысле не захотел даже рассматривать возможность того, что ВСЕ убеждения — это в равной мере иллюзии, и что нет и не может быть иллюзий более правильных, чем остальные. Очень уж хотелось тогда сохранить веру, что есть это различие, что есть более точные системы координат или, по меньшей мере, более эффективные.
Можно предположить, что аналогичный вопрос в той или иной форме посещал любого человека. Как правильно жить? На что ориентироваться? Что принять за точку отсчета? И со всеми перед лицом этих вопросов происходит одно и то же — желание во что бы то ни стало сохранить хоть какую-то опору под ногами.
Человек легко соглашается на то, чтобы освободиться от неудобных убеждений и, эксперимента ради, даже от нескольких более-менее удобных. Но никто и никогда не согласится отказаться от всех убеждений разом и повиснуть в пустоте. Никто не хочет вырывать фундамент из-под ног собственной личности, ведь, если не будет убеждений — не будет и меня!
И вот слушал я, как до меня пытаются донести эту идею, все понимал, но в то же время отказывался понимать. Выстроенная на тот момент система координат слишком дорого мне обошлась и слишком сильно нравилась, чтобы так запросто от нее отказаться. Более того, в ней все-таки было нечто такое, что выделяло ее из общего ряда обычных людских верований.
Почерпнута она была, в основном, из Кастанеды и Юнга — путь индивидуации или путь воина, как воплощение архетипического мотива восхождения к вершинам сознания, к воссоединению с Богом. Система координат, требующая от человека поставить на кон всю свою жизнь. Путь, который можно пройти до конца, только в том случае, если вся жизнь посвящена ему целиком.
На что потратить свою жизнь? Мой ответ был — на путь воина, на путь освобождения от всех пут, путь к Свободе, путь к тому, чтобы однажды, как дон Хуан и его команда, сгореть огнем изнутри, что бы это ни значило. Красиво звучит? Впечатляюще?
Добавьте сюда склонность к маскимализму и жесткую требовательность к себе в достижении цели, и вы сможете представить, какая огромная эмоциональная энергия противостояла идее о том, что все-все убеждения ложные — в том числе и убежденность в пути воина.
А между тем Кастанеда тоже рассматривал и разъяснял этот вопрос. Если кто читал и помнит, то дон Хуан объяснял Карлитосу, что путь воина — это лишь временный этап на пути к тому, чтобы начать Видеть. Как только человек Видит, так сразу же перестает быть воином и становится человеком знания. В самом по себе пути воина большой ценности нет — это просто еще один из возможных способов жить. Быть может, очень эффективный способ, но все равно это не истина, а ее временный суррогат. Но как только воин Увидит, так сразу же путь воина теряет всякое значение.
Все эти разъяснения были прочитаны неоднократно. Интуитивно здесь уже наклевывалось какое-то понимание, но значимость выбранного пути, выбранной системы координат была слишком велика, чтобы позволить себе осознать идею иллюзорности любых убеждений до самого дна.
Соответственно и в работе с другими людьми исповедовалась та же самая политика, что путь воина, путь честности с собой, путь индивидуации — это более правильный способ жить, чем все остальные. Именно к нему я подталкивал тех, кто столкнулся с нереалистичностью своих убеждений, что в сущности и является причиной всех психологических проблем.
Было ли это ошибкой? Если отвечать на этот вопрос с абсолютной точки зрения, то да, это был окольный петляющий путь к тому месту, куда можно было бы привести человека гораздо проще и быстрее. Но до тех пор, пока природа всех иллюзий не ясна, пока ум еще обладает своей гипнотической властью, ничего другого не остается. Кастанеда был вынужден долгие годы идти путем воина, прежде чем Увидел. И другого пути к этому свершению для него не было.
То есть, абсолютный ответ на вопрос далеко не всегда применим на практике. Когда все ясно, тогда все ясно. А до тех пор приходится использовать именно этот прием — уничтожать все иллюзии временно опираясь на еще одну иллюзию.
О том же самом говорит Балсекар, когда приводит аналогию с занозой. Для того, чтобы вынуть воткнувшийся шип, мы берем другой шип в качестве инструмента. Но когда дело сделано, оба шипа больше не нужны — их выбрасывают. Шип-вредитель и шип-спаситель — это сущности одного порядка, лишь временно и условно оказавшиеся антагонистами.
Так и путь воина или путь индивидуации — это не ответ на вопрос о том, как правильно жить, а временная контртеория о жизни, позволяющая вырваться за пределы всех прочих теорий. Но однажды наступает момент, когда и то, и другое будет отброшено. И с этого момента начинается совсем другая игра.
Так вот, даже имея обо всем этом некоторое представление, долгие годы не оставалось ничего иного, кроме как следовать Пути и подталкивать на тот же путь тех, кто запутался в своих иллюзиях и ищет выхода из тупика и облегчения своих страданий.
Однако система координат, на которой построен путь индивидуации, хотя и является еще одной фикцией, имеет одно весомое отличие от всех прочих. Одной из основных ее установок является требование непрерывно двигаться к еще большей честности и свободе. И эта установка работает, как встроенная система самоликвидации. Как только не остается иных иллюзий, злобные голодные лейкоциты запускают аутоимунную реакцию и начинают пожирать создавшую их систему координат.
И если хватает времени, чтобы этот процесс самопожирания дошел до своего логического завершения, то на этом всякий Путь завершен. Дальше только бесконечный космос и свобода за пределами всякой свободы и связанности.
Кастанеда здесь говорит о Видении, но здесь уже показания расходятся, потому что он говорит в том числе и о визуальном эффекте видения людей как светящихся коконов и всяких прочих странных картинках, тогда как другие традиции ничего подобного с феноменом освобождения от всех иллюзий не связывают. Но это сейчас не столь важно.
Возвращаемся к тому, с чего начали, — к работе с другими людьми и их «психологическими проблемами». Когда-то все эти печальные рассказы действительно казались проблемами. Еще бы! Это ж надо было жить так неправильно! Это ж надо было так все запутать! И тут начинался процесс вправления мозгов — выбросьте все, что вы считаете правильным и неправильным, посмотрите, как искажены ваши представления о жизни, осознайте, какую бестолковую жизнь вы ведете!
Надо отдать должное — путь воина, путь правды, как терапевтический метод работает очень хорошо. Человек действительно словно бы вырывается на свободу из своих прежних цепей и оков. Дышать становится легче, жить проще. То что было проблемой, перестает быть таковым. Результат достигнут — все довольны.
Одно только «но», которого до поры до времени не было видно. Занозу-то мы достали, но второй шип — более красивый и из более благородных пород древесины — воткнули и оставили на ее месте. И душевная боль теперь совсем другая — красивая и благородная. Согласитесь, есть ведь разница, страдать ли от банальной неразделенной любви или тосковать от экзистенциального одиночества или отсутствия смысла в жизни.
Вообще говоря, это один из традиционных инструментов психотерапии, когда пациента заставляют взглянуть на свою жизненную ситуацию с большей дистанции и перспективы, и тогда становится очевидным, как наивны и мелочны были все прежние детские обиды и страдания. Но никто затем не дает ответа на вопрос, что делать с этими новыми более правильными, красивыми и глубокими проблемами.
Если психолог и его пациент на этом не останавливаются, а продолжают двигаться дальше, то это ведет к запуску уже упомянутого процесса самоликвидации, и это хорошо. Но очень часто ни тот, ни другой не знают, что делать дальше — что делать со всеми этими экзистенциальными и философскими вопросами.
И вот теперь, когда все прояснилось, сложилась очень занятная ситуация. Приходят новые люди и задают старые вопросы. Раньше в их ситуации действительно виделась какая-то проблема. Не та, о которой говорили они, а более глубокая, которой они даже не замечали, и в направлении которой затем велась работа. Люди виделись «невротиками» нуждающимися в исцелении, и совместными усилиями мы боролись за облегчение их «болезни». Теперь же стало очевидным, что нет ни у кого нет никаких проблем, нет никакой неправильности, нет никакой ошибки в функционировании. Все в человеке работает именно так, как нужно, и не иначе.
И все это выглядит теперь очень комично. Примерно, как если бы человек пришел к врачу и пожаловался, что с ним происходит какая-то жуткая вещь, которая ему очень не нравится или даже отвратительна, — по какой-то неведомой причине ему каждый день приходится засовывать себе в рот еду, жевать ее и глотать. Экая мерзость! Столько дискомфорта из-за этого!
И от чего здесь человека лечить? От чувства голода? Или от глупости его убеждений, создавших проблему абсолютно на ровном месте?
Раньше работа сводилась к тому, чтобы поставить человека перед более ужасающей проблемой. Что там еда! Есть-то хочется всего пару раз в день, а вот дышать и стучать сердцем вам приходится непрерывно — вот это проблема, так проблема! По сравнению с ней, засовывание в себя еды — это мелочь. Разберитесь с сердцем и дыханием — и с едой тогда тоже все разрешится. Мертвое тело — свободное тело.
Это, конечно же, если довести все до абсурда. Но в общем-то примерно так все и происходит. Пациенты все одинаковы — это люди создающие у себя чувство проблемы там, где никакой проблемы нет. А психологи отличаются лишь тем, видят ли они проблему там же, где ее видит пациент, или несколько глубже. Но до тех пор, пока психолог все же видит какую-то проблему, он действительно водит своих пациентов за нос и втягивает их в свои собственные заблуждения.
В качестве побочного эффекта это может приводить к облегчению психологического состояния, но никогда не разрубает весь узел проблем разом. Механизм создания и поддержания иллюзорных проблем при этом остается незатронутым, и человек в целом остается на месте, только тараканы у него теперь умытые и причесанные.
Ни у кого нет никаких проблем. Некого лечить. Не от чего лечить. Разве что от глупости — от невероятной способности создавать проблему там, где ее нет.
Приходите лечиться!