Чем сильнее вы стремитесь быть идеальным, чем скорее убегаете от своей Тени, тем сильнее внутренний конфликт и тем меньше сил остается на то, чтобы по-настоящему проживать СВОЮ жизнь и наслаждаться ею. Тень говорит — «Сделай счастливым себя», Персона говорит — «Сделай счастливыми других». Чью сторону вы выбираете?
Живя в обществе людей, так или иначе нужно соблюдать стратегический баланс — быть хорошим настолько, насколько это обеспечит социальный комфорт, быть плохим настолько, насколько это требуется для сохранения собственной независимости и покоя. Нельзя быть только хорошим и счастливым, нельзя быть только плохим и счастливым — однажды, необходимо будет понять, что ни того, ни другого просто не существует — есть только жизнь, в которой все взаимосвязанно и нет никаких четких границ.
И чтобы ощутить размытость всяких границ, нужно увидеть отсутствие этих границ в самом себе. Увидеть, как хорошее перетекает в плохое, а плохое — в хорошее. Увидеть, как добра темная сторона и как зла светлая. Увидеть, как ум, опираясь на совершенно условные схемы, делит на части то, что разделить никак нельзя.
Проблема и задача психологического развития не в том, чтобы сделать из себя идеального человека, настоящего мужчину или настоящую женщину, а в том, чтобы со всей ясностью понять относительность всяких идеалов и анти-идеалов и позволить, наконец, себе быть собой, ничего из себя не изображая и ничего от себя не пряча.
Займемся этим…
Выслеживание тени
Самое первое и самое важное, что нужно сделать, — это найти в себе проявления каждого из тех качеств, которые оказались в «плохом» списке. Делать это нужно терпеливо и неспеша, потому что затронутое вскользь воспоминание не даст того умопрочищающего эффекта, который нам нужен.
По каждому пункту нужно вспомнить 3–5 ситуаций, где вы проявляли это качество со всей отчетливостью. Сначала попробуйте вспомнить сами, а потом, если есть у кого, можете спросить у других людей.
Со стороны темную сторону видно лучше, ведь точно так же, как вас раздражают ни в чем не повинные люди, точно так же и вы раздражаете окружающих, не совершая ничего по вашему мнению предосудительного. Но если будете спрашивать, делайте это осторожно, а то психологическая практика может превратиться и в перебранку с членовредительством :-)
Вот, для примера, список «плохих» качеств:
- Лживость
- Назойливость
- Капризность
- Глупость
- Властолюбие
Берем первый пункт «Лживость» и ищем в своих воспоминаниях, где эта самая лживость проявлялась. Разумеется, искать нужно не какую-то абстрактную лживость, а то самое внутреннее переживание, которое вы назвали этим словом, составляя свой список. Для кого-то лживость — это беззастенчивое вранье в глаза, а кто-то будет подразумевать под этим неясное скользкое чувство избегания ответственности.
Нужно все время помнить, что пункты списка — это ярлычки к переживаниям, а не сами переживания.
Далеко не всегда получается вспомнить проявления того или иного качества с первого захода. Чем больше сил потрачено на подавление, тем лучше маскируется проявление этого качества и тем сложнее восстановить с ним связь. Та же «лживость» может проявляться на каждом шагу, но память просто не может сфокусироваться на том, что так долго подвергалось гонениям. Поэтому, если не получается что-то вспомнить сразу, нужно дать себе время (день, неделю, месяц — сколько потребуется).
Ключевой момент в поиске таких воспоминаний состоит в том, чтобы найти все свои отвергнутые черты в своем же опыте — так, чтобы сформировалось четкое понимание того, что все эти «негативные» качества действительно есть в вас самих и вы их действительно регулярно проявляете.
Вспоминать нужно до тех пор, пока не останется никаких сомнений, что соринка в чужом глазу — это отражение бревна в вашем. Лживость, глупость, капризность, властолюбие или что там еще оказалось в вашем списке — это ваша повседневность. Десять-двадцать-тридцать лет вы проявляете все эти качества и изо всех сил стараетесь убедить себя, что ничего подобного в вас нет. Но оно есть, и это нужно признать.
Второй этап работы, который плавно вытекает из первого — это самонаблюдение. Сначала мы перебирали воспоминания, чтобы сориентироваться, где, как и в каких ситуациях может проявляться темная сторона, а теперь возвращаемся в сегодняшний день и ищем, как «негативные» качества проявляются сейчас.
Это процесс растянутый во времени — начавшись однажды, он может вообще никогда не закончиться. Научиться быть внимательным к своим проявлениям — это очень полезный навык, который сильно облегчает дальнейшее развитие.
