Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

Чем опасно христианство или — кому выгодны 10 заповедей?

Чем опасно христианство или —
кому выгодны 10 заповедей?
Психологическое влияние христианства · 9 сентября 2008 г.

Пришло время продолжить цикл «Не сотвори себе кумира». Его цель — развенчание заблуждений, которые глубоко въелись в нашу повседневную жизнь и, оставаясь незамеченными, подрывают душевное равновесие. Сегодня разговор пойдет о христианстве.

Писать о христианстве тяжело — тема это обширная, неоднозначная, а для многих еще и очень болезненная. Поэтому приходится тщательно подбирать слова и смягчать отдельные моменты, о которых следовало бы сказать более жестко.

Прошу не воспринимать статью как критику ради критики. Задача сайта и, в частности, этой статьи — расставить некие вехи, по которым можно будет ориентироваться в поисках личного счастья и душевного покоя. Христианство оказало глубокое влияние на нашу культуру и очень многие душевные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся, порождены именно им — вот об этом и поговорим.

Начнем с того, что христианство, как и всякая религия, не имеет никакого отношения к Богу. Христианство говорит о Боге, но не имеет с ним никакой непосредственной связи. Этот как раз тот случай, когда следует напомнить, что рассуждать о вкусе устриц имеет право только тот, кто их ел. Так вот, создатели христианства устриц не ели.

Христианство, как систематизированное учение возникло не спонтанно и не внезапно, его именно создали, и не просто так, а со вполне конкретными практическими целями. Как говорит Ницше, настоящий христианин был только один — Иисус. Иисус воплощал собой христианство — он был христианином. А все, кто позже встал под знамя новой религии, в христианство только верили.

Помните основной мотив Дао дэ Цзин — Дао, у которого есть имя, не есть настоящее Дао. Так и христианство — будучи выраженным в словах, оно утрачивает всякий смысл. Никакие слова и знаки не могут передать внутреннее состояние Иисуса — он просто жил и показывал собой пример спасения души. А христианство — это «вера в Иисуса», придуманная не им, но вложенная ему в уста.

В психологии эта проблема постоянно становится камнем преткновения — люди часто не видят разницы между верой и знанием. Принимая чужие слова и принципы за непреложную истину, люди отказываются от необходимости получать свой собственный опыт и забредают в такие дебри, из которых сами потом выбраться уже не могут. Чем больше человек полагается на чужие мнения и идеалы, тем скорее он утрачивает почву под ногами и оказывается в подвешенном состоянии — жизнь становится полнейшей абстракцией, лишенной вкуса и цвета.

Христианство, каким оно сформировалось, — это лишь набор легенд и преданий о жизни святых людей. В нем нет никакой силы — одни лишь сказки о ней. Всякие документы свидетельствующие о древних великих свершениях — это впечатления записанные с чужих слов, много раз переиначенные в соответствии с требованиями момента. За каждым текстом стоят живые люди, которые следовали своим целям и текущей конъюнктуре.

И все-таки на основе этих рассказов и пересказов выстроена огромная философская и онтологическая концепция, с претензией на то, что она получена из рук самого Бога. Однако ничто не может изменить того факта, что основой религии является вера, а не знание. Религию творят и насаждают люди, в лучшем случае, верующие в Бога, однако, не имеющие никаких собственных знаний о том, что есть Бог и где его следует искать.

Здесь нужно сделать оговорку, что во все времена в лоне христианской церкви встречались и по-настоящему святые люди. Святые не потому, что четко и беззаветно следовали всем постулатам религии, а потому, что совершили переход от веры к знанию Бога. Они больше не верят, теперь они — Знают. А то, что, рассказывая о своих переживаниях, они используют христианскую терминологию — это дело лишь привычки и необходимости подобрать хоть какие-то слова к неописуемым откровениям.

Достижение такого состояния — не заслуга христианского учения и не результат праведной жизни. Того же состояния люди достигали и безо всякого посредства религиозных учений. Просветление, восстановление связи с Богом — это результат честности с самим собой и поиска опоры внутри, в своем собственном психологическом опыте, а не во внешних учениях и правилах. Христианство же претендует на то, что только послушные ему будут спасены, а все прочие будут наказаны.

Итак, между спасением души и фактическими ценностями религиозного института, которым мы сегодня знаем христианство, лежит огромная пропасть. И если в самых лучших своих намерениях религия действительно желает помочь эту пропасть преодолеть, то на практике получается совершенно обратное — она спасению души только препятствует.

Серапис

Раннее христианство

Христианство не всегда было религией — на начальных этапах своего существования оно было сектой. Не в том негативном смысле, в котором принято использовать это слово сегодня, а в своем изначальном значении, как братство, принявшее свое, отдельное учение о вере. Отколовшись от иудаизма, раннее христианство было Мистерией, — учением о пробуждении духовных сил и достижении высшего состояния души.

Как и все прочие Мистерии, раннее христианство было практическим учением. Не верой ради веры, а системой практических знаний со своим собственным языком и своими техниками пробуждения души ото сна. И к этим мистическим знаниям допускались только подготовленные и достойные. Раскрывать тонкости духовных истин профанам считалось опасным, что замечательно иллюстрируется историей самого Иисуса.

Позже, когда христианство начало получать все большее распространение, из него насильно начали вытравливать главную его составляющую. Будучи Мистерией, христианское учение имело своей целью достижение того же состояния души, в котором пребывал Иисус. Но уже через несколько веков после смерти Иисуса от изначального христианства осталась только выхолощенная вера в прощение и спасение, обещанные праведникам.

Христос — как и Будда — отличался от других людей поступками, а христиане с самого начала отличались от других лишь верою.

Карл Ясперс

Вместо того, чтобы учить, как при этой жизни достичь царствия Господня, новое христианство предложило расслабиться и довериться церкви — чтобы спасти свою душу теперь достаточно стало просто верить в Бога. Христианство предложило бесплатный сыр тем, кого в Мистериях и близко бы не подпустили к сакральным знаниям. Не удивительно, что такая удобная религия очень быстро набрала популярность.

Цельс: …Крикуны, зовущие людей к другим Мистериям, говорят так: «Пусть приблизится тот, чьи руки чисты и слова мудры». Другие же говорят: «Пусть приблизится тот, кто чист, и чья душа свободна от скверны, и кто ведет праведную жизнь». Эти вещи говорятся теми, кто обещает очищение от ошибок. А теперь послушаем тех, кто зовет к христианским Мистериям; кого же они зовут туда? — и грешников, и глупцов, и нищих, всех зовут в царство Божие, все убогие будут туда приняты. Разве их не надо называть грешниками, ворами, грабителями, святотатцами, гробокопателями?…

Цельс нападал не на ранних христианских мистиков, а на ложные формы христианства, которые существовали уже тогда. Идеалы раннего христианства были основаны на высоких моральных стандартах языческих Мистерий, и первые христиане, сходившиеся на собрания в Риме, делали это в подземных храмах Митры, из культа которого современная церковь позаимствовала систему государственного управления, в которой придавалось особое значение роли духовенства.

Мэнли П. Холл

Изначальная мистическая сторона христианства сохранилась в гностических учениях, которые были связующим звеном между ранним христианством и более древними Мистериями. Но гностицизм вскоре был объявлен ересью и церковь приложила огромные усилия к его истреблению. Были уничтожены практически все документальные свидетельства, и только в 1945 году в Египте были обнаружены гностические тексты, открывающие эзотерический взгляд на христианское учение.

В других мировых религиях тоже наблюдается подобная ситуация. Буддизм и индуизм — это такие же социально-государственные институты, как и христианство. Но, в отличие от последнего, в восточных религиях практическая сторона достижения просветленного состояния не была отвергнута, а выделилась в самостоятельные эзотерические учения — Дзэн и Адвайту. Христианство же окончательно превратилось в экзотерическую профанскую систему верований.

Христианская проповедь

Христианство в руках государства

С четвертого века нашей эры начинается история христианства, как полноценной религии. Римский император Константин признал христианство на равне с прочими распространенными на тот момент религиями. Сам он, однако, практически до самой смерти оставался язычником и, по некоторым сведениям, вел образ жизни не достойный даже императора, не то что христианина.

К концу того же века император Феодосий I окончательно установил за христианством статус государственной религии Рима. А еще чуть позже язычество было официально запрещено, и началась история массового и насильного обращения язычников в новую религию.

