О готовности к пробуждению
Уже пора или еще нет? · 29 марта 2018 г.
В какой-то из книг — по-моему, «Сознание пишет» — Балсекар отвечает на вопрос о том, как определить, что человек близок к пробуждению. К сожалению, не могу сейчас найти этот конкретный отрывок, поэтому пересказываю своими словами.
Суть его ответа сводится к тому, что пробуждению обычно предшествует общее уравновешенное, спокойное состояние, в котором человек укореняется в результате тех или иных практик, и благодаря которому становится очень искренним и открытым в своей обычной мирской жизни.
Опыт нашего ярославского мероприятия и занятий на курсе «Поиски себя» показывает ровно то же самое. Среди участников всегда выделяются те, в ком изначально звучит эта самая простота, искренность и открытость, и именно у них работа по выходу за пределы ума вызывает меньше всего затруднений и проходит наиболее естественно.
Чаще всего это люди, которые к моменту начала занятий уже проделали большую сознательную работу по приведению себя в это самое уравновешенно состояние. Но бывают и те, кто пребывает в нем в силу общей житейской мудрости, приобретенной естественным путем без помощи каких-либо специальных практик и техник. Объединяет же их один и тот же признак — отсутствие острой потребности психологически себя защищать. По той или иной причине у них нет непреодолимой нужды поддерживать свой идеальный образ, отстаивать свои взгляды и во что бы то ни стало защищать свои честь и достоинство. Они могут в чем-то заблуждаться и чего-то не понимать, но при этом всегда готовы взглянуть на привычные вещи по-новому, и именно поэтому выход за пределы всего привычно дается им относительно легко.
В рамках метафоры про полную чашку, не способную воспринять что-либо сверх того, чем она уже наполнена, это те самые люди, чья чашка уже достаточно давно пуста и никакой новый ментальный мусор в ней больше надолго не задерживается. Дело редкое, но такие люди действительно есть, и если уж задаваться вопросом о том, кому до пробуждения остался один шаг, то это именно они.
Ирония в том, что именно эти люди в наименьшей степени зачарованы идеей пробуждения. Часто они даже не подозревают о возможности какого-то особого озарения, к которому они так близки по своему состоянию и за которым многие отчаянно и безуспешно гоняются всю свою жизнь. В силу достигнутого душевного покоя их жизнь и так вполне комфортна и сбалансированна, чтобы искать какого-то еще большего успокоения. И даже если они сталкиваются с каким-то житейскими и психологическими проблемами, то переживают их гораздо естественнее и легче, чем люди погрязшие в своих внутренних конфликтах и противоречиях.
Возможно ли пробуждение до того, как будет достигнут такой уровень внутреннего покоя? Вероятно, да. Жизнь полна исключений и случиться может всякое. Но на практике люди без устойчивого душевного фундамента, если и подходят к самой границе пробуждения, редко оказываются способны ее перейти, и все, что им случается пережить — это тот самый опыт мистического единства, который вроде бы и имеет определенную ценность, но сам по себе пробуждением не является и не особенно ему способствует. В сущности это просто пограничное переживание, когда человек ловит лишь отблеск иной картины мира, но оказывается неспособным полноценно ее воспринять и ассимилировать. Сознание переживает потрясение, но крайне редко (или даже никогда) его оказывается достаточно, чтобы произошел выход за пределы всех иллюзий.
Другой важный момент — также не лишенный иронии — состоит в том, что техники, нацеленные на штурм границ сознания, никоим образом не решают проблему достижения общего внутреннего баланса и покоя. Поэтому надежда на то, что можно ускользнуть от всех своих внутренних дрязг и болячек через потайной ход в лабиринтах сознания, никогда не оправдывается. Высокая напряженность внутренних конфликтов либо не вообще дает проскользнуть в «игольное ушко», либо приводит к краху сознания и сумасшествию, если вовремя не остановиться. Как описывал эту опасность Кастанеда — не имея достаточно личной силы, человек может не выдержать встречи с непознаваемым.
Поэтому нет большого смысла в том, чтобы исследовать пределы сознания, не исследовав прежде пределов своей личности и не вычистив от грязи самые темные закутки своей человеческой души. Делать ли это с помощью психологии, медитации или путем проб и ошибок через проживание обычной мирской жизни — не столь важно. Но до тех пор, пока на душе не наступит покой, пока человек не сдастся в своих попытках победить самого себя, пока не наступит примирение с собой и своей жизнью, о пробуждении можно и не мечтать.
Речь, однако, не о каком-то идеально умиротворенном состоянии. Идеальное душевное здоровье и идеальная жизненная ситуация — это фикция. Вполне достаточным можно считать искреннее (!) признание человеком того факта, что с ним и с его жизнью все в порядке. Это не эйфорическая констатация наступившего счастья, а спокойное осознание собственной нормальности, которое опирается на глубокое понимание того, что любые системы координат, по которым человек судит о собственном статусе и состоянии, условны и относительны.
Внутренний раскол, отнимающий у человека силы и заставляющий его вечно занимать оборонительную позицию, возникает только когда человек верит абсолютность своих жизненных установок и принципов. Только находясь в гипнотическом трансе порожденном верой в ту или иную систему координат, человек получает психологическую пробоину и теряет внутреннее равновесие.