Суть самонаблюдения состоит в том, чтобы продолжать вести привычный образ жизни, не пытаясь в нем специально что-либо изменить. Все что нужно — это по мере сил следить за тем, не всплывет ли само собой какое-то из качеств. Может это будет никому не нужное вранье (лживость), может вы заметите, что настойчиво пристаете к кому-то со своей ерундой (назойливость), может с умным видом сморозите такую чушь, что стыдно за себя станет (глупость) — и так далее.
Нужно жить дальше, добавив к привычному потоку сознания дополнительный вектор — выслеживание в своем поведении теневых качеств. Именно этот процесс приносит в итоге осознание, необходимое для дальнейших перемен.
И опять же, нужно понимать, что все это психологический, а не научный эксперимент. Результаты могут быть совершенно не такими, какими они представляются или их может не быть вовсе. Поэтому, лучше всего воспринимать все это, как игру, а не лечебную процедуру, прописанную врачом. Оставьте себе простор для творчества и всяких неожиданностей.
Хорошая сторона плохих качеств
За вытеснением негативных качеств стоит определенная логика, которая и делает их негативными. Однако эту логическую последовательность довольно легко разрушить и тем самым немного ослабить внутреннее напряжение.
Например, лживость, может быть осознанной стратегической дезинформацией. Или, если речь идет о самообмане, то лживость выполняет роль предохранительного механизма, без которого психика могла бы пойти вразнос.
Назойливость — настойчивость. Капризность — избирательность, чувствительность. хороший вкус. Глупость — готовность к новому и неизвестному. Властолюбие — амбициозность, социальное выживание. И так далее по вашему списку.
А для тренировки можно вообще любые качества так трансформировать и затем проделать противоположное упражнение — рассмотреть плохую сторону всевозможных хороших качеств.
В эту игру нужно играть постоянно, до тех пор, пока будете ловить себя на том, что какое-то качество кажется вам абсолютно хорошим или абсолютно плохим.
Хорошим знаком будет, если внутри появится чувство неопределенности — неспособность однозначно рассудить, какое качество плохое, а какое хорошее. Из такого состояния уже гораздо проще позволить себе проявлять весь спектр своих душевных качеств.
Дружба с Тенью
После того, как заглянули в глаза своей Тени, главное не испугаться, а принимать все философски спокойно. Никто не идеален — у всех есть шкаф набитый костями, что ж… Жизнь продолжается.
Теперь остается только принять Тень в свою жизнь — сознательно позволить проявляться тем качествам, которые раньше были под строгим запретом. Нужно перестать бояться быть нехорошим человеком. Подумайте — чем это вас так пугает? Чего вы так боитесь лишиться, если вы перестанете изображать из себя хорошего? Хотите ли вы всю жизнь прожить в этом страхе?
Когда я проделывал все эти эксперименты на себе, я целенаправленно учился быть «плохим» человеком в соответствии со своим списком — учился материться, учился отказывать без объяснений, учился ставить свои интересы на первое место, учился требовать, учился проявлять агрессию.
И эта работа продолжается до сих пор, хотя уже и не в такой формальной форме. Сейчас я чисто автоматически отслеживаю, свои реакции на других людей и прислушиваюсь к себе — не таится ли во мне еще что-то мне неизвестное. Также много ценных подсказок приходит от других людей, которые между делом могут подметить какую-то черту, которую в себе очень не хочется признавать.
По каждому пункту из списка нужно найти те сферы жизни, в которых они могли бы свободно проявляться. Не нужно бояться того, что подъем на поверхность негативных черт сделает из вас какого-то злодея. Выраженную и пугающую негативность все эти черты имеют только потому, что находятся под запретом и проявляются вне сознательного контроля. Если же им найти приемлемый выход, то ничего страшного или остро отрицательного в них уже не останется.
Какие-то из этих черт вам проявить будет проще, потому что вы всегда чувствовали, что вам хочется чего-то подобного, но все никак не хватало какого-то внутреннего разрешения. Так дайте его себе — если что, можете потом показать пальцем на меня.
Другие качества проявить будет сложнее, поскольку они будут вас пугать. Тут себя чересчур насиловать не нужно, но когда ситуация сама вызреет таким образом, что проявление опасной черты будет уместно и полезно — напрягитесь и выпустите наружу то, что само просится. Приложить усилия, чтобы переступить через страх, все равно придется — но это и есть то действие, без которого перемены остаются только в уме.
Так и происходит «узнавание себя», и вместе с ним снимается внутреннее напряжение из-за несоответствия каким-то рамкам. И отсюда же приходит доверие к самому себе — когда внутри больше нет темных углов, когда шкаф больше не гремит костями, восприятие жизни и поведение становится более цельным и уравновешенным. Когда больше не нужно рвать себя на части, жить становится проще.
Комментарии к вашим спискам
Спасибо всем, кто прислал свои списки. За исключением пары человек, общая недоработка — слишком длинные формулировки для душевных качеств. Я трижды обращал внимание на то, что пункты списка должны быть в одно-два слова — общие фразы в психологии просто не работают. Нужно бить в десятку, потому что все остальное — это уже промах.
И еще один общий момент — не нужно путать профессиональные или житейские навыки с душевными качествами. Мы здесь говорим о свойствах души, а не об умениях — это совершенно разные плоскости. Быть «лучшим дворником страны» — это умение, быть «ответственным» — это душевное качество.
В остальном, списки получились вполне нормальными, и насколько я понял, никто об их составлении не пожалел, поскольку уже в процессе выполнения этой подготовительной работы многое в голове проясняется само собой.
Закрепление материала
- Знакомство с Тенью. Составляем списки и узнаем, где искать проявления своей Тени.
- Выслеживание Тени. Находим очевидные проявления негативных качеств в своей жизни.
- Интеграция Тени. Шаг за шагом, даем выход всем своим запретным качествам.
Почувствуйте себя злым гением — сделайте гадость! :-)
Меня бесит до отвращения слабость в людях. Да, слабость и зависимость от чужого мнения. Когда человек заглядывает мне в рот и смотрит обожающими щенячьим глазами. Я знаю что это есть во мне. Но как мне это в себе принять, если зависимость от чужого мнения и слабость – это всего лишь Эго. И дело все в том что именно эти качества в первую очередь меня раздражают больше всего. Что-то я запуталась…
Олег,присоединяюсь к уже прозвучавшей где то на сайте просьбе,о написании книги.После прочтения мною этой статьи,случилось нечто,для меня совсем не обычное-у меня не хватает слов,чтобы выразить своё восхищение.Мне самой всегда хотелось помочь людям избавиться от этих стереотипов:плохое-хорошее,но я не знала,как.Теперь поняла,что для этого нужно самому эти стереотипы иметь и самому попробовать от них избавиться.Всё правильно,кто то должен быть первопроходцем и составителем карт.А после него идти уже несравненно легче.
Кстати книгу можно было бы назвать так – “Я”.И коротко и скромно,запоминается легко,но самое главное-такое название привлечёт иммено тех покупателей,которые во всех этих статьях нуждаются.
MInkovsky,за Олега отвечать не собираюсь,но выскажу своё мнение.Фромм прав,ведь такие наши особенности,как зависть,ложь,глупость,даже та же агрессия,как раз человеческими и являются.Только зачем развивать то,что в тебе уже есть?Достаточно признать.
Если я вас правильно понял, Олег, главным принципом, на котором строится ваша терапия есть ОСОЗНАНИЕ в себе того, что раньше было скрыто от сознания. А преобразование человека в целостную личность происходит как бы само собой, как следствие этого осознания? В основе душевного конфликта всегда лежит противоречие между настоящими и мнимыми желаниями? Разрешение конфликта привносит новое качество в жизнь и высвобождает изрядную долю энергии, позволяет человеку смотреть на все более сдержанно, т.с. по-философски?
Лично для меня здесь есть две неувязки. Первая: получается что и щастье осознавшего, просветленного – это уже не человеческое счастье, а как-бы тоже философское. Может вы возразите, что такова реальность и спорить с этим – себе в убыток. Но, зачем-то, природа создала человека совершенно особым образом. Он наделен чувствами, умеет радоваться, восхищаться, грустить и плакать,сострадать, сожалеть, стыдится некоторых своих поступков. Наконец, у него есть чувство юмора – совершенно ни с чем не сравнимое чувство!
Второе: где в вашей теории место для воли человека? Складывается впечатление, что люди оказались заложниками своего же “темного чулана” и нет у них другого выхода, как только обжить этот чулан и сделать своим домом?
Эрих Фромм, которого я очень уважаю, определил человека как экзистенциальное противоречие, состоящие в том, что человек по своим физиологическим функциям принадлежит к миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже безповоротно отделен от животного мира. Он социализировался и мотивируется уже совсем другими вещами. Эта его раздвоенность возникает из совершенно уникальной ситуации, в которой вообще оказался человек. Для Фромма очевидно, что сущность первичного душевного конфликта состоит как раз в тоске человека за своей некогда дикой природой, где нет бремени ответственности за себя. Разрешение же конфликта Фромм видит отнюдь не в примирении со своей природой. Он говорит, что для человека уже не существует пути назад. Либо он полностью развивает в себе “человеческое”, либо он обречен на разрушение – психическое и физическое.
Э.Фромм – “Душа человека”, “Психоанализ и Дзен-буддизм”.
Олег, буду чрезвычайно признателен за комментарий моего сообщения, хотелось бы услышать ваше мнение.
Незадолго до того, как наткнуться на эту статью, я не вполне осознанно начала бороться со своим страхом “выглядеть глупо и самоуверенно”. Только сейчас меня осенило, чем же я сейчас занимаюсь. Жизнь так складывается, что пока я сижу в своей раковине, избегаю высказывать глупости авторитетным тоном, я не могу сдвинуться вперед. Нужна наглость чтобы выразить свое мнение, каким бы оно ни было, а я ее себе не позволяла. Спасибо за полезное открытие.
Интересно
Насте:
Настя:
“но честное слово, это ужасно, что я должна себя вести по-другому ради них. ”
Настя, никто никому ничего не должен и Вы тоже нет.
“Возможно, когда я буду жить отдельно и не буду зависеть от них, то все равно приходя в гости строить из себя хорошую дочь.”
Вполне может быть… и это ваше решение.
Удачи!
у меня в списке были агрессия, глупость, высокомерие.
свою лень я уже давно поняла как нежелание делать то, что не хочется и не представляет интереса, но почему-то надо сделать (подписалась на работу).
глупость признавать жутко не хотелось, потому что вроде вполне себе сообразительный человек. хотя я знала за собой и привычку задавать постоянно глупые вопросы, попадала в положения, которые считала глупыми, – в частности из-за таких вопросов. а если посмотреть на глупость как на открытость новым знаниям… то оно таки да.
высокомерие – видимо, это хорошее мнение о себе плюс закрытость и страх общения, из-за которого людям кажется, что я совершенно не интересуюсь ими и смотрю свысока. хотя я как раз всегда с удовольствием слушаю, интересуюсь человеком и ситуацией, вопросы наводящие задаю. хотя не всегда, ясное дело.
а вот с агрессией все очень и очень туго. в детстве я легко дралась с мальчишками, в школе колошматила их учебниками, взрывалась легко и могла в приступе ярости кого угодно побить. никак не могу понять, когда это все ушло внутрь и стало проявляться снаружи – в виду жуткого человека, агрессивного дурака, которого я десять лет ненавидела, но была вынуждена жить с ним.
и тут у меня вопрос: как можно проявлять агрессию? если это подавляется (то есть не если, а у меня подавляется), то как это можно выпускать?
чорт, какой-то бред несу. наверное, если наблюдать, то все само увидится? и ситуации подавления и пути выпускания?
Иде. Да я живу вместе с ними. Вы правы, иногда я сама ловлю себе на мысли, что данный мой поступок родители бы осудили. Честно говоря не хочу портить с ними отношения, им и без меня проблем хватает. но честное слово, это ужасно, что я должна себя вести по-другому ради них. Возможно, когда я буду жить отдельно и не буду зависеть от них, то все равно приходя в гости строить из себя хорошую дочь.
Марина Ивановна!
Спасибо, огромное!
Теперь я ознакомлюсь с содержанием всей книги!
Ida, “(еще ни разу не встречалась с такими характеристиками)”
Если Вам будет интересно: книга Дж. Стивенса. “Приручи своих Драконов”
Глава о Семи стадиях развития человеческого сознания
http://nkozlov.ru/library/psychology/d1450/?resultpage=4
(прочитайте, пожалуйста, эту главу,ссылка именно на нее).
Олег Сатов:
“да, к каждому человеку и каждому уровню понимания нужен свой подход”
Добрый день, Олег.
Мне было бы очень интересно ознакомиться с Вашими характеристиками уровней понимания людей. (еще ни разу не встречалась с такими характеристиками)
Хотелось бы как можно больше информации, то есть более подробное описание каждого уровня. Есть в ваших планах написать такую статью и если да, то когда можно на нее расчитывать?
Заранее благодарна.
@Марина Ивановна
Вникать в текст по ссылке возможности нет, но то, что вы говорите о процессе развития и изменения, для меня звучит вполне разумно. Однако в процессе естественного саморазвития вполне может присутствовать ощущение субъективной в него вовлеченности — как если бы перемены приходили потому что прилагаются определенные усилия, а не усилия случаются, потому что пришло время для перемен. Это все интересно с философской точки зрения, но не так уж важно с практической.
А по второму пункту… да, к каждому человеку и каждому уровню понимания нужен свой подход. Это нормально, и подстраиваться под конкретного человека в процессе работы не так уж и трудно. Так что, особых проблем я здесь тоже не вижу.
Олег, нашла Ваш сайт несколько дней назад, оказалось это именно то, в чем я нуждаюсь на данное время. Прочитала еще не все статьи, но с вашими мыслями, в прочитанном я согласна. Я хочу задать Вам вопросы, возможно, относящиеся к теме данной статьи косвенно: прочитала книгу Дж. Стивенса. “Приручи своих Драконов”
Глава о Семи стадиях развития человеческого сознания
http://nkozlov.ru/library/psychology/d1450/?resultpage=4
(ели Вы не встречались с этой книгой раньше, прочитайте, пожалуйста, эту главу,там всего 3-4 страницы, ссылка именно на нее).
Так вот сами вопросы:
-Что Вы об этом думаете?
-И если, на ваш взгляд, эта теория имеет место, является ли процесс развития сознания нам неподвластным (особенно на ранних стадиях т.е. самого стремления самостоятельного познания себя и мира не возникнет), так же как и ребенок или взрослый не может повлиять на свой рост, развитие и старение.В итоге не мы меняем свое сознание, а само сознание, самостоятельно созревая создает иллюзию, что мы произвольно его меняем, а на самом деле это становится потребностью и не меняться мы уже не можем.
-И вытекая из предыдущего вопроса: не будет ли бесполезным, а порой и жестоким для людей с ранней стадией сознания беседовать на “взрослом” уровне (к этому уровню Вы по моему мнению принадлежите), точно так же, как например, убеждать ребенка, что Деда Мороза не существует, он либо не поверит, либо ожесточится, в ответ на разрушение своих иллюзий. Но прийдет время и нужда в доброй сказке пропадет сама собой.
И еще раз, спасибо за ваш сайт, лично мне он сейчас нужен и интересен.
Для Настя:
может быть список качеств помечен только вами, а родители к ним отношения не имеют…
Думаю, что для начала нужно разобраться именно в этом.
Отвергаете только Вы или родители тоже?
“Как теперь уживаться с родителями?”
Да никак не уживаться. Нужно стать независимой от их условий любви к вам. Как? Очень просто, просто хорошенько поразмыслить и понять что руководит родителями и всегда видеть черту между родителями и собой самой, а лучше всего видеть ее между собой и всеми людьми (в моей жизни правило номер один). Они это они а я это я.
При этом должно оставаться уважение к ним как к личностям. Не нужно их ни в чем винить и себя в том числе, просто принять все как есть… и это сделать проще если понять более коренные, стартовые точки их поведению…
А Вы живете с родителями?
Ого ) У меня есть список качеств, которые с детства помечены мною (или моими родителями) как плохие. И для них я стараюсь быть “хорошей”. В другом окружении я веду себя иначе, потихоньку отпускаю себя на волю, перестаю ругать себя за качества из списка. Как теперь уживаться с родителями?
@BT_Uytya!
А вы попробуйте. :-)
У меня такое ощущение, что вы проскакали по верхам и, вместо того чтобы самостоятельно углубиться в исследование своей души, начинаете задавать вопросы. Представьте, что вам их некому задать и поищите ответы сами.
А если в Тени – не качества (вроде эгоизма, навязчивости или агрессивности), а, скорее, отсуствие оных? Например, лень, медлительность, душевная слабость – качества, не тянущие в тёмную сторону, а тормозяющие всякое движение. Если выпустить эти ручейки из парового котла – будет ли положительный эффект? Или нужно выпустить их в “резервацию”? Скажем, амебообразно лениться по выходным.
Или это и не Тень вовсе? Отблески чего-то более глубокого и “активного”, навязанная социумом иллюзия навроде самодисциплины, смесь каких-то иных подавленных качеств, результат работы соврешенно другого механизма… Или то, что я принял за раздражение – не раздражение, а какая-нибудь обида или гнев?
@Margaret
Не сомневаюсь, что знаете. Просто проговариваю вслух (в комментариях) то важное, чего, возможно, еще не поняли другие читатели.
Да, страшно. И если вы этот страх увидели — это здорово. Без этого осознания, без того, чтобы лбом врезаться в стену собственного страха, все остается только на словах.
Я знаю, Олег, что это необходимо.
Знала, что работать над собой трудно.
Только не предполагала, что ставить свои интересы на первое место может быть так страшно :)