Тема самодисциплины — одна из самых ходовых в отрасли саморазвития. Считается, что успеху в жизни препятствует не столько отсутствие знаний и умений, сколько леность, отсутствие должной мотивации и неспособность преодолевать себя. Но, почему-то очень редко можно услышать вопрос — а нужен ли данному конкретному человеку тот самый успех, который предлагается достигать?
Обычно, исходят из того, что успех важен каждому. Но, ведь, это сродни утверждению, что деньги нужны всем. — Звучит разумно, но на деле очень легко заметить, что некоторые люди в отношении денег выходят далеко за рамки необходимости, а другие, напротив, настолько заняты прочими своими интересами, что про необходимость денег вспоминают с большой неохотой. То же и с успехом. Да, нужен он всем, но каждому — по-своему.
В этой статье разговор пойдет о боевом знамени всякой школы саморазвития — о самодисциплине. Но, прежде чем возникло непонимание, давайте договоримся о терминах.
Начнем с дисциплины. Толковый словарь определяет ее, как неуклонное следование установленным жизненным принципам. То есть, это не способность человека к «неуклонности», а сам факт ее наличия, наблюдаемый как бы со стороны.
Чувствуете разницу? Человек изо дня в день встающий в одно и то же время, каждый раз выполняющий одни и те же гигиенические процедуры, и прибывающий на работу без опозданий, выглядит дисциплинированным. Про него можно сказать, что он соблюдает дисциплину.
Но является ли дисциплина такого рода достижением, способностью преодолеть себя и действовать «через не хочу»? Нет, не является — потому что в такой дисциплинированности нет никакого самопринуждения. Человек хочет сохранить свою работу, хочет сохранить здоровье и выглядеть опрятно — вот и все. Это случай той самой свободы, которая есть осознанная необходимость.
То есть, «дисциплина» или «дисциплинированность» — это добровольное осознанное следование естественному порядку вещей.
Теперь перейдем к самодисциплине. Если «дисциплина» — это неуклонное следование определенному порядку, наблюдаемое извне, то «самодисциплина» — это тот же самый процесс, наблюдаемый изнутри, субъективно. Так говорят словари. Но нас интересует несколько иное понимание — то, которое подразумевается в статьях, книгах и курсах саморазвития.
Когда в учебниках по саморазвитию поднимается тема дисциплины, о ней говорят, как о чем-то таком, чему можно и следует научиться. А Стив Павлина даже считает, что самодисциплина подобна мышце, которую можно накачать…
Но нет ли здесь противоречия? Смотрите. Дисциплина — это следование своим собственным приоритетным желаниям, в ущерб желаниям менее важным. Каждое утро человек гораздо больше хочет сохранить свою работу, чем поспать еще пару часов. Разве тут есть чему учиться? Разве нужно тренироваться «хотеть сохранить работу»? Разве есть тут какая-то мышца, которую можно накачать?
Человек естественным образом расставляет свои приоритеты и следует им. Вопрос только в том, что именно для него приоритетно, и, отдает ли он себе в этом отчет. А учиться тут абсолютно нечему — все определяется инстинктом выживания.
Тогда, чему пытается научить каждая очередная статья о самодисциплине?
((Что вы думаете о самодисциплине?))
[[Продолжение — парадокс и обман самодисциплины]]
Парадокс самосовершенствования
…Люди уже очень давно интересуются возможностью изменить себя. Но мы можем спросить: возможно ли это или это всего лишь замкнутый круг? В умах многих присутствует мысль: «Я должен улучшить себя», и это очень важно. В самой идее «Я должен улучшить себя» присутствует очевидная трудность: если я должен улучшать себя, то «я», которое улучшает, и «я», которое нуждается в улучшении, — это одно и то же «я». Таким образом мы попадаем в замкнутый круг…
Любая попытка самосовершенствования содержит в себе парадокс, когда несовершенное «я» пытается само себя усовершенствовать. Уотс сравнивает это предприятие с попыткой поднять себя за шнурки собственных ботинок.
