Недавно у меня состоялся интересный разговор в ICQ. Девушка пришла с вопросом о том, как решить ее проблему. На серьезную платную консультацию она была не настроена, поэтому все ограничилось обменом несколькими репликами. Беседа вышла хоть и короткая, но примечательная.
Суть заявленной проблемы была в том, что все ее друзья и родные сидят у нее на шее, пользуясь ее добротой и неумением отказывать. Так часто бывает — ребенка воспитывают благородным и доброжелательным настолько, что он, в конце концов, вовсе забывает о своих личных интересах. До определенного возраста это выглядит совершенно естественно и особых хлопот не вызывает. Ребенок вполне счастлив тем, что ему легко удается всем угождать и его за это «любят». Но позже, когда личность взрослеет, ее собственные интересы становятся все более отчетливыми, и все чаще они вступают в противоречие с интересами окружающих.
Здоровый ребенок в этом социальном столкновении уравнивает значимость своих интересов с интересами других людей, и это естественным образом приводит к тому, что из близкого общения автоматически вытесняются те люди, чьи интересы идут вразрез с его собственными. Но ребенок благовоспитанный в этой ситуации попадает в ловушку — свои интересы он привык считать вторичными и теперь несмотря ни на что продолжает придерживаться своей обычной стратегии. Свои желания он подавляет, чужие — исполняет. Но поскольку заряд собственных желаний теперь велик, это быстро приводит к нарастанию серьезного внутреннего конфликта.
Недовольство собой и тем, что окружающие с ложной благодарностью пользуются предоставленной возможностью сесть на шею, порождает агрессию, которая, однако, тоже блокируется, потому что хорошему человеку нельзя быть злым и нельзя причинять боль другим людям. Это еще больше усугубляет ситуацию, и вот человек вынужден обратиться за помощью к психологу, потому что по прошествии лет сам он все так же не умеет отказывать, но и сил поддерживать вытеснение своих собственных желаний больше нет. Внутренний конфликт прорывается наружу, человек заболевает, делается несчастен.
Его — вернее, ее — вопрос звучал так: «Как мне решить эту проблему? Как сделать так, чтобы все от меня отстали?»
[[Продолжение — решение проблем без психолога]]((А на какой проблеме вы зависли?))
Но разговор, конечно, не об умении отказывать и не о том, как в порыве терапевтического вдохновения я поставил ей мат в два хода. Вовсе нет. Я вообще ничего не сделал, и тем не менее решение конкретной практической проблеме было найдено в два счета. Она все сделала сама — нужно было лишь задать правильный вопрос. Для решения проблемы ей вообще не нужен был никакой психолог.
Вряд ли она после нашего разговора сразу же сбросила с себя груз обязательств перед другими людьми, и, наверняка, до сих пор она продолжает там и сям прогибаться под чужие нужды и желания. Однако, так же наверняка, можно сказать, что теперь она со всей отчетливостью знает, что и как ей нужно сделать, если она действительно хочет решить эту свою проблему раз и навсегда.
Про решение проблем мы уже разговаривали — была статья на эту тему, но там речь шла о неосознаваемых внутренних противоречиях, мешающих правильно расставить приоритеты. Там все написано правильно, но к этому нужно еще кое-что добавить.
Есть такая известная психологическая аксиома: если проблема долго не решается, значит, человек и не хочет ее решить. В прошлой статье речь была как раз об этом — о том, что желанию найти решение частенько противостоит другое менее явное желание, вектор которого направлен ровно в противоположную сторону. Из-за этого и возникает ступор — вроде и хочется разобраться с делами, но все (половинчатые) усилия впустую.
Помощь психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы докопаться до этих бессознательных альтернативных тенденций в психике и найти какой-нибудь приемлемый компромисс между всеми желаниями и страхами. Человек узнает, чего он хочет и боится на самом деле, и это становится для него новой точкой опоры в разрешении сложившейся ситуации. Терапевтическое вмешательство на этом закончено.
Но бывает и другая ситуация, когда желания, страхи и конфликты с самого начала лежат на поверхности. Все очевидно, но тем не менее проблема не решается, а продолжает мучать и нарушать течение жизни. Как в том примере, с которого мы начали. Та девушка прекрасно понимала, что с ней происходит, видела столкновение своего нежелания растрачивать жизнь на других людей и страха перед тем, чтобы утратить их ложную благосклонность. И все-таки выхода она не видела, пока…
Есть еще одна аксиома, теперь уже из области философии: жизнь не ставит перед человеком неразрешимых проблем. Не бывает ситуаций, из которых бы не было выхода. Выход есть всегда, и для его нахождения не нужна какая-то особая интеллектуальная изощренность. Хитрость и изворотливость нужны, скорее, для того, чтобы увильнуть от решения проблемы, тогда как выход даже из самой запутанной ситуации весгда прост и прямолинеен. Вот только сложно бывает эту простоту увидеть.
Хотя душа, как целостная система, и стремится к равновесию, самая горячо нами любимая ее часть под названием Эго изо всех сил стремится избежать трудностей и сложностей. Эгу проще не замечать внутреннего конфликта, чем сталкиваться с болезненной необходимостью предпринимать конкретные практические шаги для его разрешения. Всякий конфликт подразумевает наличие выбора, и вот как раз выбора-то Эго и не любит больше всего — потому что за каждым выбором стоят последствия, которые угрожают представлениям Эго о собственном великолепии. Страх совершить неправильный выбор, страх не справиться с задачей, страх лишиться всеобщего признания. Раздутое Эго — главный саботирующий фактор.
И тем не менее, случаются ситуации, когда человек ставит свое трусливое и вертлявое Эго на место и с полной самоотдачей берется за решение проблемы. Случается это, когда он приперт к стенке — когда дальнейшее нерешение проблемы влечет за собой такие последствия, которые на порядок превосходят первоначальную проблему.
Сложность в том, что Эго слишком любит играть в страуса и пережидать опасность, засунув голову себе в задницу между ног. И даже если удается этому страусу втолковать, что приближающемуся пожару плевать на этот хитровыгнутый маневр с головой, страус забывает о том, что у него есть ноги, на которых легко можно убежать, и вместо этого ищет того, кто возьмет его на руки и вынесет из огня.
Вот в этом и беда. Сначала мы вообще отказываемся видеть проблему, но даже когда ее наличие очевидно, вместо того, чтобы встать и решить ее прямо и просто, мы ищем того, кто сделает это за нас. Мы просто не берем на себя ответственность за решение своих проблем. Решить их хотим, но в то же время не умеем создать внутри должного эмоционального напора, чтобы от мечтаний перейти к конкретным действиям.
Для решения проблемы нужна решимость. Не просто желание, а нечто более глубокое. Воля к жизни, которая с легкостью смывает все мелкие страхи и невротические сомнения. И для этого не нужна никакая психотерапия. Да, можно препарировать страхи и вычищать авгиевы конюшни сознания зубной щеткой психоанализа, но гораздо эффективнее научиться брать на себя ответственность за решение своих проблем. Ощущать эту ответственность, и принимать ее. Или я и сейчас, или никто и никогда. Вопрос ребром.
Звучит немного пафосно, но это не так. Ответственность, решимость, воля к победе — это земная и суровая правда жизни. И ощутить это довольно легко.
Вспомните любую ситуацию, где вы действительны были приперты к стенке. Чем более острая ситуация, тем лучше. И попробуйте вспомнить свое тогдашнее состояние — если вы не поддались панике, то на душе у вас была кристальная ясность, а ум работал и просчитывал возможные варианты, как идеальный суперкомпьютер. Когда надвигающейся опасности не избежать и не на кого полагаться, а жить очень хочется, вся психика мобилизуется и начинает работать как часы.
Да, для этого нужна определенная душевная сила, чтобы не поддаться панике и не поставить крест на своей жизни перед лицом неразрешимой проблемы, но эта сила есть в каждом человеке — вопрос в том, на что он ее расходует.
Слабый человек тем и отличается, что до последнего момента ищет возможности не решать проблему вовсе — всю свою энергию он тратит на то, чтобы спрятаться, ускользнуть от ответственности. Хотя той же самой энергии ему с лихвой бы хватило на то, чтобы проблему решить. А сильный человек силен не потому, что у него вместо обычных батареек стоит волшебный энерджайзер, а потому что он расходует свою энергию по прямому назначению — для решения проблем, а не для выкапывания себе психологического бомбоубежища.
А чтобы еще больше обострить ощущения, посмотрите на свои проблемы с позиции выживания. Что, если бы от их решения зависела ваша жизнь? Какие бы действия вы предприняли, если бы вопрос стоял ребром — решить проблему или подохнуть? Здесь и сейчас. Стали бы вы убегать, побежали бы за советом к психологу, или взяли бы, что под руку попадется, и стали сражаться за свою жизнь?
Не любите такую драматичность? Ну, тогда посмотрите с другой стороны — каждая нерешенная проблема лишает вас возможности быть счастливыми. Вас это устраивает? Вы готовы раз и навсегда отказаться от того, чтобы быть счастливыми, ради того, чтобы еще какое-то время прятать голову сами знаете куда? Не готовы «навсегда»? Готовы еще какое-то время «потерпеть»? А как долго? До завтра? До понедельника? Еще неделю? А готовы вы умереть, так и не решив эти свои дурацкие проблемы? Хорошо, может, вы умрете и не завтра, но готовы ли вы тогда всю жизнь провести в бегах?
Остановитесь и попробуйте это ощутить. Вспомните любую свою проблему и посмотрите на нее под новым углом. Проблемы на работе? В отношениях? В учебе? Вы хотите их решить? А вы готовы поставить на кон свою жизнь? Если нет, то не пудрите мозги себе и психологам — вас ваши проблемы вполне устраивают, живите дальше и получайте от них удовольствие. А если да, то вы сами прекрасно знаете, что вам нужно сделать… Но почему вы еще тут?
p. s.
Девушка из примера, кстати, все поняла с полуслова и за пару минут сама выдала план простых и конкретных мероприятий по решению своей проблемы. Мне к этому добавить было уже нечего.
Заводная Птица
Все это замечательно, но я, пожалуй, пас. Ваш интерес к этим размышлениям понимаю, но разделить его с вами не могу.
а, может, все проще, может, ответственность – это и есть действие, то есть ответ, реакция…
а безответственность – это отсутствие ответа, действия, реакции.
в таком ключе ответственность за свою жизнь несет тот, кто действует…
Согласен частично. Но, с другой стороны, если бы все действительно было так просто, то и наука психология ушла бы на свалку времени. Факт остается фактом: некоторые из нас решительно и с ответственностью противостоят возникающим проблемам, другие же беспомощно разводят руками. Можно упростить и сказать, что в конце-концов таков их выбор. Да они наверняка и сами понимают это, но не могут себе объяснить почему они делают этот выбор не в свою пользу. А можно углубиться в сущность феномена и попытаться найти функциональное решение, которое помогло бы перевести “деморализованных жизнью” в отряд ее почитателей.
Размышляя над твоей статьей, вот что пришло в голову:
Понятие ответственности подразумевает целый комплекс значений (осознанность, смысл, выбор, вера, воля, решимость, поступок). Если говорить об ответственности и безответственности как о динамике личности, то понятно одно – такая динамика не рождается на пустом месте, а всегда есть следствием взаимодействия определенных факторов.
Так безоговорочное подчинение социальному влиянию в обязательном порядке должно привести к тому, что человек утратит свободу выбора, а следовательно и чувство ответственности. В другом случае, используя свою свободу выбора повсюду где это возможно, мы развиваем также ответственное отношение к последствиям своих решений и поступков, приобретаем в нем навык, естественность и спонтанность. В этой связи можно говорить о том, что существует вполне определенный алгоритм вхождения в поле ответственности: осознание – смысл – выбор – внимание – вера – воля, решимость, вдохновение (эмоция) – намерение – поступок – ответственность. Продолжая эту цепочку можно сказать, что ответственность формирует направление характера, а последний есть наша судьба.
Мне кажется, нужно также упомянуть о важном значении эмоций. (Недаром статья у тебя получилась пылкая и с пафосом :). Эмоции – это то, что толкает нас к действию, движению (e-motion), наше психическое топливо. Депрессивный человек (а депрессия это прежде всего эмоциональная сухость) не будет способен к ответственности. Наши эмоции тесно связаны с мышлением. Контролируя последнее, мы опосредовано контролируем и наши эмоции. Поэтому от того, на что направлено наше внимание и мышление будет зависеть наш эмоциональный настрой, вера и воля к жизни. Таким образом, ответственность может вырасти только в сознании с хорошей позитивной экологией.
Извини, что выпячиваюсь со своими рассуждениями, но действительно мне это интересно.
Олег Сатов
я тут подумала… даже если обучение страусов не засовывать голову
в задницуи ходить на своих ногах вдруг не будет востребовано, ты все равно разбогатеешь на “продаже индульгенций” :)в общем, без работы не останешься :)
Анна Симакова
Боюсь, но решил рискнуть :-)
Спасибо, Олег! Под каждой Вашей статьёй хочется многократно подписаться, голосуя при этом “ЗА” всеми руками и ногами. Ваше творчество поднимает дух и что-то внутри начинает сладко шевелиться. Удачи!
очень понравился такой яркий и точный образ! :)
а вдруг все страусы после этой статьи достанут головы из
задницымежду ног, да еще и пойдут на своих ногах, без работы не боишься остаться? :)О! Это моя привычка. Рассуждать, а не действовать. Осознавая это всё чаще и чаще становится всё невыносимее и невыносимее ничего не делать и… единственным решением остается только действовать! И от этого получаешь реальный кайф! :-)
На мой вкус, вы злоупотребляете философией. То есть, порассуждать обо всем об этом, конечно, можно. Но это только отдалит от простой главной мысли — в каждый момент времени мы вольны взять на себя ответственность за происходящее вокруг. Ничто и никогда этому не может помешать. Было бы желание…
А погружаться в рассуждения о природе решительности, воли к жизни и прочих тонких материй можно до бесконечности.. и это для многих еще один способ откладывать ответственность на потом. Не принимайте на свой счет.
Александр
Мне кажется, что у человека воля к жизни это не то же самое что и у животного. Человеческая воля к жизни приобретает еще одно экзистенциальное измерение – он осознает свою конечность, смерть и делает попытку трансцендировать свое существование (перенести его в новую неподвластную смерти форму), ибо такое положение дел для него невыносимо и является источником непреодолимой тревоги. С помощью религиозной практики (просветление, рождение свыше), философии или психологии человек пытается подняться на новый уровень существования, где ему будет гарантировано сохранение его личности и самосознания (Я – это я, Я – есть).
Тут сложно сказать. Это может быть и его стиль жизни, а может быть и регрессия к менее развитой форме, которая не накладывает дополнительного бремени ответственности. Все будет зависеть от степени выраженности невротичности. Таково мое мнение.
А какова природа Воли к Жизни? Возможно это просто инстинкт выживания? Как можно нащупать что именно это такое. Если человеку нравится спокойное, безответственное, но комфортное и безконфликтное существование – можно сказать что это его воля именно к ТАКОЙ жизни.
Спасибо. Очень просто и доходчиво. Можно спорить о нюансах, но по сути все именно так и устроено в этой жизни.
Можно только позавидовать:).
Может быть в этом случае ответственность есть уже целостная динамика характера человека? А решительность есть перманентное проявление этой динамики? Ведь решительный человек должен быть решительным во всем? Кажется Фрейд упоминал о “статической и динамической адаптации”. Первая – как реакция внешнего приспособления к конкретной ситуации. Вторая – как более глубокий ответ, затрагивающий динамику личности и ведущий к ее качественным изменениям.
Спасибо :)
А еще помимо Воли к жизни, можно нащупать в себе Волю к смерти. Это если проследить за некоторыми желаниями – избежать, скрыться, спрятаться, остановиться, расслабиться, уснуть – . Прекратить жизнедеятельность. Помогает в момент выбора между желаниями.
Заводная Птица
Дело в другом. Не важно, выдуманная проблема или реальная, важно отношение к ней. Решительность — это не продукт “реальной опасности”. Прямая угроза — это только частный случай, когда человек автоматически безо всяких оговорок принимает ответственность на себя.
Но суть послания в том, что состояние ответственности (ответственное отношение к решению своих проблем) — это совершенно простая и естественная штука. Можно относиться со всей ответственностью даже к самым незначительным проблемам… Или же можно убегать, пока не припрут к стенке.
Мне кажется, в случае столкновения с острой опасностью человек реагирует более инстинктивно. Хотя не исключается влияние рационального решения, все же разум здесь ведом инстинктом.
Когда же мы имеем дело именно с проблемой, а не с опасностью, то, наверное, на уровне инстинктов эта проблема не имеет достаточного веса для активизации всех психических ресурсов. Проще говоря, проблема – это абстракция ума, совокупность впечатлений, мыслей и эмоций. Она способна вызывать тревожность, но не способна толкать к действию.
Опасность ситуационна и предельно локальна, на ней легко сфокусировать внимание. Проблему трудно локализовать и не понятно с какой стороны к ней подойти, она вызывает смятение и торможение.
То есть, я хочу сказать, может быть в этих двух случаях работают разные психические механизмы?
аналогичная ситуация – почитал – задумался – спасибо ;)
Волшебный пендаль! Спасибо огромное! Ушел решать проблемы… :-)