Мы приходим в эту жизнь абсолютно беспомощными — даже, чтобы начать дышать, нам нужен инициирующий шлепок по заднице. Расплата за эволюционное развитие — чем сложнее организм, тем сложнее и дольше период выхаживания. Но главная проблема не в биологии, а в сложном устройстве человеческого общества — именно поэтому мы вынуждены первые десятилетия своей жизни тратить на обучение, хотя на физиологическом уровне организм становится самостоятельным гораздо раньше.
Нас готовят к взрослой жизни, учат ответственности за свои решения, приучают к тому, что очень скоро нужно будет произвести на свет свое собственное потомство и тем самым замкнуть общепринятый жизненный цикл. И мы покорно или даже с воодушевлением следуем этой программе… не успев еще стать собой.
Вылупиться из яйца — этого может быть достаточно для какой-нибудь ящерицы. Но красота человеческого вида не в том, чтобы родиться и родить — это удел форм жизни не способных на что-либо большее. Однако люди проживают свою жизнь именно в этом круговороте: родиться, выжить, родить и успеть немного поразвлечься перед смертью. Если хорошо развлекся — молодец. Если плохо — неудачник. Вот и вся жизнь.
Ящерица становится ящерицей в момент рождения. А когда человек становится человеком? На биологическом уровне ответ тот же самый — в момент рождения. Но если мы приписываем человеку наличие сознания, индивидуальности, души и считаем это уникальной особенностью, которая выделяет человека среди других видов, то ответ перестает быть таким уж очевидным.
Зачаточное сознание присутствует с рождения. Но индивидуальное сознание, личность, душа обретаются далеко не сразу. И даже тот знаменательный момент, когда ребенок распознает себя как самостоятельного субъекта, ничего еще не значит. Это всего лишь тот рубеж, когда операционная система полностью загрузилась и подтвердила свою исправность.
Считается, что значительная часть будущей индивидуальности заложена в человека на генетическом уровне. Вкусы, предпочтения, темперамент, тип психического метаболизма и все такое прочее — если когда-нибудь окончательно расшифруют человеческий геном, астрологи останутся без работы. Да и многие психологи тоже.
Но длинный список встроенных от рождения характеристик — это ли делает человека человеком? Ведь даже на ящерицах природа постоянно экспериментирует, внося хаотичные изменения в генетический код и создавая индивидуальный рисунок чешуек или превращая первобытного ящера в птеродактиля. Такого рода индивидуальность присуща всем, человек здесь ничем не выделяется — такой же плод бесконечного биологического эксперимента.
Чем человек отличается от всех остальных, так это осознанием своей индивидуальности и… ответственностью за нее. Во всяком случае, мог бы этим отличаться, но часто этой ответственностью грубо пренебрегает.
С абсолютной точки зрения, можно было бы сказать, что именно так и проявляется индивидуальность многих людей — в отказе от собственной индивидуальности. И это будет вполне справедливое замечание. Распоряжаться своей жизнью можно как угодно, надо только понимать, что у каждого выбора свои последствия, и отказ от индивидуальности — или от индивидуации, как это называл Юнг — не проходит безболезненно.
Составьте список всех психологических проблем, с которыми люди обращаются за помощью к психологам, и половина (а то и две трети) будут проблемами недопроявленной индивидуальности — следствием того, что человек так или иначе отрекся от самого себя и пытается проживать жизнь по чужому сценарию.
Неуверенность в себе, проблемы в отношениях и работе, трудности самоопределения на разных уровнях — везде мы обнаружим недостаток осознанности человека в отношении собственной индивидуальности и/или отказ нести ответственность за свои индивидуальные особенности. Растиражированный лозунг «быть собой» в большинстве случаев воспринимается абсолютно неправильно, и вместо индивидуации толкает человека на путь бесконечной и бессмысленной конфронтации с собой.
Путь воплощения собственной индивидуальности тоже создает проблемы, и порой весьма серьезные, но они имеют совершенно иной вкус и характер. Одно дело бороться за живучесть доставшегося в наследство тонущего корабля и совсем другое — строить новый, свой собственный. И то, и другое очень сложно. И тут человек сам должен решить, на что лучше потратить свою жизнь — на выживание старого или на созидание нового.