Можно посмотреть на эту же ситуацию и с противоположной стороны. С точки зрения любого эзотерического учения, человек абсолютно совершенен с момента рождения и до самой смерти. Без исключения и оговорок. Но в то же время, субъективно, у человека может присутствовать иллюзорное ощущение собственного несовершенства, что мы повсеместно и наблюдаем.
А что произойдет, если этот совершенный человек попытается себя изменить? Если я стою в центре круга, то куда бы я не двинулся, я этот центр покину, так? А, стало быть, и любая попытка усовершенствовать совершенное приведет к утрате этой самой совершенности. — Та же сама беда.
Самосовершенствование — это всего лишь игра. В ней можно участвовать, если нравится процесс, но не стоит тешить себя иллюзией, что она несет какое-либо развитие и улучшение.
Тот же самый парадокс присутствует и в вопросе самодисциплины. Недисциплинированное «я» пытается дисциплинировать само себя, но чтобы достичь в этом успеха, оно УЖЕ должно обладать дисциплиной. Получается, что у нас нет ни малейшей возможности себя само-дисциплинировать.
Реальная жизнь устроена куда проще. Когда есть внешние дисциплинирующие обстоятельства, человек безо всякого труда начинает соблюдать самые изощренные системы правил. Например, служба в армии или работа на опасном для жизни производстве.
Или в другой ситуации, когда на первый план выходят внутренние приоритеты, требующие приложения больших и регулярных усилий, — дисциплина тут же возникает сама собой, без уговоров и тренировок. Например, процесс разработки программы или написание книги, когда приходит вдохновение и времени жалко даже на то, чтобы поспать.
А если нет ни внутренних, ни внешних обстоятельств, какой тогда смысл в дисциплине?
Психология самосовершенствования
…Уверен, что вы наблюдали за поведением людей, которые заняты самосовершенствованием. Обычно, они довольно много ходят по магазинам. Кроме того, они интересуются психоанализом, психодрамой, йогой, сайентологией, христианской наукой, дзэн-буддизмом и тибетским буддизмом. И везде, куда бы ни подались эти люди, они встречают настойчивый призыв: «Забрось все и разберись с этим!» Но мы замечали, что, даже если человек следовал одному из этих путей достаточно долго, ничего особенного с ним не происходит. Мы каждый раз встречаем того же самого человека, только с новым набором навязчивых идей. Человек при этом не меняется, меняются лишь его попытки измениться…
А как, вообще, возникает желание заниматься самосовершенствованием? Что толкает человека на все эти подвиги саморазвития? Должно быть, каким-то образом этот человек узнал или хотя бы заподозрил, что с ним что-то не так? А откуда он это узнал? Вероятно, от других, более сведущих людей, которые растолковали ему, что такое хорошо и что такое плохо, — но почему он им поверил? И с какой стати он, вообще, заинтересовался чужим мнением?
Много вопросов, а ответ один — незнание себя или, в бытовой формулировке, — неуверенность в себе. Самосовершенствование — это всегда попытка заткнуть дыры в тонущем корабле. И даже хуже — подобное самосовершенствование очень быстро возводится в культ по затыканию дыр. И теперь процесс задраивания пробоин становится важнее самого путешествия на корабле. Человек начинает жить самосовершенствованием, и превращать свое занятие в способ самоутверждения — в этакий заменитель обычной успешности и самой жизни.
Но мы ведь знаем, что неуверенность в себе — это иллюзия, и помним, что мудрецы говорят про врожденное совершенство каждого человека, да? Тогда чего стоит все это самосовершенствование, основанное на попытке самоутвердиться?
Это то же самое, что заработать первый миллион на книге о том, как заработать миллион, или раскрутить свой первый блог, рассказывая о раскрутке блога. Или впервые добиться социального успеха, обучая тому, как стать успешным. Подмена жизни подготовкой к ней.
С самодисциплиной проблема та же самая. Откуда берется желание укрепить собственную дисциплину, как не из наблюдений за другими людьми, которые кажутся нам более успешными и более дисциплинированными? — Все та же банальная неуверенность в себе.
Вернемся к началу и вспомним — настоящая дисциплина не содержит в себе никаких усилий, а только со стороны выглядит, как самопринуждение. Тогда, что у вас получится, если вы попытаетесь через усилие над собой скопировать чужую дисциплинированность? В конечном счете, у вас ничего не выйдет и вы только глубже провалитесь в болото своей уничижительной самооценки.
