Не хотелось бы скатываться в спор о смысле слов, но нужно внести ясность, в том числе и для себя самого, в отношении этого вопроса: что такое «культура», которой нам так не хватает?
Навскидку можно выделить две различные плоскости, в которых следует рассматривать этот вопрос. Первая и самая очевидная — взгляд на культуру как на особую форму образованности, то есть, это, скорее, знание о культуре, чем сама культура. Вторая плоскость — это определение культуры как особой формы чутья в отношении окружающей действительности.
В сфере обыкновенного профессионального образования все понятно. Разница между наличием соответствующего сертификата и действительным овладением профессией очевидна. Точно так же, как очевидна разница между знанием и умением. Профессиональный сертификат ничего не значит без реального знания. Реальное знание ничего не значит без фактического умения применять эти знания на практике.
Можно знать рецепты — это знание о профессии. Можно уметь по ним готовить — это овладение профессией. А можно уметь создавать новые рецепты на основе накопленного опыта, наработанных умений и проверенных знаний — это уже выход за рамки обычного профессионализма в область постижения кулинарного искусства.
Плохое образование ориентировано на массовую выдачу дипломов. Хорошее образование стремится передать студентам более-менее адекватные знания о предмете. Отличное образование пытается обеспечить студентов не только знаниями, но и некоторыми начальными умениями. Но даже в самом идеальном случае ни одно учебное заведение не может выпустить состоявшегося профессионала, ведь настоящее постижение профессии всегда происходит только на практике, в бою.
Можно посмотреть на образование под немного иным углом и сказать, что его цель — общее расширение кругозора и тренировка навыков самостоятельной работы с информацией, которые необходимы для дальнейшего профессионального и общего развития за пределами системы образования. Это все верно и понятно, но здесь возникает ровно та же самая проблема: формальный кругозор — не есть настоящий кругозор, а умение готовиться к экзаменам — не есть умение по-настоящему и всерьез учиться чему-то новому.
Разумеется, дело не только в системе образования. Даже в идеальном учебном заведении, где все всерьез и по-настоящему, всегда будет хватать оболтусов, которые пришли туда лишь за престижным дипломом. И, наоборот, даже в самом бестолковом ВУЗе всегда найдутся студенты, которые всей душой стремятся к знаниям и “выжимают” своих преподавателей до последней капли.
В общем, здесь все понятно — формальное образование не есть фактическая образованность. И то же самое можно сказать про разницу между формальной окультуренностью и настоящей внутренней культурой. Знание истории искусства, общая начитанность и выдрессированная воспитанность и даже практическое владение кистью или музыкальным инструментом не имеют ничего общего с настоящей культурой. Культурная составляющая нашего домашнего, школьного и высшего образования позволяет составить общее представление о культуре и, в самом идеальном случае, заложить основу для дальнейшего самостоятельного развития в этой сфере.
Знание о культуре — не есть обретение культуры. И даже культурное поведение —далеко не всегда признак культурного человека. Более того, самые ярые поборники культуры в своей сущности и есть воплощение бескультурья. Настоящая же культура обретается где-то совсем в другой плоскости…
Восприятие и наслаждение
Рассмотрим частный случай — какую-нибудь отдельную культурную сферу, например, музыкальную. Известно, что в своей зачаточной форме музыка состояла, в основном, из ритмов. Первая музыка человечества — это ритуальные вопли и мычание первобытного племени под громкий бой барабанов в ознаменование начала сезона охоты. Только много позже акцент в музыке сместился от ритма к мелодии и от простых созвучий к сложной гармонии и полифонии.
И вот здесь интересный момент. Если первобытному дикарю дать прослушать самое вдохновенное произведение современной музыкальной культуры, вряд ли его сердце хоть сколько-нибудь дрогнет. Он просто ничего не поймет и не почувствует: его слух не готов и не приспособлен для восприятия тонкой мелодичности. Для него нет музыки прекрасней, чем грохот барабанов из кожи поверженных воинов враждебного племени.
А современному человеку, наоборот, голые примитивные ритмы боевых барабанов покажутся бессмысленной утомительной долбежкой. И даже если не бросаться в такие крайности, а говорить о музыке какого-нибудь средневековья, то она тоже не заставит биться современные сердца: не хватит в ней привычной нашему слуху изощренности.
В какой-то степени, развитие музыкальной культуры обусловлено развитием слухового аппарата человека, который из тысячелетия в тысячелетие естественным образом эволюционировал и становился все совершеннее. Но вот что интересно. Музыкальный слух и вкус отдельного человека проходит очень похожее развитие в течение его жизни. Эволюция определяет верхнюю планку — потенциальный потолок, на который может развиться слух человека, а вот реализация этого потенциала зависит от множества обстоятельств его индивидуальной жизни.
