Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

МозгоFAQ

#25 Потеря вкуса жизни

#25 Потеря вкуса жизни
Вопросы и ответы · 25 декабря 2014 г.

Вопрос: В детстве и трава была зеленее и небо выше. С каждым прожитым годом вырабатывается свой способ защиты от неприятных переживаний и с каждым годом мир теряет свои краски. Настает момент, когда понимаешь, что день похож на сотни предыдущих, что куда-то делись эмоции и что не помнишь, когда в последний раз искренне улыбался и уж тем более смеялся.

Как теперь действовать, когда понимаешь, что сам завел себя в этот порочный круг, по которому все медленнее идешь в полусонном состоянии, когда не хватает эмоций и желания что-то делать, не говоря о том чтобы что-то менять?

Ответ: Проблема психологических защит, которые не просто защищают, но изолируют человека от жизни действительно существует и требует внимания. Можно сказать, что это результат нарушения развития — младенческие и детские модели поведения, когда ребенок естественным образом учится подстраиваться под окружающий мир и ожидания родителей, не трансформируются с возрастом, а продолжают использоваться в качестве основной стратегии выживания.

Ребенок вынужден подстраиваться, и эта нужда для него не является насилием над личностью, а представляет собой форму обучения — таким образом он знакомится с реальностью, ее законами и устройством. Но на каком-то этапе этот способ обучения должен быть замещен новым — более самостоятельным и автономным от родительского мнения. Однако во многих (если не в большинстве) случаев этого не происходит, поскольку в обществе отсутствует всякая культура психологического взросления. Напротив, социальным образцом служит семья, где дети непозволительно долго задерживаются под крылом у родителей в материальном и, важнее, психологическом смысле.

Детей не готовят, не учат и не вынуждают обрывать психологическую пуповину, поэтому, даже становясь физически взрослым и самостоятельным, человек часто продолжает следовать детской модели поведения с постоянными оглядками на чужие мнения и требования общества. Будучи неподготовленным к душевной автономии, он сосредотачивает усилия не на раскрытии своей индивидуальности, а фактически на ее подавлении в угоду социальным ожиданиям — его основной задачей становится вписаться и понравиться окружающим людям и тем самым получить подтверждение тому, что в подтверждении на самом деле не нуждается, — своему праву на существование.

Основной расход энергии в этом случае не работа и не личные увлечения, а поддержание и воспроизведение своей социальной роли. И именно эти усилия делают человека таким уставшим от жизни. Обратите здесь внимание, что настоящая работа — интеллектуальная или физическая — не связанная с поддержанием маски, хотя и приводит к усталости, но при этом вовсе не вызывает психологического истощения. Это приятная усталость! Она не отравляет существования, а, наоборот, обостряет чувство своего бытия. Психологическая же усталость, вызванная напряженным удержанием себя в социальном форватере, это и есть то, что делает человека утомленным от всей жизни в целом и постепенно вгоняет в депрессию.

Вкус жизни, который нам знаком из детства, оказывается абсолютно недостижим, если основным нашим мотивом во взрослой жизни становится реализация социального идеала. Человек все больше и больше сил расходует на маскировку и изображение из себя приличного гражданина. Из его жизни уходит всякая игра — ему не до того, ему нужно держать марку, а не заниматься всякими «детскими» глупостями. Но именно тут он переворачивает все с ног на голову, поскольку нет ничего более наивного и детского, чем непрекращающиеся оглядки на чужие мнения и ценности.

Соответственно, выход из этой западни в том, чтобы заявить свои права на эту жизнь и в самом буквальном смысле послать к черту всех, чье мнение не совпадает с вашим. Нужно рискнуть выбросить социальные костыли и встать на свои собственные ноги, даже если поначалу для этого придется опуститься на четвереньки. Птенец, остающийся в гнезде, никогда не научится летать. И нужно ли здесь объяснять, почему его жизнь скучна и безвкусна, хотя и безопасна? Предназначение птицы — взлететь. Предназначение человека — встать на свои ноги и самостоятельно определить направление своего путешествия по жизни.

Другая плоскость этой проблемы, когда жизнь становится скучной и бессмысленной, — это преждевременная остановка в развитии способностей. Ребенок с младенческого до, как минимум, позднего подросткового возраста каждый день совершенствуется в каких-то своих навыках и умениях. От складывания в пирамидку больших ярких кубиков он постепенно приходит к играм и занятиям, требующим тонкой координации ума и тела. И каждый миллиметр движения в раскрытии потенциала своего человеческого организма, наполняет его жизнь радостью и открывает все новые и новые горизонты. До определенного момента ему некогда скучать, потому что с каждым днем его возможности множатся в геометрической прогрессии.

Но в какой-то момент происходит сбой — ребенок останавливается в развитии, прекращает совершенствоваться в чем бы то ни было и навсегда застревает в рамках того, чему уже успел научиться. Вероятно, это связано с переключением внимания с задачи узнавания жизни, на задачу социальной адаптации. И с этого момента единственный навык, который продолжает стабильно развиваться и совершенствоваться, это навык маскировки — изображения из себя человека, вписывающегося в рамки общества и заслуживающий всеобщего одобрения. Жизнь, как таковая, перестает его интересовать или на нее не хватает времени, потому что социальное одобрение гораздо важнее для выживания в нашем обществе, чем реальные умения и знание устройства бытия. Ему начинает казаться, что он и так уже знает достаточно.