Может быть, нужно искать свою собственную дисциплину, а не гоняться за чужой?
Самообман самодисциплины
Как ни посмотри на погоню за самодисциплиной, получается сплошная ерунда. И мотивация для укрепления дисциплины ложная, и средств для достижения этой цели внутри недисциплинированного «я» нет, и вообще, все самосовершенствование дурно пахнет. Что же остается?
Остается признать самообман. В попытке стать лучше, правильнее мы всегда пытаемся натянуть на себя чужую кожу и чужую жизнь. Не зная себя, отказывая себе в собственной ценности, мы завышаем ценность окружающих людей и пытаемся стать ими. Перенимаем чужую систему ценностей, забывая о выращивании своей собственной.
Проблемы с дисциплиной возникают только тогда, когда мы пытаемся заставить себя сделать что-то такое, чего делать вовсе не хотим, или, что идет вразрез с нашими более глубокими принципами и желаниями. Вся беда здесь не в отсутствии достаточной силы воли, а в непонимании себя и своих истинных желаний.
Психика — очень упертая штука. На какое-то время можно напрячься изо всех сил и заставить себя следовать каким-то искусственным правилам, но закончится это либо очередным позорным поражением, либо разрушением внутренней целостности.
Та же проблема и с методиками управления мотивацией, которыми так любят играться на тренингах по саморазвитию. Можно искусственным образом взвинтить себя на достижение какой угодно цели. Но такого рода энтузиазм не стоит выеденного яйца, если цель вступает в противоречие с глубинными желаниями.
Все упирается в осознанность и понимание своей естественной мотивации. Когда мы знаем, чего хотим, вопрос о дисциплине просто не стоит — все происходит само собой. Мы прилагаем все необходимые усилия, со всей возможной эффективностью. Просто и естественно. А когда мы только «хотим хотеть», потому что «другие этого хотят», начинаются все эти заморочки с недостатком силы воли, — и мы начинаем читать статьи про самодисциплину, покупаем книги о саморазвитии, посещаем тренинги и тому подобное.
Дисциплина — это осознанное подчинение актуальным обстоятельствам, а самодисциплина — искусственное навязывание себе чужих обстоятельств.
Если не получается заставить себя что-то сделать, задумайтесь — так ли сильно ВЫ этого хотите? — Возможно, вы хотите чего-то совершенно другого. А еще, для проверки, подумайте, у кого вы это желание переняли, кому позавидовали? — Может быть, вы все-таки предпочтете остаться собой, а не копировать кого-то еще.
Оговорка
Есть, однако, одна опасность, которую легко не заметить: не стоит прыгать из крайности в крайность — из погони за самодисциплиной в погоню за собственными желаниями. Это две стороны одной медали. На одном полюсе — погоня за чужими ложными целями, на другом — за своими, но такими же ложными. Здесь, как с Титаником — если в расчет брать только верхушку айсберга, то, вероятно, ваш корабль так и не достигнет своей цели.
Вопрос о том, как личная система ценностей и желаний соотносится с предложенной метафорой, оставляю вам, в качестве зарядки для ума.
Работа над статьей заняла 6 часов. Цитаты в тексте по книге Алана Уотса «Природа, Мужчина и Женщина. Путь освобождения» — рекомендую к прочтению.
Как говорил ребе из анекдота: ” и ты, Абрам, тоже прав”. Все люди разные, одним доставляет удовольствие преодолевать лень. Перфекционизм – ну обожает себя человек за то, что он такой дисциплинированный. И чудесно! А другие просто умирают от насилия над личностью, даже от САМОнасилия. Вот я – такая. Расхлябанная, разбросанная, делающая одновременно несколько дел и ловящая кайф от этого. Да, порой это неаккуратненько как-то, но ведь в итоге и с собой в ладу, и дела поделаны. Про психологический тромб ( в статье о работе) – ну очень хорошо!
“А как, вообще, возникает желание заниматься самосовершенствованием? …
Много вопросов, а ответ один — незнание себя или, в бытовой формулировке, — неуверенность в себе.”