У современного человека слуховой или музыкальный потенциал на многие порядки выше, чем у первобытного дикаря, но на практике оказывается, что многие люди этого своего потенциала совершенно не реализуют. Часто их вкус в музыке застревает в развитии на композициях в стиле «бумц-тыц-тыц», которые в своей сути недалеко ушли от трансовых ритмов первобытных барабанов. В силу недоразвитости, их слух не способен распробовать и по достоинству оценить что-нибудь более сложное, чем современные танцевальные ритмы.
Все это очень хорошо иллюстрирует проблему культурного развития, но нужно обратить внимание на еще один важный аспект.
Нет никакой сложности в том, чтобы научиться отличать примитивную популярную музыку от сложной классики в исполнении симфонического оркестра. Если постараться, то можно даже научиться различать нюансы звучания отдельных инструментов, узнавать на слух исполнителей и даже концертный зал, где была сделана запись. Но способность к тонкому различению и узнаванию — это не более чем механическая функция — здесь еще нет никакой культуры.
И даже если самому научиться виртуозно исполнять самые сложные произведения, здесь все еще не будет никакой культурной составляющей — одна только изощренная техника. Квантовый переход случается, когда человек начинает не просто аналитически отличать качественное звучание от некачественного, но естественным образом искренне и непреднамеренно наслаждаться хорошей музыкой и не обязательно самой сложной и совершенной.
В среде любителей музыки этот раскол между физиками и лириками хорошо известен: есть аудиофилы, и есть меломаны. Первые сосредоточены на качестве воспроизведения: они покупают дорогую аппаратуру, слушают лучшие записи и наслаждаются способностью техники точно передать звучание реальных инструментов, а главную гордость у них вызывает собственная способность на слух различать, из чего сделаны провода, которыми усилитель включен в розетку.
Их наслаждение совершенно неподдельное — все по-настоящему, но музыка их интересует только в той мере, в которой она позволяет раскрыть весь потенциал аудиокомплекса, купленного за многие тысячи долларов, и собственного натренированного слуха. Они даже будут слушать классическую музыку, но только для того, чтобы порадоваться, с каким совершенством их техника и их слух справляются со сложным материалом. Но сама музыка, как таковая, их не больно-то интересует, даже если себе они в этом не признаются.
А вторые — меломаны — наоборот, готовы мириться с некоторыми техническими огрехами воспроизведения, лишь бы сама музыка приносила им радость, пусть даже она звучит из хрипящего радиоприемника. Они, конечно, тоже оценят и будут рады услышать любимое произведение в отличном исполнении на отличной аппаратуре в помещении с отличной акустикой, но все это для них имеет ценность в той мере, в которой позволяет лучше и глубже сосредоточиться на любимой музыке и своем эмоциональном отклике на нее.
Вот где-то здесь и случается волшебство. Есть просто слух, который позволяет нам слышать мир вокруг. Есть музыкальный слух, который позволяет слышать еле заметную фальшь скрипача во втором ряду справа в симфоническом оркестре. И есть индивидуальный музыкальный вкус, которой отвечает за субъективный эмоциональный отклик на музыкальное произведение.
Техническую тонкость музыкального слуха можно развивать, тонкость музыкального вкуса — то есть, способность искренне наслаждаться все более сложными и утонченными произведениями — тоже можно развивать. Более того, между первым и вторым определенно есть своя взаимосвязь: прежде чем начать наслаждаться богатством красок, нужно все-таки научиться различать самые тонкие их оттенки. Но все-таки в тот момент, когда человек переходит от простого различения к искреннему наслаждению — происходит что-то принципиально важное. Фундаментальная трансформация, квантовый скачок, просветление сознания: «Я наконец-то понял, я наконец-то почувствовал!»
Культурное чутье
Все сказанное выше про музыку можно проследить в любых других областях человеческой культуры. Везде мы увидим аналогичное развитие восприятия от различения грубых форм к узнаванию все более тонких отличий и, в конце концов, к смещению фокуса восприятия на субъективный эмоциональный отклик. Три стадии: грубое восприятие, тонкое различение, эстетическая ценность.
Рассмотрим на наглядном примере. Есть водка или, еще лучше, — чистый 99-процентный медицинский спирт. Если целью употребления алкоголя является максимально быстрое и безболезненное опьянение, то нет ничего прагматичней. Если же мы хотим не просто поскорее напиться, а еще и поговорить «за жизнь», то гольный спирт не очень подходит: здесь практичнее будет обычная водка или бочонок пива, а для чуть более утонченных — дешевый коньяк или недорогое вино. Если же нашей целью является гастрономическое наслаждение и лишь легкое приятное помутнение рассудка, то в ход пойдут уже более дорогие напитки, которые принято пить не спеша, вдумчиво, наслаждаясь каждым глотком и тонким вкусовым букетом.