Совершенно очевидно то, что государственную поддержку христианство получило не за свою истинность и не за то, что римские императоры нашли в нем созвучия своим духовным исканиям. С самого начала это был вопрос социально-политический.

Массами нужно было управлять, а христианство для этого подходило как нельзя лучше. К тому же, оно уже получило широкое народное признание. Государству оставалось лишь взять бразды правления в свои руки и пустить колесницу в нужном направлении. Плюсом христианства также было и то, что оно подразумевало четкую иерархию, позволяющую держать весь религиозный институт под четким контролем.

Еще нужно сказать о происхождении Библии — основного документа христианской религии. Ко временам Константина Библия уже приняла известную нам форму из двух заветов, и Константин посодействовал укреплению и распространению канонического христианского учения, приказав изготовить 50 экземпляров Библии.

Как и христианство, Библия возникла не одномоментно. Текст священного писания оформлялся в течение многих веков, но окончательную свою форму принял тоже где-то в третьем-четвертом веках нашей эры.

Библию никто не писал. Знакомая нам толстая книга — это сборник разрозненных рассказов, выстроенных в исторической и смысловой последовательности. Авторы этих преданий никому неизвестны — один рассказал, другой передал, третий записал. Но наибольшее влияние оказал последний — тот, кто включил этот рассказ в текст Завета.

Формирование канонического текста Библии происходило не по Божественному указу, а по воле конкретных живых людей, принимавших решение, что признать Божественной истиной, а что считать опасной ересью. Библия — результат сознательного и целенаправленного отбора таких текстов, которые были угодны зарождающейся церкви, и исключения тех, что ставили саму необходимость церкви под сомнение.

Библия, с назначенным ей статусом Божественной истины, окончательно поставила крест на идеалах и ценностях раннего христианства и завершила переход от непосредственного знания Бога, к вере в него.

Рабы

Рабская психология

Помните басню про лису и зеленый виноград? Она очень хорошо иллюстрирует формирование и природу христианских ценностей. Это известный психологический эффект, который встречается на каждом шагу, — когда человек не может получить желаемое, он оказывается перед выбором — признать свою несостоятельнось или совершить интеллектуальный кульбит и желаемое полностью обесценить. А поскольку смотреть правде в глаза очень неприятно, всегда проще назвать виноград зеленым.

[Христианская проповедь] — целая методика, настоящая школа совращения в веру: принципиальное презрение и унижение тех сфер, из которых могло бы прийти сопротивление (разума, философии и мудрости, сомнения и осторожности); беззастенчивое самовосхваление и превознесение учения при постоянном напоминании, что оно дано нам самим Богом… что в нем ничего нельзя критиковать, но должно все принимать на веру… и принимать должно не как-нибудь, а в состоянии глубочайшего смирения и благодарности…

Ницше

Христианство получило распространение, как религия слабых. Оно обещало приобщение к миру духовных ценностей, не требуя никаких усилий и предварительной подготовки. В христианство «брали» всех желающих, при этом, создавая у них ощущение собственной избранности.

Другими словами, христианство стало для масс средством психологической защиты перед лицом собственной ничтожности. Когда человек не может опереться на себя и свое собственное мнение, он вынужден придумывать искусственные правила и следовать им. Вот основа христианской черно-белой морали — ее задача поставить в стойло тех, кто не способен к самоопределению.

Если смотрели вторую часть «Догвилля» Ларса фон Триера, то в ней была отличная этому иллюстрация. Там рабы сами придумали кодекс, по которому их хозяева потом ими же управляли. Сначала зрителю показывают жестокость этого свода правил, а заканчивается все тем, что на свободе, без правил, бывшие рабы теряют голову и загоняют свою жизнь в тупик. И получается, что кодекс, со всей его строгостью, действительно необходим там, где речь идет о психологии раба.

Так вот, христианство — это и есть рабский кодекс. Оно может упорядочить существование общины, не причиняя особого психологического вреда, но при одном условии — если это община слабых инфантильных душ, которые без Закона впадают в беззаконие.

Они [евреи] извратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые — до тех пор, пока в них верят, — превращают их немощь в мощь, а их ничтожество — в ценность.

Карл Ясперс

Для слабой души христианство привлекательно с двух сторон. Во-первых, вопреки собственным установлениям, оно тешит гордыню, создавая чувство сопричастности с миром божественного — этакая ярмарочная духовность. Во-вторых, недостижимый для раба мир материальных ценностей, христианство провозглашает порочным и грешным — обесценивает его.