Я думаю, неуверенность в себе – это ответ,хороший, чтоный ответ, но не один. Поясняю. Две крайности:
1) слабая осведомленность о возможностях человека, личных резервах (решение: некая система знаний, которую мы можем найти в йоге, в сайентологии, в христианстве, наконец)
2)излишняя самоуверенность в собственном потенциале, это когда мы хотим больше, чем заслуживаем (решение: одна из задач, решаемая в русле той же психотерапии, туда же помощь разобраться в желаниях, т.е. внутриличнтсные проблемы)
Предлагаю дополнительный ответ на вышеприведенный вопрос – “Сны о чем-то большем” (кто слушал Гребенщикова) , “Самоактуализация” (если кто слышал про пирамиду Маслова), “индивидуация” (если кто читал Юнга), и з в е ч н а я п о т р е б н о с т ь ч е л о в е ч ес к о г о д у х а – для всех.
Теперь про самодисциплину.
Я думаю так, что самодисциплина 1)своего рода предпосылка к формированию привычки, при том д о б р о й привычки, т.е. автоматизированному ряду действий, которые ведут к успеху, например, к обретению физического и психического здоровья – но это уже выносится за скобки, т.е. не осознается.
2) самодисциплина – как защита от полярных желаний, одно из которых в принципе может возникнуть; от идеи, которая внезапно проникнет в мой ум и чем-то увлечет; от отвлече-ний и волнений внутри, от собственной лени, наконец!
Таким образом, Самодисциплина, как мне кажется, это не иллюзия, но нажедный инструмент самоконтроля в умелых руках, который желательно культивирвать в себе тому, кто стремится к совершенству.
Олег привет!
Нихочу ни с кем спорить, то есть заниматься ментальной мастурбацией. Просто хочу сказать большое спасибо за статью и по сожалеть, что не мог почитать Вас лет эдак 30-40 назад. А в качестве объяснения, почему считаю статью правильной, приведу пример. КУрил 40 лет с хвостиком, применял все методы отвыкания – Бросал курить, больше чем Марк Твен. Знал досконально все о вреде курения. Ни хрена не вышло. Где-то 3 с нибольшим года назад прочитал Алена Кара и начал не только знать, но и внутренне для себя понимать, с чем связана тяга к курению – прекращение курения после этого не потребовало для меня ни самодисциплины, ни силы воли в огромных размерах, а только 3 дня плохого настроения. И когда мои старые знакомые при встрече утверждают что я бросил курить, потому что очень волевой и дисциплинированный человек – это вызывает у меня смех.
С уважением. Игорь
Лично мое мнение
Подвести итог статьи можно одной фразой – человек делает не то что он может или хочет делать, а то что не может не делать…
Статья очень понравилась :)
Олег, спасибо за это статью!
Понял что все дело в страхе “А что будет если я перестану стремиться?”. Кажется, что останусь один, может и не помру, но вне людей, т.е. буду отвергнут. Вот только не пойму, а что в этом-то страшного… но ведь страшно! =))
“Когда мы знаем, чего хотим, вопрос о дисциплине просто не стоит — все происходит само собой.”
Вот это верно. Часто всплывает мысль, что если б я знал чего хочу, это у меня уже было бы (или я бы этого добился, или получил).
Есть несколько мыслей на счет этой статьи.
1. Пожалуй, соглашусь с тем, что основой поисков для самосовершенствования является неуверенность в себе. Но ведь людям свойственно думать. Кто то из великих сказал: “сомневаюсь значит думаю”. Неуверенность это ведь сомнения в собственных силах. А для того, чтобы почувствовать уверенность в них, нужно получить доказательство своим возможностям, т.е. сделать то, чего раньше не делал и, сделать это не единожды. А если ты этого не делал, сам по себе результат не возьмется ниоткуда. Придется потрудиться, и в первую очередь свой страх побороть. Это может и не самодисциплина, но многие люди верят лишь в то что видят, а вот как раз остальное для них “самообман”. А если они видели как это делают другие, вот уж это то точно взаправда жизни. Так что вот Вам, Олег, еще одно обратное противоречие.
2. “непонимание себя” читай не знание своих истинных желаний (по Вашему Олег утверждению)являющееся также предпосылкой усиливать самодисциплину это на мой взгляд тема тонкая. Другой великий сказал “Бойтесь желаний своих”. Так как они в конечном итоге превращают реальность в желаемое, а это не всегда полезно для окружающих. И знаете ли, на мой взгляд, брать пример с других для того чтоб быть лучше их это не такое уж самообманное занятие. Искандер Македонский как то заявил “мне 20 лет, а я еще ничего не сделал для истории”. (Тут Вам Олег можно легко подловить Александра на “истинном мотиве” – тщеславии, заставляющем быть дисциплинированным). Но я о другом. И ведь многие великие вещи, подвиги и открытия сделаны из этих “морально протеворечивых” побуждений. С другой стороны и великие ужасы произошедшие на нашей планете тоже вызваны четким пониманием их творцами своих “глубинных” желаний, сметавщих на пути любые препятсвия. Не будем поминать имена злых гениев.
3. Высказывалась мысль (участниками блога) насчет того, что странным является противоречие между глубинным “бессознательным” желанием и осознанной деятельностью направленной на его достижение. Примеры с наркоманами я сразу хочу отмести, а вот с диабетиком в самый раз к моей мысли походит. А хочу я сказать, что иногда неосознанное желание “жить” не воспринимается диабетиком всерьез (точнее угроза вреда здоровью и жизни), а вот осознанное желание проглотить пончик это “серьезно”. Тут я хочу задать вопрос всем участникам блога: “встречали где нибудь старца, мучимого мыслями о самодисциплине?”. Зрелые люди воспринимают “внешние обстоятельства” всерьез.
4. Еще одна мысль, заставшая меня за прочтением Вашей статьи, такова. Все сказанное и написанное очеть тесно связано с моралью. Просто в Большой Советской Энциклопедии (котрую приводит в пример г-н Самсонов) почему то избежали назвать “Д.” правильно в разрезе социального явления. Я намекаю на новую тему для Ваших статей Олег. Мораль и страх, а не леность – барьер на пути к успеху.
Вывод: В ответе на один из комментариев Вы Олег написали, что ” лучше метода проб и ошибок” нет, для того чтоб достичь цели “своим путем”. Вобщем, окончательный мой вывод из Вашей статьи таков – САМОДИСЦИПЛИНА ЛИШЬ КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ИСТИННОЙ ЦЕЛИ.
Здравствуйте, Олег. Статья очень понравилась. И еще есть вопрос. Как вы определяете понятие “самовнушение” и насколько оно на ваш взгляд полезно или вредно?
Для особоозабоченных предлагаю следующий опыт:
как только вы в очередной раз поймаете себя на том, что опять трахаете себя какими-либо неспособностями, немощами или неполноценностями, остановитесь и громко и рьяно заявите: “НЕ ВЕРЮ. ЭТО ВСЁ ЛАЖА”.
А потом спокойно идете и занимаетесь своими делами.
Понаблюдайте за состоянием.
Тот кто знает глупость своей собственной лени, кто не удовлетворен результатами уже сложившейся своей дисциплины, кто наблюдая за собой узнал, то что можно усовершенствовать и нашел в окружении тех, кто достиг успеха..
Кто сделал три тысячи кругов в одном и том же, наелся этого до тошноты и захотел иного, может научиться иному, и получить иное.
Те, кому хорошо там, где они есть – нет особого смысла менять привычки.
Те, кто не знают что хотят и куда идти, могут пробовать то там, то здесь. Пока не встретят свою узнанную дорожку.
Хотя может все и не так.
Хорошая новая терминология )))
Сейчас в интернете набирают обороты интернет-тренинги по Самодисциплине. Идея проста. 21 день тебе дают задание что делать в этот день, есть штрафы и поощрения. За это человек платит деньги и со всеми пишет отчёты каждый день. Вот такая тенденция, а у кого-то бизнес. )))
Альтруизм – благое дело. Всегда радостно узнавать, что этим занимаются просветленные и совершенные люди. Желаю Вам дальнейших успехов на этом нелегком и тернистом пути!