Чем бы ребенок увлеченно не занимался в детстве, он это бросает, потому что наступает «взрослая» жизнь — теперь ему нужно выстраивать отношения и обеспечивать социальный тыл, а не клеить бумажные самолеты, рисовать или ковыряться в конструкторах. Внимание переключается на совершенствование социальных навыков, где умение делать красивую позу ценится куда выше, чем умение сделать что-то уникальное своими руками.

Таким образом, средний ребенок останавливается в развитии на подростковом этапе и дальше уже проживает оставшуюся жизнь, лишь шлифуя то, чему успел научиться до этого момента. Учеба в школе и институте в этом смысле не дают никаких гарантий. Вспомните все те примеры ваших знакомых, которые получили красный диплом и ни одного дня не проработали по специальности, — все они остановились в развитии задолго до поступления в ВУЗ, и все, чему они научились за пять лет, это тому, как получить красный диплом.

Детей (и взрослых), которые не застряли на подростковом этапе, очень немного. И с социальной точки зрения это обычно «белые вороны» — люди, которых не уважают за их продолжающийся прогресс, а наоборот, высмеивают и изолируют. Общество ориентировано на социальный фастфуд, и всякое гурманство ему очень не по душе. Однако именно этот процесс утончения навыков и непрекращающееся совершенствование вкуса, позволяет «гадким утятам» не скучать и не утрачивать радости бытия… конечно же, если только им хватает духу преодолеть долгий и мучительный этап социального неодобрения.

Вероятно, здесь тоже можно ситуацию подкорректировать или даже исправить. Станьте мастером! В чем-нибудь. Хоть в чем. Выберите любое занятие, дойдите в нем до предела своих возможностей… а потом сделайте еще один шаг… и еще… и еще. Поставьте себе целью дойти до предела человеческих возможностей в этом деле. Посмотрите на восточную культуру — чем бы они не занимались, они превращают это в искусство, доводят до совершенства. Или посмотрите на тех знакомых вам людей, в которых вы видите воплощение вкуса к жизни, — вы обнаружите, что они постоянно в чем-то развиваются, и развиваются до очень тонких и сложных навыков, хотя и не обязательно уникальных.

И отсюда можно перейти к третьей плоскости. Есть такая теория, что развитие человека проходит определенные стадии по аналогии с сезонами года — рождение и раннее весеннее развитие, расцвет и становление летом, принесение плодов осенью и закономерное увядание зимой. И пока человек живет и развивается в согласии с этими циклами, его жизнь полна смысла и содержания, а стоит нарушить эту цепь и жизнь утрачивает краски.

Природа не делает остановок и никогда не отдыхает. Человек же все время стремится и мечтает о золотых временах, когда можно будет расслабиться, ничего не делать и просто получать удовольствие — отдохнуть от трудностей жизни. И этот священный Грааль современного человека заставляет его стремиться поскорее разделаться с делами (читай, с развитием) и перейти непосредственно к отдыху. Если не все люди, то очень и очень многие живут именно с этой позиции — сейчас нужно поработать, чтобы потом обеспечить себе отдых. То есть сам процесс жизни — развитие и раскрытие своего потенциала — воспринимается как промежуточный этап, неприятная, но неизбежная повинность, которой нужно следовать, чтобы однажды получить шанс на отдых и вот тогда «зажить» по-настоящему.

Не удивительно, что при таком отношении к жизни, каждый сегодняшний день, который проходит в ожидании счастливого и безмятежного «завтра», скучен, безвкусен и не интересен.

В погоне за скорейшим наступлением «настоящей жизни» человек отказывается от истинного развития, он учится зарабатывать деньги и обеспечивать себе комфортное выживание — в современном мире для этого не нужно хватать звезды с небес — и, достигнув желанного состояния без должного развития, он лишает себя шансов принести какие-нибудь иные плоды, чем счет в банке и подпись под документами о собственности на недвижимость. Даже их дети — это не настоящие плоды, а всего лишь побочный продукт их бессмысленной скучной жизнедеятельности.

Каждому жизненному этапу должны соответствовать свои цели и задачи. Очень многие разочарования в жизни связаны с нарушением цикла. Молодые люди, вчерашние еще студенты, переживают и чувствуют себя несчастными от того, что не могут себе позволить атрибуты взрослой жизни — хотят иметь все и сразу, никоим образом этого не заслужив. Взрослые люди на этапе, когда им следовало бы забыть о результате и сосредоточиться на совершенствовании своих навыков и умений, вдруг начинают капризничать, что жизнь не приносит радости — детские игры уже не трогают, а энергия, вложенная в развитие, не приносит плодов. Практически все вокруг страдают от капризного требования получить все и сразу, не желая соглашаться с правдой жизни — новый этап начинается только, когда пройден предыдущий.