САМ СЕБЕ ДРУГ
отношения с собой
Недовольство и недоверие к себе, страхи и сомнения на свой собственный счет, стыд, стеснение и желание себя переделать — источником всех этих психологических мучений является вовсе не то, что человеку досталась такая уж отвратительная индивидуальность. Психологам очень часто приходится напоминать своим пациентам историю гадкого утенка, который тоже видел в себе одно сплошное недоразумение. Реальной же проблемой здесь является не индивидуальность, а именно отказ от нее.
И если человек в силу тех или иных причин отказывается признавать за собой право на существование, если в своей индивидуальности он видит проблему, а не решение, то можно ли ожидать, что его отношения с собой и другими людьми будут хоть сколько-нибудь нормальными и комфортными?
И даже если мы говорим не о прекрасном белом лебеде среди серых и унылых уток, а о белой вороне, чей окрас является генетическим и статистическим отклонением от нормы, это ничего не меняет. Заведомо не нормальная белая ворона будет тем более несчастна, чем сильнее она будет пытаться стать обычной и нормальной. Как бы грубо это ни звучало, счастье урода — в его уродстве. Счастье белой вороны напрямую зависит от того, признает она свое кардинальное отличие от остальных или нет. Признает — шанс есть. Не признает — ни единого шанса не будет.
И вот здесь происходит принципиальная ошибка в понимании происходящего вокруг. Обычно мы исходим из того, что есть нормальные люди и те, кто от этой нормы отклоняются. Мы верим, что у человека тоже есть свой стандартный цвет оперения, и отталкиваясь от этой гипотезы мы выстраиваем отношение к себе — признаем себя или отвергаем. И это чистое безумие, потому что все мы поголовно — белые вороны, все мы в той или иной степени уроды. Нормальные люди — это фикция, сказка придуманная такими же белыми воронами, оказавшимися чуть хитрее прочих.
И если мы говорим про близкие человеческие отношения, то здесь хоть плачь, хоть смейся, потому большинство человеческих пар — это белые вороны, выбравшие друг друга, чтобы удобнее было прикидываться нормальными, серыми. Отношения выстраиваются не между индивидуальностями, а между масками и самообманами. Так ли удивительно, что большинство таких пар распадается?
Необходимым условием нормальных отношений с другими людьми, являются нормальные отношения с собой. Настоящая дружба и настоящие человеческие отношения возможны только там, где человек сам себе друг и сам к себе относится по-человечески. А это и есть признание и уважение к своей индивидуальности, какой бы странной она ни казалась на фоне других людей.
А этому нас совсем не учат. Мы даже от родителей по-настоящему отделиться не можем и всю жизнь продолжаем оглядываться на их мнение. А ведь наличие кровного родства совершенно не означает родства душевного. Это только у яблони все плоды — яблоки. У человека же все гораздо сложнее и интереснее. Но мы продолжаем ждать от себя стандартности, похожести, нормальности и с ужасающим упорством замеряем свою мягкость градусником.
Красота человеческих отношений — во взаимодействии индивидуальностей. И большинства проблем в отношениях можно было бы избежать, признав свою индивидуальность и признав право на индивидуальность за своим партнером. Ревность, страхи, обиды, претензии — всего этого бы не было, если бы люди не боялись самих себя и не гонялись за нелепыми стандартами и стереотипами.
Если смотреть на другого человека, как на единственного в своем роде, то какие тут могут быть конфликты, обиды или ложные ожидания? Никаких! Уникальное — уникально! Оно либо нравится таким, какое оно есть, либо нет. Какие тут могут быть претензии или разочарования?
Если я — это я, а ты — это ты, если мы — инопланетяне из разных далеких-далеких галактик, то какие психологические проблемы могут быть между нами? А сколько всего удивительного и интересного может между нами произойти потому, что мы родом из разных галактик и именно это ценим друг в друге!
И то же самое по отношению к себе: какие вообще могут быть психологические проблемы, если видеть в себе уникальное единственное в своем роде существо? Если нет той линейки, по которой можно себя измерить, если все имеющиеся шкалы — чужие, откуда взяться поводу для внутреннего конфликта? И не в этом ли тогда наша главная ответственность — признать за собой право на уникальность и реализовать ее в жизни по полной программе?
САМ СЕБЕ СТАЯ
отношения с миром людей
Другой класс психологических проблем, которых бы не было, если бы люди чтили свою собственную индивидуальность — это проблемы социального самоопределения. Выбор своего дела в жизни, определение комфортного для себя положения в обществе, образ жизни, нравственные ориентиры и всевозможные конфликты с собой и другими людьми на этой почве — всех этих проблем и трудностей можно было избежать, если бы в нашем обществе право на индивидуальность было нормой.
Да, все вокруг повторяют — «Надо быть собой! Личность и индивидуальность — это здорово и заслуживает уважения!» Только вот дальше следует приписка мелким шрифтом в духе известного заявления Генри Форда — вы можете выбрать индивидуальность любого цвета, при условии, что этот цвет будет серым. И, отчасти, именно это порождает довольно характерные для современного общества явления радужного окраса — там где индивидуальность де факто запрещена, рано или поздно она полезет изо всех щелей под высоким давлением.
Сама по себе индивидуальность — это не бунт против системы. Во всяком случае, если система не пытается эту индивидуальность подавить. Но даже тогда речь не о том, чтобы сломать сложившиеся устои. Да и вообще проблема не в системе! Заблокировать индивидуальность невозможно, можно лишь создать информационно-культурную среду, где уникальность будет поощряться лишь номинально, а на деле всячески обесцениваться и вытесняться. И если в таких условиях человек предает самого себя, то ответственность за это несет он сам.
Никто не может лишить нас индивидуальности, никто не может нам ее запретить. Отказывается от себя человек самостоятельно — из страха перед трудностями и возможными столкновениями, из невнимательности и нежелании включить собственную голову, из своего стадного чувства и так далее. Как бы ни любили драматизировать фантасты, социологи и философы, мы не живем в «1984» году, и у нас более чем достаточно личной свободы, чтобы сохранить свою индивидуальность. Промывание мозгов, которому мы все подвергаемся, довольно щадящее, и если бы было такое желание, устоять и сохранить себя мог бы каждый.
Но на деле люди предпочитают ничего не замечать, поскольку утрата индивидуальности в нашем мире выглядит тем ярче и пестрее, чем более безликим соглашается быть человек. Глянцевый мир развлечений и социальных игр выглядит таким разноцветным, что никто не замечает его серости и однообразия. От нас не требуют носить безликие однотонные комбинезоны, и поэтому мир не кажется душной антиутопией. От нас требуют обратного — проживать жизнь так, чтобы от обилия цветов у неподготовленного зрителя случалась эпилепсия. И кому какое дело, что мир от этого становится похож на припадочный психоделический трип…
Отсюда и все очевидные психологические проблемы: непонимание себя и своих желаний, незнание, куда приткнуть себя в профессиональном плане, отсутствие вкуса и радости в жизни, хождение по кругу и бесконечная скука. Как можно ощутить настоящую радость в жизни, если не знаешь своих истинных вкусов, желаний и стремлений? А как можно узнать себя, если все время пытаешься быть как все и гоняешься за лучшим местом у кормушки?
Вместо единственно возможного счастья — быть собой и воплощать свою индивидуальность — люди соглашаются на суррогатную радость и суррогатное счастье от очередной дозы социального признания и всеобщего восхищения. Построил дом — вот тебе доза «счастья». Родил ребенка — вот тебе порция одобрения. Посадил дерево и выложил фотки — вот тебе лайки и восхищение. Приятно, да, но если именно это вы до сих пор считаете счастьем, то как вообще у вас в руках оказалась эта статья?
Свое место — это ни что иное, как практическое воплощение собственной индивидуальности. И чтобы это самое место найти, нужно сначала найти себя — не получится сначала выпить чай, а потом его заварить.
Отношения с собой, отношения с людьми, отношения с обществом — все это завязано на индивидуальность, которая есть у каждого, но далеко не каждым осознается, признается и реализуется. Все хотят быть счастливыми, все хотят найти себя, свое место, но почему-то мало кто понимает, что для этого нужно преодолеть свой стайный инстинкт, перестать равняться на других и самому стать для себя вожаком и стаей. Ведь, только обретя самого себя можно разгадать эту загадку — найти свое место среди людей.
САМ СЕБЕ УЧИТЕЛЬ
отношения с жизнью
Возвращаемся к беспомощности и самостоятельности. Начать свой путь нам помогают родители. Именно так — свой путь. В идеальном мире их функция не в том, чтобы сделать из нас свое подобие, а в том, чтобы дать нам старт и разбег. Но в реальности события развиваются по иному сценарию — родительские страхи, сомнения в себе и внутренние конфликты заставляют их нарушать порядок вещей, и вместо самостоятельности и автономии они поддерживают детей в их беспомощности.
Если дело заходит слишком далеко и привитая несамостоятельность становится реальной проблемой во взрослой жизни, на выручку приходят психологи. И если им хватает на то профессиональной ответственности и компетентности, они исправляют допущенную родителями ошибку и помогают человеку выйти наконец на орбиту — в самостоятельный полет.
Но это еще не конец путешествия. Выход на уровень осознанного самоопределения — это большой подвиг, совершают который очень немногие, но самое важное и интересное здесь только начинается. Нахождение своего места среди людей, сохранение и реализация индивидуальности на уровне общей социальной матрицы — это только фундамент для выхода на следующий этап развития.
Работа психолога в традиционном понимании здесь заканчивается — теперь человек уже сам способен справляться со своими внутренними конфликтами и противоречиями. Но на смену прежним проблемам приходят новые — человек сталкивается с вопросами, которые должны бы привести его к раскрытию новых, более глубоких слоев индивидуальности. Однако и здесь тоже часто побеждают наши слабости, и ответ на экзистенциальные вопросы мы начинаем искать не у себя внутри, а где-то далеко снаружи.
На смену родителям и психологам здесь приходят «учителя» — шаманы, философы, мудрецы — проводники в жизнь. В традиционном обществе эту роль берут на себя старики — люди, прожившие свой век и уже прошедшие через все кризисы самоопределения… в том числе, и через тот, где человек выясняет свои отношения не с другими людьми и ищет свое место не в стае, а в самой Жизни.
Человеческое общество — это далеко не вся жизнь. Разгадать загадку своего места в человеческой песочнице бывает сложно, но гораздо сложнее ответить на вопрос о своем месте в настоящей Жизни — той, что за пределами игрового поля и зрительских трибун.
Но наши старики уже совсем не те, а иного института учителей в нашем обществе вообще не предусмотрено (религия не в счет). Это могло бы подтолкнуть нас к новому витку индивидуации, но и на этом этапе мы тоже часто следуем пути наименьшего сопротивления и ищем того, кто разделит с нами ответственность за жизнь. Ищем своего Учителя — часто в иных культурах, чужих традициях и далеких странах — не обращая внимания на то, что сам этот поиск выдает наши истинные намерения с потрохами.
Родителей, которые ответственно и осознанно выполняют свою роль, позволяя детям раскрывать свой собственный уникальный узор, очень мало. И еще меньше на свете учителей, которые способны стать истинными проводниками в Жизнь. Добросовестный учитель столкнет ученика с самим собой и заставит его искать ответ в глубинах собственной души, но такие — большая редкость. Зато очень много тех, кто рядится в учительские одежды и предлагает своим ученикам готовые ответы, как им распорядиться своей жизнью.
А между тем, ответ на вопрос о своем месте в жизни не сильно сложнее предыдущего — о месте в стае. Все, что здесь требуется — снова прислушаться и услышать самого себя. Разгадка всех тайн самоопределения — в нашей индивидуальности. Надо лишь преодолеть свои страхи и сомнения, перестать гоняться за учителями и довериться своему собственному чутью. Да, на новом уровне и чутье требуется более тонкое, но его тренировка — задача чисто техническая.
Нет на свете такого вопроса, на который бы у нас внутри не было своего ответа. Пусть рядом с этим ответом звучат сомнения, пусть это всего лишь гипотеза, предположение, пусть это риск обмануться и загнать себя в ловушку. Но именно распутывание клубка своих сомнений, перепроверка собственных гипотез и преодоление неизбежных заблуждений — это и есть Путь! Тот путь, где учитель может помочь единственным возможным способом — правдами или неправдами заставить искать и находить свои собственные ответы.
Этот путь и будет новым этапом раскрытия и реализации своей индивидуальности — той тропой, следуя которой человек обретает самого себя и находит свое место в том глубоком смысле, что позволит ему чувствовать свою жизнь прожитой не зря.
САМ СЕБЕ БУДДА
отношения с реальностью
А это отдельный большой разговор о том, что выход за пределы самого себя тоже строго индивидуален. Хорошо бы здесь иметь своего Будду под рукой, но в конечном счете и этот участок пути человек проходит исключительно самостоятельно, реализуя все ту же свою индивидуальность. Продолжим этот разговор позже…