Может сложиться мнение, что эволюция движется от несовершенного совершенства к совершенному несовершенству. И всем нужно идти в этом направлении, но роль инволюции также важна, как и эволюции. В конце концов, это всего лишь направления движения, разновектральные тенденции, единой Игры, у которой, как и у любой игры, есть правила. Соблюдать их или не соблюдать, создавать их или разрушать, поддерживать их или преодолевать и т.п. – дело каждого. Например, одно из правил заключается в том, чтобы помнить, что это всего лишь Игра. ;)
Marcus Brutus, чтобы вам, несовершенным, об этом напомнить… ;-)
Большое спасибо участникам дискуссии за огромное количество информации к размышлению. Которую еще предстоит обдумать.
Естественно, благодарю и за саму статью вызвавшую такое занимательное обсуждение. Увы, что касается её самой, то она отражает, только личные проблемы автора (впрочем достаточно распространенные). И за исключением этого среза, тема как таковая не раскрыта.
Писать свои домыслы по этому вопросу думаю некорректным, так как я пришел сюда, что бы учиться, а не учить.
К тому же вряд ли они тут нужны, так как при замеченной тут позиции “У вас свое, у меня свое, – выговорились и расходимся” есть большая фора в экологичности и один существенный недостаток. Чаще всего её используют для того, что бы не думать над “страшными” или сложными для понимания вещами.
К Олегу есть только один вопрос, на который мне не нужно слышать ответа.
Если человек с рождения является совершенством, то зачем тогда этот сайт?
Илья, вопросы, конечно, хорошие…
Распутать клубок всех этих внутренних наворотов и заворотов — это действительно работа на всю жизнь. На вопрос “Какой путь быстрее приведет меня к… (не важно)” есть только один правильный ответ — Ваш собственный.
Задача психолога/учителя/гуру — в лучшем случае, дать инструменты, с помощью которых можно проделать свое поле. Но что на этом поле вырастет, и хватит ли у ученика вообще сил и терпения, чтобы урожай созрел — это забота только самого ученика.
Но все равно, ничего лучше метода проб и ошибок в этом плане до сих пор не придумано. Изучение себя, поиск себя — это задача без четкого алгоритма решения, и нахождение ответа больше зависит от желания его найти и умения творчески подойти к поиску.
Есть масса всяких технологий, которые работают. Но каждая из них все равно сбивает человека с собственного пути. Как бы хорош ни был “учитель”, он может показать “ученику” только свой личный пример, а это в любом случае будет уводить “ученика” со своей тропы.
То есть, учителя, психологи, теории и технологии — это хорошо только в том случае, если есть четкое понимание всех плюсов и минусов от обращения к чужому мнению.
Психолог может помочь что-то в себе нащупать или выявить защитный самообман — вот и вся его работа.
В любом случае, однажды наступает момент, когда “ученик” должен остаться один на один со своей жизнью.
Вот, подумав, немножко переформулирую.
Цель – найти свое предназначение.
Проблема – отделить волю, лень, эмоции в разные части. Хотя взаимодействие между ними должно иметь место быть, наверное.
То, что у каждого человека есть предназначение и его цель его найти – мне кажется мистикой, ненаучно это как-то, а там где мистика – там шарлатаны, а этого очень не хочется, тем более есть множество людей, знающих как работают эмоции и как в заставить их работать, все эти секты, методики управления сознанием, ЭСТ и прочее – ведь известна методика и ее применяют на людях, не хочется оказаться среди них, тут ведь разум может не помочь, один я в поле не воин против построенной и обкатанной веками системы. Религия тому пример, хотя очень грубый, конечно.
Олег, у меня к Вам вопрос.
Я понял Вашу статью в том ключе, что дисциплина появится сама собой, когда будет четкая цель, для выполнения которой нужна дисциплина.
Далее, один из признаков четкой цели – интерес (хотя, хотелось бы уметь отделять интерес от энтузиазма, который быстро проходит). Да и интересы меняются.
Если цели нет – никакая самодисциплина не поможет, это искажение себя, неправильное понимание ситуации.