Соответственно, выход здесь в том, чтобы поумерить свои капризы и принять жизнь какой она есть — заниматься задачами сегодняшнего дня, развиваться, двигаться вперед, отвлечься от погони за «плодами» и от мечты о безмятежном времени, когда не нужно будет ничего делать… потому что, как только наступит это счастливое время, следующим этапом будет зима и смерть.

Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ.


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
zrzh
Гость
zrzh
15.02.2015 19:33

Из чего такой вывод?

Из собственного опыта и наблюдений.
Осознание своей смертности и того, что каждый день и каждый миг может быть последним не только не отнимают вкус к жизни, но, напротив, обостряют его. «Смерть -лучший советчик».
А вот страх жизни — страх будущего, страх ошибки, страх провала, страх успеха, v болезни, страх боли,страх риска и т.д. — это именно то, что приводит к стагнации и потери вкуса. IMHO))

Kristmas
Гость
Kristmas
15.02.2015 19:24

Скорее, страх жизни.

Из чего такой вывод?

zrzh
Гость
zrzh
15.02.2015 18:01

Наверное это страх смерти.

Скорее, страх жизни.

Kristmas
Гость
Kristmas
15.02.2015 17:59

Меня больше волнует то, что в детстве жизнь казалась вечной, а потому и беззаботной, а сейчас надо мной нависло что то такое, что мешает радоваться жизни, жить настоящим моментом. Наверное это страх смерти.

divan
Гость
divan
10.01.2015 02:54

Часто можно слышать или «нафиг они вообще нужны, только отвлекают» или «а я вообще не понимаю своих чувств».

Ну, тут, наверное, имелось ввиду не «чувства», а «эмоции»? Потому как «чувство» — это осознанное распознавание чего-либо, не обязательно эмоционального состояния (от «чувство страха» — прямо завязанного на последствия срабатывания эмоции «страх» — до «чувство канта» у сноубордиста, который распознает целую тучу параметров от вестибулярки, слуха и зрения). Большинство эмоций имеют в нашем языке аналог с приставкой «чувство» — отсюда и путаница, но различных «чувств» может быть бесконечное множество.   Такая реакция («зачем они вообще эти эмоции нужны») вполне обоснована — все таки эмоции это более древний инструмент управление поведением, который появился задолго до появления неокортекса — и, по идее, отомрут так или иначе в далеком-далеком будущем. Но да, безусловно, сейчас эмоции и сопутствующие им чувства никуда не деваются. Но в этом же и прелесть — если понимать, насколько это по своей… Далее »»»

House
Гость
House
08.01.2015 23:47

Наш мозг — это, грубо говоря, машинка для понимания окружающего мира, извлечения из него паттернов и предсказания, что и как будет дальше.

Суть, наверно, в том, что не значение «мозга» принижается, он конечно крайне важен во всем, а значимость чувств недооценена (или, скорей, — обесценена) . Чувства стали считаться помехой мешающей, типа, здравому разумному подходу в любом деле. «Технизированный» подход к решению любых задач (и своему психическому состоянию) сейчас превалирует. Часто можно слышать или «нафиг они вообще нужны, только отвлекают» или «а я вообще не понимаю своих чувств». Да только чувства от этого никуда не деваются и создают всякие напряги именно из-за сознательного игнорирования и непонимания. Идея в том, чтобы работать с собой по обоим фронтам гармонично и без перекосов.

divan
Гость
divan
08.01.2015 22:04

Проблема с «трава была зеленее» гораздо банальнее, если понимать, как устроен мозг. Знаю, Олег считает, что мозг тут вообще не причем, но я придерживаюсь другого мнения. Наше сознание — продукт работы мозга и, если понимать, его устройство — все становится много проще. Я попытаюсь объяснить и дать совет, что делать.   Наш мозг — это, грубо говоря, машинка для понимания окружающего мира, извлечения из него паттернов и предсказания, что и как будет дальше. Поэтому все новое — забирает на себя внимание, и вызывает эмоциональные реакции. По мере того, как оно перестает быть новым, и предсказывается мозгом (становится привычным) — необходимость в эмоциональной реакции и внимании отпадает — это естественная работа мозга, тут нет никакой трагедии.   У ребенка — с условного рождения — мозг это чистый лист (неокортекс — это, кстати, и вправду ткань размером со скатерть, толщиной 6 мм, но не суть важно). Его знания о мире изначально нулевые… Далее »»»

artur_ik
Гость
artur_ik
31.12.2014 19:57

Теперь я могу объяснить многим свою жизненную позицию. социальная адаптация…ахахsmile

Frog2Prince
Гость
Frog2Prince
27.12.2014 02:05

Олег, есть ли на твой взгляд различия между процессом так называемого кризиса среднего возраста и процессом растождествления с личностью? Или запуск того или другого зависит от стадии зрелости личности, которой вертит этот процесс?

Тони-то
Гость
Тони-то
27.12.2014 00:26

Допустим, человек играет в «нравиться близким», то может ли он сойти с дистанции самообмана, если ввести правило личного мнения? Или это будет ухудшать ситуацию? Какие общие РАБОЧИЕ методы существует?

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием