К вопросу об ущемлении и равноправии. От психологов™ частенько можно услышать, что людям™ не хватает эмоциональной осознанности и чувствительности. Мол, эмоции — основа наших психических процессов, главный инструмент в любой психологической работе, и вообще без эмоций, как без воды. И ведь не поспоришь! И наша программа развития тоже начинается с этой темы — ибо, действительно, иначе и не туды, и не сюды.
Однако — да восторжествует справедливость! — без умения связно и целенаправленно мыслить мы тоже далеко не уедем. И об этом те же самые психологи™ почему-то умалчивают. Курсов по развитию эмоционального интеллекта полно, а по развитию мышления не так-то много… и их чаще проводят не психологи и совсем по другому поводу. А между тем, в психологической работе мозги используются ничуть не меньше, чем эмоции (даже в тех подходах, которые вроде бы совсем не про мозги).
Вот, например. Элементарный межличностный конфликт на бытовой почве. Женщина традиционно просит вынести мусор, а мужчина так же традиционно забывает это сделать. Возникают всякие неприятные переживания с обеих сторон, и прежде чем мы сможем этот конфликт по-настоящему урегулировать, нам нужно поработать с эмоциями — осознать их, раскрыть их содержание, прожить и пережить, выразить наконец. И если мы сделаем это качественно, в большинстве случаев ситуация разрулится сама собой — уйдет напряжение, появится возможность поговорить и договориться.
Но… такая естественная регулировка происходит только при том условии, что партнерам хватает здравого смысла и способности вместе обсудить и обдумать свое положение. Вот тут-то психологи и срезаются, поскольку верят, что на осмысление элементарной жизненной ситуации мозгов хватит кому угодно. А потом оказывается, что нет — человек вполне неплохо соображает в каких-нибудь практических вопросах, но при этом не может выстроить в ряд и трех мыслей, там где речь заходит о собственной психологии.
Патамушта… последовательно и конструктивно думать да ещё и в психологическом контексте — это вообще-то тоже очень непросто. Здесь, как и с эмоциями, часто случается так, что имеющихся навыков мышления хватает для нормального функционирования в обычной штатной ситуации, но как только что-то идет не по плану, на поверхность вылезает множество багов и глюков мышления. И даже высокий IQ тут ничего не гарантирует — общая эрудиция, навык математического счета и умение выполнять абстрактные логические операции — это ещё далеко не МЫШЛЕНИЕ!
Чтобы разрешить самый элементарный бытовой конфликт и не наступать повторно на те же грабли, недостаточно осознать и прожить свои эмоции. Да, это принципиально важный этап, без которого вообще ничего не получится. Но эмоции ещё нужно осмыслить, понять их «логику» и причину и сделать соответствующие выводы.
Изолированная работа с эмоциям позволяет разрядить лишь отдельное возникшее напряжение. Но завтра, через неделю, через месяц все повторится, потому что из любого конфликта должно быть вынесено какое-то ОСОЗНАНИЕ, инсайт — ясное понимание чего-то такого, что раньше не понималось. Нет инсайта — нет внутреннего роста, нет перемен.
Более того для понимания себя, для наведения порядка в своей жизни, для разрешения внутренних и межличностных конфликтов нужен очень особенный тип мышления, которому почему-то тоже нигде не учат. Инсайт, которого мы достигаем в процессе психологической работы — это результат взаимного проникновения друг в друга эмоций и мышления. Нужно уметь осмыслять свои переживания и переживать плоды своего осмысления. Эмоции и мысли должны работать вместе, в одной связке — только тогда они приносят плоды, которые выводят сознание на новый уровень.
Именно поэтому сухого интеллекта в жизни недостаточно. Люди умеющие строго и четко мыслить легко пасуют перед самыми дурацкими внутренними неурядицами — теряются, запутываются, не могут проследить элементарные причины и следствия. В процесс мышления вмешиваются подавленные эмоции или же эмоции обесцениваются и не принимаются в расчет, или же происходят всяческие когнитивные искажения на психологической почве… и вот, умный, казалось бы человек, ведет себя как форменный дурак и сам не понимает, что с ним такое происходит.
Умение думать… умение думать «психологически» — это то, чему нужно учиться. Редко кому оно легко дается без специальной тренировки. Люди с центром тяжести смещенным в сторону эмоционального восприятия испытывают трудности с тем, чтобы вообще связно мыслить — всё чувствуют, но ничего не понимают. А слишком уж связно мыслящие люди всё понимают, но ничего не чувствуют, а потому не включают эмоции в свои расчеты.
Лучших результатов внутренней работы мы достигаем, когда мышление и эмоции у нас находятся в балансе или с небольшим перекосом в одну из сторон. И если про эмоции уже давно всё понятно — их нужно учиться осознавать, понимать и принимать — то с мышлением оно до сих пор для многих не очевидно. Свое мышление ТОЖЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ ОСОЗНАВАТЬ, ПОНИМАТЬ И ПРИНИМАТЬ.
И подводных камней здесь ничуть не меньше, чем с эмоциями. И именно те люди, которые меньше всего сомневаются в своих интеллектуальных способностях, нуждаются в этой работе больше всего. Ибо человек умеющий думать — это человек сомневающийся… в том числе, и в своем собственном мышлении.
p. s.
С этой оптимистично-пессимистичной ноты заново открываем тему развития мышления, главным нашим вкладом в повышение всеобщей интеллектуальной грамотности будет онлайн-курс «Развитие мышления». Начинаем в декабре. Подробности в Телеграме: https://t.me/+jhE8v8eawOswOWZi
Подписаться
авторизуйтесь
1 комментарий
Популярные