У авиаторов есть важный принцип: летчик должен лететь впереди самолета. Он должен на несколько ходов вперед видеть развитие событий и готовиться к ним еще до того, как они наступили. Точный расчет и работа на опережение, а не спонтанное реагирование. Именно в этом сложность управления самолетом — не в пилотировании, а в необходимости контролировать огромное количество параметров, обрабатывать большой поток информации и просчитывать наперед все свои дальнейшие действия.
Как только летчик перестает справляться с этой задачей — отстает от самолета — происходит что-нибудь нехорошее. Так и происходит тот класс авиационных происшествий, которые «по вине пилота». Да, есть еще банальная забывчивость и невнимательность, случаются и ошибки в расчетах и решениях, но огромное количество катастроф связано именно с тем, что летчик не справился с потоком информации и оказался в позиции догоняющего.
То же самое, только в менее острой форме, происходит и с водителями. Если вы учились управлять автомобилем, наверняка помните этот этап, когда вам буквально не хватало внимания. Сцепление, газ, тормоз, светофоры, знаки, разметка, другие машины, пешеходы, погодные условия, ямы на дороге — помните, как поначалу постоянно что-то ускользало от внимания?
Именно по этой причине ученики ездят очень медленно — чтобы успевать переваривать непривычный еще для них поток информации и корректно на него реагировать. И именно в этом смысл обучения — не просто научиться рулить, не просто запомнить правила, но развить навык жонглирования множеством факторов в темпе среднего городского потока. И этому действительно можно научиться — навык обработки большого потока входных данных тренируется!
И вот здесь возвращаемся к психологии и обычной нашей жизни — здесь с нами происходит ровно то же самое. На нас непрерывно накатывает поток входящих данных: работа со всеми ее авралами и проблемами; быт и домашнее хозяйство; отношения с их взлетами и падениями; дети, друзья и домашние животные; отпуск, дача, урожай… И все мы, однажды, оказываемся в роли догоняющих — отстаем от своей собственной жизни. И именно тогда все летит кувырком!
Как только мы перестаем справляться с потоком поступающих задач, как только наше внимание перестает вмещать все переменные, так сразу все начинает валиться из рук. Это как жонглирование. Одним мячиком — легко. Двумя — терпимо. Тремя — сложно. А вместе с четвертым все мячики летят на пол. Это и есть критическая точка отставания от потока событий. И это значит, что мы оказались не на своем уровне сложности.
И, зачастую, если человек не справляется со своей жизнью, дело не в психологии, не в комплексах, детских травмах или неуверенности в себе — дело в том, что человек каким-то образом оказался не на своем уровне сложности. И если он вскоре не одумается, велик шанс, что придется начинать игру сначала. Во всяком случае, комфортного состояния, не говоря уже простом житейском счастье, ему не видать.
А ведь многие годами живут в режиме хронической нехватки внимания. Именно этого и требует наша зацикленная на успехе культура — бесконечно штурмовать пределы своих возможностей, двигаться вперед, выходить из зоны комфорта. Только вот три мячика — это развитие. А четыре — это неминуемая катастрофа.
Чтобы научиться летать, необходимо пройти этот трудный и опасный этап отставания от самолета, необходимо выйти за свои привычные пределы, чтобы подняться на новый уровень. Но чтобы получать удовольствие от полета, мы должны находиться именно там, откуда наша культура нас гонит — в зоне своего абсолютного комфорта.
Чтобы научиться водить, нужно себя преодолеть, но чтобы получить удовольствие от путешествия на машине, нужно чувствовать себя за рулем легко и непринужденно — безо всякого внутреннего надрыва «лететь» впереди автомобиля. Только в зоне абсолютного водительского комфорта поездка будет приносить настоящую радость.
Так и с жизнью: чтобы выйти на новый уровень, нужно себя преодолевать, но чтобы получить от жизни удовольствие, это преодоление не должно быть самоцелью. Радость от жизни мы получаем только, когда легко с ней справляемся — если она нам по зубам, если нам хватает нашей человеческой компетентности, чтобы не отставать от потока событий и не вылетать с дороги на крутых поворотах.
Жить и работать на грани своих возможностей или на полшага за их пределами — это хорошо, это и есть развитие. Опережать свои возможности, отставать от своей собственной жизни — это категорически плохо и именно это приводит ко всяческим жизненным катастрофам.
Поэтому, если вдруг в вашей жизни все идет кувырком, если месяц за месяцем, год за годом вы живете в состоянии цейтнота, возможно, вы просто отстали от своего самолета. Ждать от себя, что однажды вы начнете справляться, надо только еще немного поднатужиться — бессмысленно! Надо осторожно совершить посадку, отдышаться и подумать, как привести событийный поток своей жизни в соответствие со своими текущими способностями.