Так вот вопрос: нахождение своих “истинных” целей, я так понимаю, задача на всю жизнь, в этом направлении надо двигаться, например:
– пробуя разное; путь проб и ошибок
– исследуя себя; кажется более верным, но совершенно непонятным, мистическим путем.
– может еще чего-то.
При этом, как в Титанике, надо уметь отделять лень (как пример), которая показывает о ложно поставленных целях (не соответствует действительности, “характеру”/”истине”) от лени, которая сама по себе лень, типа убраться в квартире, надо, но лень – её надо перебарывать и делать, что нужно [и будь что будет! :-)]
И тут помощи ждать не от кого? Об все вопросы биться самому? или именно здесь есть место психологу, который поможет, не сделает работу за меня, а покажет “более правильный” путь.
Ведь за неимением направляющего (конечно, можно без него, но гораздо дольше – и вдруг – жизни не хватит?) получается путь гораздо дольше и извилистей, поэтому люди цепляются за кумиров – да, надо все думать своим умом, но местами имеет смысл послушать человека и не пойти туда, “потому что там секта”. И таких примеров, наверное, гораздо больше! А то, что кумир может ошибаться – надо отсеивать самому. А ведь проще построить паттерн – “ему верить можно” и часть ошибочного пути будет отсечена (и часть полезного – тоже, вопрос в соотношении этих частей).
Повторю вопрос: “как найти то, что мне интересно?”, точнее “Как мне найти то, что мне интересно?” и еще точнее “Какой путь быстрее приведет меня к пониманию, как мне найти то, что мне интересно”.
Хотя проблема еще в том, что интересы меняются, но хотелось бы иметь хоть какие-то. Точнее интересы, конечно, есть, но не кажутся фундаментальными. Запутано очень, правда? :)
То есть получается человек становится недисциплинированным пьяницей именно потому, что был чем-то недоволен и пытался это изменить , но не получилось, потому что дело было во внутреннем мире , а не во внешнем, то есть нехватало бескорыстия, отказа от плодов действия, а он наоборот цыклился на результатах как белка в колесе..?
Хотите ли вы превратить свою жизнь в «шедевр»? Тогда читайте Брайяна Трейси. «Достижение максимума» – это как раз для вас. Он сам такой шедевр. Воплощение американской мечты! Этот гений мотивационной риторики заявляет, что его книга может изменить вашу жизнь в считанные секунды. Наверное, он действительно великий учитель, большой катализатор перемен. Он рассуждает так живописно и самоуверенно – прямо кладезь мудрости, приходи и черпай. Но послушайте, что этот шедевр, заработавший миллионы долларов, говорит: «Меня всегда интересовала тема счастья и то, почему некоторые люди очевидно счастливее других». Вам не кажется странным, что человека постоянно интересует тема счастья. Естественно, мы всегда интересуемся тем, чего нам так катастрофически не хватает. Дальше он разглагольствует, что был «ненасытным читателем». Изучал психологию, философию, мотивацию, и даже религию и метафизику. Он подсчитал что потратил на это занятие более двадцати тысяч часов за двадцать пять лет. Этот болван пишет, цитирую: «Для решения собственных личностных проблем я изучал взаимоотношения, психологию межличностного общения, типы личности». Подумать только, у старика Трейси оказывается были «собственные личностные проблемы»! А после женидьбы у него их видать еще прибавилось, поскольку он «читал и слушал об искусстве быть родителями и о воспитании детей все, что мог достать». В 1981 году он сел за стол. Но не для того, чтобы подумать какой он олух. Он сел и состряпал «систему успеха». Систему – как построить идеальную жизнь. Теперь этот парень как угорелый носится с ней по целому свету и непрерывно болтает. Он собирает целые толпы, переполненные залы и стадионы. Его аудитории позавидовал бы Иисус и апостолы. И он не один такой. Теперь их целая шайка. Это новое движение. Новая религия. Даже благоразумные немцы и те родили своего. Его зовут Бодо Шефер. Кажется он и священник по-совместительству. Этим перфекционистам нет конца. И они гордо восклицают – «Все, что мы проповедуем, это работает!» Еще бы это не работало! Они же превращают вашу жизнь в диктаторский режим покруче Фиделя Кастро! Как можно применить к жизни и к счастью термин «это работает»? В жизни «это происходит». А «работает» это в тюрьме, в казарме, на авианосце «Рузвельт». Хотите чтобы «это работало» и в вашей жизни?
