Эволюционная ценность человеческого разума в способности к абстрактным построениям, которая позволяет смоделировать ситуацию в голове и просчитать дальнейшее развитие событий.
Обезьяна, например, соображает, что ящик поможет ей добраться до банана, подвешенного под потолком. Ее мозгов хватает, чтобы просчитать такую простую ситуацию, и она целенаправленно двигает ящик, забирается на него и допрыгивает до желанного лакомства. На большее ее рассудок не способен… или точнее сказать — большее ее не интересует. Ее заботит лишь то, что находится непосредственно в поле ее восприятия.
Человек же способен задумываться о решении проблем, выходящих далеко за пределы текущего момента и актуальной ситуации. Как, например, с самого раннего детства нас приучают к мысли о том, что все имеет свои последствия, и решения, принятые сегодня, оказывают влияние на размер пенсии в далекой старости. Такая способность заглядывать за угол, удерживать и просчитывать в голове множество обстоятельств, взаимосвязей и вероятностей открывает человеку путь в космос и обеспечивает лучшие возможности для выживания вида… но есть и цена, которую приходится за это платить.
Здесь можно провести параллель с прямохождением, которое позволило человеку высвободить передние конечности для орудий труда — от каменного топора до нейрохирургического скальпеля. По оценкам антропологов, эта трансформация произошла три миллиона лет назад, но до сих пор человек страдает от ряда заболеваний, которые связаны с ее последствиями. За все это время организм так и не перестроился, чтобы окончательно исключить заболевания, связанные с вертикальным положением тела: разного рода болезни позвоночника, опущение органов, варикоз, плоскостопие и прочие болячки.
В общем и целом, конечно, человеческий организм уже неплохо справляется с новыми обстоятельствами, и большинство болезней, все-таки, связано с нездоровым образом жизни, а не самим фактом прямохождения. Но, как бы то ни было, наш организм все еще содержит в себе ряд конструктивных особенностей, которые были вполне уместны и удобны для горизонтального положения тела, но несут в себе потенциал для возникновения серьезных проблем при вертикально-сидячем образе жизни.
Нечто подобное происходит и с человеческим рассудком, который, решая одни проблемы, неизбежно создает другие. С этими проблемами и приходится иметь дело психологам — выяснять, что делает человека больным и несчастным там, где сама по себе актуальная жизненная ситуация не является патогенной — человек, сыт, здоров и имеет крышу над головой. В ситуации, где любой приличный зверь был бы счастлив (насколько это вообще возможно для зверя), человек способен чувствовать себя настолько плохо, что готов в самом буквальном смысле наложить на себя руки. Как так получается? К этому ли стремилась революция эволюция?
Но сейчас речь не о глобальной проблеме человеческого рассудка, а об одном отдельном эффекте, который можно у себя отследить и, если повезет, минимизировать его негативные последствия.
Возьмем для иллюстрации подростка старшего школьного возраста, который в силу неведомых обстоятельств, оказался чуть внимательнее и осознаннее своих сверстников… ровно настолько, чтобы видеть наивность их сегодняшних убеждений и ценностей. Они еще играют в фантики, а он уже задумывается о своем месте в жизни. Они еще упиваются комиксами, а ему уже любопытна философия, психология или, скажем, экономика и политика. Они все еще ищут развлечений, а он уже ощущает тягу к познанию.
Можно было бы сказать, что такая акселерация сама по себе является симптомом психологической проблемы — например, трудностей социализации. Преждевременное смещение интересов в сферу «взрослых» проблем вполне может быть компенсацией детских неудач — попыткой дистанцироваться от сверстников, с которыми не удается выстроить удовлетворительных отношений. Но для демонстрации обсуждаемой ловушки это не важно, поскольку, в той или иной форме в нее попадают практически все, хотя, конечно, «умники» страдают от этой заморочки заметно сильнее.
Так вот, смотрит наш подросток на своих незамутненных сверстников и говорит: «А буду-ка я умнее!» Ведь есть же на свете мудрецы, которые все знают! А еще есть народная мудрость, а еще есть наука, а с недавних пор еще и Гугл с Яндексом! Если хорошенько поискать, то можно найти готовый ответ на любой вопрос. И не будет ли логичным прислушаться к этим ответам и таким образом перепрыгнуть через грабли, об которые разбивают лбы менее смышленые товарищи?