Проблема неуверенности в себе — это не что иное, как взгляд на себя через призму условных оценок и ориентиров, которые кажутся человеку объективно верными. Требования предъявляемые самому себе и фактическая неспособность им соответствовать подрывают веру человека в себя и в свою нормальность. И выход из этой западни не в том, чтобы любыми правдами и неправдами «смочь» соответствовать этим надуманным требованиям, а в том, чтобы очнутся от наведенного воспитанием транса и обнаружить условность и относительность любых общепринятых ориентиров.
Нет в жизни ничего объективно правильного или неправильного — все зависит исключительно от выбранной точки зрения. И пока человек не осознает этой простой истины всей своей шкурой, он обречен на непрекращающиеся внутренние конфликты и непроходящую неудовлетворенность собственной жизнью.
Уверенность в себе — священный грааль популярной психологии — это не способность вписаться в общепринятую систему координат при помощи сильной воли, строгой дисциплины и работы над собой, а осознание абсурдности любых попыток уложить себя в прокрустово ложе социальных оценок и ориентиров. Уверенный в себе человек — не тот, кто знает, что соответствует общепринятым нормам, а тот кто осознает, что любые нормы высосаны из пальца, и нет никакой особой чести в том, чтобы им соответствовать, как нет ничего постыдного и в том, чтобы в них не вписываться. Никакой нормы нет — только ясное понимание этого факта приводит человека к примирению с самим собой.
И вот когда человек достигает такого уровня психологической зрелости и примиряется с самим собой, тогда можно сказать, что он готов для последнего шага — для выхода за пределы самого себя. Пробуждение это не способ решить одним махом все свои психологические и житейские проблемы — это то удивительное осознание, которое может случиться только при условии, что все прочие проблемы уже решены… а точнее, при достижении такого уровня ясности сознания, когда человек отчетливо видит, что никаких проблем у него никогда не было.
Поэтому не стоит питать ложных надежд, что пробуждение решит все проблемы и приведет к примирению с собой. Может быть оно и так в каком-то окончательном и абсолютном смысле, но прежде чем это произойдет, человек должен разобраться со своей жизнью и ответить на все свои вопросы и сомнения, не прибегая к духовным практикам. Уклониться от внутренних столкновений не получится. Попытка выйти на новый уровень сознания вопреки всем своим конфликтам и неврозам ведет не к пробуждению, а к еще большему помутнению, когда в погоне за мистическими переживаниями человек теряет всякую связь с реальностью и погружается в еще более глубокий сон внутри сна обычной человеческой жизни.
Таким образом, ответ на вопрос о готовности к пробуждению сводится к тому, раскусили вы уже загадку об относительности любых оценок или нет и, если да, то получилось ли у вас пересмотреть свои взгляды на жизнь настолько, чтобы наконец-то высвободиться из-под гнета социального давления и своих собственных внутренних противоречий. Если раскусили и получилось, если в вашей жизни и взгляде на самих себя появилась легкость и искренняя самоирония, если вам больше не нужно защищать свои убеждения и верования, если вам больше не нужно гоняться за чужим одобрением, если вы знаете, что ничего не знаете, и перспектива полной неопределенности вас радует, а не пугает, вот тогда — да, вы готовы!
Если же в вашей жизни еще полно проблем и драм, если ваше отношение к себе пропитано вечным недовольством, если вам критически важно, что о вас думают другие люди, если вы верите, что существуют объективные критерии правильного и неправильного… никакое пробуждение в ближайшей перспективе вам не светит. И никакие попытки сломать себе мозг специальными веществами или техниками тоже не помогут. Разберитесь сначала со своей жизнью обычными средствами — во-первых, так оно будет гораздо проще, во-вторых, когда разберетесь, с большой вероятностью обнаружите, что пробуждение вам теперь не очень-то и нужно…
А вы готовы?
Давайте поговорим об этом!
Спасибо, очень сильно и метко!
Мне понадобилось примерно 5 лет и сломать ногу, чтобы прийти к более-менее спокойному состоянию и отстать от себя. Говорить «да» и «нет» без оправданий и объяснений, решать на уровне ощущений «горячо-холодно». Реакции не изменились, но направляются они не на изменение себя, а на помощь себе в достижении желаемого. И пустота окружающая скорее комфортна и наполняет, без чувства невыносимости. До этого, как я теперь вижу, я была вообще не способна воспринимать никакую информацию. Я была так зажата, что было не до того, как будто на войне находилась. Хотя искренне и честно пыталась каждый раз. Сейчас не то чтобы отпустило полностью, но свободнее, как будто мешок скинула с камнями.
А интерес к просветлению и правда упал. Так много всего разворачивается и раскрывается иначе, что пока интересно в этой развертке. Мне даже кажется, мне просветление именно за этим ощущением и нужно было, а не само по себе.
Штурмовать границы сознания без психологической готовности может быть болезненно, долго, но не бесполезно, по крайней мере для тех кого перспектива безумия не столько пугает, сколько привлекает.