Тогда и возникает сладкое для всякого невротика чувство собственной исключительности — «Я слаб и беден только потому, что стою выше материальных ценностей. Я — духовный!» Получается, что свобода, сила и вера в себя полностью обесцениваются, а на первое место выходят качества инфантильной психики — покорность, сомнение, безответственность, жалость к себе, замаскированные под высокую духовность.

Если всех вокруг низвести до своего уровня, то можно стать сильным среди слабых, — вот цель и логика христианской социальной морали.

1001 Заповедь

Десять заповедей
и христианская мораль

Считается, что Моисей получил эти заповеди напрямую от Бога. Даже если не воспринимать это буквально и предположить, что речь идет об «обычном» мистическом прозрении, то все равно остается один принципиальный вопрос — какое отношение имеют слова, записанные в современной Библии, к тому, что Моисей действительно получил от Бога?

Дошедшие до нас заповеди прошли через целую мясорубку искажающих факторов. Во-первых, сама природа слов такова, что никакое глубинное прозрение они выразить не могут. Во-вторых, пересказы, переводы и пере-переводы — механизм сломанного телефона, когда рассказчик расставляет акценты, как ему заблагорассудится, мало чего оставляет от исходной информации. В-третьих, политический фактор — в окончательном тексте Библии заповеди были сформулированы так, чтобы выдерживать общую социально-политическую линию новой религии.

Можно ли после этого доверять христианским заповедям? Действительно ли в них звучит голос Божий или в них одни лишь «благие» намерения христианского духовенства? Отсылаю вас к тексту заповедей, чтобы не дублировать их здесь: Десять заповедей.

Посмотрите, по меньшей мере половина заповедей — это чисто социальные установки. Правила комфортного сожительства в общине. А другая половина — отстаивание интересов самой религии и игра на поддержании существующих традиций.

Если копать глубоко, то можно догадаться, об эзотерической основе отдельных заповедей, но ведь мало кто это делает. Обычно, заповеди понимаются в лоб, буквально. Более продвинутые верующие идут дальше и понимают заповеди шире, но и это тоже ничего не меняет. Суть остается та же: заповеди — это смазка для социальной машины, а не инструмент спасения души.

Кстати, интересный момент. Заповеди — это система запретов. Они не говорят, что делать, а только то, чего не делать. Это родительский наказ, оставленный детям, которые, иначе, перевернут все вверх дном. Такие запреты нужны, когда к людям нет доверия, — и это снова возвращает нас к старой логике — раб, оставленный без присмотра, начинает бесчинствовать. Поэтому и нужна дубинка из заповедей и Божьего гнева, которая бы всегда висела на видном месте.

Так формируется и укрепляется основной инструмент социального давления — совесть. Только христианство идет дальше обычной психологии. Совесть — говорит оно, — требует ответа не перед собой, не перед родителями, а перед Богом. Но подразумевается при этом не Самость, что было бы вполне разумно. Христианство требует соблюдения тех заветов, которые сочло важными по собственному произволу.

Чувство вины и конфликт совести — вот подарок христианства человечеству.

Здесь тоже срабатывает хорошо известная ловушка. Если долго наблюдать за просветленным человеком, то можно выследить какие-то характерные модели реагирования. Например, можно подметить, что он не хочет никого убить, что он не стремится прелюбодействовать, не крадет, не завидует, не врет… — в общем, ведет праведный образ жизни.

Тогда можно сделать вывод, что дело, как раз в соблюдении этих простых правил. Не убивай, не ври, не кради — и все будет хорошо, ты станешь таким же духовным и счастливым. Но это будет очень большой ошибкой, потому что причины и следствия здесь перепутаны местами.

На первом месте всегда стоит уровень духовного развития — именно он формирует поведение. Провернуть этот механизм в обратном направлении невозможно. Сколько из себя не изображай просветленного, духовности от этого не прибавится, а скорее даже убудет.

Просветленный человек выглядит праведником не потому, что ему хватает твердости и силы воли следовать всем мыслимым заповедям. А грешник не становится менее грешником от того, что, стиснув зубы, не позволяет себе нарушить установленный закон.

Настоящий праведник живет вообще без правил — у него больше нет той мотивации, которая порождает греховные поступки, поэтому он и выглядит праведником. Но вместе с тем, он может совершать и такие действия, которые совершенно не согласуются с христианскими заповедями, и это все равно не будет для него грехом, потому что за каждым его поступком стоит сам Бог (Самость).

Ну, а грешник потому и грешник, что живет только по правилам, а самостоятельно не может для себя решить, что зло, а что благо. Как бы он ни напрягался, что бы из себя не изображал, — до тех пор, пока он следует чужим заповедям, он так и останется грешником. Словами апостола Павла — «Где нет закона, нет и преступления (Рим 4:15) … Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона (Рим 5:13)».

Религия — окончательный вердикт

Вердикт

Критиковать христианство в общем-то легко, однако же нельзя его недооценивать. Проблемы, описанные здесь, возникают по большей части из-за того, что основную массу верующих составляют профаны — люди, понимающие все слишком буквально и ищущие в религии ответы на вопросы, которые следовало бы задать себе.

Христианство часто становится убежищем слабых инфантильных душ, и именно поэтому на каждом шагу так себя компрометирует. Оно обещает одарить духовными благами всех, кто пополнит ряды верующих. А в спасение души безо всяких усилий и, вообще, в «халяву» верят те, кому до просветленного состояния еще очень далеко.

Духовный рост во все времена требовал огромного мужества и непомерных усилий, которые мало кому по зубам. Чтобы по-настоящему сделать шаг в направлении духовности, нужно в некотором смысле сойти с ума — многие ли к этому готовы? Но очень многие хотят к духовности приобщиться…

Несмотря на то, что христианство мы знаем только в очень искаженной форме, в нем все-таки можно еще разглядеть следы той вечной мудрости, которую открывали посвященным в древних Мистериях.

Классический миф о рождении героя, представленный в христианской традиции в тех же символах и образах, как и во многих других культурах и религиях, учит пробуждению души ото сна. Жизненный путь Иисуса, так красочно описанный в Библии, — это символическое отражение той битвы между светом и тьмой, которая идет в каждом из нас.

Христианство же больше всего опасно своей безаппеляционностью и подчиненностью интересам социума. Как ни крути, а просветление и общественные ценности всегда находились и будут находиться по разные стороны баррикад. Современное христианство в этом конфликте интересов изменяет своему предназначению и выбирает сторону общества — оно предает себя и тех людей, которые ему доверились.

Христианство больше не ведет людей к их спасению, оно слишком занято спасением себя.


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
Читатель

Чувство вины и конфликт совести — вот подарок христианства человечеству.

Сегодня посмотрел фильм «В центре внимания», популярная и хорошо снятая иллюстрация для этой статьи.

Михаил
Гость
Михаил
20.09.2016 05:10

Скажу заранее, что я не религиозный фанатик.
И не буду отрицать того, что многие могут относить себя к православию только потому, что мама сказала, что Бог есть. Но можно задать совершенно справедливый вопрос — где гарантия, что так называемые современные «просветленные» не заблуждаются?

В православии есть такой термин — «прелесть, обольщение». Термин обозначает обманчивую святость, сопровождающуюся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве.

Именно в таком состоянии, согласно христианскому воззрению, пребывали и пребывают такие мастера, как Рамеш Балсекар, Ошо, Джед Маккенна и др.

Привожу цитату:

«Вера святых провозглашает — „Бог есть любовь“. В любви не может быть зла. Как и не может быть никакой двойственности. В этом-то и состоит истинная адвайта — в том, чтобы не было зла, не было греха, не было ничего, отдаляющего нас от Бога. Индийская философия, учащая, что для того, чтобы преодолеть двойственность, нам надо перестать различать добро и зло, — является страшной ложью».

И кто же ближе к истине? Современная адвайта, дзен или все-таки христианство? Вопрос так вопрос… И даже в современном христианстве можно найти истину и по-настоящему святого батюшку. Если копнуть конечно.

Midnight
Читатель
20.09.2016 15:47

Нельзя быть ближе или дальше, оно неприменимо к истине. Либо ты ее видишь, либо нет. И чувство превосходства однозначно обманчиво, так как само по себе является концепцией, основанной на вере. А все что связано с верой — сам понимаешь, все не то. Вопрос не в том кому верить, а в том, что происходит. Это не вопрос веры, больше похоже на исследование того, как работает голова. Не больше, не меньше.

Михаил
Гость
Михаил
20.09.2016 17:12

Вера в то, что существует некое «просветление», и что каждый называющий себя «просветленным» таковым и является — это тоже всего лишь вера.
А самообман вещь крайне коварная.
Поэтому еще как можно быть либо ближе либо дальше. Но у каждого своя правда, каждый сам выбирает путь.
И не стоит все сводить только к голове, есть еще чувства.

Midnight
Читатель
23.09.2016 08:34

Какие именно чувства? Зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы и вестибулярный аппарат? А что обрабатывает информацию, получаемую от органов чувств, если не голова?

Эмоции? Что их производит, если не голова?
Ощущение боли или страдание от нее или страдание без боли? Снова не голова?

Сергей Медведев
Читатель

Я бы ещё обратил внимание, что в самой Библии есть указание на некоторые из тех проблем, которые поднимаются в данной статье. Прежде всего, это Нагорная проповедь, основной посыл которой как раз в том, что соблюдение закона — это ещё не праведность, человек должен быть именно внутренне чист.

Светлана Курач
Читатель

статья класс!!!

Вадим Шлахтер
Читатель

Очень тонкая и глубокая статья. Но и спорная.

Всеволод Трифонов
Читатель

Слабоватая статья. По стилю написания, похожа на полит агитку, времен третьего съезда РСДРП.

Antonio Mozziconi
Читатель
18.07.2016 09:25

Бог тебе судья, добрый человек.

Андрей Медведев
Читатель

Молодец Олег. Очень честная оценка православия. Жаль что тем кому очень нужны Ваши слова вырядили прочтут эту статью.

Настенька Доронина
Читатель

Религия и Вера-две сводные сестры,
совсем уж не родные , но многие сроднили их увы…….
спасибо за правдивую статью!…smile

Кирилл Герлин
Читатель

И исполнил закон за нас Иисус Христос, а мы, принявшие Его в сердце, развиваем любовь и общение с Богом и живём не из за страха греха и вины, преступления и наказания, от которого свободны… А живём в послушании из любви и понимания того, чего Бог устроил.. А иначе, преступая заповеди любящего отца.. Жизнь может сломаться как стиральная машинка, которой пользовались вопреки инструкции.. А спасение — это дар, не от дел.. Если понятней- спасение навсегда, а спасение жизни здесь — также и наше сотрудничество и ответственность.. Да вы все равно на поймёте..

Кирилл Герлин
Читатель

Не надо путать котлеты и дохлых мух, яичницу с Божим даром, религия- одно, вера- иное, исполнение закона — одно, живые отношения с Богом — другое..
И если вы не вкусили тех самых устриц, то кто дал право говорить о людях живущих в постоянных здоровых (развивающихся) отношениях с Творцом?!

Александр Ляпин
Читатель

[id11454720|Никита], конечно, не заставляет. Я это делаю по собственному желанию, но вместе с тем никому не указываю, на что у него есть право, а на что нет.

Никита Мишин
Читатель
19.07.2016 13:28

[id1653766|Александр], Вас так же никто не заставляет читать комментарии к статье и комментировать их…

Тимур Каскенов
Читатель

Вы знаете Кирилл, я очень уважительно отношусь к людям стремящимся и познающим высшее духовное чувство к создателю. И радуюсь видя их успешными в обществе, открытыми. Но чаще всего, как в статье и говорилось, встречаются много людей не понимающих то во что они пытаются верить. И очень зло относятся к любой критике или инакомыслию по отношению к их образу веры который они себе создают, это не к вам лично, а о том , что все очень не просто! И может жить нужно прежде всего так , что бы перед собой было не стыдно!

Александр Ляпин
Читатель

Право говорить о чём угодно у всякого человека есть от рождения и этого права у нас никто не отнимал. А если лично вам не нравится написанное — не читайте, вас никто не заставляет.

Иван Краснояров
Читатель

Скажу честно: все эти 10 заповедей, 7 «грехов» и их библия — по-сути являются не более, чем сатанизмом. У меня чуть-ли не волосы дыбом встают, когда я их слышу или читаю. Они превращают человека в невротика, полностью несамостоятельного и может довести до энуреза, в перемешку с нервным срывом.
Автор по-сути прав.

Аксель Корь
Читатель
30.05.2016 16:19

Это правильный символ христианства

Евгений Красных
Читатель

Такое впечатление что религию *придумали* завтра, много веков назад ЭТО надо было людям,о чём люди могли понимать и как трактовать всё происходящее,это развитие эволюции вообще,дабы не сойти с ума от той же грозы и нужно было так или почти так всё преподносить . И потом кто знает о существовании параллельного мира ? через сотни лет мы поймём другие ценности и принципы построения мира и не надо навязывать чужую волю -без веры в пещерах не жили..

Таня Палий
Читатель
20.05.2016 15:51

Автор рассматривает христианство только как религиозный институт. И не видит или не хочет видеть что учение Христа и его учеников — это школа (секта), хотя и упоминает об этом. И это школа не для особенных выделенных немногочисленных людей , а для любого человека. Школа, учение всегда начинается с веры, доверия своему учителю, а затем, получая знания от учителя, практикуют, применяют их в своей жизни, исследуют, работают эти знания или нет. Школа Христа — духовная школа, а не инструктирование людей как спасти душу (кстати, дух и душа — разные вещи и разные понятия)

Милера Вечеркова
Читатель

статья и правда очень интересная. Рекомендую прочесть и поразмыслить здраво и без религиозного фанатизма.

Виктор Рыбников
Читатель

Мы до сих пор живем в системе, выдуманной христианами. Например, слово «любовь» вообще вытеснило у нас любовь к противоположному полу.Да и вообще само слово «любовь» в вольном переводе означает непонятно что последнюю тысячу лет. Любовь к богу приравнивается в русском языке к половой любви, но ведь это ересь с точки зрения любой религии. Мы при этом еретическом переводе первоисточников жили и при Иване Грозном и при Льве Толстом и сейчас. Конечно, любовь в широком смысле важнее, тогда получается в узком смысле ее нет вообще. Нет и выдумана она романтиками. Любой дальновидный теолог скажет, мол «не впутывайте сюда иерархов церкви, мы всегда знали, что половая любовь греховна!» Любовь хороша, если зовет на подвиг, если от нее никто не страдает это вообще не любовь?

Анастасия Платаш
Читатель

Етог богохульство, мои милые друзья и неблагодарность Богу за жизнь. Ведь тот кто считает церковь ложью не имеет действительных доказательст, что церковь ето ложь. Другое дело если человек не верит, то тогда ето и есть его богохульство.

Юра Коваленко
Читатель

Вот смысла Вы и не увидели. Одну только хулу. Автор все прекрасно показал. Без тролинга, культурно и познавательно. А Вы судя по всему, буквально все прочли да еще и, я думаю, между строк.

Дмитрий Дымарчук
Читатель

Гуд

Екатерина Соколова
Читатель

Отличная статья.

Алексей Дубенцов
Читатель

Мне вот интересно: читал ли автор статьи Библию? То, что он(а) не подписался — ну и пусть. Только вот всё, что тут сказано о христианстве — относится к православию, но НЕ к библейскому христианству! Иисус НИКОГДА И НИЧЕГО не скрывал, НИКОГДА не называл людей профанами: это делали «христиане», которые в Откровении названы николаитами и александрийцами (Деян.6:13), СМЕШАВШИМИ (точнее, приспособившими) учение Христа под своё эзотерическое учение (согласно которому они сами и есть боги, и сами способны достичь совершенства БЕЗ вмешательства извне). ОТКУДА автор взял учение о бессмертии души?! Его в Библии НЕТ, но есть в Египте (Александрия), откуда его и заимствовали. Давайте для контраста просто один текст: Иисус: «Я уже НЕ НАЗЫВАЮ вас РАБАМИ, потому что раб НЕ ЗНАЕТ, что делает господин его, но Я назвал вас ДРУЗЬЯМИ, потому что сказал вам ВСЁ, что слышал от Отца Моего» (Иоанна 15:15) — вот квинтэссенция библейского ХРИСТИАНСТВА. Мы НЕ РАБЫ: Иисус приглашает нас… Далее »»»

Елена Голованова
Читатель

мало ли кто что пишет

Елена Голованова
Читатель

Бог любит нас

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием