Продолжаем в качестве гимнастики для ума оправдывать всякие человеческие глупости. Не ждите больших откровений от текста: это просто еще одна точка зрения на вопрос, который здесь неоднократно уже обсуждался.
Как положено, разберемся сначала с понятиями, чтобы не спутать по невнимательности два разных явления, обозначаемые одними и теми же словами. Прежде всего, когда речь заходит о неуверенности в себе, нужно различать локальную неуверенность в своих силах и глобальную тенденцию не доверять своим возможностям.
Первое может быть вполне адекватной оценкой ситуации, когда, например, человек впервые оказывается за рулем автомобиля — он чувствует себя неуверенно, и эта неуверенность вполне соответствует ситуации. Будь он уверен, это следовало бы считать опасной патологией в самооценке. Второе, с другой стороны, представляет собой склонность оценивать свои возможности излишне критично и относиться к самому себе с общим недоверием.
То есть, у нас есть две разных сущности: адекватная трезвая неуверенность в своих силах, там, где эти силы еще не проверены в бою, и менее адекватная боязливая неуверенность в себе, там где внутренние требования человека оказываются выше требований, предъявляемых фактической ситуацией.
В отношении первого типа неуверенности в себе все просто. Ответ на вопрос о том, как обрести искомую уверенность очевиден: нужно просто накопить соответствующий опыт. Многократные повторения, пробы и ошибки — это единственный способ почувствовать себя уверенно в каком-либо деле и ситуации. Психологическая работа тут ничем не поможет: чтобы научиться уверенно водить машину, нужно просто очень много водить машину.
А вот со вторым классом неуверенности есть ряд тонкостей, на которые стоит обратить особое внимание. Во-первых, существует тенденция считать такого рода неуверенность формой невроза нуждающегося в лечении. Во-вторых, ей противопоставляется тенденция к самоуверенности, как эталон здорового уравновешенного состояния. И то, и другое — ошибка.
Для понимания сути проблемы можно привести пример из сферы кибернетики. Там есть понятие автомата с обратной связью — такого устройства, в котором конструктивно заложена возможность самостоятельной корректировки собственного функционирования через оценку его результатов. Самый простой пример — термостат, регулирующий температуру в помещении. Работать он может только имея обратную связь — датчик температуры.
Обычно термостат допускает изменения температуры в некоторых допустимых пределах — например, в 2−3 градуса от заданного значения. Делается это для того, чтобы не перегружать клапан теплоносителя частыми включениями-выключениями. Упала температура на пару градусов — клапан открылся. Поднялась на пару градусов выше нужного предела — клапан закрылся. Так и работает нормально отрегулированная система с обратной связью.
А теперь представьте этакий «самоуверенный» термостат, который игнорирует обратную связь и считает, что он сам разберется, когда открывать клапан. Очевидно, что в этом случае температура в помещении будет плавать как попало. И другой вариант — «неуверенный в себе» термостат, который зациклен на постоянном самоконтроле и слишком старается удержать идеальную температуру. В этом случае, вероятно, клапан вскоре выйдет из строя из-за постоянных переключений, и задача поддержания нужной температуры тоже не будет выполнена.
То есть обратная связь для работы любой хоть сколько-нибудь сложной системы необходима, но также необходим и некий баланс в том, чтобы самоконтроль системы был адекватен поставленной задаче и возможностям самой системы.
И вот из этой аналогии должно быть очень хорошо понятно, что такое «неуверенность в себе», и что из себя представляет та «уверенность», которая ей обычно противопоставляется. Первое, по сути, это избыток саморефлексии, который приводит к замыканию человека на постоянных самопроверках и потери связи с реальной ситуацией. Второе — это, соответственно, недостаток саморефлексии, когда человек действует наобум и тоже вне связи с реальной ситуацией.
В обоих случаях поведение будет не вполне адекватным, но, в силу сложившихся стереотипов, безрассудное самоуверенное поведение обычно считается более правильным и привлекательным, чем поведение слишком осторожное и неуверенное. Но, строго говоря, никакой принципиальной разницы между двумя этими перекосами нет: и то, и другое в равной степени плохо.
Кроме того, во многих ситуациях сверхосторожность будет более уместна, чем излишняя самоуверенность. Как, например, в той же ситуации с машиной, когда человек первый раз оказывается за рулем. Самоуверенность здесь очень быстро приведет к аварии, а неуверенность — всего лишь к тому, что машина не сдвинется с места или будет ехать слишком медленно.
Сложившееся в нашем обществе убеждение, что перекос в сторону самоуверенности и недостатка саморефлексии — это что-то более предпочтительное, ничем, кроме рекламы, на деле не подкреплен.
Уверенность в себе у нас приравнена к перекосу в сторону самоуверенности, и именно на этот эталон все равняются, и именно поэтому самоуверенные люди на свою жизнь не жалуются. Они просто не замечают минусов и побочных эффектов собственного перекоса… в том числе, в силу все того же недостатка саморефлексии. А люди склонные к избыточной рефлексии, с другой стороны, оказываются под двойным огнем из собственной критики и общепринятых стереотипов и, не выдерживая этого давления, часто начинают считать свою естественную тенденцию поломкой, которую следует починить.
Статистически к самоуверенной позиции более склонны экстраверты. Они, как и во многих прочих вопросах, принимают свой собственный внутренний мир как данность, и все проблемы видят в окружающем мире. «Со мной все в порядке, а с миром что-то не так!» — такова их жизненная позиция. Интроверты же все выворачивают в другую сторону — «С миром все в порядке, а со мной что-то не так!» — это и отражает их тенденцию к излишней самокритичности. Но обе эти точки зрения совершенно равнозначны с практической точки зрения.
Проблема возникает только в том случае, когда наблюдается значительный перекос в той или иной тенденции, а не в самом факте наличия тенденции. Склонность считать, что «со мной, вероятно, все в порядке», прекрасна и удобна до тех пор, пока она не переходит какую-то разумную черту. Склонность к позиции «со мной, возможно, что-то не так» ничем не хуже и тоже становится проблемой, если только выходит за пределы разумного.
А мораль всей этой истории в том, что неуверенному в себе человеку стоит перестать воевать с собственной тенденцией к неуверенности и излишней саморефлексии — все равно ничего изменить не получится. Добиться ему нужно совершенно другого: уверенности в отношении собственной неуверенности. Человек должен однажды осознать, что тенденция к направленному на самого себя пессимизму не является проблемой. Это всего лишь отправная точке в оценке себя и ситуации, и она не хуже и не лучше, чем любая другая, если только на ней не застревать.
Ну а тому, кто склонен к самоуверенности и недостатку саморефлексии, следует научиться обратному — время от времени ставить под сомнение непоколебимую убежденность в собственной правоте и не забывать, что его внутренний оптимизм тоже не является адекватной оценкой собственных возможностей, а служит лишь отправной точкой, которую ни в коем случае нельзя принимать за окончательный ответ.
Самоуверенный человек говорит: «Допустим, со мной все в порядке, тогда…» Неуверенный в себе человек говорит: «Допустим, со мной что-то не так, тогда…» И оба они не должны упускать из виду то, с чего начали, — первичное допущение, которое еще предстоит подтвердить или опровергнуть.
Таким образом, истинная уверенность в себе — это не перекос в полюс самоуверенности и не отсутствие неуверенности, а трезвая осознанность в отношении своих врожденных тенденций, понимание их сильных и слабых сторон, и, как результат, — адекватная оценка самого себя и всей окружающей действительности. И нет никакой проблемы и разницы в том, с какой именно позиции начинается эта оценка — с оптимистичной или пессимистичной. Если не будет застревания на собственном перекосе, два человека с противоположными тенденциями всегда придут к одному и тому же ответу… при прочих равных, разумеется.
Так что… уверенность — не уверенность, лапша — не лапша… главное — хвост осознанность и доверие к самому себе вместе со всеми своими свойствами и тенденциями. И ними, и с вами все в порядке!