Как ни странно, но истории успехов – это всегда и истории поражений. Первые всегда лелеются и выставляются на показ. О вторых принято умалчивать. Мир дал нам много таких историй успеха. Но об одной хотелось бы вспомнить отдельно. Возможно вы слышали про этих людей.
В далеком 1923 году в Чикаго в Эйди-сотербичском отеле состоялась важная встреча: девять круп¬нейших финансистов мира — Чарльз Шваб, президент крупней¬шей независимой сталелитейной компании; Самуэль Инсал, пре¬зидент самой крупной страховой компании; Говард Генсон, пре¬зидент крупнейшей газовой компании; Артур Софтон, крупней¬ший спекулянт пшеницей; Ричард Витни, президент Нью-Йоркской биржи; Альберт Фол, член правительственного кабинета; Лион Фрезер, президент международного банка по освоению зе¬мельных участков; Гесс Лизермор, крупнейший “медведь” Уолл-стрита и Ивер Крюгер, глава крупнейшей монополии.
Через двадцать пять лет Чарльз Шваб умер банкротом, живя на чужие деньги в течение пяти лет перед смертью; Самуэль Инсал умер в ссылке в чужой стране по судебному определению; Говард Гонсон сошел с ума; Артур Соттон умер за границей, запутавшись в дол¬гах; Ричард Витни окончил свои дни в Синг-Синге; Альберту Фо¬лу приговор был смягчен, чтобы он мог умереть дома; Гесс Лизермор, Лион Фрезер и Ивер Крюгер покончили жизнь само¬убийством. Все эти люди научились хорошо жить и быть успешными, но никто из них не научился тому, для чего жить! Они были хорошо осведомлены о рыночных ценах на сталь, газ и нефть, пшеницу, о биржевых котировках, но никто из них и не догадывался об истинной цене пребывания их на этой планете.
Многие пытаются организовать свое счастье. Слепить его, так сказать, с различных елементов и примесей. Собственный бизнес, хорошо бы многомиллионный. Или, на худой конец, высокооплачиваемая работа. Огромных размеров дом. Отличная машина. Красивая жена (желательно без тещи). Но счастливая жизнь – это свободная птица. Она не терпит клеток, даже золоченных. Она не терпит расписаний. Ей наплевать на ваши планы. И уж конечно на то, что думает о ней Брайян Трейси.
Счастье нельзя организовать. Его природа стихийна. Успех, в широком понимании, – это то же, что и счастье. Поэтому для них не существует никакой системы, никаких правил и никаких рецептов. Все, что вы можете – это держать дверь открытой. Быть радостным и благодарным. И когда счастье придет, ему не останется ничего другого как только войти и случится в вашей жизни.
Давайте, наконец, подумаем о том что приносит нам радость и удовлетворение, а не о счастье. Подумаем не об успехе, но постараемся понять как можно получить те или иные результаты, в зависимости от того, что действительно нам нужно , а не того, на что сориентировало нас общество, государство или очередная рекламная кампания влиятельной бизнесгруппы. Давай не будем пускать слюни и лихорадочно пересчитывать зеленые бумажки с портретами ополоумевших лидеров Нового Света, но лучше разберемся какое место деньги занимают в нашей жизни и нашей голове. Не будем обсуждать системы ценностей, а поговорим о нравственной осознанности человека. Не станем призывать к мечтам. О чем можно мечтать, когда на тебя нацелены сотни стратегических крылатых ракет с ядерными боеголовками, а кнопка, приводящая их в действие, находится в руках у выжевшего из ума старика-маразматика? Лучше поразмыслим о благодарности. В нашем потребительском обществе, наверняка, это более редкое качество чем мечтательность. И, давайте, наконец,прекратим советовать себе и друг другу как и по какому образцу строить нам свою собственную жизнь. Я считаю – это ваше личное дело. И ни меня, ни Брайяна Трейси это дело касаться не должно.