Аналогичный гастрономический пример разницей между набиванием желудка, праздничным застольем и искренним наслаждением изысканной кухней можете проследить самостоятельно.
То же самое можно сказать про восприятие литературы. Здесь все происходит по той же самой схеме. От колонки новостей или анекдотов в бесплатной газете, к легкому развлекательному чтиву в мягкой обложке и, наконец, к серьезной художественной литературе, которая требует сосредоточенного восприятия, развитого мышления и способности наслаждаться вкусом хорошего слога.
Везде, в любой сфере мы увидим эти три стадии: грубый, доведенный до крайности, прагматизм, разумная практичность, балансирующая между прагматизмом и удобством, и эстетическое наслаждение, которое, с одной стороны, опирается на первые два этапа развития, но, в конечном счете, становится их антагонистом. Чистой эстетике противен всякий прагматизм.
В связи с этим можно еще обозначить этап разумной эстетики, которая уже явно содержит в себе эмоциональный элемент, но пока еще не утратила практичности. Вероятно, это тот самый водораздел, где заканчивается дизайн и начинается чистое, оторванное от реальности, искусство.
Итак, еще раз: грубый прагматизм, разумная практичность и субъективная эстетическая ценность — три основных стадии развития восприятия. Первые две относятся к сфере рассудка или науки, последняя — к сфере эмоций или искусства. А культура, соответственно, — это некая производная этих двух сфер.
Упор на субъективности эстетического восприятия здесь делается для того, чтобы не возникло путаницы с интеллектуальным анализом эстетической ценности объекта. Анализ позволяет определить, соответствует ли объект современным модным тенденциям: то есть, эстетическая ценность объекта здесь вычисляется через оценку его соответствия имеющейся на данный момент традиции. Субъективное же восприятие эстетики подразумевает личную, основанную на собственных эмоциональных переживаниях, оценку объекта, которая может совпадать или не совпадать с имеющейся модой.
Культура — это не знание современных трендов, это свое собственное суждение об эстетической ценности наблюдаемого объекта. И чем более тонкое восприятие у человека, тем более утонченным может быть его вкус. Но, как мы уже говорили, первое не гарантирует второго, а только обеспечивает для него необходимую основу. Произойдет ли этот переход от сухого прагматизма к эмоциональной эстетике, зависит уже от самого человека.
И здесь мы возвращаемся к психологии личности, из которой нам известно, что в силу своих страхов и необходимости обеспечивать себе социальную безопасность, человек бывает совершенно не способен на самоопределение. Фактически, такой человек не может или, как минимум, не привык задавать себе вопрос:«Что мне нравится больше?» Вместо этого, большую часть времени и ресурсов он расходует именно на то, чтобы вычислить текущие модные тенденции и изыскать любую возможность под них подстроиться. То есть, он добровольно отказывается от собственного вкуса в обмен на возможность социальной маскировки «под нормального».
Именно это и приводит к блокировке культурного развития. Человек полностью сосредотачивается на накоплении знаний, необходимых для оттачивания своей маскировки и подтверждения своего соответствия имеющимся традициям. Соответственно, его собственное эстетическое восприятие застревает в развитии на самом раннем этапе и, подчас, остается таковым на всю оставшуюся жизнь.
Так что же такое культура? В частном случае про культуру можно сказать, что это субъективное и индивидуальное чутье к прекрасному в той или иной сфере жизнедеятельности. В идеальном случае, когда такое чутье достигает больших вершин, человек становится законодателем мод — создает новый тренд, на который затем ориентируются люди с менее развитым вкусом. Можно сказать, что это воплощение частной или прикладной культуры.
Если же говорить о культуре в самом широком смысле, то все довольно просто: культура — это развитый вкус к жизни в целом — тонкое восприятие окружающей реальности, сопряженное со способностью на глубокий эмоциональный отклик.
С такой точки зрения получается, что культурное развитие зависит от двух составляющих: всестороннего расширения кругозора, которое позволяет различать и узнавать все более тонкие аспекты реальности, и формирования здоровой устойчивой личности, способной к самоопределению и не нуждающейся в психологической защите. Только тогда у человека будет отточенный вкус к жизни — настоящее и всестороннее культурное чутье.
Именно такой человек становятся культурным лидером своего поколения, именно он задает вектор дальнейшего развития для тех, кто еще не дозрел до полной культурной автономии. Это и есть в высшем смысле — культурный человек.