Это ведь действительно очень разумно: если какой-то общепризнанный мудрец изрекает общепризнанно мудрую мысль, то было бы глупо этим не воспользоваться и не принять чужую мудрость на вооружение. Например, если авторитетные товарищи заявляют, что в дремучем лесу опасно, и не ходите, мол, дети в Африку гулять, логично будет им поверить и не соваться в лесные дебри без большой пушки и специальной подготовки. Это ведь и есть наше эволюционное преимущество — способность обмениваться информацией, учитывать чужой опыт в своих собственных решениях и таким образом избегать опасных ошибок.
А что, если в известной умной книжке написано полюбить ближнего своего, а чувак, который это рекомендует, почитается всем человечеством? Или вот Ницше с его Заратустрой и мечтой о сверхчеловеке? Или Шопенгауэр с рассуждениями об отсутствии свободы воли? Или Кастанеда с рекомендацией перестать себя жалеть и победить чувство собственной важности? Умные же люди, наверняка советуют умные вещи — стоит прислушаться! А еще есть психология со множеством умных рекомендаций о вкусной и здоровой жизни — это вам не философия или религия какая-нибудь, это наука!
И вот, начитавшись умных книжек и статей о том, как правильно жить в современном мире, наш несмышленый, но сообразительный подросток считает, что получил таким образом конкурентное преимущество: «зная» разгадку, он надеется ускорить свое продвижение к Олимпу. Теперь он опирается на гораздо более правильные и глубокие принципы жизни, а значит он мудрее: одноклассники все еще верят в то, о чем говорят учителя и родители, а он уже далеко впереди — прислушивается к тому, что говорят поистине великие люди. Да-да, у него возникает ощущение, что он умнее большинства родителей и учителей — ведь он учится у настоящих мудрецов, а не у этих посредственностей!
Теперь он убежден, что знание “секретного ингредиента” позволит ему срезать углы и достичь вершины с меньшими усилиями. Как в том старом мультике, где ворона учит страуса летать: «Лучше день потерять, потом за полчаса долететь!» Идея о том, что существует некий правильный и эффективный способ жить, затмевает его рассудок и переключает внимание с самой жизни на поиск волшебного ключика к тайному ходу.
Это такое же иррациональное убеждение, как бытующая вера в то, что какая-нибудь хитроумная система управления временем и ресурсами, вроде GTD, волшебным образом поможет справляться с делами… без того, чтобы прилагать реальные усилия для их выполнения. И вот человек тратит пару месяцев, чтобы внедрить в свою жизнь новую технологию – самообмана- самоуправления, вместо того, чтобы за те же два месяца просто переделать все свои накопившиеся дела.
Допустим, наш бедолага залип на Кастанеде и пришел к выводу, что ему во что бы то ни стало нужно преодолеть жалость к себе. И вот он начинает практиковать — беспощадно заставляет себя бегать по утрам и записывается на секцию бокса, чтобы время от времени безжалостно получать по морде. Возможно, это поможет ему стать крепче в психологическом плане, но все его усилия идут насмарку, поскольку он избегает самой главной своей жалости и жалкости: страха перед настоящей жизнью и необходимостью решать реальные проблемы — найти работу, например.
А в то же время какой-нибудь бывший его одноклассник, не страдающий избытком интеллекта, идет работать на завод в коллектив обычных мужиков-работяг, и его там учит безжалостности сама жизнь: будешь сопли распускать, затопчут, и все. Может быть, он никогда и не узнает, что это называется «не жалеть себя», но он этой житейской истине научится без лишних слов и на собственной шкуре, а наш знаток духовной литературы так и останется теоретиком — ничего не умеющим и не нюхавшим пороха диванным воином.
Отсюда и происходит тип человека, который, будучи таким умным, почему-то совсем не богатый. Попытка срезать углы никогда не приводит к успеху и не ускоряет его достижения — она его, наоборот, тормозит! Уловка с подглядыванием ответа в конце учебника срабатывает только на школьных экзаменах и в самых простых бытовых ситуациях, но никогда не сделает человека счастливее и не поможет найти свое место в жизни.
Причем дело не в советах, которым человек пытается следовать. Они-то как раз могут быть очень правильными и поистине мудрыми. Никто, например, не станет спорить, что Библия — это настоящий учебник жизни. Проблема только в том, что изложенные в ней рекомендации может «услышать» и усвоить только «имеющий уши». И вот это очень важный момент, ведь наш умник именно таковым себя и считает — имеющим уши. И именно в этом он видит свое преимущество — в том, что он, в отличие от прочих, догадался прислушаться к мудрым библейским или каким-то там еще советам. Только вот одной прозорливости недостаточно: чтобы взять серьезный вес, нужны очень серьезные мышцы, а не юношеский гонор и идеализм.
Например, музыка. В исполнении сложного музыкального произведения нет никакого секрета — все ходы точно и скрупулезно записаны. Почему ж тогда ученик первого года музыкальной школы, отлично знающий нотную грамоту и имеющий первичные навыки игры на фортепиано, никак не может его исполнить? Во-первых, ему не хватает техники и слуха, во-вторых, он просто не способен переживать те эмоции, которые заложены в произведение, а значит его исполнение, даже если он отточит технику, останется чисто механическим, как шарманка.
Но есть и другая проблема. Если еще вчера он разучивал простенькую пьесу, которую можно исполнять двумя пальцами одной руки, а сегодня взялся за сольную партию какой-нибудь классической симфонии, то, даже научившись быстро и точно бить по клавишам и выучив наизусть все произведение, он не научится музыке! Он научится долбить по клавишам, но не станет от этого музыкантом.
То же самое и с жизнью. Наш умник, нахватавшись мудрых советов и научившись нескольким эффектным трюкам, считает, что научился жизни. Но стоит течению жизни повернуть в новое неожиданное русло, или поставить перед ним задачу, выходящую за пределы искусственно натренированных навыков, и он садится в лужу из собственных слез.
Перехитрить жизнь нельзя. Любая попытка опереться на готовые ответы, пусть даже самые точные и мудрые, — это прямой путь, если не в могилу, то на кушетку в кабинете психолога. Знание ответа, рецепта или правильной техники само по себе ничего не значит — в зачет идет только долгий путь проб и ошибок, пройденный от незнания к знанию. Постижение любой премудрости — это строго последовательный процесс, который нельзя ускорить, “заглядывая в конец учебника”. Чтобы прийти в конечную точку, нужно пройти весь алфавит от «А» до «Я». И даже если не суждено достичь вершины, лучше уж терпеливо пройти половину пути, чем наивно надеяться перепрыгнуть из начала в конец, не осознавая при этом, что стоишь на месте и вообще никуда не двигаешься.
# # #
Быть может, описание получилось слишком утрированным, но кто из нас не хватался за чужие умные мысли, в надежде, что они, если не спасут, то хотя бы резко повысят наши шансы на успех и избавят от необходимости самостоятельно разбираться в своих проблемах? Все эти умные советы из книг и интернетов, которые мы так любим: как наладить отношения, как заработать миллион, как воспитать ребенка, как найти свое место в жизни…
На любой вопрос сейчас можно найти готовый и очень мудрый совет. Но способны ли мы последовать этим советам? А уверены ли мы, что правильно их поняли? Вдруг имелось в виду что-то совсем другое? Не будет ли логичным предположить, что для правильного понимания слов умного человека, надо самому быть не менее умным? А раз мы в действительности ничего не поняли, значит, действуем слепо, наугад, но при этом верим, что поступаем правильно — ведь таков был умный совет. А когда оказываемся в тупике, мы не ищем иного ответа, потому что верим, что правильный ответ у нас уже есть… мы просто что-то сделали не так и нужно попробовать еще раз.
Как уже было сказано, больше всего от последствий такого рода заблуждений страдают выраженные «умники», потому что в силу своих интеллектуальных амбиций они пытаются перепрыгнуть с первой буквы алфавита сразу на последнюю. Но все остальные делают ровно то же самое. Разница только в том, что вместо 33 ступенек, они прыгают на 10–15, и поэтому обжигаются чуть меньше.
Относите вы себя к умникам или нет, посмотрите внимательнее: практически все ваши представления о жизни — с чужих слов. Мудрецы разного калибра. Психологи, философы, ученые. Родители, учителя, друзья. У всех у нас длинный список авторитетов, но даже если они что-то знают о жизни, какой от этого толк? Почему мы надеемся научиться музыке, не изучая музыку? Кого мы пытаемся обмануть, слепо и бездумно повторяя чужие умные мысли? Почему мы надеемся прожить счастливую жизнь, не изучая жизнь? Почему так много наших усилий направлено на избегание собственного опыта и собственного знания?
Свой опыт — это всегда больно, чужие советы — это всегда приятно, и поэтому выбор в пользу последнего очевиден. Если можно прожить жизнь, не думая своей головой и не набивая собственные шишки, кто же не воспользуется этой возможностью? Только тот, кто знает, что такой возможности нет!
Народная присказка про ценное умение учиться на чужих ошибках — это полная чушь. Ничему на чужих ошибках научиться нельзя! О них, конечно же, стоит знать, но нельзя этой осведомленностью подменить настоящее собственное знание. Чужой опыт может лишь предупредить об опасности. Нам говорят, что за поворотом прячется дракон, но знание о драконе — это еще не победа над ним. Узнав о нем заранее, мы всего лишь получили шанс подготовиться к предстоящей схватке и не забыть взять с собой копье, чтобы сражаться не голыми руками.
Вместо этого, обращаясь к чужим советам, мы надеемся избежать схватки со своим драконом. Знание об опасности мы используем не для того, чтобы лучше к ней подготовиться, не для того, чтобы извлечь из нее побольше драгоценного опыта, а для того, чтобы от нее ускользнуть. И это у нас отлично получается. Проблема, однако, в том, что невозможно избежать опасности, не избегая при этом самой жизни.
P. S.
Выношу из комментариев: …главную мысль в статье выразить получилось не очень хорошо. Смысл вот, в чем. Для многих (а для некоторых — особенно), идея о том, что стоит прислушаться к разного рода мудрецам, кажется очень и очень умной. При этом из виду упускается то, что узнать мнение мудреца и ассимилировать, глубоко понять его — это очень и очень разные вещи. И попытка следовать мудрым принципам, не поняв при этом глубокого их содержания, — это большая и опасная ловушка. Но изнутри эта ловушка очень хорошо маскируется и не выглядит таковой, поскольку, кажется, что можешь контролировать ситуацию: принять чужую мудрость на вооружение только временно, чтобы обрести свою собственную. А потом про эту внутреннюю оговорку очень легко забыть и начать верить, что мудрость уже достигнута. Вот где настоящая беда!
Разумеется, это не значит, что нельзя прислушиваться к чужим мнениям вообще. Можно. Только очень осторожно — используя их, как указание на место «где копать», чтобы все проверить и подтвердить на собственном опыте. И вот здесь надо сильно постараться, чтобы не вляпаться в блаженное заблуждение, что подтверждать чужие представления не нужно, ведь это же представления очень и очень мудрых людей. Нужно! И обязательно.
Каков бы ни был мудрец, как бы красиво он ни пел, как бы убедительно ни доказывал, и сколько бы людей ему ни верило — все это не повод расслабляться и развешивать уши. Будь он трижды прав — не важно. Легко при случае оспорить взгляды своих родителей — они ведь всего лишь обычные люди. Но когда человек начинает опираться на красивые и мощные идеи мудрецов, дурь из него потом кувалдой не выбьешь: он до самой смерти будет попугайски повторять заученные истины, совершенно не понимая, что они значат, и почему он, будучи таким умным, остается таким несчастным.
Верить нельзя. Ни во что и никому. Можно временно принимать на вооружение какие-то гипотезы, но только с расчетом на обязательную их перепроверку на собственном опыте. И вот это сделать как раз очень сложно, верить гораздо проще и психологически безопаснее. А помнить о том, что ничего толком не знаешь, и проверять все на собственном опыте, жить своим умом — это трудно и страшно. А между тем отказ от «своей головы» — это прямой путь к неврозу, и вот это очень трудно втолковать человеку, пришедшему на консультацию по поводу своей неудавшейся жизни, поскольку обычно он хочет взаимоисключающих вещей: безопасности в опасном мире, силы без усилий, свободы без ответственности, приобретений без потерь. Не хочу учиться — хочу жениться. Не хочу ни в чем разбираться — хочу просто быть счастливым.
Верить в чужие поучения — глупо.
Верить мудрецам — еще и опасно.
Олег, но как тогда выживать в обществе. Понятно, что, если решил свою наготу не скрывать, придется практически полностью отойти от своего нынешнего окружения. А на работе? Ведь там тоже приходится одевать маску… иначе, жить становиться вдвойне сложней. Если сам о себе знаешь правду, зачем обязательно другим ее показывать… Вы говорите, что можно забыть, что одежка не своя. А если наоборот никак не получается, даже, если порой очень хочется?
Так забыть можно именно в случае отождествления. Когда ты убедил себя, что эта одежда заменит тебе кожу, когда что не ты балуешься выбором одежды на свой вкус и размер, а пытаешься втиснуться в шмотки, которые тебе явно (больше или ещё) не по фигуре. Или, того хуже, обтачиваешь свои ноги и голову, как золушкины сёстры)
Самые интересные вещи и занятия – те, в которых смысла нет. imnho)
Хочется поверить тезисам статьи, и тут же подвергнуть их сомнению :)
Дело не в отождествлении, а в том, что, одевая чужие одежки, можно забыть,что король – голый. И совершенно не важно уже, влюбляешься в эти одежки или нет, модные или нет, носишь одно и то же или меняешь под настроение. Король под ними – голый. И одежки в этом случае надеваются не потому, что холодно и не, чтобы красиво, а чтобы скрыть (от себя) свою наготу. Если же наготы своей не боишься, то смысл в одежде отпадает. Совсем.
Головой понимаю, о чём речь. Но никак не отзывается. Для меня чужие идеи всегда были чем-то вроде разной одежды – их подбираeшь по принципу “нравится”, “подходит под настроение” и “удобно”. И носишь, пока не надоест. Иногда даже находишь вещи, словно на тебя шитые, и просто влюбляешься в них. Но мне никогда не приходилo в голову отождествлять себя с платьем или портным))
Да-да, примерно это мне и пришло в голову после нескольких прочтений. И вот теперь, кажется, правильно понял… Спасибо.
От жизни (и драконов), конечно, не убежишь. Речь о том, чтобы разглядеть привычную установку сознания, направленную на то, чтобы вопреки всему продолжать попытки убежать. Собака не может отделаться от своего хвоста, но одна спокойно с ним сосуществует и занимается обычными своими собачьими делами, другая – вертится на месте, пытаясь себе его отгрызть. Здесь примерно то же самое – пытаться или не пытаться убежать от своих “хвостов”, от своих проблем, от вопросов, которые звучат внутри.
Но главную мысль в статье выразить получилось не очень хорошо. Смысл в том, что для многих (а для некоторых – особенно), идея о том, что стоит прислушаться к разного рода мудрецам, кажется очень и очень умной. При этом из вида упускается то, что узнать мнение мудреца и ассимилировать, глубоко понять его – это очень и очень разные вещи. И попытка следовать мудрым принципам, не поняв при этом глубокого их содержания, – это большая и опасная ловушка. Но изнутри эта ловушка очень хорошо маскируется и не выглядит таковой, поскольку кажется, что можешь контролировать ситуацию – принять чужую мудрость на вооружение только временно, чтобы обрести свою собственную. А потом про эту внутреннюю оговорку очень легко забыть и начать верить, что мудрость уже достигнута. Вот где настоящая беда!
Разумеется, это не значит, что нельзя прислушиваться к чужим мнениям вообще. Можно. Только очень осторожно – используя их, как указание на место “где копать”, чтобы все проверить и подтвердить на собственном опыте. И вот здесь надо сильно постараться, чтобы не вляпаться в блаженное заблуждение, что подтверждать чужие представления не нужно, ведь это же представления очень и очень мудрых людей. Нужно! И обязательно.
Каков бы ни был мудрец, как бы красиво он ни пел, как бы убедительно ни доказывал, и сколько бы людей ему ни верило — все это не повод расслабляться и развешивать уши. Будь он трижды прав – не важно. Легко при случае оспорить взгляды своих родителей – они ведь всего лишь обычные люди. Но когда человек начинает опираться на красивые и мощные идеи мудрецов, дурь из него потом кувалдой не выбьешь – он до самой смерти будет попугайски повторять заученные истины, совершенно не понимая, что они значат, и почему он, будучи такой умным, остается таким несчастным.
Верить нельзя. Ни во что. Можно временно принимать на вооружение какие-то гипотезы, но только с расчетом на обязательную их перепроверку на собственном опыте. И вот это сделать как раз очень сложно, поскольку верить гораздо проще и психологически безопаснее. А помнить о том, что ничего толком не знаешь, и проверять все на собственном опыте, жить своим умом – это трудно и страшно. А между тем отказ от “своей головы” – это прямой путь к неврозу, и вот это очень трудно втолковать человеку, пришедшему на консультацию по поводу своей неудавшейся жизни, поскольку обычно он хочет взаимоисключающих вещей – безопасности в опасном мире, силы без усилий, свободы без ответственности, приобретений без потерь. Не хочу учиться – хочу жениться. Не хочу ни в чем разбираться – хочу просто быть счастливым.
Верить в чужие поучения – глупо. Верить мудрецам – еще и опасно.
Если говорить о некоем “пути”, то следует подразумивать и его “начало”. Что ты подразумеваешь под “началом пути” в своих рассуждениях? Между чем и чем этот путь… на что ты опираешься?
Что-то внутри меня откликнулось на то, что я вместо приобретения собственного опыта, что действительно порой очень больно, везде, где можно ищу готовые “правильные” ответы на возникающие жизненные вопросы (трудности), чтобы применив их, избавиться от страданий и недовольства своей жизнью.
Но с другой стороны, разве я могу не проживать свою жизнь? – Ведь именно то, что со мной сейчас происходит. Так что я все равно борюсь со своим “драконом”, получаю своей опыт и т.д.
Не могу это совместить в голове, противоречиво слишком…
А ты сейчас не “правильный” ответ ищешь?)
Никакого особого трепета перед эволюцией, просто более глобальный взгляд на ситуацию – с учетом того пути, который привел человека к сегодняшней (часто невротической) ситуации… и того, что, вероятно, путь далеко не окончен.
А для меня Олег все больше и больше превращается в экзистенциального, если не философа, то по крайней мере мыслителя современности. Я абсолютно без пафоса или попытки сделать неуклюжий комплимент, просто такая субъективная точка зрения моя.
Вот поэтому и спрашиваю, – как можно избежать встречи со своим “драконом”? Ведь это (он) и есть я. Преодолеть себя, т.е. победить своего “дракона” – отрубить голову вечно недовольному и стремящемуся к недостижимому “счастью” Эго. Это надо сделать? Тогда получится просто жить своей жизнью, не заглядывая в книги в поисках “правильных” ответов. Так?
Статья мне понравилась… как и всегда в общем-то. Только один момент – в последних статьях, как мне показалось, уделятся больше внимания “эволюции” какой-то. Олег, это такое новое увлечение? Крючёк для привлечения внимания? У меня подобные рассуждения оставляют дурной привкус, как рассуждения о “Царстве Небесном”, например. О какой именно эволюции идёт речь? Из обезьяны в человека?
ощущение что это первая часть статьи (или первая статья из серии) – интересно как же органично получать этот самый “жизненный опыт”? всё ли из того что со мной случилось можно маркировать как опыт? или же это события, а опыт что-то иное? все ли “правильные слова” и “великие мысли” – ментальный мусор или их можно с пользой (польза = став счастливее, здоровее, расширив многогранность восприятия мира и себя) интегрировать в сознание?
Короче опыт приобретенный без действия – какашка.
Ну и… Какой можно сделать вывод-то?
Получается, что человек, чья жизненная ситуация абсолютно не является патогенной (т.е. внешне все в целом хорошо), однако он чувствует себя настолько плохо, что готов в буквальном смысле наложить на себя руки, просто не живет своей жизнью? Избегает ее, пользуясь чужим жизненным опытом, читая “умные” книги, статьи и т.д. в поисках готовых ответов. А всего-лишь навсего нужно перестать избегать своей жизни, получить собственный опыт, как бы ни было больно? Так?
Но как вообще можно избежать схватки со своим драконом, как бы сильно этого не хотелось? Все равно он тебя найдет. Или я не прав?
Не стоит без проверки принимать как “своё” всё что говорят другие. Можно “примерить” на себя чужую мудрость, совет, опыт, подходит ли, и тогда решать что и как делать. Всё равно будет опытом, личным.
Бывает так, что можно положиться на чужой опыт, иначе проверка на собственной шкуре обернется плачевно, например если прыгнуть с большой высоты, можно покалечиться, проверять это нет необходимости; или зная последствия, рискнуть здоровьем, жизнью.
В общем, все гораздо хуже, чем думалось :grin:
“Тише едешь – дальше будешь”?
Может все “не умники”, были когда-то “умниками”. Как и откуда они узнали, что возможности перескакивать нет?