Раньше я колупался техниками «штурма сознания» очень долго и безуспешно. После курса поисков себя это дело я бросил с чистой совестью. Но тут произошла забавная штука. Теперь я чувствую, что моё сознание само постепенно меняется. То что я раньше пытался вдолбить техниками, теперь происходит автоматически. Я постепенно непроизвольно обесцениваю всё вокруг, а также свои собственные потуги в этом мире. Конечно от этого немного не по себе. Многие интересы быстро гаснут, кажутся поверхностными. Но с другой стороны я просто медленно и постепенно погружаюсь в пустоту, позволяю ей обволакивать себя. Если честно, это больше напоминает засыпание, нежели пробуждение.
Я пару месяцев жил как во сне… незадолго до.
Просветленный мастер, ваши определения пробуждения и просветления в студию!
Ниже несколько слов просветленных.
Нисаргадатта Махарадж: «Мой Гуру сказал мне уделять внимание только чувству «я есть» и ничему другому. Я просто повиновался. Я не практиковал никакой специальный метод дыхания, или медитации, или изучения священных текстов. Что бы ни происходило, я отводил от этого своё внимание и оставался с чувством «я есть». Это может показаться слишком простым, даже грубым. Единственная причина, по которой я делал это, — так мне говорил мой Гуру. И это сработало!»
Юрий Менячихин: «Я есть» — это не финал.
Ему (тому, что есть) медитировать не надо: оно и так намедитировало весь этот мир. Медитировать может только эго, потому что оно хочет что-то получить. Постепенно эгоистичная медитация исчерпывает себя, и ты переходишь просто в созерцание того, что есть, не для чего-то, просто в созерцание того, что есть. Кто это созерцает, ты уже не назовешь. Это как безличностный такой, но еще… Далее »»»
Андреас Мюллер: В: Итак, это не было так, как с Санта-Клаусом, когда ты обнаруживаешь, что он нереален, и затем он исчезает навсегда. Это всё. О: Нет, я имею ввиду, смерть «я есть» — это не обнаружение, что «я» нереально, это именно смерть «я есть». В: Верно. О: Что я нереален, я обнаруживал несколько раз до этого. В: Да, это больше, чем просто понимание. О: Это не больше. Это что-то другое, это лишь смерть чувства «я есть», которая не нуждается ни в каком понимании вообще. Это две совершенно разные вещи, можно сказать. О: Это просто — осознать, что нет «меня». Я имею ввиду, каждый может посмотреть внутрь и увидеть, что там никого нет. Итак, я проделывал это несколько раз и никогда не находил никого, и я знал, что там на самом деле нет никого, но я всегда выживал после этих самоисследований. О: Есть некоторые личностные состояния, которые по ошибке могут быть… Далее »»»
Подчеркиваю ключевые слова: «я есть» — не финал; это будет не твое действие; смерть чувства «я есть».
А вот слова псевдопросветленной:
Илона Циунайте:
Чувство «я есть», о котором вы говорите, это переживание «я есть», которое всегда было здесь и никогда не изменяется, плюс обозначение умом.
Так вот, к чему это я. К тому, что пока остается субъект, «я есть», нет никакого просветления, все вокруг по-прежнему пропускается и оценивается через этот субъект. К переживанию без переживания, к безсубъектности (схожему с состоянием младенца) никто по своей воле вернутся не может.
Поэтому почему бы не вернуться к психологическим «дровам» и к психологической «воде», что у автора хорошо получается? А не вести народ по пути, который ведет к чему угодно другому, а не к просветлению.
Список источников:
Nisargadatta Maharaj https://en.m.wikipedia.org/wiki/Nisargadatta_Maharaj
Менячихин, сатсанг 01.2018, ритрит 08.2015
Andreas Müller https://www.youtube.com/watch?v=rXH_GgvZBKU
Q: So it wasn’t like Santa Claus when you find out it’s not real then it’s gone forever. It’s all. A: No, I mean the death of “I am” is not finding out that me is not real, it’s just the death of “I am”. Q: Right. A: That I’m not real I found out several times before. Q: Yeah, it’s more than mere understanding. A: It’s not more. It’s something else, it’s just the death of the sense of I am which doesn’t need any understanding at all. It’s just two different things, one could say. A: It’s easy to realise that there is no me. I mean everybody can look inside and see that there is no one there. So I did this several times and I never found someone so I know that there… Далее »»»
Это у тебя очередная фаза критиканства, Андрей? Ждем очередной фазы признания?
Сам не замечаешь, как тебя из крайности в крайность бросает?
Олег, извини, если критика не приветствуется. Я фишку с просветлением раскусил и смирился с невозможностью его достижения по своей воле. Чего и тебе желаю.
То, что ты пишешь, — это не критика, а твоя война с самим собой. Сам что-то надумал, сам это спроецировал, сам осудил и опроверг. Я в этой истории — всего лишь вешалка для твоих проекций. И вот это здесь не приветствуется, да.
Да я и не отрицаю. Но пусть информация из первых уст, как говорится, побудет в комментариях. Другие почитают, зададутся вопросами, может быть…