Практические следствия
Вернемся к бытовому определению культурного человека. Образованность, воспитанность, уважение к старшим и младшим, соблюдение законов и моральных заповедей… Окурки мимо не бросай, матом не ругайся, почитай своих родителей, заботься о своих детях. Тысячи правил со множеством нюансов и оговорок, которым нужно соответствовать, чтобы слыть культурным.
Большинство людей, которые стремятся к этой цели — быть культурными — достигают ее за счет всестороннего самоконтроля. Фактически, они не становятся культурными изнутри, но они становятся «как культурные» в своем поведении (до тех пор, пока самоконтроль их не подводит).
Если же брать человека по-настоящему культурного, то он не нуждается в самоконтроле и следовании каким бы то ни было законам и заповедям. Он сам себе единственный закон. Однако это не превращает его в дикаря-людоеда или самовлюбленного антисоциального наглеца-эгоиста. Теперь его поведение безо всякого внутреннего контроля и насилия регулируется его собственным чувством красоты и равновесия.
Он тоже не бросит мусор мимо урны, но не потому, что это запрещено, и не для того, чтобы понравиться окружающим, и даже не для того, чтобы понравиться самому себе, а просто потому, что это будет противно его вкусу и нарушит его внутреннюю гармонию. Его культурное поведение всегда будет в высшей степени эгоистичным — то есть, «для себя» — потому что в случае совершения поступка против своего вкуса, себе же будет хуже. Поэтому ему не нужен полицейский с дубинкой, чтобы держать себя в рамках приличий. Теперь он сам по себе, и его культура — это его свобода, а не моральная темница.
Справедливости ради, стоит сказать, что внутренняя культура и субъективный вкус к жизни могут однажды потребовать от человека поступить вопреки сложившимся в обществе традициям. При удачном стечении обстоятельств такой поступок превратит его в героя, при неудачном — в злодея. Такова уж цена настоящей внутренней культуры.
А теперь оглянитесь вокруг и посмотрите, что происходит. Мы действительно живем в мире, которому остро не хватает культуры. Особенно это касается современной России.
Очень мало чего делается в нашей жизни со вкусом — не доросли мы до этого. В лучшем случае, нас окружают красивые вещи, созданные именитыми дизайнерами, но чаще всего это лишь обертка, под которой скрывается нечто пошлое и неприглядное. Весь стиль жизни среднего россиянина — это полнейшая безвкусица, которой при этом никто даже не замечает, потому что вкуса нет ни у кого.
В лучшем случае, люди довольствуются разумной практичностью — простые вещи, простые решения, как в армии — ничего лишнего и никакой эстетки. Красота и эмоциональное восприятие отданы на откуп гламурным девочкам и геям, а нормальным разумным людям это ни к чему. Такой вот гордый отказ от культуры.
Столкновение между адептами техники Apple и всеми прочими происходит как раз на этом фронте. Apple выходит далеко за рамки пресловутой практичности и продает эстетику. Именно поэтому потребитель так эмоционально привязывается к их продукту, который изначально на то и рассчитан, чтобы вызывать эмоции у покупателя, радовать его вкус, затрагивать тонкие струны его души. И слава Богу, что они сейчас буквально за волосы тащат весь мир за собой.
Джобс с его надкушенным яблоком — один из культурных лидеров современности. Но посмотрите, какой протест и даже неприязнь вызывает продукция Apple. Сейчас, когда они стали самой дорогой и самой успешной корпорацией, это уже не так заметно. Потихоньку они уже стали законодателем мод, и остальные начинают равняться на их вкус. Но еще несколько лет назад над приверженцами яблочного вкуса лишь снисходительно посмеивались.
С точки зрения прагматика, нет никакого смысла покупать технику вдвое дороже при том, что она не обладает какими-то особенно выдающимися техническими характеристиками. Эстетика не приемлет прагматизма, прагматизм не приемлет эстетики.
Такие же столкновения происходят во всех остальных сферах нашей жизни. Везде у нас либо гламур с дешевым безвкусным содержанием, либо армейская утилитарность безо всяких признаков эстетического чувства. Мало кто делает свою работу по-настоящему с душой и, уж тем более, мало людей, проживающих свою жизнь со вкусом. Зато очень много вокруг стильных и модных…
Как жить дальше? Из логики повествования следуют две рекомендации: расширяйте кругозор, накапливайте любой возможный опыт и воспитывайте потихоньку свой собственный вкус.
Отложите в сторону свой непотопляемый прагматизм и научитесь поступать в соответствии со своими настоящими предпочтениями, пусть даже они покажутся вашему рассудку глупыми и не логичными. Вкус, культура и душевное равновесие обретаются в сфере иррационального…